Рекомендации для педагогов "Профилактика вовлечения детей и подростков в группы деструктивной направленности"
Рекомендации для педагогов "Профилактика вовлечения детей и подростков в группы деструктивной направленности"
Методические рекомендации могут быть использованы для проведения педагогического совета или на родительских собраниях. Знакомят с видами информационных угроз, с которыми может столкнуться ребенок в сети Интернет. Это информационные угрозы, связанные с деструктивной идеологией радикализма, переходящей в экстремистскую или террористическую идеологию, информационные угрозы, связанные с незаконным изготовлением и употреблением наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, информационные угрозы, связанные с вовлечением детей в преступную деятельность, информационные угрозы, связанные с сексуальными посягательствами в отношении несовершеннолетних, информационные угрозы, связанные с сексуальными посягательствами в отношении несовершеннолетних, информационные угрозы, связанные с вовлечением несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества. Раскрываются признаки, которые могут указывать на вовлечение несовершеннолетних в группы деструктивной направленности. Даются рекомендации на что обратить внимание при мониторинге социальных сетей, а также какие мероприятия необходимо проводить в школе с целью предупреждения вовлечения несовершеннолетних в деструктивную деятельность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для педагогов "Профилактика вовлечения детей и подростков в группы деструктивной направленности"»
Профилактика вовлечения детей и подростков
в группы и сообщества деструктивной направленности
Жизнь современных детей сегодня делится на реальную и виртуальную. Мы, взрослые, явно не успеваем за нашими детьми. Часто мы чувствуем, что они знают больше нас. И это факт. Но только мы, взрослые, можем поменять эту картинку.
Наши дети живут, растут и развиваются в современном цифровом обществе и многие правила подхватывают из виртуальной среды. В подростковом возрасте деструктивные проявления, протест против мира, родителей, систем становится потребностью данного кризисного возраста в реальной жизни, а в виртуальной возникает МОДА на подобное выражение себя. Именно поэтому наши дети активно включаются в деструктивные сообщества и готовы следовать модным течениям, в том числе деструктивного характера.
Если в начале 2000-ых годов деструктивные культуры активно заходили в социальные сети из реальной среды, то сейчас мы видим вынос инструментов культуры из виртуальной среды в реальную жизнь. Таким образом, в виртуальной среде сегодня легко формируются правила, традиции, нормы, которые ребенок поддерживает и в реальной жизни. Воздействие КИБЕРсреды на становление личности человека колоссально.
«В социальных сетях современные подростки и молодежь склонны к выстраиванию собственного идеального образа, который легко может быть разрушен при умелом внешнем воздействии»
Садыгова Т.С. Социально-психологические функции социальных сетей
Однако НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕЩАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ - это ЧАСТЬ ЖИЗНИ!
ВАЖНО! Важно научить ребенка критически мыслить!
Информационные угрозы, связанные с деструктивной идеологией радикализма, переходящей в экстремистскую или террористическую идеологию.
Все чаще в отношении несовершеннолетних в информационном пространстве применяются такие деструктивные технологии, «реформирование мышления», «программирование», «несанкционированное внедрение в психику». В ходе установления контроля над сознанием отчетливо формируется «образ врага». Именно содержание этого «образа» во многом позволяет идентифицировать деструктивные группы по видовой направленности. Так, например, в радикальных религиозных организациях врагом является любой человек других религиозных убеждений. Для террористических и экстремистских организаций - государство, правительство, общество, человек другой этнической или расовой принадлежности.
Выделяются следующие факторы, способствующие вовлечению несовершеннолетнего в экстремистскую или террористическую деятельность: низкая самооценка с постоянной, зачастую агрессивной готовностью к защите своей личности;
переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать причины своих жизненных неудач на близкое окружение или общество в целом;
сильная (как правило, неудовлетворенная) потребность в присоединении или принадлежности к значимой группе.
Как распознать?
К числу признаков, которые могут указывать на вовлечение несовершеннолетнего в деструктивную организацию, можно отнести:
внезапное изменение лексики, не связанное с получаемыми новыми знаниями в ходе образовательного процесса (фразы на арабском языке, цитаты из священных писаний, нетипичные сленговые выражения, агрессивные цитаты известных писателей, политиков, культурных деятелей);
резкое изменение поведения:
без видимых причин бросает курить, употреблять спиртные напитки, использовать бранные слова, объясняя это новыми правилами жизни;
становится замкнутым, настороженным, раздражительным либо, напротив, самоуверенным и высокомерным, получая поддержку в новой социальной группе;
начинает заниматься силовыми видами спорта, единоборствами, стрельбой, учится владеть холодным оружием;
начинает изучать религиозные материалы (видеоролики, тексты, специализированные электронные ресурсы);
увлекается специальными компьютерными играми, в которых разыгрываются смешанные (онлайн и оффлайн) сценарии, основанные на пропаганде религиозного, расового, этнического, политического противостояния, включающие прямые насильственные действия в реальной жизни и требующие фото- и видеоотчета в онлайн-режиме;
изменяется отношение к женщине. Поддерживаются и одобряются разговоры о неполноценности женщин, их невысоких умственных способностях и личных качествах. Отношение к женщине становится высокомерным как к «низшему существу»;
перемены во внешнем виде:
на теле появляются порезы (руки, бедра) или символизирующие рисунки (тату-изображения), при этом подросток начинает носить одежду, скрывающую места потенциальными порезами и рисункам девушка славянской внешности начинает носить хиджаб. из гардероба исчезают так называемые «вызывающие» элементы одежды мини юбки, чрезмерно яркая и пестрая одежда, изменяется прическа (голова в общественном месте всегда покрыта платком), из обихода исчезают духи и косметика;
подросток перестает носить типичную для него одежду, появляются дополнительные внешние атрибуты (религиозная литература, четки, нашивки со свастикой), изменяется прическа, отращивается борода и т.д.;
появление нового круга общения. Новые знакомые не из школьной среды, могут быть другой национальности, значительно старше по возрасту. Новые знакомые не сообщают сведений о своей предыдущей жизни или умышлено искажают их, избегают знакомства с семьей или ближайшим окружением молодого человека, предпочитают общение онлайн или в собственной группе.
Информационные угрозы, связанные с незаконным изготовлением и употреблением наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ.
Вовлечению несовершеннолетних в наркопотребление способствует развитие современных информационно-телекоммуникационных технологий. В настоящее время все большее количество детей получают возможность выхода в сеть Интернет как со стационарных компьютеров, так и с мобильных устройств. В связи с этим, даже находясь дома, дети не могут чувствовать себя в безопасности, быть защищенными от контактов с «.распространителями
наркотиков.
Так, поисковые системы по запросу «наркотики» дают ссылки более чем на 5 тыс. русскоязычных сайтов, из которых лишь небольшая часть является антинаркотическими. Остальные сайты занимаются открытой пропагандой
наркотиков и наркотического образа жизни.
К сказанному стоит добавить, что стоимость синтетических наркотиков в настоящее время настолько невысока, что их приобретение может позволить себе ребенок из семьи с практически любым достатком за счет средств, получаемых от родителей на карманные расходы. Кроме того, некоторые интернет-магазины по продаже наркотиков могут предлагать первую дозу абсолютно бесплатно либо за оказание определенных услуг, например, по рекламе продукции, продвижению интернет-ресурса среди знакомых и т.д.
На специализированных форумах в Интернете нередко проводятся различные конкурсы, призами в которых являются синтетические наркотики, осуществляется рекрутирование лиц для работы «закладчиками» (лица, осуществляющие по поручению администратора интернет-магазина «закладку» наркотиков в заранее оговоренном месте), «курьерами» (лица, осуществляющие доставку наркотиков из одного места в другое), «граффитчиками» (лица, наносящие на тротуары, заборы и стены зданий надписи, содержащие рекламу интернет-ресурсов по продаже наркотиков)
Другая проблема состоит в том, что, помимо вовлеченности подростов в наркопотребление, молодежь вовлекается и в торговлю наркотиками. Основной мотив, способствующий вовлечению молодежи в наркоторговлю, - это высокий доход. Рядовой закладчик при средней интенсивности работы может получать до 100 тыс. руб. в месяц. При этом особенностью интернет-магазинов по продаже наркотиков является полное отсутствие личных контактов между их сотрудниками, которые не знают имен, пола и возраста друг друга. Прием на работу новых сотрудников, доведение до них инструкций, а также передача любой другой информации осуществляются через интернет-мессенджеры .
Как распознать?
Внешними признаками возможного участия ребенка в распространении наркотиков могут быть:
появление у ребенка денежных средств из неизвестных источников, приобретение им новых вещей;
наличие среди личных вещей ребенка неизвестных таблеток, порошков, баллончиков с краской, трафаретов для нанесения надписей,
ведение ребенком активной переписки с неизвестными лицами (в том числе теми, чьи имена не обозначены в списке контактов) через интернет-мессенджеры, страницы в социальных сетях и-интернет-форумы;
наличие в телефоне ребенка фотографий участков местности (подъездов домов, скамеек, мусорных баков) без изображений людей, отправка таких фотографий через интернет-мессенджеры неизвестным лицам;
употребление ребенком слов, значение которых в контексте конкретного разговора (переписки) не понятно («соль», «спайсы», «марки», «винт» и др.).
Информационные угрозы, связанные с вовлечением детей в преступную деятельность.
В настоящее время в России сформировалась новая молодежная субкультура, известная в стране под аббревиатурой «АУЕ» («Арестантское уркаганское единство» или «Арестантский уклад един»).
Основой его идеологии является культ тюремных «понятий», стилизованный под молодежную культуру. Идеология движения оправдывает воровство, вымогательство и тунеядство, что губительно для психологии подростка, растущего в условиях недостатка материального благополучия и родительского внимания.
В основной «группе риска»-дети в возрасте от 10 до 18 лет
С начала 2020 года отмечается переориентация подростков с сообществ «АУЕ» на «Пацанские паблики» (в отличии от сообществ АУЕ» в «Пацанских пабликах» отсутствуют посты с ярко выраженной криминальной тематикой, основной контент строится вокруг создания «правильного образа жизни» «пацана», соблюдения правил и норм уличных устоев»
Идея создания «АУЕ» принадлежит одному из этнических преступных авторитетов, отбывающему наказание в одном из учреждений Читинской области.
В социальных сетях существуют специализированные группы. Основные лозунги в виде комментариев: «АУЕ» - «Жизнь ворам!» или «Фарту масти АУЕ!», можно найти на интернет-форумах, в чатах и многопользовательских онлайн-играх.
Чтобы примкнуть к движению «АУЕ», не нужно записываться или регистрироваться. Достаточно просто заявить о своей принадлежности к этой субкультуре и соблюдать тюремные «понятия» на молодежный лад. При этом покинуть движение гораздо сложнее, чем в него вступить. В коллективе с негативным микроклиматом это приводит к тому, что подросток может поддержать взгляды «АУЕ» не по собственной воле, а только лишь для того, чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников, а в иных случаях для личной безопасности, при этом вовлекаясь в криминал в качестве преступника или потерпевшего.
Основные отличительные особенности — использование в разговоре жаргонных слов, жестов, кличек среди обучающихся, тематической музыки (с использованием криминального жаргона в текстах), ранняя склонность к татуировкам и др.
Педагогу достаточно быть внимательным и неравнодушным к моральному климату в коллективе, чтобы на ранней стадии выявить признаки возможного осложнения ситуации.
Информационные угрозы, связанные с сексуальными посягательствами в отношении несовершеннолетних.
По данным ООН, более миллиона детей и подростков в мире ежегодно подвергаются различным формам сексуальных посягательств, в том числе посредством использования телекоммуникационных технологий. В России за последние пять лет на 40 % возросло количество сексуальных посягательств в отношении несовершеннолетних, чему способствовала виртуализация социальной жизни детей и подростков. В настоящее время более 70 % случаев связаны с использованием социальных сетей как способов транслирования имеющихся незаконных материалов (детской порнографии), в абсолютном большинстве случаев (90%) такие материалы использовались для их дальнейшего распространения в Сети. Широкое распространение в интернет сети получили факты возмездной добровольной («рунетки») и принудительной (путем сексуального шантажа) проституции несовершеннолетних, причем наиболее уязвимыми жертвами данных преступлений являются дети младшей возрастной группы - до 13 лет, в среднем около 85 % пострадавших - девочки,
до 15 % - мальчики. ^
По данным независимых экспертов, латентность таких преступлений составляет около 80 %, что обусловлено не только анонимностью и высоким уровнем технических возможностей виновных скрыть свои преступления в Сети, но и внутрисемейными проблемами несовершеннолетних жертв, низким уровнем доверия в семье (дети боятся сообщать родителям о совершенных в отношении их сексуальных посягательствах).
Вышеперечисленные деяния могут совершаться в следующих формах:
-производство и распространение материалов со сценами сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (фото, видео, картинки, тексты).
- побуждение интереса подростков к запрещенным видам контента, связанным с насилием, иными деяниями на сексуальной почве; сексуальный шантаж;
- сексуальный груминг (общение с детьми на сексуальную тематику);
- вербовка детей сутенерами через социальные сети для занятия проституцией. Как происходит?
Наиболее распространенная схема действий преступников:
- в социальных сетях предлагается дружба с последующим переходом общения в закрытый чат. Зачастую преступник маскируется под ровесника, просит прислать фотографию (без сексуального контекста), обменяться иными контактами. Иногда, несовершеннолетние самостоятельно демонстрируют свои обнаженные фотографии в интернет-сети, мобильных приложениях телефонов, чем привлекают внимание преступников;
- развивается и укрепляется связь путем установления особых дружественных отношений, повышенного интереса и обеспокоенности жизнью и проблемами ребенка, создаются иллюзии «лучшего друга» как предпосылки дистанцирования подростка от родителей, старых друзей и привычного окружения;
- в целях обеспечения анонимности и снижения риска быть разоблаченным преступник старается убедить ребенка в необходимости быть «взрослым», иметь свои с другом «секреты» от родителей, а также информирует о способах тайного общения с «виртуальным другом» в период отсутствия родителей дома, особенностях коммуникационной связи - индивидуального доступа в Интернет, удаление «тайных» страниц и т.п. Ребенка должны насторожить любые вопросы, забота и помощь «виртуального друга» в части получения дополнительной информации, касающейся конфиденциальности доступа к компьютеру и содержащейся в нем информации (компьютером пользуется один ребенок или доступ имеют также члены его семьи, есть ли пароль, контролируют ли родители контакты ребенка в социальных сетях, отслеживают ли посещаемые им сайты и т.п.);
- создаются «исключительные доверительные отношения» между подростком и виртуальным собеседником, в ходе которых общение приобретает устойчивый характер. На этой стадии преступник предлагает обсуждать подростку любые, даже запретные темы, «выводит» его на личные, интимные разговоры и обсуждение проблем, волнующих ребенка, «делится» своими переживаниями;
осуществляется виртуальное общение на сексуальную тематику,
. («груминг»), которое включает в себя разговоры и обсуждение «сексуальных» тем, в том числе интимной жизни ребенка, поступают предложения обменяться откровенными фотографиями (видеоматериалом) и настойчивые просьбы как раздеваться, фотографировать отдельные части тела и т.п., инструктируется как выглядеть «сексуальнее» (в случае мотивирования желания подростка стать
«моделью»), преступником демонстрируются свои откровенные снимки и предпринимаются попытки склонить к этому ребенка перед веб-камерой, предлагается регулярный обмен видео и фотоизображениями;
- в случае отказа ребенка преступник оказывает массированное психологическое воздействие, шантажирует ребенка (запугивает угрозами информировать друзей, родителей, распространить личные сведения, растиражировать интимные фото в социальных сетях, «продать» или «передать» жертву «мафии», «поставить на счетчик» и др.). С учетом психологических особенностей жертвы может вызывать чувство вины и сострадания у жертвы, обращаться с просьбами о «помощи другу» и др.
Как заметить?
Обычное поведение ребенка резко меняется, в зависимости от психотипа пострадавший может стать замкнутым или чрезмерно «веселым», высока вероятность повышения у подростка потребности в деньгах (с целью «откупиться» от шантажиста, решить «проблемы» и т.п.), обращения к друзьям за помощью.
Наиболее опасная форма рассматриваемых посягательств — назначение подростку реальной встречи с «виртуальным другом», в результате которой ребенок может стать жертвой сексуального насилия (изнасилования, развратных действий, иных сексуальных злоупотреблений).
В ходе просветительско-профилактической работы необходимо учитывать, что ребенок из любой социальной группы может стать жертвой рассматриваемых посягательств, однако именно дети и подростки из социально уязвимых групп населения (групп риска) характеризуются наибольшей виктимностью и чаще всего становятся жертвами указанных преступлений.
Информационные угрозы, связанные с вовлечением несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества.
В настоящее время одной из ключевых современных информационных угроз для общества в сфере медиабезопасности становится вовлечение детей и подростков в деструктивные интернет-сообщества, а также популяризация молодежных движений, идеализирующих «культуру насилия» (школьный шутинг, кибербуллинг и др.).
При мониторинге социальных сетей обратить внимание
Количество аккаунтов у подростка (имеют от двух до пяти аккаунтов - многие не под своими настоящими именами).
Имя аккаунта (вместо реальных данных несовершеннолетние используют имена лидеров различных молодежных субкультур и движений, специфическую символику (Тян, Рейх, Лис, Харисе, Клиболд, Суицид, Нож и др., также возможно использование японских иероглифов или арабской вязи).
Адрес аккаунта (адрес аккаунта можно трансформировать в зависимости от собственного мироощущения (т.е. поменять цифровое значение на вербальные символы), используют такие наименования в названии своего аккаунта, как «смерть», «ангел одиночества/злаУсмерти/горя», имена персонажей суицидальных игр, лидеров агрессивных движений и др.)
География (в основном не заполняют данную графу либо указывают Японию (популярнее - Токио), Германию, Канаду)
Группы, в которых состоит подросток (учащийся может состоять в группах, пропагандирующих суицидальный или насильственный контент (депрессивные статусы, суицидальные игры, культ оружия, призывы к насилию в школе). Группы могут быть закрыты для просмотра с постороннего аккаунда).
Аватар. (потенциальную опасность представляют: фотоизображение подростка с сигной (альбомный листок с именем), использование депрессивной стилистики; изображение анимэ-персонажей; изображение подростка, стоящего на высоте (крыша, край пропасти); фотографии людей с оружием; размещение изображений лидеров различных молодежных субкультур и движений)
Хештеги (использование хештегов к своим одиночным статусам, содержащие элементы кода или шифрования)
Время нахождения в социальной сети (аккаунд подростка активный (особенно в ночное время)
Друзья (отсутствие друзей или их незначительное количество при активном аккаунте. Отсутствие реальных людней в друзьях (в основном фейковые страницы)
Контент, размещенный на самой странице (страница полностью очищена, размещен контент депрессивного или агрессивного характера)
Музыка, Видео
В целях предупреждения вовлечения несовершеннолетних в деструктивную деятельность в образовательных организациях рекомендуется проведение мероприятий:
проведение с несовершеннолетними мероприятий, направленных на профилактику интернет-зависимости, асоциальных идеологических установок, суицидального поведения, коррекцию эмоционально-волевой и морально—нравственной сфер, нарушение детско- родительских отношений;
создание в качестве альтернативы психосоциальному запросу, которому отвечают субкультуры деструктивной направленности детских и молодежных объединений, пропагандирующих социальные ценности, законопослушное поведение, здоровый образ жизни для формирование структур со своим уставом, иерархией, символикой ;
создание положительных контентов для детей и подростков в интернет-пространстве, являющихся альтернативой контентам с деструктивной направленностей;
проведение анкетирования (обследования, анонимные опросы) в целях выявления уровня криминальной зараженности, скрытых лидеров;
изучение педагогами символики и признаков молодежных субкультур;
мониторинг страниц обучающихся в социальных сетях на наличие материалов, пропагандирующих субкультуры и деструктивное поведение;
совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;
разработка системы мер по формированию толерантности в учебно-воспитательном процессе;
увеличение доступных для значительной части несовершеннолетних культурных благ, направленных на их консолидацию и творческую реализацию в среде сверстников;
размещение в образовательных учреждениях информационных стендов с указанием телефонов доверия психологических и социальных служб, как для детей и так и для родителей;
усиление профессиональной подготовки несовершеннолетних из числа несовершеннолетних, ведущих здоровый образ жизни, целесообразно формировать отряды волонтеров, которые бы могли оказывать соответствующее влияние на своих сверстников;
формирование у детей механизмов критической оценки получаемых сведений.