Рабочая тетрадь предназначена для практических работ студентов образовательного учреждения среднего профессионального образования. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с программой учебной дисциплины «Основы философии» вариативной части основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования и предназначена для реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения.
ДАТА_________ Тема: Предмет и функции философии
Вспомните, пожалуйста, и запишите тот момент (моменты) из своей жизни, когда Вы сказали (подумали): «Это философский вопрос».
Просмотрите несколько учебников философии. Почему существует множество определений философии?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАТА_________ Тема: Философия Древнего Китая и Древней Индии.
1. Сравните общее и особенное в возникновении философии в Древней Индии, Древнем Китае.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Проанализируйте мифологические предпосылки возникновения философии.
Академия Платона.________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тестовая проверка знаний. 1.Завершите определение: «Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира и места человека в нем, называется________________________________________________________».
2. Понятие древнегреческой философии, обозначающее упорядоченность мира: а. Атом б. Хаос в. Космос г. Бытие
3. Что такое философская категория? а. Обозначение чего- либо б. Форма «чистого разума» в. Понятие, отражающее связь любого типа г. Понятие, отражающее существенные, универсальные связи и отношения.
4.Кого из философов древности называли «отцом диалектики»? а. Демокрита б. Сократа в. Гераклита г. Фалеса
5.Завершите определение:
«Раздел философии, изучающий проблемы познания, его сущности, возможностей и форм, называется _______________________________________________________________________________________». 6. Мыслитель, полагавший, что философия должна сделать предметом своих размышлений не Космос и его законы, а человека и его мышление», был: а. Анаксимен б. Пифагор в. Сократ г. Зенон
9.Кто из мыслителей Древней Греции впервые назвал себя философом? а. Демокрит б. Гераклит в. Пифагор г. Фалес
10.Соотнесите понятия и философов, которые их используют: а. Космос 1.Аристотель б. Бытие 2. Демокрит в. Форма 3. Парменид г. Идея 4. Гераклит д. Атом 5. Платон
ДАТА_________ Тема: Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии.
ДАТА_________ Тема: Мировоззрение и его исторические типы.
Приведите примеры мифологического, религиозного и научного объяснения одного и того же явления природной или общественной жизни.____________________________________________
Приведите примеры современных мифов. В чём смысл их создания? В чём причины живучести мифов?_____________________________________________________________________________
Должен ли учёный обязательно быть атеистом и материалистом? Если нет, то каким образом можно согласовать научное и религиозное или идеалистическое виденье мира? Возможно ли такое согласование?__________________________________________________________________
2. Выберите одну из предложенных концепций по которой сравните идеи Древности, Нового и новейшего времени: Концепция человека; концепция общества; концепция божественного; концепция материи; концепция Космоса, или (свой вариант) _______________________________________________________________________________________
3.Кому принадлежат эти высказывания? (Составьте соответствие).
“...если ничего не существует помимо единичных вещей. - а таких вещей бесчисленное множество,- то как возможно достичь знания об этом бесчисленном множестве? Ведь мы познаем все вещи постольку, поскольку в них имеется нечто единое и тождественное и поскольку им присуще нечто общее”
«Сущность Вселенной не имеет в себе силы, которая могла бы противостоять мужеству познания».
«Имей мужество пользоваться собственным умом!»
“...Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того, чтобы изучать их, дадим им имена. Назовем первый вид- идолами рода, второй- идолами пещеры, третий- идолами площади и четвертый- идолами театра.»
«Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы с очевидностью,...избегать, иначе говоря, опрометчивости и предвзятости.;
Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться».
«Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму весь материал мышления».
4. Можно ли считать, что составляющие философии Ницше и философии Маркса позволили использовать их идеи для становления тоталитарных режимов? Как вы думаете, согласились бы сами философы с такой трактовкой их идей?_____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Используя материал Интернета, подготовьте краткое сообщение о каком- либо русском мыслителе и его философских взглядах.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С какими теориями антропогенеза вы знакомы? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите содержание основных концепций смысла жизни.
ДАТА_________ Тема: Философия экзистенциализма и психоанализа.
Интерес к проблеме человека, к внутреннему миру личности нашел весьма своеобразное преломление в философии психоанализа, становление которой можно рассматривать как попытку найти выход из тупика, в который ввели философию, с одной стороны, позитивизм, ориентированный исключительно на естественнонаучное знание, и, с другой стороны, иррационализм, апеллирующий к интуитивным догадкам и внутриличностному постижению бытия.
Основатель психоанализа – австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) создавал свою теорию на базе практической (по 8 – 10 часов ежедневно) врачебной деятельности. Психоанализ – это и разработанный Фрейдом метод лечения психических заболеваний, и философская концепция сущности человека и культуры, изложенная им в работах «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923) и др.
До Фрейда (в классической философии и науке) считалось, что главным регулятором человеческой жизни является сознание. Фрейд открыл, что под покровом сознания скрываются глубинные, наполненные энергией пласты бессознательных стремлений, желаний, влечений, которые определяют не только личную жизнь человека, но и развитие цивилизации.
Психика человека понимается Фрейдом как состоящая из трех слоев, или инстанций: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
«Оно» - сфера бессознательного, представляет собой унаследованный человеком от животных предков глубинный слой психики, в котором коренятся основные жизненные инстинкты: инстинкт продолжения рода (источник сексуального влечения и сексуальной энергии – «либидо») и инстинкт самосохранения (источник агрессивного поведения человека). «Оно» - иррационально и аморально, руководствуется только принципом удовольствия, проявляется в бессознательных импульсах и влечениях человека.
«Я» - важный элемент сознания человека, формируется в результате личного жизненного опыта индивида. «Я» - разумно и руководствуется принципом реальности, стремясь привести бессознательные импульсы «Оно» в соответствии с требованиями «Сверх-Я».
«Сверх-Я» - та часть сознания, в которой сконцентрирован культурный опыт человечества (правила поведения, нормы нравственности, идеалы и т.п.). «Сверх-Я» формируется в процессе воспитания и образования; это - «контролирующий и наказующий агент» в нашей психике, совесть человека.
Основу человеческой жизни, по Фрейду, составляет вечный конфликт между «Оно» и «Сверх-Я».
Прочитайте представленные определения сознания, подумайте, что в них отражено: самая главная черта сознания или просто одна из его характеристик?
- «Сознание – это осознанное бытие». «Сознание- это субъективный образ объективного мира». «Сознание- это человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении». «Сознание- это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга».
Приведите примеры каждого метода ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАТА_________Тема: Духовная жизнь человека (Наука, религия, искусство)
С какого момента, по вашему мнению, человек становится культурным: 1. Когда научился вести себя в обществе и соблюдать приличия? 2. Когда получает образование и профессию? 3. Когда сам становится способным творить и развивать культуру, создавая культурный продукт?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы думаете, почему несмотря на достижения наук, религии продолжают занимать значительное место в жизни человека? Что означают для Вас религиозные праздники? Согласны ли Вы, что это больше культурная традиция, чем реальная вера?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие произведения искусства оказали влияние на формирование вашего духовного облика? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие уровни общественного сознания Вы знаете? Что характерно для каждого из них? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните схему:
ГОСУДАРСТВО
формы
правления устройства режима
Течения западничества и славянофильства существуют и сегодня. Изучив материалы СМИ в сети Интернет, подумайте и обоснуйте - нужно ли России искать свой путь, или необходимо приобщаться к западному обществу и ценностям? Возможно ли для России вступление в ВТО, Евросоюз, НАТО?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАТА_________ Тема: Философия и глобальные проблемы современности.
Какие глобальные проблемы современности, по вашему мнению, порождены научно-техническим прогрессом? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркните в представленном списке глобальные проблемы.
В сети Интернет соберите информацию о позитивных и кризисных явлениях и тенденциях в различных социальных сферах современного общества. Также найдите данные социологических исследований и сделайте свой прогноз развития этих сфер на 1 год и 10 лет. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАТА_________ Тема: Составьте кроссворд используя изученный философский материал.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии.
М.: Форум- Инфра –М, 2009.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2000.
Рубин В.Д. Основы философии. - М.: Форум, 2005.
Ермакова Е.Е. Философия. М.: Высшая школа, 2002.
Канке В.А. Основы философии. - М.: Логос, 2007.
Радугин А.А. Философия. Курс лекций.- М.: Центр, 2003.
Спиркин А.Г. Философия.-М.: Гардарики, 2003.
Стрельников О.Н. Философия. Курс лекций. - М.: Юрайт, 2002.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях изречениях великих философов. – М.: Мысль, 1979.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ.
М.: Молодая гвардия, 1993.
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: Наука,1991.