kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ПСИХОЛОГО—ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статистические данные социологического исследования проведенного Е. Н. Волковой, доктором психологических наук, профессором Нижегородского ГПУ им. Минина, показали, что:

  • 52% опрошенных (возраст 11-18 лет) подвергались психологическому насилию в семье;
  • 36 % в учебных учреждениях;
  • 42% явились жертвами физического насилия в семье;
  • 21 % в учебных учреждениях; из них большинство случаев - это отношения «ученик-ученик».

Автор считает, что в школе происходит своеобразная отработка освоенного дома поведения.

  • 70%  опрошенных утверждали, что терпели насилие от своих сверстников;
  • 30 % насилие в форме угроз, оскорблений, унижений и побоев от педагогов [3].

Вывод только один – не надо ждать, когда и у нас начнут в учебных учреждениях стрелять. Надо срочно решать всеми заинтересованными (государственными и не государственными организациями) проблему насилия в семье и в образовании (информацию по фактам насилия в учебных учреждениях г. Кирова и области выявить не удалось).

По проблеме проявления насилия в образовательном процессе автором статьи проведена следующая работа:

1. На классных часах и во внеурочное время на первом курсе совместно с психологом проведена в группе диагностика проявления случаев насилия и подростков, склонных к девиациям.

2. На родительском собрании, посвященном данной проблеме также проведен опрос.

3. Проведенная диагностика позволила составить социальный паспорт группы и выявить проблемы, которые приводят к конфликтам и агрессивным действиям:

  • развод родителей;
  • антисоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, безработица);
  • склонность к конфликтам и агрессии;
  • демонстрационное и девиантное поведение;
  • низкий уровень жизни семьи;
  • неуспеваемость, конфликты с педагогами;
  • ранняя беременность;
  • физическое и психологическое насилие со стороны друзей и других сверстников.

Последствия насилия:

  • физические травмы;
  • суицид;
  • уход из дома; бродяжничество;
  • агрессивность;
  • страхи;
  • депрессии;
  • вредные привычки (употребление алкоголя, психоактивных веществ, курение, проституция).

Любые виды насилия действуют всегда разрушительно на физическое и психологическое состояние человека.

Профилактические меры:

  • содействовать безоговорочному неприятию в обществе любых форм насилия  в отношении детей, подростков;
  • углубление знаний педагогов, родителей о правах ребенка о возрастных психологических особенностях детей, подростков;
  • формировать уважение к правам детей и несовершеннолетних;
  • оказание помощи в конфликтных и кризисных ситуациях;
  • принять закон «О насилии в семье и образовании», где четко определить меры ответственности всех участников образовательного и воспитательного процесса.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ПСИХОЛОГО—ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА »

И.А. Демина,

мастер производственного обучения

КОГОАУ СПО «Колледж пищевой промышленности»

РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ПСИХОЛОГО—ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА.

«Сеешь разумное, доброе, вечное,

а вырастает белена и чертополох»

(из к/ф «Доживем до понедельника»).


«В США в школах убивают детей и

учителей, а у нас этого нет»

(Из разговора в учительской).

Меня первое высказывание сильно задело, а второе заставило вспомнить известную притчу Бертольда Брехта.

«Однажды, идя по долине, господин Койнер внезапно заметил, что ноги его оказались в воде. Тогда он понял, что эта долина в действительности была лиманом, и пришло время прилива воды.

Он тут же остановился, для того чтобы высмотреть лодку, и пока он надеялся на это, продолжал стоять. Но когда ни единой лодки не было найдено, надежда его угасла, и тогда он принялся надеяться, что вода больше не поднимется

И лишь когда вода стала достигать подбородка, он оставил тщетные надежды и поплыл. Господин Койнер понял, что такой лодкой был они сам».

Полагаю эта притча не только о том, что не нужно ждать больших проблем, чтобы начать действовать. И не только о том, что ожидание спасительных средств может быть губительным. Она еще и о том – что мы сами должны быть активными, преодолевая проблемы в образовательном процессе.

Статистические данные социологического исследования 289 несовершеннолетних Нижегородской области, проведенного Е. Н. Волковой, доктором психологических наук, профессором Нижегородского ГПУ им. Минина, показали, что:

  • 52% опрошенных (возраст 11-18 лет) подвергались психологическому насилию в семье;

  • 36 % в учебных учреждениях;

  • 42% явились жертвами физического насилия в семье;

  • 21 % в учебных учреждениях; из них большинство случаев - это отношения «ученик-ученик».

Сделан вывод, что от 1/3 до половины опрошенных подвергались насилию в школе и дома [3]. Выявлена взаимосвязь насилия дома и в учебных учреждениях. Автор считает, что в школе происходит своеобразная отработка освоенного дома поведения.

  • 70% опрошенных утверждали, что терпели насилие от своих сверстников;

  • 30 % насилие в форме угроз, оскорблений, унижений и побоев от педагогов [3].

Вывод только один – не надо ждать, когда и у нас начнут в учебных учреждениях стрелять. Надо срочно решать всеми заинтересованными (государственными и не государственными организациями) проблему насилия в семье и в образовании (информацию по фактам насилия в учебных учреждениях г. Кирова и области выявить не удалось).

По проблеме проявления насилия в образовательном процессе автором статьи проведена следующая работа:

1. На классных часах и во внеурочное время на первом курсе совместно с психологом проведена в группе диагностика проявления случаев насилия и подростков, склонных к девиациям.

2. На родительском собрании, посвященном данной проблеме также проведен опрос.

3. Проведенная диагностика позволила составить социальный паспорт группы и выявить проблемы, которые приводят к конфликтам и агрессивным действиям:

  • развод родителей;

  • антисоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, безработица);

  • склонность к конфликтам и агрессии;

  • демонстрационное и девиантное поведение;

  • низкий уровень жизни семьи;

  • неуспеваемость, конфликты с педагогами;

  • ранняя беременность;

  • физическое и психологическое насилие со стороны друзей и других сверстников.

Последствия насилия:

  • физические травмы;

  • суицид;

  • уход из дома; бродяжничество;

  • агрессивность;

  • страхи;

  • депрессии;

  • вредные привычки (употребление алкоголя, психоактивных веществ, курение, проституция).

Любые виды насилия действуют всегда разрушительно на физическое и психологическое состояние человека.

Профилактические меры:

  • содействовать безоговорочному неприятию в обществе любых форм насилия в отношении детей, подростков;

  • углубление знаний педагогов, родителей о правах ребенка о возрастных психологических особенностях детей, подростков;

  • формировать уважение к правам детей и несовершеннолетних;

  • оказание помощи в конфликтных и кризисных ситуациях;

  • принять закон «О насилии в семье и образовании», где четко определить меры ответственности всех участников образовательного и воспитательного процесса.

Необходимо остановиться на двух понятиях, пришедших в педагогику сравнительно недавно: «буллинг» и «моббинг».

Буллинг - травля со стороны сверстников, то есть агрессивное поведение, которое осуществляется регулярно с целью умышленного причинения вреда, как физического, так и морального, другому человеку. «Один пытается подчинить себе другого»: оскорбляет и унижает не только в словесной, но и в письменной форме, оказывает физическое давление или принуждение. Объясняется это стремлением к популярности среди сверстников, желанием выглядеть сильным. Обычно такие учащиеся сами являются жертвами буллинга других.

Моббинг – психологическое насилие в коллективе. Это групповой буллинг; т. е.- коллективный сговор, нацеленный на конкретного человека с применением тактических приемов, как распространение слухов, косвенных намеков, дискредитация, изоляция или запугивание человека и, прежде всего, стремление представить все, таким образом, будто во всем виноват человек, на которого направлены эти действия (якобы жертва «этого заслуживает»). Осуществление насильственных действий происходит под влиянием непосредственного окружения подростков (друзей, родителей, учителей), под влиянием средств массовой информации [4].

Меры предотвращения насилия в образовательном процессе.

Сегодня с насилием в образовании невозможно справиться призывами нотациями, замалчиванием фактов, уговорами, лекциями, беседами, вызовами родителей к директору, решениями педсоветов о вынесении выговора и т.п.

Чтобы меньше было белены чертополоха в нашей работе надо активно действовать:

  • привлекать каждого обучающегося к социально-значимой деятельности, полезному практическому делу (социальные проекты, акции, движение волонтеров);

  • убрать охранников пенсионного возраста, разгадывающих кроссворды;

  • учить педагогов приемам поведения в случаях агрессии со стороны, обучающихся и их родителей;

  • администрации учебных заведений необходимо следить за информацией, распространяемой в интернете. Киберхулиганство рассматривать как нарушение личного пространства обучающихся, педагогов и учебного заведения;

  • для исключения насилия со стороны педагога по отношению к обучающимся и коллегам следует разработать «Этический кодекс педагога»;

  • ввести должность уполномоченного по правам участников образовательного процесса в соответствии с ФЗ от27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника»;

  • осуществлять мониторинг проявления всех видов насилия в образовании для последующего анализа и выработки правовых норм противодействия насилию.










Список литературы:

  1. Агрессия у детей и подростков под. ред. Н. Н. Платоновой.- СПб.: Речь, 2006.

  2. Болотова Е. Л. Правовые механизмы противодействия насилию в образовании // Социальная педагогика.- 2012. - №1/2.- с. 27-40.

  3. Волкова Е. Н., Иссаева О. М. Школьное и домашнее насилие: взаимосвязь и взаимообусловленность // Психологическая наука и образование. – 2013. - № 4. – с. 56-63.

  4. Психологический практикум и тренинг [текст]: профилактика насилия в семье и школе// авт. – сост. Л. В. Прикуль. – Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Руланн Э. Г. Как остановить травлю в школе: психология моббинга. – М.: Генезис, 2012.

  6. Право на детство: профилактика насилия в семье, среди детей, подростков и молодежи [текст]: материалы конкурса… - Киров, 2010. Вып. 2, 3.

  7. Источники Интернет: http://ru/Wikipedia.Org/wiki



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Дёмина Ирина Алексеевна

Дата: 31.10.2014

Номер свидетельства: 124592


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства