Просмотр содержимого документа
«Реализация проекта «Школа Минпросвещения России»»
Доклад
Реализация проекта «Школа Минпросвещения России»
Единые требования, которые благодаря проекту «Школа Минпросвещения России» в обозримом будущем распространятся на все учебные заведения страны, вовсе не предполагают жесткой стандартизации и унификации. Проект, с одной стороны, укрепит единое образовательное пространство, а с другой – станет инструментом формирования и палитрой смыслообразования желаемого образа отечественной школы.
Идея создания проекта «Школа Минпросвещения России»
В России всех обучающихся оценивают одинаково – для этого и проводятся единые оценочные процедуры. Но при этом школы все разные, и функционируют они в разных условиях. Эти условия изменить невозможно. Но можно совершенствовать основной элемент образовательной системы – школу, стандартизировать основные ее составляющие – структуру, ресурсы. И эта идея обсуждалась в обществе уже давно.
Сегодня школьникам не только необходимо овладеть знаниями, умениями и навыками. Их надо увлечь, помочь разбираться в большом объеме информации, которая обрушивается на каждого человека ежедневно. И при этом – раскрыть потенциал каждого ребенка, чтобы в будущем Россия стала страной, объединяющей лучшие умы и увлеченных своим делом специалистов, взаимодействующих на благо Родины.
Таким образом, основная идея проекта – создание равных условий для реализации идеологии единого образовательного пространства для каждого ребенка, обеспечение конституционных прав каждого школьника, связанных с получением качественного и доступного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях независимо от социальных и экономических факторов, будь то регион проживания, достаток семьи, особенности здоровья, укомплектованность образовательной организации, ее материальная обеспеченность и т. п.
Что реализация проекта даст школьнику, учителю, государству?
Для государства реализация проекта «Школа Минпросвещения России» обеспечит достижение глобальной конкурентоспособности российского образования и позволит Российской Федерации создать единое образовательное пространство для повышения доступности качественного образования на всей территории страны.
Для школьника ответ очевиден, ведь основная идея проекта основана на реализации прав и раскрытии возможностей каждого ребенка. Любой школьник должен раскрывать свой потенциал независимо от того, в какой точке страны он живет.
Для каждого учителя – это возможность не только реализовать себя, но и осуществлять обучающую деятельность в особенной школьной среде, где совместные дружественные усилия школы, педагога и родителя направлены на раскрытие потенциала ребенка. А ведь учитель – главный проводник в этой системе.
А может ли школа быть идеальной? И возможно ли в принципе массовое создание таких школ?
Школа призвана стать центром образования, воспитания и просвещения, объединяющим территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России.
Исходя из этого, выделено восемь направлений, которые тесно взаимосвязаны между собой и лежат в основе формирования своего рода метапредметной среды:
Учитель является основным элементом трансляции опыта старших поколений, центром созидания будущих поколений, своего рода проводником. «Школа Минпросвещения» предполагает более широкий спектр возможностей для трансляции этого опыта и играет одну из ключевых ролей в построении будущего каждого ребенка. Главное, что в этой системе объединяются и дополняются усилия учителя и родителя во благо развития ребенка.
Формирование комфортного и безопасного школьного климата зависит от участия каждого участника образовательного процесса. Поэтому для ребенка школа должна стать местом, где ему безопасно и комфортно.
Образовательная среда должна стать цифровой, подвижной (т. е. иметь возможность трансформации с учетом подвижных потребностей событий и мероприятий); «человекообразной» (т. е. включающей в себя зоны отдыха, наличие соответствующих специалистов и др.); она должна отвечать логике образовательного пространства школы полного дня, быть интересной для детей, а также конструироваться с учетом мнения детей и родителей.
Направление «Знание: качество и объективность» предполагает получение качественного обучения, объективную оценку развития ребенка, адресную поддержку и рекомендации.
«Здоровье» включает вопросы сохранения и укреплении здоровья, физического развития, соответствия стандартам безопасности.
«Творчество» объединяет меры всестороннего гармоничного развития личности ребенка, поиска и развития талантов, адресной поддержки и рекомендации.
Направление «Воспитание» касается формирования целостного мировоззрения на основе традиций и истории России, поддержки семейного воспитания (коррекция при сложных семейных условиях).
«Профориентация» обеспечивает возможность пробы, получение опыта, осознанный выбор профессии и траектории развития после школы.
Таким образом, статус «Школа Минпросвещения России» – это своеобразный знак качества, который говорит о том, что в школе сформирована экосистема с активным участием общества, родителей, детей, прозрачная и понятная всем участникам образовательного процесса. И наша цель – формирование единого образовательного пространства в единой стране, построенного на системе критериев образовательной деятельности по каждому из восьми ключевых направлений.
Не приведет ли стремление сделать все школы идеальными к следованию пусть и наилучшему, но все же шаблону, а значит, и к некоторой унификации образовательных организаций? Чем идеальные школы могут и должны отличаться друг от друга?
Создается единое образовательное пространство, которое, с одной стороны, будет инструментом формирования и палитрой смыслообразования желаемого образа будущего отечественной школы, а с другой – системой требований к деятельности школы, являющихся также и ее программой развития. При этом механизмы, пути и способы достижения обозначенных целей у каждой школы могут быть собственные – уникальные и неповторимые. И это позволит любой из них ориентироваться на единые стандарты качества, но быть уникальной, реализовывая их в зависимости от специфики школы и потенциала учащихся.
Идеальная модель представляет собой минимальные единые базовые требования к школе. Повышать эти требования, используя свои возможности, никто не запрещает. Этим и будут отличаться школы друг от друга.
Какой из критериев «Школы Минпросвещения России» является основополагающим?
Выделить какой-то один критерий невозможно, так как это все, важно не только для развития, но и для жизни ребенка. Все выделенные направления и выстраивают безопасную и гармоничную, то есть идеальную школу для развития и комфорта ребенка, которую мы стремимся создать.
Почему проект «Школа Минпросвещения России» идет в пакете с другим проектом – «ядро педагогического образования»? В чем смысл такого тандема?
Запускаются два проекта, чтобы охватить обе подсистемы: подготовку квалифицированных педагогических кадров и объект, где они будут работать. И тем самым совершенствовать управляющую и управляемую систему. Проект «ядро педагогического образования» представляет собой стандартизацию – в самом качественном ее понимании – педагогического образования на всей территории Российской Федерации и включает в себя пакет методических рекомендаций к подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию. Около 200 вузов по всей стране готовят педагогов. Между тем ФГОС носят рамочный характер, в них отсутствуют конкретные требования к содержанию и компетенциям. А педагогические вузы должны обеспечить подготовку специалистов с одинаково высоким качеством, с компетенциями, отвечающим современным требованиям. В любую школу в стране должен прийти выпускник педвуза и обеспечивать высокое качество обучения и воспитания, чтобы реализовать потенциал каждого маленького гражданина в любой точке нашей большой страны.
Оценка нынешней степени готовности российских школ претендовать на звание «школа просвещения».
В январе этого года проведены экспресс-исследование социальных и профессиональных проблем и дефицитов, которые влияют на качество образования в стране. Были выявлены не только неоднородность уровня профессиональной компетентности учителей, нехватка педагогических кадров (в том числе узкоспециализированных), но и интернет-зависимость среди детей, кибербуллинг, проблема самоопределения детей и многие другие.
Практически каждая школа по одному или нескольким направлениям готова стать идеальной, но наша задача качественно создать все восемь направлений в школе, чтобы она соответствовала статусу «школа просвещения». Но главное, чтобы она стала ребенку домом и позволяла гармонично и комфортно развиваться.
Когда первый опыт участия в проекте может стать массовым и распространиться на всю страну?
Завершается работа по оргвопросам: аккумулируются поступившие предложения и замечания по доработке концепции проекта, определяется стратегия и формируется план реализации проекта, включая этапы апробации и внедрения и, конечно, определяются процессы взаимодействия с непосредственными участниками проекта. Параллельно формируются материалы для повышения квалификации управленческих команд – региональных и школьных, а также прорабатываются вопросы ресурсной возможности, риски реализации проекта, система мониторинга и аудита по проекту. Апробация проекта в пилотных школах начнется уже с сентября 2022 года.