kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с низкомативированными учащимися

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальная проблема каждой школы - не потерять, не упустить учащихся с низкими учебными возможностями.

         Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с низкомативированными учащимися»

Михеева А.Н.,

учитель физики

Работа с низкомотивированными учащимися

как средство повышения качества образования.


Древние мудрецы говорили:

«Увидеть и понять

проблему - наполовину решить ее,

если же не видишь проблему,

что это значит, что она в тебе самом».


Актуальная проблема каждой школы - не потерять, не упустить учащихся с низкими учебными возможностями.


Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.). Надо отметить и отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т. д.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников. К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание.

Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.

Причины и характер проявления неуспеваемости

  • Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться).

  • Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

  • Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные).

  • Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.

  • Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения. Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать.

  • Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); неправильная организация учебной деятельности в ОО.

  • Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

  • Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

  • Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

  • Неаккуратное обращение с учебными пособиями

  • Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов - недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов.

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению. Для этой группы неуспевающих проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми - учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу - ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению. Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

  • создавать проблемные ситуации;

  • активизировать самостоятельное мышление;

  • организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

  • выстраивать позитивные отношения с группой;

  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. Задача педагога в этом случае:

  • помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;

  • развивать ответственность;

  • поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:

  • решение проблемных ситуаций;

  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

  • связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

  • организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации - тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. (Такое часто встречается когда учащиеся переходят в 5 класс. Даже самые опытные из учителей часто говорят лишь о нежелании детей учиться, об отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и других причинах, но редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главных причин.)

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы.

Этапы формирования положительного отношения к учению


Формируемые отношения   

1-й этап     

2-й этап     

3-й этап



К содержанию учебного материала      

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости 

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого 

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)   

Действует учитель - ученик только воспринимает      

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса       

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам    

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий   

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий


К учителю (коллективу)      

Подчеркнутая объективность, нейтралитет        

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие        

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.



Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

 

Этапы урока        

Виды помощи в учении


Контроль подготовленности учащихся 

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

 Предложение учащимся примерного плана ответа.

 Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

 Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала       

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

 Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

 Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Самостоятельная работа учащихся на уроке.  Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

 Напоминание приема и способа выполнения задания.

 Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

 Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

 Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

 Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, исправления.

Организация самостоятельной работы вне класса.  Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

 Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

 Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

 

Очень важный этап при работе с такими детьми - профилактика неуспеваемости

Профилактика неуспеваемости

 

Этапы урока        

Акценты в обучении


Контроль подготовленности учащихся 

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала       

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке 

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах

и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль  

Организация самостоятельной работы вне класса  

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников



 Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически.

 

Мероприятия для работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися


1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком.     

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.     

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.  

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.      

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями.        

 

В работе с неуспевающими детьми помогут памятки для педагогов и индивидуальные карты учащихся (составленные педагогом - психологом).

 

Памятка  учителю  в  работе  с  отстающими  учащимися.

Учитель может считать, что работа выполнена:

Если  есть  план  индивидуальной  работы  с  отстающими  учениками.

Если  учитель  2-3  раза  встретился  с  родителями  ученика, сообщая  им  о  его  проблемах  и  успехах.

Если  ученик  получает  индивидуальное  задание, помощь  и  консультации.

Пересажен  с  последних  парт  к  более  сильному  ученику.

Если  у  него  проверяются  все  письменные  работы.

Если  ему  рассказали  и  показали, как  надо  учить  уроки.

И  спросили  за  четверть  5-6 раз.


Единые  требования  к  организации  индивидуальной  работы  с  учащимися.

  • Своевременное  и  грамотное  изучение учащихся  с   помощью  имеющихся в гимназии  материалов и  выявления  пробелов  в  их  знаниях.

  • По  каждой  теме производить учет умений и  навыков, которыми должен овладевать учащийся.

  • Классификация ошибок, допущенных каждым учеником в разных  видах  работ.

  • Систематическое, тщательное спланированное повторение ранее изученного материала.

  • Своевременные  индивидуальные  задания  учащимся.

  • Учет  индивидуальных  заданий  и  своевременная  их  оценка.

  • Дополнительные  занятия  со  слабоуспевающимися учениками во внеурочное время.

  • Организация  взаимной  помощи  среди  учащихся.

  • При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки данной группы школьников.

Все моменты психолого-педагогического сопровождения способствуют выравниванию учебно-познавательной ситуации и ведут к формированию компетентностной личности ученика.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа с низкомативированными учащимися

Автор: Михеева Анна Николаевна

Дата: 03.07.2022

Номер свидетельства: 610907


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства