Рефлексивное размышление о четырех аспектах, характеризующих саморегулируемое обучение.
Рефлексивное размышление о четырех аспектах, характеризующих саморегулируемое обучение.
Американский писатель, издатель и редактор Элберт Грин Хаббард говорил: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Эти слова в полной мере относятся к понятию саморегулируемого обучения.
Изучив сегодня эту тему, я составила свое понимание данного явления. Саморегуляция в моем понимании – это способность человека ставить цели, определять стратегии их достижения, приобретать практический опыт и формировать понимание в соответствии с собственными возможностями; способность к постоянному развитию. Говоря другими словами, саморегуляция – это самоорганизация. Проявляться она может в четырех аспектах, определенных Мартой Бронсон: эмоциональном, познавательном, социальном и мотивационном.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексивное размышление о четырех аспектах, характеризующих саморегулируемое обучение.»
10.09.2014 г.
Эссе
Рефлексивное размышление о четырех аспектах,
характеризующих саморегулируемое обучение.
Американский писатель, издатель и редактор Элберт Грин Хаббард говорил: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Эти слова в полной мере относятся к понятию саморегулируемого обучения.
Изучив сегодня эту тему, я составила свое понимание данного явления. Саморегуляция в моем понимании – это способность человека ставить цели, определять стратегии их достижения, приобретать практический опыт и формировать понимание в соответствии с собственными возможностями; способность к постоянному развитию. Говоря другими словами, саморегуляция – это самоорганизация. Проявляться она может в четырех аспектах, определенных Мартой Бронсон: эмоциональном, познавательном, социальном и мотивационном.
На примере сегодняшнего занятия я поняла, что определить модели саморегулируемого обучения в каждом аспекте для меня пока сложно. Я в своей практике не так много уделяю внимание этой проблеме, а она, на мой взгляд, должна помочь в решении основных принципов конструктивистского подхода к обучению. Ведь формирование ученика, способного глубоко понимать предмет, использовать и применять знания в жизни, неотрывно связано с понятием саморегуляции.
В меньшей степени в детях моего класса наблюдается саморегуляция в мотивационном и социальном аспекте. Почему же две эти области саморегуляции развиты недостаточно? Всё-таки, в первую очередь, приоритет в школе мы по привычке отдаем знаниям. Учим детей определять тему урока, ставить цель, вырабатывать план действий по ее достижении, проводить рефлексию и т.п. Поэтому когнитивный аспект саморегуляции в моих учениках развит в большей степени, как и возможности определять и корректировать свое поведение в эмоциональной области. Мои дети учатся в 8 классе, это достаточно взрослый школьный период, связанный еще и с переходным возрастом. Поэтому им свойственно анализировать как свое собственное, так и чужое поведение, вырабатывать стойкость, контролировать внимание. Все эти основы закладываются, в первую очередь, в семье (а у меня хороший контингент детей и родителей) и, конечно, благодаря сильному классному руководителю моих учеников в начальной школе.
А еще условия жизни, к сожалению, не позволяют нашим детям формировать в полной мере навыки саморегуляции в мотивационном и социальном аспектах. Зачем чего-то хотеть, к чему-то стремиться, если у тебя всё есть или всё будет, и для этого не надо прикладывать особых усилий? Крутой сотовый телефон, новые вещи, множество игрушек (знаю это на примере не только учеников, но и собственного сына) не воспитывают в детях стремления к достижению желаемого; у них и желаний-то уже не остается. Мой сын верит в Деда Мороза, и когда в 10 лет ему нужно было написать письмо со своим желанием, он не мог придумать, чего же ему попросить, и написал: «Мне ничего не надо, у меня всё есть». С одной стороны, вроде бы это и неплохо. А потом начинаешь сталкиваться с тем, что ребенок-то несамостоятельный, ругаешь его за это, а виноват сам – в том, что не создавал условия для его самореализации, подавал всё, что называется, на блюдечке. Родителей такого рода сейчас очень много. Вспоминаю себя в детстве – чтобы мама меня в школу водила и встречала? Чтобы при входе в школу пуговки мне расстегивала и шарфик развязывала? Да никогда в жизни! А сейчас… Дежуришь по школе, стоишь у вахты и видишь, что половина родителей растит несамостоятельных детей, которым очень трудно будет приспособиться к условиям взрослой жизни. Как говорил К. Ушинский: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
То же самое наблюдается и в связи с социальным аспектом. Как страшно сейчас говорить и слышать о том, что дети практически не имеют своего круга общения, у них нет друзей. Всё заменили гаджеты, ребенка не выгонишь на улицу с друзьями поиграть. Вот и растут те, кто не способен наладить контакт с ровесниками, не может сотрудничать, оценивать эмоции окружающих. Страшно…
В этом году в мой класс вернулся мальчик, отучившийся в 7 классе в НИШ. Умница, отличник, показал шестой результат при поступлении. Вернулся троечником. Почему? Учеба в НИШ была потребностью мамы, но никак не сына. Ему не хотелось там развиваться, совершенствовать себя. Почему? Ведь такая потребность в нашей школе у него была… Интересно будет понаблюдать за его возможностями саморегуляции именно в социальном и мотивационном аспекте во время практики.
Как создавать условия для развития саморегуляции? Конечно, давать детям свободу выбора – выбора способа действия, выбора пути решения проблем. На уроке необходимо использовать диалоговое обучение, техники и приемы критического мышления, так как они, на мой взгляд, в большей степени способствуют развитию навыков саморегуляции. Обязательно отслеживать этот процесс в своей педагогической практике. Учить детей ставить перед собой цели, быть инициативным. В моем нынешнем классе это особенно актуально: нет в них особых стремлений, они инертны, не умеют быть инициативными. Очень хочется верить, что «стрессовая» ситуация, в которой они сейчас оказались, будет способствовать тому, что они поддержат марку хорошего класса, проявят себя самостоятельно в школьных мероприятиях в мое отсутствие.
К чему может привести неразвитие навыков саморегуляции? К поколению потребителей, не способных преодолевать трудности жизни. Это явление мы уже наблюдаем. Моя хорошая подруга как-то сказала, что мы слишком балуем своих мальчишек-сыновей, а потом жалуемся, что всё меньше становится настоящих мужчин. А сколько браков сейчас распадается из-за того, что люди просто неспособны меняться, подстраиваться, быть терпимыми, самосовершенствовать себя.
Яркое доказательство тому – слова Л.Н. Толстого: «Совершенствоваться можно только в жизни и общении между людьми. И если человек, живя среди людей, полагает свою главную цель в совершенствовании, он в практических делах достигает больших результатов, чем человек, ищущий одного успеха».