Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
В процессе обучения ученик получает информацию из разных источников, таких как: учебники, интернет, учитель и т. д. Большинство данных источников используют дедуктивный принцип построения материала. В дедукции ход рассуждения идет от обобщений, выводов мы идем к отдельным конкретным фактам или суждениям меньшей степени общности.
Дедуктивный метод состоит в том, что учитель сам формулирует общее суждение, выражающее какое-то правило, закон, теорему и т. д., а затем применяет его, т. е. иллюстрирует частными примерами, случаями, фактами, событиями и т. д.
В ОКП дедуктивный принцип выражается в связях между строками и столбцами таблиц. Структура ОКП состоит из нескольких инфокарт в виде таблиц. Связи в таблицах образованны не только по горизонтали, но и по вертикали. Все эти связи основываются на дедуктивном принципе, то есть от общего к частному.
Это хорошо видно на примере 3 инфокарты. Это инфокарта - составление вопросного плана исследования учебно-научного текста по инновационной теме. По горизонтали в первой ячейке задается вопрос «Почему?», то есть общий вопрос, и далее по строке таблицы идет составление более конкретного вопроса по теме учебного исследования. По горизонтали идут вопросы «По какай причине?», «С какой целью?» и т. д., то есть уточняющие вопросы по теме, для более глубокого раскрытия темы.
Получается, по строкам и столбцам таблицы идет от общего к частному, следовательно, применяется дедуктивный принцип. Это и есть двойной дедуктивный принцип, реализованный в ОКП.
Данный принцип был реализован и при проведении диссертационного исследования. Для внедрения этого метода в учебный процесс школы были разработаны инфокарты-образцы по двум темам курса информатики. В этих инфокартах и был заключен двойной дедуктивный принцип. Так же учебный материал на уроках был построен на дедуктивном принципе. Это выражалось в ом, что учитель выводил общее определение или понятие, а затем переходил к частным случаям применения понятия или примерам, фактам.
Когда все это было готово, началось знакомство учеников со структурой ОКП, в том числе и с двойным дедуктивным методом. И сразу же появились трудности. Основная трудность заключалась в непонимании такой сложной для учеников табличной формы представления информации. Большинство таблиц школьного курса имеют связи только по горизонтали, но не по вертикали. Например, таблицы дат по истории: дата в первой ячейке связана с событием в следующей по строке ячейке, но не связанна с нижней датой.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт