Работа "Эссе. Самореализация личности: как разглядеть и поддержать детские таланты"
Работа "Эссе. Самореализация личности: как разглядеть и поддержать детские таланты"
Данное эссе"Самореализация личности: как разглядеть и поддержать детские таланты" написано на районный конкурс Учитель года, в котором выражается позиция автора по данной проблеме. В своей работе попыталась рассказать о своем опыте о работе с детьми, имеющие высокую мотивацию к учебе, а также о дифференцированном подходе к каждому ребенку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа "Эссе. Самореализация личности: как разглядеть и поддержать детские таланты" »
Эссе
Самореализация личности: как разглядеть и поддержать детские таланты
Если учитель имеет только любовь к делу, он
будет хороший учитель. Если учитель имеет
только любовь к ученику, как отец, мать, -
он будет лучше того учителя, который прочел
все книги, но не имеет любви ни к делу,
ни к ученикам. Если учитель соединяет
в себе любовь к делу и к ученикам, он –
совершенный учитель.
Лев Николаевич Толстой
Когда-то, очень давно, будучи еще ученицей, я спросила у своей матери: «Куда пойти учиться, какую профессию выбрать?» И мама ответила: « Иди в педагогический институт, будешь учителем, как твоя сестра, будете друг друга дополнять!» Эти слова, пожалуй, стали самыми главными при выборе моей профессии. Я, действительно, стала учителем математики и ни сколько об этом не жалею, считаю себя счастливым человеком. Разве это не счастье, осознавать себя нужной кому-то, идти на урок, зная, что на тебя смотрят множество глаз и ждут от тебя что-то нового, интересного. Кто если не ты раскроет детям красоту и многогранность математики, научит находить ответы на вопросы, которые диктует жизнь и находить пути решения, казалось бы из безысходных ситуаций.
Что же такое самореализация личности? Самореализация — это выявление своих способностей (талантов) и развитие их человеком в какой-либо конкретной деятельности. Так что те люди, которые самореализовались в какой-то конкретной деятельности — самые счастливые люди на свете. Самореализация личности — воплощение потенциала. ( Википедия) Это значит быть нужным и востребованным.
Критерии того насколько полно и гармонично происходит реализация себя самого, могут быть определены только самим человеком. И эти критерии определяются не умом, а сердцем. Насколько человек удовлетворен своей жизнью? Насколько гармонично он себя ощущает? С радостью ли встречает новый день? Спокойно ли засыпает? Чувствует ли он, что тот жизненный путь, который он выбрал – его? Чувствует ли он, что весь свой потенциал использует на сто процентов, не оставляя в тени никакие из аспектов своей жизни. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о значимости и роли учителя, в формировании личности ученика не только как успешно самореализованной в обществе, но и просто человека, с высокими нравственными принципами.
Размышляя над этой проблемой, вспоминаю притчу:
Родители выбрали для сына хорошую школу и лучшего учителя. Утром дед повёл внука в школу.
Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
— Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик.
— Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.
Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
— Я что, не пойду в школу? — спросил мальчик.
— Пойдёшь, но не в эту, — сердито ответил дед. — Я сам найду тебе школу.
Дед отвёл внука к бабушке, а сам пошёл искать лучшего учителя.
Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.
В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других — дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
— У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, — предложил один мальчик.
— Хотите, я позову учителя? — спросил другой ребёнок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:
— Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.
Вечером мама мальчика спросила деда:
— Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
— По ученикам узнают учителей, — ответил дед.
По-моему, учитель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: «…и душа, и одежда, и мысли…». Я говорю об Учителе с большой буквы, не столько как о человеке, который преподает какой – то предмет, а именно о том Учителе, который является для детей ведущим ориентиром. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности учитель – надежный фундамент для нашего будущего поколения. Как сегодня говорят молодые: свободный, непредубежденный, открытый.
Известно, что каждый ребёнок талантлив. Недаром говорил Сократ: « В каждом ребенке солнце, только дай ему светить». Но возникает вопрос: как учителю выявить личную одарённость? Как развить способности ребенка ? В какой области дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Как развить в ребенке его талант? Ведь обделённых и неталантливых детей не бывает. Бывают те, которые прошли мимо клада, спрятанного в себе самом. Те, которым не помогли вовремя посмотреть в глубину. Те, которым не показали широту. Чтобы развить в ребенке его природные способности, необходимо показать ему богатство и широту мира, его многомерность и многогранность. В душе ребенка обязательно что-то отзовется и потянется к нужному, важному, родному, по-настоящему жизненно необходимому.
Выявление и развитие способностей учащихся зависит от множества факторов. Я думаю, что на первый план выходят понятия “воспитательное пространство”, “воспитывающая среда”, “среда в среде”. Воспитательное пространство является инструментом воспитания при условии целенаправленного использования его возможностей в работе с детьми. Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит. Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. По-моему, одна из целей работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика.
В работе с детьми практикую следующие методы: исследовательский, частично – поисковый, проблемный.
При реализации исследовательского метода у обучающихся формирую такие элементы творческой деятельности, как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; выявление новой функции и структуры объекта; самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового; альтернативный подход к поиску решения проблемы. Указанные процедуры творческой деятельности проявляются при решении задач, предполагающих поиск нестереотипного способа решения. Овладение учебным материалом осуществляю в процессе наблюдения, поиска выводов, при работе с книгой, письменного упражнения с доведением закономерности, практических и лабораторных работ.
При частично-поисковом методе обучения определенные элементы знаний сообщаю детям, а часть учащиеся открывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания. Изложение учебного материала может осуществляться в процессе эвристической беседы, комментируемого упражнения с формулировкой выводов, творческой упражнения, лабораторной или практической работы и др.
Метод проблемного изложения - метод обучения, предполагает постановку перед учащимися проблемы и определения путей ее решения с сокрытием возможных познавательных противоречий.
Его применяю преимущественно для развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями.
В своей работе использую разные формы: классно – урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, индивидуальные творческие задания, викторины, ролевые игры. В рамках каждого урока стараюсь создать условия для формирования и развития познавательной активности детей. Для этого использую создание на уроке проблемной ситуации. Суть заключается в том, что ученики сталкиваются с проблемой «знаю -не знаю», сами определяют, какой материал они не знают, что должны повторить для изучения новой темы, помогают составить алгоритм для решения учебной задачи. Я считаю, что для успешной и плодотворной деятельности необходимо создание условий для работы учителя. В моем кабинете есть все необходимое: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, интерактивная доска, которая становится необходима для проведения практически каждого урока и внеклассного мероприятия. Интерактивную доску я использую на любом этапе урока. Она является незаменимым средством при решении задач по готовым чертежам, заполнении пропусков, проверке домашнего задания. Работа с интерактивной доской повышает у детей мотивацию, стремление решать, смело выходить к доске.
В кабинете имеется свободный выход в Интернет, что позволяет продуктивно использовать ИКТ – технологии.
Организую на уроках работу в малых группах, в которую входят дети с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одарённый ученик исполняет роль консультанта, оказывает помощь каждому члену группы.
Формы и приёмы работы с детьми в рамках отдельного урока направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Использую дифференцированные задания по трудности, по уровню творчества, по объёму учебного материала, на уроках стараюсь использовать материал по истории математики, не являющийся программным материалом. В результате одарённый ученик получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления, умений работать самостоятельно (решение проблемных ситуаций, логических задач, задания повышенной сложности, задания на опережение). На уроках математики и во внеклассной работе по предмету практикую решение нестандартных задач. Это логические задачи, когда решение сводится к использованию определённых приёмов. Стимулирую и побуждаю детей к участию в олимпиадах, конкурсах, интернет - проектах.
Я помогаю учащимся в подготовке докладов, рефератов, составлении учебных проектов. В результате учащиеся включаются в научно-исследовательскую деятельность, изучают различные источники информации, выступая со своими работами, как на уроках, так и вне. Например, при изучении темы по геометрии 8 класса «Теорема Пифагора» учащиеся самостоятельно освоили биографию Пифагора, создав презентацию и выступив с ней на уроке. Другие учащиеся самостоятельно разобрали разные способы доказательства теоремы и познакомили с ними своих одноклассников. На научно-практических конференциях учащиеся становятся лучшими в районе: Немчунович А., 9 «б» класс «Новый способ умножения чисел», Гусева Е., 10 класс «Купола - геометрическое воплощение красоты», Бердников И., 11 класс «Математика в нашей жизни», Приказчикова К. 10 «а» класс «Диофантовые уравнения». В работе с учащимися обращаю внимание на их достижения, так как оценка взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Формирую у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряю самостоятельное мышление.
В последнее время работаю в таком направлении, как создание индивидуального образовательного маршрута для ученика. Пока этим вопросом занимаюсь с учениками с высокой мотивацией.
Не трудно понять, какими способностями должен обладать современный учитель. Роль учителя – «стоять не «над», а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель находится наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь». Говоря о современном учителе, хочется напомнить, что с каждым годом меняются требования, предъявляемые к учителю, но всегда останутся незыблемо, вне зависимости от времени и эпохи, следующие профессиональные заповеди учителя:
• Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель; • Всякое дело- в интересах учащихся и ничего - во вред; • Не приписывай успех себе, а вину учащимся; • Рассердись,… но на себя! • Проживи одну свою и 1000 жизней своих учеников - и ты проживешь вечность.
И в заключении хочется вспомнить индийскую притчу об истинном богатстве человека:
Как-то саньясин дошел до окраины деревни и примостился для ночлега под деревом. Вдруг к нему подбежал крестьянин и крикнул:
— Камень! Камень! Отдай мне драгоценный камень!
— Какой камень? — не понял саньясин.
— Вчера ночью бог Шива пришел ко мне во сне и сказал, чтобы я вышел на окраину деревни, когда начнет смеркаться, и что саньясин даст мне камень, который обогатит меня на всю жизнь.
Саньясин порылся у себя в сумке и вытащил оттуда камень.
— Наверное, Шива имел в виду вот этот, — сказал он. — Я нашёл его в лесу вчера вечером. Хочешь, бери его.
Крестьянин стал с любопытством рассматривать камень. Это был самый большой алмаз в мире, размером с голову человека.
Всю ночь крестьянин проворочался в постели, не сомкнув глаз. На рассвете он разбудил саньясина и сказал:
— Отдай мне богатство, благодаря которому ты так легко расстался с алмазом.