kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация межпредметных связей на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении межпредметных связей, формирующих  умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы . А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в настоящее время на первый план выходит системно-деятельностный подход, в котором важным является

      -  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

     -создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация межпредметных связей на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС»

Реализация межпредметных связей на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС

С 2012-2013 учебного года наша школа МБОУ «Новолядинская СОШ» Тамбовского района Тамбовской области реализует Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, в которых актуальными являются компетентностный подход в обучении, усиление коммуникативной направленности преподавания. К. Д. Ушинский считал, что преодолеть хаос в голове ученика можно при согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о своем предмете, а об умственном развитии детей. То есть, будущее ученика зависит не от количества знаний, им усвоенных, а от сформированности умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении межпредметных связей, формирующих  умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы . А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в настоящее время на первый план выходит системно-деятельностный подход, в котором важным является

-  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

Межпредметные связи русского языка с предметами гуманитарно- художественного направления позволяют:

  • расширить, углубить филологические знания школьников;

  • сформировать познавательный интерес;

  • развивать речь;

  • интенсифицировать учебно-воспитательный процесс;

  • создавать у учащихся целостное представление о мире и человеке.

В связи с этим в содержание современного урока русского языка, в технологию его подачи привлекаю возможности других учебных дисциплин, реализуя межпредметные связи.  

В нашей школе выстроена система межпредметной  работы, которая подойдёт к любой существующей ныне программе.

Специфика межпредметных связей при обучении русскому языку в моей работе выражена в таких группах:

    1) русский язык – литература;   

2) русский язык – обществознание, история, культура;

3) русский язык – музыка, изобразительное искусство;

    4) русский язык – естествознание, математика.

Совокупность межпредметных связей русского языка раскрывает основные социальные функции языка как средства общения и как средства познания. В этом заключены важнейшие обобщающие функции учебного предмета «Русский язык» в обучении.

    Предметы гуманитарного цикла, взаимодействуя между собой, находят точки соприкосновения в том, что направлены на воспитание полноценной личности в духе гуманизма и духовно-нравственного развития.

  Межпредметная связь литературы с русским языком направляю на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текстов художественных произведений, на обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомству с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.

Реализуя межпредметные связи, использую активные формы обучения (семинары, лабораторные занятия, экскурсии и др.), характерные для разных школьных дисциплин. В ходе интересных мероприятий формируется материал для устных и письменных работ на уроках русского языка. Сочиняем статьи в газету, пишем сочинения по личным впечатлениям и т.п. Для создания творческой работы нужны знания из нескольких областей наук.

По инициативе учеников МБОУ «Новолядинская СОШ» с 1996 года выпускается газета «Школьное перо», которая стала продуктом социального проектирования. В редакции школьной газеты царит сотрудничество, ведётся диалог, социальный обмен идеями, информацией, ресурсами. Активно используются современные педагогические технологии, в том числе, и социально-педагогическое проектирование. Коллектив школьной газеты занял 3 место в областном конкурсе стенгазет «Помнит мир спасенный», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Руковожу творческим объединением “Тайны журналистики”, которое активно взаимодействует с общественно-культурными центрами муниципалитета.

Регулярно проводим в поселковой библиотеке библиотечные уроки, уроки- встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны. Библиотечные уроки информационно насыщены. Школьники самостоятельно заняты поиском необходимой информации в разных видах изданий (книгах, периодической печати, энциклопедиях).

Мои ученики 6Б класса – участники муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов - любят читать, работать в творческих группах: «Исследователи», «Любопытные читатели», «Литературоведы», «Поклонники театра». Школьникам понравились читательские конференции по произведениям В.П.Катаева «Сын полка» и А.А.Лиханова «Последние холода». Отклик об этих мероприятиях создан талантливой ученицей Пестеревой Александрой и опубликован в газете «Притамбовье». Школьница – активный корреспондент Областной школы журналистики.

Большое внимание уделяю гражданско–патриотическому воспитанию: провожу тематические занятия и занятия в ЭКОЦ «Культурология». Совершаем со школьниками экспедиции по изучению малой родины. Пропагандирую любовь к чтению. В читательских конференциях участвуют почетные жители Новой Ляды: участник Великой Отечественной войны Д.К.Муриев, председатель Совета ветеранов Великой Отечественной войны поселка Новая Ляда М.Д.Богомолов, труженица тыла Л.А. Пучнина.

Учащиеся МБОУ «Новолядинской СОШ» активно взаимодействуют с социумом. Совершают экскурсии по поселку, городу, району, в музеи, в библиотеки, выставочные залы. Творческое объединение «Тайны журналистики» способствует формированию активной жизненной позиции, позволяет саморазвиваться.

Труд учителя уважают. В День празднования дня поселка – 4 ноября – администрация района и рабочего поселка Новая Ляда неоднократно награждала меня Почетными грамотами.

Учебный предмет «Русский язык» отражает конкретные особенности исторической эпохи, в которую был создан. Это определяет связь русского языка с историей, обществознанием и культурой.

В нашей школе в 2013 году разработана и ведется программа специального курса «Язык. Культура. Общество» для учащихся 5 -7 классов. Курс действует в рамках предметных областей: «Филология», «Общественно-научные предметы» и «Искусство» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Цели интегрированного спецкурса «Язык. Культура. Общество»:

  • формирование культуроведческой, или лингвокультурной, компетенции;

  • овладение школьниками   языковой и коммуникативной компетенциями;

  • интегрированное изучение языка и национальной культуры, постижение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части жизни общества;

  • соотношение языка, культуры жизни и общества в целом.


Вот краткое содержание спецкурса за 6 класс: разделы «Язык и наука о нем», «Народ и язык», «Истоки родного языка и культуры», « Язык как культурная память народа», «Книжный язык. У истоков слов».

На занятиях спецкурса учащиеся планируют и выполняют учебные исследования, создают и представляют проекты на школьной научно – практической конференции «Я исследователь». Учениками 5-х классов защищены проекты: «Гимн славянской письменности», «Пером и чернилами». Учащиеся 6-х классов представили проекты: «Жизнь» именных частей речи», «Русский язык как духовная часть культуры русского народа», «Всё о букве Ё».

В метапредметном направлении спецкурс «Язык. Культура. Общество»

формирует представление о месте и роли языка в обществе, о внутрисистемных и межпредметных связях родного языка.

Изобразительное искусство формирует художественное мировоззрение учеников, эстетический вкус.

На уроках русского языка знакомлю ребят с портретами прозаиков и поэтов, выполненными мастерами кисти. Живопись - источник художественного вкуса и творческого вдохновения для учащихся.

А.С.Пушкин - один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники и скульпторы. На уроке комплексного повторения в 6 классе ( «Знаки препинания между однородными членами» ) знакомлю учащихся с портретами поэта, написанными О.А.Кипренским и В.А.Тропининым.

История создания этих картин, их сопоставительный анализ позволяет учащимся увидеть внутренний мир А.С.Пушкина. Ребята чувствуют, как каждый из художников открыл в поэте невидимые грани великого таланта. Литература по искусству помогла школьникам создать сочинение - описание по картинам. Группа исследователей представила и защитила проект «Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве первой трети XIX века».

Межпредметные связи на уроках русского языка помогают педагогу подготовить школьников для творческой, производственной и общественной деятельности.

Межпредметные связи в процессе обучения русскому языку способствуют:

  • активации учебно-познавательной деятельности учащихся;

  • повышению творческого потенциала;  

  • формированию самостоятельности мышления;

  • стимулируют познавательную мотивацию, особенно при решении творческих, нестандартных задач.

Межпредметные связи интегрируют знания, делают их метапредметными, т. е. надпредметными, формируют у детей общую картину мира, умение ориентироваться в жизненных ситуациях. «Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики». (Л. Н. Толстой)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Королькова Светлана Дмитриевна

Дата: 04.01.2016

Номер свидетельства: 272269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства