kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие ?творческой ?активности ?студентов? в системе среднего профессионального образования при изучении дисциплин профессионального цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по развитию творческой активности студентов на уроках дисцпилин профессионального цикла по специальности "Технология продукции общественого питания". Дано описание активных методов и приемов обучения: деловые игры, кейс-задачи, проектно-исследовательская деятельность, использование сайта преподавателя для активизации творческой детяльности студентов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие ?творческой ?активности ?студентов? в системе среднего профессионального образования при изучении дисциплин профессионального цикла»

Развитие творческой активности студентовв системе среднего
профессионального образования при изучении дисциплин
профессионального цикла


Афонина М.С.

преподаватель профессионального цикла


Происходящие преобразования в российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, их профессиональной компетентности, навыкам творческой деятельности.

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) особую значимость приобретают вопросы развития профессионального и творческого потенциала студентов.

Основными показателями качества подготовки специалистов в настоящее время являются: достаточный профессионализм; творческое мышление и способность к самообразованию. Задачей профессиональной школы в настоящий момент является подготовка специалистов, обладающих не только прочными знаниями, но и способностью применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта. Только такие личности, адаптированные к реалиям современной жизни, смогут найти себе достойное применение на рынке труда.

В последние два десятилетия особую актуальность в науках психолого-педагогической направленности приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Я. Пономарев, Д.Б. Богоявленская), разработке принципов и способов создания диагностических методик с целью выявления и развития творческих способностей (А.В. Запорожец, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский, В.Н. Дружинин и др.).

Творчество является неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства, рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках. Поэтому организация процесса обучения, предполагающая использование методов, способствующих развитию творческой активности студентов, является наиболее актуальной.

Но как реально сделать студентов активными и сознательными участниками учебного процесса, как сделать обучение интересным и выработать у них потребность в самообразовании? Все эти вопросы задает себе каждый педагог-практик. Хочется поделиться некоторыми приемами работы, посредством которых удается активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Целью проведенной работы являлось следующее: теоретически обосновать и доказать возможность эффективной организации творческой работы студентов на примере организации работы при изучении дисциплин «Товароведение продовольственных товаров» и «История кулинарии», изучении МДК.06.01. «Основы организации производства продукции питания для различных категорий потребителей» по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания».

Анализ практики работы позволил выделить следующее противоречие: между необходимостью творческой активности студентов и отсутствием целостной системы работы по развитию обучающихся в практике преподавания профессиональных дисциплин. Это является одной из причин недостаточной творческой активности обучающихся.

Отмеченное противоречие обусловило актуальность избранной темы. На основе данного противоречия, возникает следующая проблема: как, опираясь на имеющийся программный материал, организовать процесс обучения, способствующий развитию творческой активности студентов.

Проведенная работа была основана на применении следующих методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за работой обучающихся, использование интерактивных приемов и методов обучения.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. В настоящее время существует огромное количество подходов к трактовке понятия «творчество». Синонимами творчества часто выступают такие понятия, как творческая деятельность, продуктивная деятельность, творческое (продуктивное) мышление, созидательная активность, творческое воображение.

В словаре-справочнике по научно-техническому творчеству дается следующее определение: «Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер. Творческое решение задач возможно только тогда, когда в ходе развития общества созрели условия для их решения. То новое, что возникает как результат творческой деятельности, опирается на общественную практику, на накопленные обществом знания, умения и приемы решения творческих задач [5, с. 246]».

По мнению И.А. Каирова, активность – это важнейшая черта творческой личности: способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями [6, с. 122].

М.А. Матюшкин, Л.И. Новикова также рассматривают активность как одно из качеств личности. В концепции A.M. Матюшкина [4], использовавшего для исследования способностей тесты на креативность, процесс творчества представляет собой форму решения проблемы, обнаружения скрытых явно не заданных элементов отношений. Решение проблемной ситуации рассматривается здесь как конечный акт творчества.

Д.Б. Богоявленская понимает под творчеством активность интеллектуальную, которая объединяет все виды творческой деятельности человека (научное, техническое, художественное, прикладное творчество). Она поясняет, что активность – это «интегральное свойство личности, которое обеспечивает возможность выходить за пределы заданной ситуации, действовать вне требований ситуации, т.е. позволяет выйти за рамки внешне целесообразной деятельности и осуществить собственное целеполагание» [1, с. 10].

Творчество уже предполагает наличие активности (С.Л. Рубинштейн) [7], активность же в свою очередь проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, учении, общественной жизни, различных видах творчества, играх, спорте и т.д. (И.А. Каиров) [6].

Творчество начинается с постановки задачи, еще не получившей решения, и расчленения ее на ряд частных задач. Затем следует основной этап творчества – поиски нужного решения, которое обычно намечается сначала в виде общей идеи (принципа), указывающей основной путь решения.

Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). В широком смысле творчество понимается как деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Однако существует иная точка зрения (P.M. Грановская, Ю.С. Крижанская, В.Ф. Овчинников), что творчество – это сложный мыслительный процесс, обеспечивающий возможность выхода за пределы «своей» системы координат, привычных способов решения задачи, своего представления о мире, возможность перехода ... на другую точку зрения, с которой человек сможет увидеть невидимое из «своего мира» решение [2, с. 4–5].

Возможность творчества предполагает наличие не только устойчивой склонности к какой-либо деятельности, способностей для нее, но и необходимого запаса знаний и умений в известной области. Для творчества необходимы широкие наблюдения по интересующему кругу явлений, глубокий их анализ, знание и критическое рассмотрение того, что уже сделано другими по данному вопросу.

Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы обучающегося, для этого необходимо:

1. Создание условий для формирования комбинаторных механизмов воображения: проблемных ситуаций, постановки логических задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения.

2. Активизация творческих способностей, которая позволяет обучающимся не только эффективно усваивать учебный материал, но и самим добывать знания, находить нестандартные пути к разрешению возникающих проблем, делает их способными самостоятельно, стабильно и продуктивно творить.

Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных усилий в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями.

В ряде работ (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, И.С. Якиманская и др.) возможность проявления обучающимися творческой активности связывается с наличием определенной степени проблемности, что требует от них умения самостоятельно мыслить, обобщать, сравнивать и решать новые практические задачи.

Показателями творческой активности студента могут считаться новизна оригинальность, отстранение от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность, перенос знаний из одной предметной области в другую или в сферу профессиональных компетенций.

Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых студент может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою потребность выразить себя как субъект обучения и проявить себя в профессиональной сфере.

К активным формам деятельности относятся такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Основное требование, предъявляемое к современному уроку – перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной работы, использование игровых технологий. Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются способности обучающихся, инициатива, самостоятельность.

Игровые технологии дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия учащихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес студентов к профессии.

Одним из способов развития общих компетенций являются деловые игры, имитирующие реальную производственно-хозяйственную деятельность. Внедрение в учебный процесс деловых игр способствует формированию таких качеств будущего специалиста, как:

- умение устанавливать личные контакты;

- воспитание предприимчивости, самостоятельности;

- умения анализировать и оценивать свои действия;

- формирование чувства ответственности за порученное дело;

- развитие способности к управленческой деятельности.

Деловая игра является стимулом активизации самостоятельной работы студентов по приобретению знаний, умений, повышению их уровня компетентности. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего студента не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать лишнее, сопоставлять, оценивать.

Форма игры применялась в педагогической практике для проведения обобщающих занятий. Например, при изучении дисциплины «Товароведение продовольственных товаров» на уроках были задействованы деловые игры, позволяющие обобщить и закрепить изученный материал в интерактивной форме после изучения таких разделов, как «Плодоовощные товары», «Молочные товары» и т.д. Цель подобных игр – овладение навыками экспертной оценки в условиях, имитирующих профессиональную деятельность. Обучающиеся были разделены на 4 малых группы: товароведы, поставщики продукции, эксперты аккредитованной лаборатории, жюри. Каждая группа выполняла свои функции.

Одним из направлений совершенствования образовательного процесса являлась научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. В сфере среднего профессионального образования научная деятельность становится важной составляющей учебного процесса, необходимым средством повышения мотивации к обучению и как следствие, хорошей профессиональной подготовки. Поэтому организация проектно-исследовательской деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время, является одним из приоритетов современного образования.

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат – продукт, изделие. Цель проекта – реалистичность достижения результата, возможность раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний.

Так, на уроках дисциплины «История кулинарии» при представлении национальной кухни обучающиеся знакомились с культурой и традициями разных народов. Основная цель проектной деятельности по данной дисциплине – заинтересовать обучающихся в более глубоком изучении русской культуры и культуры других народов через изучение любимых и известных блюд. Результаты своей работы студенты представляли в форме мультимедийной презентации.

Для развития творческой активности, а также для контроля приобретенных профессиональных и общих компетенций используются кейс-задания, которые строятся на создании конкретной производственной ситуации. Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.

Кейс метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет решать следующие задачи:

  1. овладеть навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;

  2. отработать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации;

  3. приобрести навыки применения теоретических знаний для решения конкретных ситуаций;

  4. выработать умение осуществлять презентацию, то есть убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения;

  5. отработать навыки конструктивного критического оценивания различных точек зрения;

  6. научиться самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации;

  7. овладеть умениями извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на обратную связь.

На уроке по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров» предлагаю разобрать следующие ситуационные задачи:

1. В ресторан поступила партия краковских колбас полукопчёных высшего сорта. При проведении приёмки по количеству и качеству было установлено: батоны в виде колец с внутренним диаметром 15 см, батоны с чистой, сухой поверхностью, без пятен, у пяти батонов повреждена оболочка, консистенция упругая, фарш равномерно перемешан, массовая доля влаги 47%, массовая доля поваренной соли 3,7%.

Как необходимо поступить ресторану в сложившейся ситуации?

2. На предприятие общественного питания поступила партия картофельного крахмала в количестве 15 мешков по 50 кг в каждом. Для проверки качества отобрана средняя проба и из нее образец для анализа. Результаты анализа: цвет белый, кислотность – 20 мл, зольность – 0,45%, количество крапин на 1 дм² – 9. Сколько мешков необходимо вскрыть для отбора средней пробы? Каковы причины возникновения установленных дефектов?

Студентам предлагается дать свой вариант решения производственной задачи.

Самостоятельная работа является также одной из важнейших составляющих учебного процесса. В ходе самостоятельной работы происходит закрепление новых знаний, формирование практических умений и повышение уровня компетентности обучающихся. В целом, самостоятельная деятельность способствует усвоению студентами приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать профессиональные задачи.

Учебные задания творческого уровня были направлены на решение проблемных вопросов задач или производственных ситуаций. Например, при изучении МДК.06.01. «Основы организации производства продукции питания для различных категорий потребителей» в качестве задания для внеаудиторной самостоятельной работы предлагалось составить цикличное двухнедельное меню для лечебного питания. Это задание послужило основой для разработки социального проекта по организации лечебного питания в медицинских учреждениях г. Мичуринска.

Одной из форм эффективной работы с обучающимися, а также популяризации образования среди студентов – пользователей Интернета, является создание контента личного сайта преподавателя, который можно использовать для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Учебный сайт преподавателя помогает обеспечить следующие возможности: вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, а также взаимодействие со студентами в комфортной для них среде.

Кроме того, это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время преподавателя и студента, позволяет работать студенту в своем темпе, позволяет преподавателю работать со студентом дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Изначально основной задачей персонального сайта преподавателя была систематизация накопленных методических и учебных материалов, так, чтобы материал был оформлен в максимально удобном для восприятия виде. Однако при освоении обучающимися Интернет-технологий стало понятно, что сайт можно использовать как современное средство обучения, позволяющее координировать процесс учебной работы студента в колледже и дома, рационально использовать время занятий, сократить аудиторную нагрузку и увеличить долю самостоятельной работы, установить контакт с родителями обучающихся.

Сервисы Web 2.0 делают процесс создания и размещения в сети дидактических материалов простым и доступным. Для накопления материала сайта использовались различные сервисы: для создания презентаций, для создания 3-D книг, сервисы для создания опросов, анкет и тестов, дидактических игр и т.д.

Сайт позволяет индивидуализировать обучение, координировать обучение, формировать заинтересованную аудиторию, развивать информационную компетентность будущих специалистов. С помощью сайта удалось привлечь к учёбе отстающих студентов, так как им показали возможность быстро находить нужный для себя материал. А успешное выполнение домашних заданий вдохновляет обучающихся на дальнейшее творческое развитие.

Результаты эффективности образовательного процесса свидетельствует об их положительном влиянии на формирование компетенций будущего выпускника и развитию творческих способностей. Студенты принимают активное участие в студенческих научно-практических конференциях, проектно-исследовательских работах, конкурсах профессионального мастерства.

На основе проведенной работы можно дать следующие рекомендации по развитию творческой активности студентов:

  • поэтапный характер приращения знаний и умений;

  • систематическое применение заданий, создающих психическую установку на успешное усвоение и самостоятельное применение знаний и умений, позволяющих обучающимся добиваться творческих решений;

  • использование современных интерактивных технологий;

  • обеспечение взаимосвязи умственной деятельности с практическим, постепенным усилением интеллектуального и практического содержания творческих задач;

  • оснащение современным оборудованием, создание материально-технической базы, с наличием новой цифровой техники.

Проведенная работа позволила сделать следующие выводы:

Теоретический анализ проблемы развития творческой  активности показал, что творческая активность является фактором, в значительной степени определяющим обучаемость, и позволяющим студенту самостоятельно выявлять и приобретать новые знания, а также применять их в многообразных условиях окружающей действительности. В этом и состоит важность развития творческой  активности обучающихся в учебной деятельности.

В воспитании личности, способной к творчеству, на первый план выступает процесс творческой деятельности и только как его следствие – результат труда.

Таким образом, необходимыми условиями для развития творческой активности студентов являются:

  • совершенствование содержания учебного процесса;

  • повышение уровня его организации;

  • внедрение эффективных форм и методов обучения;

  • широкое применение в учебном процессе современных средств обучения.

Исследования ученых и наш практический опыт включения обучающихся в активную творческую деятельность показывают, что эффективность ее зависит в первую очередь от посильности предлагаемых творческих задач и заданий, результативности их творческой деятельности и непрерывности творческого процесса.

Литература

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

2. Грановская P.M. Творчество и преодоление стереотипов / P.M. Грановская, Ю.С. Крижанская. – СПб.: OMS, 1994. – 192 с.

3. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб.пособие для учреждений СПО / М.Н. Гуслова. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2013. – 208 с.

4. Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество / A.M. Матюшкин. – М.: изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 720 с.

5. Рапацевич Е.С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству / Е.С. Рапацевич. – Мн.: Этоним, 1995. – 384 с.

6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1: А–М / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.

8. Фролова Н.В. Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки / Н.В. Фролова // Молодой ученый. – 2013. – № 8. – С. 445–447.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Афонина Мария Сергеевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265804


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства