Развитие импровизационных способностей детей дошкольного возраста через кукольный театр олонхо
Развитие импровизационных способностей детей дошкольного возраста через кукольный театр олонхо
Введение
«Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда
национальное умирает в детях, то это означает начало смерти»
Г.Н.Волков, академик, этнопедагог
Актуальность темы. Национальная культура – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. В наше время, когда расшатываются нравственные устои общества, наблюдается засилье чужой культуры и морали, мы ищем пути возрождения национального самопознания подрастающего поколения и обращаем свои взоры на духовное и этнокультурное начало, на вековой опыт нации. В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении олонхо, как сокровищницы вековой мудрости народа. Олонхо воспитывает детей быть человечным, духовно и нравственно развитым, учит понимать и создать все прекрасное и вечное, вызывает чувство гордости за свой народ, за свою культуру.
И требованием каждого человека стало сохранение, изучение, применение, распространение, понимание всей ответственности развития олонхо и внесения своей лепты для повышения духовного уровня олонхо.
Решение этой задачи в полной мере возможно при оптимальном взаимодействии всех социальных институтов с целью внедрения целенаправленного применения идеи олонхо в воспитании дошкольников и учащихся. Одним из неотъемлемых факторов повышения эффективности изучения олонхо в детских образовательных учреждениях и в общеобразовательных школах является поиск актуальных условий, путей и средств постижения ребенком философии олонхо и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.
Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для приобщения детей к олонхо. Через воздействие на эмоционально-чувственную сферу, олонхо влияет на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон, творческой активности и развитие импровизационных способностей.
Цель исследования. Развитие импровизационных способностей детей дошкольного возраста.
Исходя, из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Создание благоприятных условий восприятия олонхо у детей дошкольного возраста.
2. Пропаганда, распространение янского олонхо разными методами, средствами новой технологии.
3. Выявить функции, методы и приемы использования педагогики олонхо; определить условия, способствующие реализации детской импровизации.
4. Обосновать критерии и показатели сформированности импровизационных способностей у детей.
Новизна исследования. Впервые разработан проект кукольного театра олонхо для детей дошкольного возраста на примере героических эпосов местной сказительницы Томской Д.А. - Чайка по которому был проведен эксперимент по развитию импровизационных способностей.
Структура работы состоит из введения, заключения, четырех глав и списка использованной литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.2. Использование разных методов при изучении олонхо в детских садах.........…8
1.3. Творческая импровизация как способ социализации дошкольников.……...…10
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа при развитии импровизационных способностей детей через кукольный театр олонхо……..………………………………..……………………………………………....12
Определение уровня развития импровизационных способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………….12
Степень удовлетворенности родителей работой детского сада по педагогике олонхо……………………………………………………………….......................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...19
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………..…20
Введение
«Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда
национальное умирает в детях, то это означает начало смерти»
Г.Н.Волков, академик, этнопедагог
Актуальность темы. Национальная культура – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. В наше время, когда расшатываются нравственные устои общества, наблюдается засилье чужой культуры и морали, мы ищем пути возрождения национального самопознания подрастающего поколения и обращаем свои взоры на духовное и этнокультурное начало, на вековой опыт нации. В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении олонхо, как сокровищницы вековой мудрости народа. Олонхо воспитывает детей быть человечным, духовно и нравственно развитым, учит понимать и создать все прекрасное и вечное, вызывает чувство гордости за свой народ, за свою культуру.
И требованием каждого человека стало сохранение, изучение, применение, распространение, понимание всей ответственности развития олонхо и внесения своей лепты для повышения духовного уровня олонхо.
Решение этой задачи в полной мере возможно при оптимальном взаимодействии всех социальных институтов с целью внедрения целенаправленного применения идеи олонхо в воспитании дошкольников и учащихся. Одним из неотъемлемых факторов повышения эффективности изучения олонхо в детских образовательных учреждениях и в общеобразовательных школах является поиск актуальных условий, путей и средств постижения ребенком философии олонхо и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.
Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для приобщения детей к олонхо. Через воздействие на эмоционально-чувственную сферу, олонхо влияет на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон, творческой активности и развитие импровизационных способностей.
Цель исследования. Развитие импровизационных способностей детей дошкольного возраста.
Исходя, из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Создание благоприятных условий восприятия олонхо у детей дошкольного возраста.
2. Пропаганда, распространение янского олонхо разными методами, средствами новой технологии.
3. Выявить функции, методы и приемы использования педагогики олонхо; определить условия, способствующие реализации детской импровизации.
4. Обосновать критерии и показатели сформированности импровизационных способностей у детей.
Новизна исследования. Впервые разработан проект кукольного театра олонхо для детей дошкольного возраста на примере героических эпосов местной сказительницы Томской Д.А. - Чайка по которому был проведен эксперимент по развитию импровизационных способностей.
Структура работы состоит из введения, заключения, четырех глав и списка использованной литературы.
Глава I. Формирование благоприятных условий восприятия олонхо у детей дошкольного возраста.
Олонхосуты янского наслега.
Олонхо — народный эпос якутов-саха. Возникшее в далекой древности олонхо занимало исключительное место в духовной жизни якутов. На олонхо многие поколения учились народному миропониманию, усваивали народные эстетические взгляды.
23 ноября 2005 года ЮНЕСКО провозгласил олонхо шедевром устного нематериального наследия человечества с целью привлечь внимание общественности к его ценностям, включающим в себя народные и традиционные формы выражения, знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами, а также культурные пространства. Это на редкость хрупкое наследие, отражающее культурное разнообразие, исключительно важно для сохранения самобытности народа саха.
Героический эпос Олонхо народа Саха служит средством гуманистического, эстетического, нравственного воспитания, образования всесторонне развитой личности, почитающей свою национальную культуру, богатый язык.
Олонхо янского наслега изучал фольклорист А.А. Саввин. Он собрал все олонхо в то время известного олонхосута М.Н.Горохов-Муойа и вел список репертуаров. И вместе с этим Саввин вел счет, что в наслегах Энэ, Эльгетск, Яна, Сартан, Табалаах, Адыча, Дулгалаах 28 олонхосутов. Потом этот список олонхосутов янского наслега изучала учительница Табалахского наслега И.И.Стручкова во время дипломной работы, и довела список до 62.
В Верхоянском районе олонхо особо развита в наслегах Энэ и Эльгетск. Известно, что в начале ХХ века в наслеге Энэ прожили свыше 20 олонхосутов. Все эти олонхосуты считают своим учителем Е.Р.Горохова – Сытыкайя.
В янском наслеге олонхо особо развивался с середины ХХ века до 50-х годов нашего времени.
Олонхо в дореволюционное время обычно исполнялось в домашней обстановке, в кругу одной семьи, часто в присутствии близких соседей, а также при большом стечении народа, на наслежных и улусных собраниях, на летних праздниках ысыах и т. п. Известный олонхосут янского наслега А.Н.Томский (Осохтоох) говорил: «Олонхо нужно исполнить во время темноты, тогда слушатели хорошо воспринимают олонхо, поэтому олонхо исполняется после ужина». Олонхосут исполняет олонхо, обычно заложив ногу на ногу и держась одной рукой за ухо или щеку. А.А.Саввин подчеркнул отличие исполнения янского олонхо – олонхосуты олонхо исполняли лежа. И.В.Пухов: «Раньше жители севера жили в чумах, согреваясь костром, разложенным посередине чума. Ясно, что в такой обстановке в зимние морозы трудно слышать в продолжение всей ночи. И у них могла выработаться привычка поудобнее устроиться на ночлег и слушать, уберегшись от мороза», - так объяснил. А.Н.Томский (Осохтоох) говорил: «В то время хороший олонхосут исполнял сидя. Только тогда олонхо лучше выполняется». Отсюда видно, что в янском наслеге некоторые исполняли сидя.
В данное время из нашего наслега одним талантливым олонхосутом была известна Д.А.Томская. Она родилась в 1913 году в наслеге Энэ Верхоянского района. С ранних лет воспитывалась у бабушки и дедушки.
Она выросла, слушая олонхо у матери Огдооччуйа, соседки Александры и дяди Мартына. Во время сенокоса любила исполнят олонхо, когда была одна. Дарья Алексеевна стала исполнять олонхо Е.Р.Горохова «Ньургун Боотур», «Кулун Куллустуур», А.Н.Горохова «Саhыл улан аттаах Сандалы Бэргэн», А.И.Томского «Кѳмγс Мѳкγлγкээн о5онньор, Элгээн Иэйэхсит эмээхсин», дяди М.А.Бурцева «Хаан Илбистээн Бухатыыр» уонна «Эллэй Баатыр». Она из них своим учителем считала Е.Р.Горохова-Сытыкайа. А.А.Саввин Дарью занес в список известных олонхосутов, когда ей еще было 23 лет. Д.А.Томская исполняла олонхо 3 дня и ночи.
Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы. Отверженные потомки божеств Айыы, изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями. Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли. Главный герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абаасы (богатырь из Нижнего мира) — враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха. Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных действий Абаасы (богатырь из Нижнего мира). В некоторых сказаниях богатыря, призванного стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.
1.2. Использование разных методов при изучении олонхо в детских садах.
Олонхо, как сокровищница вековой мудрости народа, должно служить средством гуманистического, эстетического, нравственного воспитания гармонично развитой личности, почитающей свою самобытную национальную культуру, богатый язык, высоко ставящей этническое самосознание, достоинство народа саха.
Возрождение олонхо – это возрождение традиций искусства олонхосутов, глубокое проникновение в тайны их исполнительского мастерства и эпической среды, обуславливающей живое бытование эпоса. Древние саха имели свои понятия и представления о тайнах мироздания и происхождения земли, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, которые оставили в наследство своим потомкам, зашифровав в культурный текст олонхо.
Для детей дошкольного возраста олонхо не всех инетресует. Чтобы вызвать интерес у детей нужно использовать различные методы. Например: игра, рисование, спектакль, кукольный театр, исполнение и т.д.
Воображение детей развивается в игре. Действуя с реальными предметами, малыш начинает придумывать нереальную ситуацию. Например, ребенок скачет верхом на палочке - в этот момент он всадник, а палка – лошадь.
Складываясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок, стишков. Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко повторяют запомнившиеся фразы. При этом младшие дошкольники обычно не осознают, что это они не придумали, а просто запомнили. Они искренне верят, что сочинили это сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Дети активно включаются в действие, отвечают на вопросы.
Для детей детского сада самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.
Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж - решать вам и вашему ребенку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.
В театре петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребенка.
Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.
1.3. Творческая импровизация как способ социализации дошкольников.
Импровизация (франц. Improvisation, итал. Improvvisazione, от лат. Improvisus – непредвиденный, неожиданный, внезапный) – это создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. Импровизация возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др. Истоки импровизации в искусстве восходят к народному творчеству.
Эмоционально-образная ситуация создавалась олонхосутами, и вызывало восхищение слушателей и придавало олонхо необыкновенно яркий, живописный характер. И изображая различные события из олонхо в ролях, дети творчески отражают действительность и становятся импровизаторами, то интерес к происходящему неизменно активизируется.
Создание эмоционально-образной ситуации на основе тематического принципа обеспечивает цельность системы творческих занятий через театрализованные представления. Тематика олонхо в свою очередь, определяют образную направленность развития импровизации детей.
Конечно, чтобы научиться импровизировать, надо ребенку с детских лет привить навыки слушания, знать значение слов олонхо. Чтобы развить импровизационное мышление надо во время исполнения научиться думать и воплощать те идеи, которые приходят в голову, применяя все теоретические знания и богатую фантазию.
Обучение импровизировать с детского сада является важным шагом социализации в жизни ребенка. Уровень культуры современной личности определяется ее приобщением к культурному наследию, степенью развития индивидуальных способностей. Одним из факторов успешной социализации является развитие у ребенка познавательной, творческой активности, самостоятельности.
Обучение творческой импровизации дошкольников, позволяет воспитать в их способность адаптироваться к социальной действительности. Дети дошкольного возраста хотя и подвижные, впечатлительные, мечтательные, любопытные, но уже умеющие серьезно размышлять и самозабвенно трудиться. Они прилежно учатся слушать олонхо, эмоционально переживают и выражают собственные чувства и мысли. Самостоятельно находят связь олонхо с повседневной жизнью.
Мы считаем, что обучение детей творчески мыслить способствует воспитанию всесторонне развитых социально счастливых людей, что отвечает общей цели педагогики олонхо - развитию социально устойчивой личности.
- способность подстраиваться под изменяющуюся ситуацию;
- умение сыпровизировать;
- брать на себя ответственность по собственной инициативе.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа при развитии импровизационных способностей детей через кукольный театр олонхо.
2.1. Определение уровня развития импровизационных способностей детей дошкольного возраста
Исследование проводилось в два этапа с марта по октябрь 2010 г. на базе Эгинского детского сада №1 «Кэскил» Верхоянского района, где принимали участие подготовительная группа в количестве 11 детей.
Первый этап проходил с целью создания условий внедрения педагогики олонхо в детский садах.
1. Изготовили персонажи настольного театра. Для него нам понадобились цветные картоны и бумаги, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться.
2. Собрали элементы деталей и костюмов для импровизации ситуаций олонхо.
3. Составили таблицы и вопросники для наблюдения.
На втором этапе:
Мы проводили обследование детей для выявления импровизационных
способностей по критериям:
Спонтанность общения
Уверенность в себе
Способность подстраиваться под ситуацию
Высокий
Богатый словарный запас
Яркость самореализации
Творческий подход в различных ситуациях
Средний
Средний словарный запас
Раскованность в знакомой ситуации
Использование подсказки
Низкий
Низкий словарный запас
Скованность в самовыражении
Трудности в адаптации
Сперва детям мы исполнили олонхо Томской Д.А. – Чайка «Извергающий кровью богатырь» (Хаан Илбистээн бухатыыр). После им задали задания импровизировать несколько героев олонхо. Например: «Сердитый Эр Хан появился с северных гор и ...» (Хара Будьурхай баттахтаах, кыыьырбыт, кыйахаммыт дьуьуннээх Эр Хаан диэн киhи Хотугу хайаттан кэлэн…). Результат показал низкий уровень. Они не умели импровизировать на ходу. После работы с ними проводилась беседа по содержанию. Мы задавали вопросы (таблица 1), чтобы выявить поняли ли сюжет. Дети отвечали только на конкретные вопросы, например: В олонхо сколько миров (олонхо5о хас дойду баарый)? Опиши Срединный мир (орто дойдуну ойуулаа)? Богатырь из Нижнего мира почему появляется в Срединный мир (Абааьы уола Орто Дойдуга то5о кэлэрий)? На другие вопросы не могут ответить, так как не поняли сюжет олонхо, потому что простое исполнение не заинтересовало их. Поэтому целью формирующего этапа явилось восприятия олонхо посредством настольного кукольного театра и через кукольный театр развить импровизационные способности.
1 занятие: поставили олонхо Томской Д.А. – Чайка «Сильный на руку богатырь» (Эрбэ5эр Эрчимнээх Элитэр Бэргэн). Дети с интересом смотрели, слушали, даже задавали вопросы. После показа как на первом этапе задавали вопросы заранее подготовленные по сюжету (таблица 2). Второй этап показал наиболее высокий результат.
Сравнительные результаты динамики роста восприятия олонхо
группы
Экспериментальная группа
%
уровни
до
после
В
37
51
С
15
26
Н
22
23
По итогам эксперимента на первом этапе совокупный показатель составлял:
высший уровень – 37
средний уровень – 15
низкий уровень – 22
По результатам высший уровень повысился на 14% выше, средний уровень – на 11% выше, низкий уровень – на 1%, чем восприятие сюжета олонхо через исполнение.
Таким образом, динамика роста показывает об эффективности восприятия олонхо через кукольный театр.
Для развития способности к импровизации у дошкольников необходимо, чтобы
она развивалась в процессе театрализованных игр и постановок, учитывая способности. В ходе эксперимента дети были вовлечены в такие формы игр: «путаница в олонхо» с запланированными ошибками; театрализованная игра; «путешествие в страну олонхо», которые согласно гипотезе нашего исследования, призваны развить их способности к импровизации:
2 занятие: обучали элементарным действиям с куклами, используя движения, позу, разную интонацию и жест.
3 занятие: устроили настоящий театр, проиграв простой сюжет из олонхо «Извергающий кровью богатырь» (Хаан Илбистээн бухатыыр). Заранее распределили только основные роли. Дети играли с интересом, но ощущался неуверенность в себе.
4 занятие: поставили инсценировку из олонхо «Сильный на руку богатырь» (Эрбэ5эр Эрчимнээх Элитэр Бэргэн). И раздали детям маленькие книжки «Сильный на руку богатырь» (Эрбэ5эр Эрчимнээх Элитэр Бэргэн), сделанные своими руками.
5 занятие: «Путаница в олонхо»: мы показали олонхо «Сильный на руку богатырь» (Эрбэ5эр Эрчимнээх Элитэр Бэргэн) с запланированными ошибками. После малыши сами исправляли ошибки, играя в кукольный театр.
6 занятие «Путешествие в страну олонхо»: поставили олонхо «Добрый молодец Удуйээн дурачок Холдьугур ». После им дали задания импровизировать героев олонхо. Несколько детей уверенно подстраивались под ситуацию, но уровень словарного запаса чуть был ниже.
Так поставив несколько ситуаций, малыши незаметно становились более раскрепощенными, самостоятельными у них зарождается интерес к миру олонхо. И главное, они раскрывают свое «Я». После проделанной работы нами было проведено повторное исследование и сделан анализ результатов.
Таким образом, формирующий эксперимент позволил определить основные дидактические условия развития у дошкольников способности к импровизации через развитие импровизационного умения.
Сравнительные результаты динамики критериев
импровизационного умения
критерии
Спонтанность общения
Уверенность в себе
Способность подстраиваться под ситуацию
уровни
до
после
до
после
до
после
В
2
1
1
С
4
4
3
4
3
4
Н
7
5
8
6
8
6
Анализ уровня развития импровизационного умения показал, что в начале исследования, большинство дошкольников экспериментальной группы не умели подстраиваться под тем или иным ситуациям, не могли выразить свои мысли, затруднялись войти в образ.
После второго этапа эксперимента анализ диаграммы показал более заметные успехи в импровизации постановок и игр. Это выражалось в раскрепощенности, в уверенности тех или иных ситуациях в ходе игры.
Делая вывод можно сказать:
Через кукольный театр у дошкольников развивается естественный интерес к миру олонхо.
Импровизационное умение развивается лишь в условиях специальных занятий, которые организуются взрослыми не как урок, а как последовательное выстраивание различных ситуаций, игр, постановок олонхо.
Организованные таким образом занятия способствуют развитию творческого мышления, восприятия мира олонхо.
2.2. Степень удовлетворенности родителей работой детского сада по педагогике олонхо.
С целью определения мотивационной сферы родителей, в частности отношения их о работе детского сада по педагогике олонхо нами был разработан опросник для родителей:
Диагностика родительского мнения о педагогике олонхо
№
Вопросы
да
нет
Иногда
1.
Олонхо стала шедевром мировой культуры. Поможет ли это сохранению этнической культуры народа?
13
-
-
2.
Можно ли использовать олонхо в воспитании детей?
10
-
3
3.
Нравится ли Вам, что школа, детский сад работают по проекту педагогики олонхо?
11
-
2
4.
Участвует ли Ваш ребенок в мероприятиях посвященных олонхо?
9
2
2
5.
Исполняет ли Ваш ребенок олонхо?
7
6
-
6.
Я поощряю, что мой ребенок участвует в мероприятиях посвященных олонхо.
7
2
4
7.
Поможет ли в будущем ребенку полученные знания, навыки и умения?
7
1
5
Какие предложения Вы можете предложить по сохранению и распространению героического эпоса олонхо?_____________________________________________________
Пожалуйста, сообщите дополнительные сведения о ребенке: 4-5 лет, 6-7 лет.
Опрос родителей показал, что педагогика олонхо эффективно влияет на результаты воспитательного процесса, на активизацию творческой деятельности.
Заключение
В исследовании показано, что настольный театр является переходным от игры к сценическому действию. Вовлечение детей в различные виды деятельности не только обогащает и развивает личность ребенка, но и формирует у него потребность и стремление к красоте, к творчеству.
Результаты мониторингов, анализ ситуации в общем показывает, что полученные результаты соответствуют целям и задачам эксперимента. Анализ уровня развития детей показал, что в начале исследования большинство детей не имели ярко выраженных представлений об олонхо. По данным итоговой диагностики дошкольники показали наилучшую динамику результатов, по сравнению до эксперимента. Улучшение данных показателей можно объяснить содержанием проведенных работ.
Литература
Гальперин П.Я. Формирование Творческого мышления //Деятельность и психологические процессы: Тез.докл.V Всесоюзного съезда психологов. М., 1977.
Ямбург Е.А. Творческая импровизация. М., 2000.
Загвязинский В.И. Импровизация как средство творческого развития личности. М., 1992.
Кан-Калик В.А. Творческое развитие личности. М., 1990.