Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках социально-бытовой ориентировки
Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках социально-бытовой ориентировки
Одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи. Ученики специальных (коррекционных) школ- интернатов ограничены в социальных и вербальных контактах, не имеют возможности общаться с другими людьми. Задача школы и уроков социально-бытовой ориентировки (далее - СБО), в частности, создать условия для речевого развития учащихся, которое станет опорой в их дальнейшей социализации и откроет широкие возможности для реализации приобретенных коммуникативных умений и навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья –
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 115 г.о.Самара.
Томенко Татьяна Юрьевна, директор
Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках социально-бытовой ориентировки
Одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи. Ученики специальных (коррекционных) школ- интернатов ограничены в социальных и вербальных контактах, не имеют возможности общаться с другими людьми.
Задача школы и уроков социально-бытовой ориентировки (далее - СБО), в частности, создать условия для речевого развития учащихся, которое станет опорой в их дальнейшей социализации и откроет широкие возможности для реализации приобретенных коммуникативных умений и навыков.
Всю работу по развитию коммуникативных навыков на уроках СБО можно разделить на 2 этапа. На первом этапе происходит повторение, закрепление и расширение полученных на уроках СБО знаний о назначении учреждений и организаций ближайшего окружения, о видах оказываемых ими услуг, а также формирование понимания значения правильного делового общения с окружающими. Для этого создаю на уроке определенные условия:
учу школьников анализировать различные ситуации, обстановки и определять нужного собеседника;
учу самостоятельно вступать в контакт с собеседником, посредством специальных разыгранных ситуаций;
учу непринужденно вести себя во время разговора;
формулировать вопросы и выслушивать ответы;
расширяю знания учащихся относительно источников приобретения информации.
Второй этап предусматривает формирование умений общения вне школы. Посещая различные организации и учреждения, учащиеся приобретают навыки и развивают способности вступать в общение с незнакомыми им сотрудниками данных учреждений, получать определенную информацию, самостоятельно ее использовать, выполняя несложные практические задания. Все это происходит во время экскурсий. Целью каждой экскурсии ставлю - не только расширение знаний о каком- либо объекте, но и приобретение необходимого коммуникативного опыта с незнакомыми людьми.
Работаю по активизации словаря. В каждой теме есть новые термины, слова, которые мы записываем и объясняем.
Продолжаю работу по формированию и совершенствованию диалогической речи, без которой невозможно общение. Эту работу провожу через сюжетно - ролевые игры и моделирование реальных ситуаций на уроке. Это помогает непринужденно в игровой обстановке детям вступать в диалог друг с другом. Работаю над связным рассказом, для чего использую задания типа: продолжи предложение, составь рассказ по плану, построй ответ по плану, составь предложение из предложенных слов и др. Наличие картинок, схем, таблиц помогает сделать рассказ учащихся более развернутым. Учу учащихся работать по инструкции, т.к. это один из показателей того, насколько понятна умственно отсталому ученику обращенная к нему речь. Точно следовать инструкции, указаниям учителя, учащимся помогают технологические карты. Следуя указаниям этой карты, учащиеся учатся последовательно выполнять действия, а затем последовательно излагать ход своей работы. При выполнении любой практической работы учу учащихся рассказывать о своей деятельности. Это упражнение является важной стороной формирования навыков общения.
Большое значение придаю деловому общению, для чего провожу на уроке:
беседы с применением упражнений активизирующих аналитическую деятельность школьников, расширяющую круг их представлений;
организую игры, моделирующие реальные ситуации, которые способствуют формированию определенных знаний и умений, связанных с коммуникативными процессами;
разбираем воображаемые ситуации;
организую жизненно - важные практические ситуации в пределах школы;
проводим экскурсии в учреждения и организации ближайшего окружения, предусматривающие выполнение учащимися практических заданий.