«Работа над введением, содержанием УИР, проекта. Определение объекта и предмета исследования».
«Работа над введением, содержанием УИР, проекта. Определение объекта и предмета исследования».
Цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности при написании Введения и содержания УИР.
Задачи:
1. Обучающая: создать условия правильного написания Введения и содержание УИР и проекта;
2. Развивающая: развивать интеллектуально-творческие способности, познавательную активность детей, поиск оригинальных решений.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к исследованию, веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.
Понятия: объект исследования, предмет исследования, актуальность темы, гипотеза, цель и задачи исследования, методы исследования, новизна исследования, практическая значимость.
Методические приемы: словесный, практический, творческий.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Работа над введением, содержанием УИР, проекта. Определение объекта и предмета исследования». »
Тема: «Работа над введением, содержанием УИР, проекта. Определение объекта и предмета исследования».
Цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности при написании Введения и содержания УИР.
Задачи:
1. Обучающая: создать условия правильного написания Введения и содержание УИР и проекта;
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к исследованию, веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.
Понятия: объект исследования, предмет исследования, актуальность темы, гипотеза, цель и задачи исследования, методы исследования, новизна исследования, практическая значимость.
Формы организации образовательного процесса: лекционно - творческая.
Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный момент.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Рефлексия
Литература.
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:Просвещение, 2010.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
3.Как написать исследовательскую работу в начальной школе. Академия успешного учителя. Информационные технологии в образовании. Интернет – ресурс
4. Кузина В. М. Технология научного и учебного исследования: Учебное пособие – Новокузнецк: РИО НГПИ, 2001.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Приветствие детей, настрой детей на работу.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня на наше объединение Дома Творчества пришло сообщение, из «Учебно - исследовательскому центру». «Обращаемся к вам с просьбой. Помогите правильно написать Введение и содержание к научно- исследовательской работе, проекту. Ждем много разные работы». Окажем помощь? Дети отвечают. Но «Учебно - исследовательский центр» просит не только написать Введение и содержание, он просит много работ. Поэтому целью нашего занятия будет правильно научиться составлять Введение в исследовательской работе, проекте. Работа групповая.
Для помощи нам необходимо отправиться в страну «Знаний» и получить там ценную информацию. Отправляемся на космическом корабле. Только на этом космическом корабле заправкой служат ответы на вопросы по пройденному материалу. Будем заправляться? Дети отвечают.
Проверочный этап
Слушаем вопросы:
- что мы понимаем под учебно-исследовательской работой?
- какие виды научной работы знаем?
- требования к написанию учебно-исследовательской работе?
- какова структура исследовательской работы?
Ответы детей.
- Мы заправились, и направляемся в страну «Знаний».
II. Основная часть.
Подготовительный этап.
Подготовка научного исследования предполагает наличие нескольких этапов. Сегодня рассмотрим структурные элементы научно-исследовательской работы, её наиболее ответственную часть – Введение и содержательную частью. Особое значение уделим Введению, где буквально по пунктам разберем её написание. У каждого на столе лежит конверт. Давайте его откроем. Там Образец «Последовательность написания «Введение», Памятка «Методы научного исследования», Памятка понятийного аппарата. Посмотрите внимательно, это нам пригодиться для написания Введения. Объем раздела Введение 1- 2 страницы.
Этап актуализации имеющихся у детей знаний.
Что бы написать научно-исследовательскую работу или проект, вы на прошлом занятии обсуждали в группах направление, по которому бы хотели писать научно-исследовательскую работу.
Этап первичного усвоения новых знаний.
Те направления, которые вас интересует в Ведении, называется объект исследования. С объектом исследования связано понятие - предмет исследования, т.е. та часть, вашего объекта, которая вам наиболее важна.
Например: объектом исследования – человек, а предмет исследования - почему человек растет. Объект – продукт питания, а предмет исследования - мёда и его свойства и т.д.
Первичная проверка понимания.
Что такое объект исследования и предмет исследования прочитываем из Памятки понятийного аппарата.
Первичное закрепление.
Работа в группе: делаем запись в образце «Последовательность написания «Введение»», затем один человек из группы читает.
Именно предмет исследования определяет тему исследования. Она представляет объект изучения. Существуют правила выбора темы. Тема должна быть
- интереса, но при этом познавательная;
- работа должна быть выполнима, а решения полезны участникам исследования;
- должна быть оригинальна, с новизной, неожиданностью;
- работа должна выполняться быстро, соответствовала вашим способностям и возможностям;
- с доступной литературой и оборудованием.
Введение должно начинаться с актуальности темы исследования. Надо ответ на вопрос: «Почему данную проблему надо изучать?» Раскрыть актуальность темы можно:
- с не изученностью или мало изученностью;
- с возможностью решения определенных практических задач, на основе полученных исследований.
Пример актуальности темы: Тема изменения климата на земле актуальна. Процессы в океане под названием «атмосфера» не могут не интересовать каждого сознательного обитателя этой воздушной бездны
Первичная проверка понимания.
Что такое тема и актуальность темы прочитываем из Памятки понятийного аппарата.
Первичное закрепление.
Работа в группе: делаем запись в образце «Последовательность написания «Введение»», затем один человек из группы читает.
Уточнив тему необходимо приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Гипотеза - это предположение вашего результата. Обычно гипотеза начинается со слов:
- предположим;
- допустим;
- возможно;
- можно предположить …;
- если …, то …;
- предполагается, что …;
- так…, как…;
- при условии, что... и др.
Гипотеза в ходе исследования либо подтверждается, либо опровергается.
Вот пример: Возможно, признаки потепления климата в холодный период отмечаются на территории ЯНАО
Первичная проверка понимания.
Что такое гипотеза прочитываем из Памятки понятийного аппарата.
Первичное закрепление.
Работа в группе. Делаем запись в образце «Последовательность написания «Введение»», затем один человек из группы читает.
Физминутка.
Продолжение этапа работы по новому материалу.
Конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы - цель исследования. Цель бывает одна. Формулировку цели исследования формулируется кратко, одним предложением. Употребляются глаголы:
- доказать;
- обосновать;
- разработать.
Пример цели: Обосновать потепления климата в холодный период на территории ЯНАО.
Первичная проверка понимания.
Что такое цель исследования прочитываем из Памятки понятийного аппарата.
Первичное закрепление.
Работа в группе. Делаем запись в образце «Последовательность написания «Введение»», затем один человек из группы читает.
Следующий этап – это формулировка задач исследовательской работы. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как заголовки глав в исследовательской работе рождаются именно из формулировок задач. Оптимальное количество 3-5. При формулировании задач применяют такие глаголы:
- изучить;
- проанализировать;
- описать;
- выявить;
- сравнить;
- определить;
- установить;
Вот пример: 1. Изучение литературы.
2. Проанализировать температурный режим в Коротчаево и в городе Новый Уренгой.
3. Сравнить данные календарей погоды с периода 2010 -2014 гг. Изучение данных архивов сайтов Погоды.
Первичная проверка понимания.
Что такое задачи исследовательской работы прочитываем из Памятки понятийного аппарата.
Первичное закрепление.
Работа в группе. Давайте сформулируем задачи исходя из тем, которые вы хотели бы выбрали. Делаем запись в образце «Последовательность написания «Введение»», затем один человек из группы читает.
Следующим для научно- исследовательской работы будет методы исследования. Методы - способ достижения цели. Они бывают общенаучными и конкретно - научными. К общенаучным относятся: общетеоретические, социологические, социально – психологические, математические. К конкретно – научными методам относится теоретические, эмпирические, т.е. устанавливаются опытом и наблюдением. Обратимся к специальной Памятке «Методы научного исследования». Давайте рассмотрим эти методы.
Пример: 1. Описать теоретическую информации.
2. Сравнить материалы метеослужбы.
3. Метод анализа и обобщения.
Первичная проверка понимания.
Что такое методы исследования прочитываем из Памятки понятийного аппарата.
Первичное закрепление.
Работаем в группе. Выбираем для себя из Памятки «Методы научного исследования».
Записываем в образце «Последовательность написания «Введение»», затем один человек из группы читает..
Далее новизна исследования - выводы, полученные в результате исследования.
Практическая значимость исследования - это в какой области науки ваше исследование можно применить. Пример: Новизна исследования заключается в том, что впервые изучается, систематизируется и анализируется температурный режим погоды в городе Новый Уренгой за определенный период времени.
А практическая значимость работы состоит в том, что данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы на уроках географии, занятиях краеведческого кружка, факультативах, внеклассных мероприятиях.
Первичная проверка понимания.
Что такое новизна?
Первичное закрепление.
Работа в группе. Записываем в образце «Последовательность написания «Введение»», затем один человек из группы читает.
Так пишется Введение. Каждый из перечисленных пунктов исследовательской работы описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется. Ключевые слова - актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель исследования, задачи исследования, методы исследования и т.п. выделять подчеркиванием, жирным шрифтом или курсивом, но не заключать в кавычки.
За Введением идет «Основная часть», которая может содержать 2-3 главы.
Первая глава является литературным обзором. Здесь вы должны конкретно описать некоторые известные научные факты, которые напрямую касаются вашей работы. Вы должны раскрыть актуальность вашего исследования, что было сделано до вас. Старайтесь писать, по существу. Нужно привести примеры уже известного применения на практике исследуемого вами явления или процесса. В работе должны быть собственные мысли.
Во второй, третьей главе должна отражать суть вашего исследования. Теоретические расчеты, проделанные эксперименты. Должны быть описаны и проанализированы полученные результаты. Каждая глава завершается выводами.
III. Рефлексия.
А теперь каждая группа прочитает еще раз своё Введение.
IV. Подведение итогов.
Вот и подошло к концу наше занятие. Вы показали хорошие знания. В заключение хочется процитировать слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами».