Рекомендации педагогам и родителям подростков, переживающими кризис пубертатного возраста, проявляющими агрессивность и чрезмерную конфликтность при общении с окружающими:
Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
Сохранять спокойный эмоциональный тон и обсуждать поведение только после успокоения.
Помнить, что запрет и повышение голоса – неэффективные способы преодоления сложностей в общении с подростком. Только поняв причины его поведения, взрослые смогут надеяться, что конфликтность и агрессивность подростка будет снята.
Целесообразно игнорировать обидные слова, адресованные взрослому, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания подростка стоят за ними.
Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестаёт действовать. Взрослый будет неубедителен и бессилен. Также не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
Можно использовать коллективные игры, способствующие выработке у подростков терпимости и взаимовыручки для преодоления и предупреждения агрессивного и конфликтного поведения.
Никогда не позволять себе оскорблять подростка, не проецировать своё плохое настроение на нём.
Показывать подростку личный пример эффективного поведения. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка являются важными составляющими его здоровья в целом.