Реализация двойного дедуктивного принципа в структуре и содержании компьютерной прогаммы
Реализация двойного дедуктивного принципа в структуре и содержании компьютерной прогаммы
В процессе обучения ученик получает информацию из разных источников, таких как: учебники, интернет, учитель и т. д. Большинство данных источников используют дедуктивный принцип построения материала. В дедукции ход рассуждения идет от обобщений, выводов мы идем к отдельным конкретным фактам или суждениям меньшей степени общности.
Дедуктивный метод состоит в том, что учитель сам формулирует общее суждение, выражающее какое-то правило, закон, теорему и т. д., а затем применяет его, т. е. иллюстрирует частными примерами, случаями, фактами, событиями и т. д.
В ОКП дедуктивный принцип выражается в связях между строками и столбцами таблиц. Структура ОКП состоит из нескольких инфокарт в виде таблиц. Связи в таблицах образованны не только по горизонтали, но и по вертикали. Все эти связи основываются на дедуктивном принципе, то есть от общего к частному.
Это хорошо видно на примере 3 инфокарты. Это инфокарта - составление вопросного плана исследования учебно-научного текста по инновационной теме. По горизонтали в первой ячейке задается вопрос «Почему?», то есть общий вопрос, и далее по строке таблицы идет составление более конкретного вопроса по теме учебного исследования. По горизонтали идут вопросы «По какай причине?», «С какой целью?» и т. д., то есть уточняющие вопросы по теме, для более глубокого раскрытия темы.
Получается, по строкам и столбцам таблицы идет от общего к частному, следовательно, применяется дедуктивный принцип. Это и есть двойной дедуктивный принцип, реализованный в ОКП.
Данный принцип был реализован и при проведении диссертационного исследования. Для внедрения этого метода в учебный процесс школы были разработаны инфокарты-образцы по двум темам курса информатики. В этих инфокартах и был заключен двойной дедуктивный принцип. Так же учебный материал на уроках был построен на дедуктивном принципе. Это выражалось в ом, что учитель выводил общее определение или понятие, а затем переходил к частным случаям применения понятия или примерам, фактам.
Когда все это было готово, началось знакомство учеников со структурой ОКП, в том числе и с двойным дедуктивным методом. И сразу же появились трудности. Основная трудность заключалась в непонимании такой сложной для учеников табличной формы представления информации. Большинство таблиц школьного курса имеют связи только по горизонтали, но не по вертикали. Например, таблицы дат по истории: дата в первой ячейке связана с событием в следующей по строке ячейке, но не связанна с нижней датой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация двойного дедуктивного принципа в структуре и содержании компьютерной прогаммы»
РЕАЛИЗАЦИЯ ДВОЙНОГО ДЕДУКТИВНОГО ПРИНЦИПА В СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ.
Матыцин И.В.
В процессе обучения ученик получает информацию из разных источников, таких как: учебники, интернет, учитель и т. д. Большинство данных источников используют дедуктивный принцип построения материала. В дедукции ход рассуждения идет от обобщений, выводов мы идем к отдельным конкретным фактам или суждениям меньшей степени общности.
Дедуктивный метод состоит в том, что учитель сам формулирует общее суждение, выражающее какое-то правило, закон, теорему и т. д., а затем применяет его, т. е. иллюстрирует частными примерами, случаями, фактами, событиями и т. д.
В ОКП дедуктивный принцип выражается в связях между строками и столбцами таблиц. Структура ОКП состоит из нескольких инфокарт в виде таблиц. Связи в таблицах образованны не только по горизонтали, но и по вертикали. Все эти связи основываются на дедуктивном принципе, то есть от общего к частному.
Это хорошо видно на примере 3 инфокарты. Это инфокарта - составление вопросного плана исследования учебно-научного текста по инновационной теме. По горизонтали в первой ячейке задается вопрос «Почему?», то есть общий вопрос, и далее по строке таблицы идет составление более конкретного вопроса по теме учебного исследования. По горизонтали идут вопросы «По какай причине?», «С какой целью?» и т. д., то есть уточняющие вопросы по теме, для более глубокого раскрытия темы.
Получается, по строкам и столбцам таблицы идет от общего к частному, следовательно, применяется дедуктивный принцип. Это и есть двойной дедуктивный принцип, реализованный в ОКП.
Данный принцип был реализован и при проведении диссертационного исследования. Для внедрения этого метода в учебный процесс школы были разработаны инфокарты-образцы по двум темам курса информатики. В этих инфокартах и был заключен двойной дедуктивный принцип. Так же учебный материал на уроках был построен на дедуктивном принципе. Это выражалось в ом, что учитель выводил общее определение или понятие, а затем переходил к частным случаям применения понятия или примерам, фактам.
Когда все это было готово, началось знакомство учеников со структурой ОКП, в том числе и с двойным дедуктивным методом. И сразу же появились трудности. Основная трудность заключалась в непонимании такой сложной для учеников табличной формы представления информации. Большинство таблиц школьного курса имеют связи только по горизонтали, но не по вертикали. Например, таблицы дат по истории: дата в первой ячейке связана с событием в следующей по строке ячейке, но не связанна с нижней датой.
Для решения этой проблемы ученики решали специальные задачи, например, дан общий вопрос – «Как это возможно», необходимо придумать в какой ситуации и по какому поводу можно задать этот вопрос. Конечно же, все это должно оставаться в рамках темы урока.
Так же для этого применялся метод-игра «Угадай!». Суть игры очень проста, человек загадывает слово из темы урока и ученики, задавая уточняющие вопросы, пытаются угадать это слово. Тем самым ученики учатся переходить от общих вопросов к более частным и сужать круг вариантов.
Эти примеры задач охватывают вертикальные и горизонтальные дедуктивные связи в инфокартах, пусть сами задачи и просты на первый взгляд, но они на конкретных примерах показывают принцип действия и связи в инфокартах. После нескольких таких заданий дети начали сами строить инфокарты, не очень хорошо, но уже ячейки таблиц имели связи, а не просто набор информации.
Так же трудностью для учащихся стало выделение информантов для первой инфокарты. Для этого необходимо разделить текст на пять частей. Ошибки заключались в разбиении текста посередине мысли. Мысль начиналась в первом информанте и продолжалась во втором, хотя должна была закончиться в первом.
Данная проблема решилась путем постепенного сдвигания рамок информантов, пока мысль не окажется в одном из них.
Проблемы доставила работа с образцом. Оказалось, что ученикам тяжело работать напрямую с образцом. Ученики, видя в инфокарте текст, даже понимая его, не могли заменить его аналогом по своей теме. Например, текст в стандартных началах второй инфокарты «Особенность понятий алгоритма и применения в обучении», при изучении темы линейный алгоритм мог быть заменен на «Особенность понятий линейный алгоритма и применения в обучении», но это было сделано только после подсказки учителя.
Эта проблема решалась углубленным изучением структуры ОКП и каждой инфокарты в частности. Для обучения работы по образцу давались образцы ответов на вопросы по какой либо теме и ученики должны были составить ответы на вопросы по своей теме на основе готовых. Похожесть ответов на образцы варьировалась от очень далекого, до почти дословного. Так же каждая фраза в инфокартах менялась на аналогичную, но по другой близкой теме.
В ходе эксперимента учениками с помощью ОКП были изучены пять тем курса информатики, и к пятой теме большинство трудностей были преодолены, благодаря дополнительным зданиям и онлайн консультация в социальных сетях.
На данный момент эксперимент продолжается и с помощью ОКП ведется подготовка к итоговой контрольной работе по информатике.