kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Развитие медийно-информационной грамотности у студентов педагогического колледжа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности, выделяет работу с информацией, в состав которой входит содействие овладению первоначальными методами и формами информационно-поисковой и исследовательской деятельности, преобразование и хранение информации, с использованием новых и традиционных информационных технологий, развитие критического мышления. Основным из условий плодотворной работы с информацией является систематическая, целенаправленная информационная подготовка обучающихся.  Существенную роль в формировании необходимых навыков и умений работы с информацией призваны сыграть так называемые информационные пятиминутки.

Просмотр содержимого документа
«Развитие медийно-информационной грамотности у студентов педагогического колледжа»

РАЗВИТИЕ МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА


Информационная грамотность личности – одна из составляющих общей культуры человека. Ее важнейшим компонентом, наряду с системой информационных знаний и умений, является информационное мировоззрение – это система взглядов, характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества, осмысленное отношение к необходимости получения специальной информационной подготовки.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности, выделяет работу с информацией, в состав которой входит содействие овладению первоначальными методами и формами информационно-поисковой и исследовательской деятельности, преобразование и хранение информации, с использованием новых и традиционных информационных технологий, развитие критического мышления. Основным из условий плодотворной работы с информацией является систематическая, целенаправленная информационная подготовка обучающихся.

Существенную роль в формировании необходимых навыков и умений работы с информацией призваны сыграть так называемые информационные пятиминутки. Похожие пятиминутки проводились в советских школах, где они назывались политинформацией. Данные организационные модели рекомендуется проводить еженедельно на первом уроке (4 раза в месяц). Подготовка информации осуществляется преподавателем совместно с обучающимися. В группах 1 курсов данную работу осуществляет преподаватель, на 2-3 курсах в подготовке и проведении пятиминуток принимают участие как преподаватель, так и обучающиеся, на 4 курсе пятиминутки готовятся совместно с преподавателем, но ведутся обучающимися. Активное участие в подготовке и проведении информационных пятиминуток должны принимать сами студенты, которые делятся последними услышанными ими сведениями о способах обработки информации. Эффективность такого подхода к подготовке и проведению пятиминуток во многом определяется социальным составом населения и соответствующим уровнем информатизации региона (особо остро этот вопрос встает в малых городах и сельских районах). Эти объективные обстоятельства накладывают определенные требования к подготовке преподавателя к минутке информационной культуры. Творчески работающий педагог не пойдет по пути наименьшего сопротивления (взять, да и отменить эти информационные пятиминутки!), он будет учить студентов «добывать» новую информацию. С самого начала обучающиеся должны осознать значение словосочетания «информационная пятиминутка»: пятиминутка - это ограничение по времени (студенты уже привыкли к физкультурным минуткам и т.п.), информационная - мы узнаем новую информацию. Информационные пятиминутки вводят обучающихся в мир знаний, позволяющих самостоятельно выявлять, находить, анализировать и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение. Специфика организации обучения основам информационной культуры определяется возрастными особенностями обучающихся, предполагает адаптацию специальной терминологии курса и активное использование наглядных средств обучения.

Цель информационных пятиминуток - формирование информационной культуры обучающихся как основы информационной компетентности.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

- освоение приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами, используя всё многообразие информационных ресурсов;

- овладение методами аналитико-синтетической переработки информации;

- изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы (работа с текстом, подготовка планов, сообщений, отзывов и т. п.).

Структура курса построена по принципу модульного обучения:


Название модуля

Цель

Содержание

1

Информация, ее хранение и способы передачи

формирование представления о месте и роли информации в жизни человека, об информационных ресурсах общества; получение знаний об истории книги и других носителей информации; формирование умений работы с книгой как источником информации

1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры»

2. Виды информации

3. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

4. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

5. Библиотеки как источники информационных ресурсов

6. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека

2

Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

формирование понятия о различных информационно-поисковых системах; знакомство с эффективными методами и способами поиска, оценки и извлечения информации

1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения

2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения

3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения

4. Особенности поиска информации в Интернете

3

Работа с книгой как одно из направлений информационной деятельности

знакомство с основными типами и видами литературы; обучение самостоятельных навыков работы с текстом, развитие критического мышления и интереса к чтению

1. История создания книги. Первая печатная книга на Руси

2. Структура книги

3. Справочно-поисковый аппарат книги

4. Книга со страницы на сцену.

5. Что? Где? Когда? Как и почему

6. Медиатекст как объект иналитико-синтетической переработки

7. Анализ медиатекста

4

Анализ информационных ресурсов и представление собственного информационного продукта

расширение знаний об особенностях использования различных информационных ресурсов; углубление знаний о различных методах обработки информации; овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), обусловленных задачами учебной и познавательной деятельности обучающихся

1. Технология подготовки планов готовых текстов

2. Технология подготовки планов создаваемых текстов

3. Технология подготовки учебных рефератов

4. Технология подготовки докладов. Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада

5. Технология подготовки электронных презентаций

6. Технология подготовки традиционных писем

7. Технология подготовки электронных писем

8. Технология подготовки отзывов на литературные произведения

9. Технология подготовки отзывов

10. Технология подготовки биографий

В итоге освоения обучающиеся должны на практике показывать результаты, полученных в ходе изучения курса «Основы информационной культуры».

Личностные результаты:

- умения выражать свою информационную потребность;

- формировать информационный запрос;

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;

- развивать способность к саморазвитию;

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения; общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Метапредметные результаты:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

В том числе регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью преподавателя;

- проговаривать последовательность действий на уроке.

В том числе познавательные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), словарях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты;

- обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, план, отзыв.

В том чсиле коммуникативные универсальные учебные действия:

- оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;

- читать и пересказывать текст, медиатекст;

- учиться работать в группе, паре.

Предметные результаты:

- знать правила пользования библиотекой, книгой;

- знать информационные ресурсы на традиционных и нетрадиционных носителях;

- знать основные элементы книги (титульный лист, аннотация, предисловие, содержание);

- уметь правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги) и определять примерное содержание книги, используя знание ее элементов;

- уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная, справочная) и знать специфику работы с данной литературой;

- знать алгоритмы поиска информации и подготовки планов, отзывов, сообщений.

- понимать смысл текста;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли;

- составлять вторичный документ по плану;

- осуществлять самостоятельный поиск, систематизацию и оформление интересующей информации.

Для успешного восприятия курса и выполнения поставленных задач в работе с обучающимися предполагается использовать различные методы и формы организации деятельности. Основной формой организации учебных занятий является информационная пятиминутка, которая может проводиться в форме игры, беседы-диалога, практического занятия, творческой работы, экскурсии. Методы организации учебно–познавательной деятельности: самостоятельная работа с информационными ресурсами, демонстрация, практическая работа, временная работа в группах, игровые формы, метод проектов, метод создания ситуаций творческого поиска, создание проблемных ситуаций, творческие задания, тесты. При изучении курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы во время знакомства с документами библиотеки, поиска ответов на поставленные вопросы. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового занятия, которое включает вопросы (задания) по основным направлениям курса.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие медийно-информационной грамотности у студентов педагогического колледжа

Автор: Ионова Наталья Владимировна

Дата: 08.11.2018

Номер свидетельства: 484373

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства