Развитие сотрудничества в школьном коллективе через формирование ненасильственных, уважительных отношений
Развитие сотрудничества в школьном коллективе через формирование ненасильственных, уважительных отношений
Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие сотрудничества в школьном коллективе через формирование ненасильственных, уважительных отношений»
ГКОУ РО Донецкая школа – интернат
«Развитие сотрудничества
в школьном коллективе
через формирование ненасильственных, уважительных отношений»
Выступление на педагогическом совете
учителя математики
Капля Л.Р.
Январь 2018г.
Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Учитель был и останется значимым звеном в учебно - воспитательном процессе. Чтобы решить проблему формирования толерантных отношений обучающихся, учителю самому важно понять важность процесса толерантных отношений.
Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания ненасильственного общения у обучающихся, конечно, начнёт с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, обучающимся, воспитанникам, умение понять, простить их несовершенства.
Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который находит радость в общении с детьми, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские горести и радости, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что он и сам был ребёнком. Педагог, умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с обучающимися, проявляющий уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая ученической неуспешности, умеющий своевременно помочь обучающимся вправе ожидать, что к его способу оценивания знаний дети будут относиться с достаточной степенью уважения
Важным подспорьем в работе педагога является вербальное (невербальное) и письменное слово. Независимо от выставленной оценки слово может возродить или уничтожить, поддержать или подтолкнуть, и порой кажется удивительным, что педагоги игнорируют этот тонкий и замечательный инструмент, который может быть с успехом использован в педагогической практике.
Правила поведения толерантного учителя:
1. Воспитывать с любовью и во имя любви
2. Воспитывать в духе мира
3. Быть примером для детей и общества
4. Избегать жестких иерархических отношений
5. Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения
6. Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого
7. Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе
8. Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности
9. Быть справедливым
10. Уметь слушать
Основой толерантной культуры педагога является толерантность в общении (коммуникативная толерантность). Профессионально-педагогическая толерантность - это не только терпеливость и психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, близость к обучающимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с обучающимися, ненасилие.
Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне диалога, доверия, доброжелательности. Все мы, в итоге, хотим толерантного отношения к себе и хотим, чтобы нас окружала атмосфера милосердия и прощения. Так почему же этого не хочет обучающийся? Ведь ошибки могут совершать все. И у невыученного урока тоже могут быть свои причины, мало ли их у подростка? И еще большего уважения заслуживает обучающийся, который получив снисхождение, выучил, подготовил урок на следующий день, проявив уважение к учителю. Пусть не надеется на прощение тот, кто сам не прощает... не уважающий других не получит уважения к себе... кто сам не любит других, не заслуживает любви к себе... тот, кто не относится с терпимостью и снисхождением ко всем остальным, не имеет право на прощение и снисхождение по отношению к себе.
Мы постоянно пытаемся “учить” своих обучающихся, воспитанников. Учить – это нормально, но не забывайте, что и нам есть чему учиться.
“Не высказывай радость при виде несчастья другого человека, будь он даже твоим врагом”,-
« Не показывай своего превосходства над человеком, даже если это твой ученик»,-
«Умей видеть в каждом ребенке что-то хорошее»,- советуют нам мудрые.
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у обучающихся готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
Выделяют большое количество форм и методов воспитания толерантности:
Беседа
Встречи с интересными людьми
Вечера отдыха
Экскурсии
Путешествия, выход на природу
Совместные творческие дела
Дискуссии
Игровые и конкурсные программы
Классные часы
Акции милосердия
Игровые тренинги
Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий.
Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности:
первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе:
Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факт
Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение обучающихся, воспитанников: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.
вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии
Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.
Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.
Прием «Сочини конец истории». Обучающимся предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
Прием «Любимые книги товарища». Ребятам предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.
Прием «Добрые слова». Ребятам предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям.
Описанные приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по отношению к обучающимся, воспитанникам, высокую
степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку. Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый учитель из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
Если хотите воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды соблюдайте девять правил от Д. Карнеги:
Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.
Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.
Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать.
Давайте людям возможность спасти свой престиж.
Выражайте людям одобрение по поводу их удачи и отмечайте каждый их успех.
Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима.
Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение обучающихся, воспитанников. Однако важен даже маленький шаг в этом направлении.
Любите себя, друг друга и учитесь прощать!
Список использованной литературы:
1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. - Мемориал. 2001., №24.
2.Бобинова С. В. Приемы воспитания толерантности
http://image.websib.ru/05/text_article.htm?475
3. Степанов П. Как воспитать толерантность? - Народное образование. 2001 № 9.
4. Степанов В. Воспитание в духе толерантности. - Классный руководитель. - 2002. - №2.
5. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. - Семья и школа. 2001. №№11-12.
6. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия. - Воспитание школьников. - 2003. - №3.