Реферат "Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью"
Реферат "Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью"
«Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью».
В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человек с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования — от начального до высшего профессионального.
При наличии интеллектуальной нормы, возможно, говорить о равных возможностях обучения для лиц с ограниченной трудоспособностью в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях.
Лица с ограниченной трудоспособностью имеют в этом случае действительно равные с остальными возможности образования и последующей трудовой деятельности. Отсутствует отношение к человеку как к неполноценному и немощному существу. Человек получает равные права и имеет равные обязанности и как студент, и впоследствии как сотрудник учреждения, предприятия.
Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реферат "Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью"»
Реферат
«Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью».
Подготовила: Смирнова Е.Н.
г.Серафимович 2016г.
«Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью».
В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человек с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования — от начального до высшего профессионального. При наличии интеллектуальной нормы, возможно, говорить о равных возможностях обучения для лиц с ограниченной трудоспособностью в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях.
Лица с ограниченной трудоспособностью имеют в этом случае действительно равные с остальными возможности образования и последующей трудовой деятельности. Отсутствует отношение к человеку как к неполноценному и немощному существу. Человек получает равные права и имеет равные обязанности и как студент, и впоследствии как сотрудник учреждения, предприятия. Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности.
Современная жизнь требует от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.
В процессе трудового обучения у учащихся формируется правильное отношение к сообщаемым учителем сведениям и вырабатываемым навыкам. Производя на уроках труда необходимые процессы измерения, взвешивания, определяя в процессе работы форму, величину, объем, цвет и другие качества материала, с которыми он оперирует, умственно отсталый школьник убеждается в том, что полученные знания и сведения имеют для него важное практическое значение.
Умственно отсталому школьнику, как известно, учение дается с большим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Все это формирует у него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности.
Совсем другие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. ( Сама работа и получаемый продукт — поделки, игрушки, изделия — вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности).
В специальной школе 8 вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.
Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой — помогает навести порядок и в доме; ухаживая за животными, особенно в сельской местности, ребенок участвует в работе по хозяйству.
Особое внимание уделяется таким видам как ручной труд и общественно-полезный труд.
Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной школе 8 вида. Он направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Сначала учащиеся составляют план работы, а затем приступают к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а так же соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.
Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности умственно отсталых школьников в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют практическое и общественное значение. Такому осознанию содействует соединение обучения с общественно полезным трудом.
Умственно отсталые школьники в большей степени нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания.
Очень большое значение для трудового обучения и воспитания учащихся имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия и сельскохозяйственные организации, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых. Так как они значительно расширяют представления о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду.
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства. Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности, (умение работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности); коррекция недостатков умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.
К сожалению, дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции.
Помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений. Одной из важнейших задач трудового воспитания является формирование у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости. Эта задача является общей в воспитании любого ребенка, но в отношении умственно ограниченных детей приобретает особый смысл. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих , но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах.
В процессе трудовой деятельности дети учатся планировать работу, вербализировать действия, анализировать трудовой процесс и оценивать отношение к труду.
Итак, система трудового воспитания учащихся коррекционной школы реализуется в процессе обучения самообслуживанию, ручному, хозяйственно-бытовому и общественно-полезному труду, производственному обучению. Анализ всех этих видов трудовой деятельности показывает, что, начиная с обучения элементарным навыкам самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, ребенок с умственной отсталостью приобретает необходимые знания и представления, которые на более позднем этапе влияют на успешность его обучения производственной деятельностью и профессиональное самоопределение. Таким образом, система трудового воспитания представляет собой поэтапную, последовательную структуру, в которой успешность прохождения каждого этапа влияет на успешность прохождения этапа последующего.