Рабочая тетрадь для профилактической психолого-педагогической программы
Рабочая тетрадь для профилактической психолого-педагогической программы
Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Профилактическая деятельность, направленная на предупреждение вовлечений детей и подростков в деструктивные и аддиктивные формы поведения, как никогда, актуальна и востребована сегодня. Несмотря на то, что создано много программ, связанных с детской профилактикой, предлагаемая нами программа универсальна по своей структуре, содержанию и практической направленности. Во-первых, она ориентирована на всех детей, в отличие от специальных программ для особых групп детей и подростков. Во-вторых, проводиться в помещении любого образовательного учреждения и в часы школьных или внеурочных занятий. В-третьих, она доступна и проста в применении и для детей, и для взрослых
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь для профилактической психолого-педагогической программы»
Рецензент:
Павкина А.Я., руководитель творческой группы, методист-психолог ММЦ МАУ ДО «МУК «Эврика»
Составители:
Патик Е.С., педагог-психолог МБОУ СШ № 8
Долотова Т.В., педагог-психолог МБОУ ВСШ
Боянович Н.В., педагог-психолог МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова
Профилактическая психолого-педагогическая программа
«КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ
СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ В ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
_________________________________________
г.Новый Уренгой 2015 г
Занятие 1. Я-образ
Дорогой друг! Наверняка тебе сейчас несладко. Тебе одиноко и неспокойно. Дома и в школе замучили нравоучениями, друзья не понимают. Как быть и что делать ты не представляешь…
Знаешь, стоять на месте не следует, двигайся вперед и попробуй что-то сделать для себя.
Это твои интересы и способности. Можешь похвалить себя- ты способный, интересный и в чём-то талантливый (ведь, наверняка, ты постеснялся всё о себе написать).Подумай и допиши ____________________________________________
!Только «нос высоко не задирай», пиши то, что есть на самом деле. Самому будет приятно узнать о себе что-то новенькое, а ложь никому ещё не помогала, и ты не исключение.
Верь себе и в себя! Постарайся сейчас немножко расслабиться, чтобы выполнить простое упражнение «Рисунок дерева».
Перед тобой цветные карандаши и чистый лист бумаги. Нарисуй дерево и разукрась его.
Ψ У каждого в жизни есть свой «запретный плод», иногда их несколько. Это то, что ты очень хочешь сделать, иметь, но не решаешься, или не позволяешь себе этого, или даже делаешь, но при этом ощущаешь запретность этого.
Запиши в столбик все запреты, с которыми ты встречаешься. М н е з а п р е щ а ю т:
-
-
-
-
-
Представь, что этих запретов больше не существует. Ты можешь делать всё, что раньше запрещали.. Посиди 10 секунд в тишине и подумай, что тебя ожидает?
Оказывается, что курение, употребление алкоголя, наркотиков, ПАВ, вредные привычки, невежество вредят человеку в жизни. Без запретов жить нельзя, нужно чётко определить для себя то, чего делать не стоит. И жизнь твоя изменится в лучшую сторону.
Мне не стоит _______________________________________________________
Стань перед зеркалом, тебе необходимо молча в течение 30 секунд внимательно посмотреть на зеркальное отображение.
Кого ты видишь?____________________________________
Какой он?__________________________________________
Как ты к нему относишься?__________________________
Что тебе в нем не нравится___________________________
Попробуй подружиться с ним. Для начала, просто улыбнись и подмигни.
Что изменилось?_____________________________________
ΨРекомендация для тебя
Постарайся это упражнение выполнять ежедневно, оставаясь наедине. Можно громко говорить себе комплимент или положительную установку. Но обязательно обращаться к себе по имени. Например, Егор! Ты классный. У тебя всё будет хорошо.
Нарисуй фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых треугольники, круги, квадраты. Важно, чтобы все три элемента присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10.
Сейчас у тебя появится возможность посмотреть на себя
глазами многих людей.
Я какой?
Друзья думают,что Я
Родные обо мнеговорят
Учителя видят меня
Любимый обо мне
Ты посмотрел на себя с разных сторон. Что видят в тебе окружающие люди? Совпадает ли это с твоим представлением о себе? Какой вывод можешь сделать для себя?
У каждого человека есть возможность начать с «чистого листа». Главное – иметь желание и хорошо знать себя.
Темперамент — это свойство нервной системы, он определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность твоих реакций и проявляется в мышлении, речи, манере общения. Свой темперамент ты можешь определить с помощью этого теста.
Прочитайэти высказывания. Если ты чувствуешь или реагируешь похожим образом, поставь в бланке рядом с номером высказывания плюс(+), если нет — минус(-).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Искренность ________________________
Общительность_______________________
Стабильность________________________
Темперамент_________________________
Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях.
Мне бывает трудно отказаться от своих планов.
Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.
Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.
На спор я могу совершить необычный поступок.
Иногда я нарушаю свои обещания.
У меня часто меняется настроение.
Мне нравятся азартные игры.
У меня бывает учащенное сердцебиение.
Я часто переживаю из-за того,что сказал или сделал что-то не так.
Мне нравится работа, которая требует быстроты.
Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.
Меня легко обидеть.
Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.
Временами меня переполняет энергия,а иногда все валится из рук.
Мне приятнее находиться в компании, чем быть одному.
Я долго переживаю неудачу.
У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.
Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться вкомпании.
Мои нервы часто натянуты до предела.
Думаю, что меня считают веселым человеком.
Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах.
На грубость я отвечаю грубостью.
Я могу опоздать.
Обычно мне легко и приятно в шумной компании.
Иногда мне мешают уснуть разные мысли.
Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому.
Я часто испытываю чувство вины.
Мне нравится быть в центре внимания.
Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
Мне часто снятся кошмары.
Мне легко общаться с незнакомым человеком.
Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.
Думаю, что я — уверенный в себе человек.
Меня задевает критика.
У меня есть кое-какие вредные привычки.
Я могу внести оживление в скучную компанию.
Я беспокоюсь о своем здоровье.
Я люблю подшучивать над другими.
Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.
Теперь вместе с психологом обработай результаты своей диагностики, и ты узнаешь и темперамент, и общительность, и особенности своей нервной системы.
Меланхолик 13 Холерик
12
11
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
интроверт 8 экстраверт
7
Флегматик 6 Сангвиник
Ψ Столкнувшись с жизненными трудностями, с чувством беспомощности, одиночества, ощущением невозможности изменить неприятную ситуацию или справиться с возникшей проблемой, некоторые ребята прибегают к помощипсихоактивных веществ (ПАВ), ошибочно полагая, чтоэто позволит снять напряжение, расслабиться, стать смелее. Как ты к этому относишься?
После окончания воздействия ПАВ (интоксикации) становится ясно, что проблема не исчезла, а наоборот, только увеличилась и обострилась. Так стоит ли прибегать к вредным привычкам?
А как стоит поступить, если очень плохо?
Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков ты являешься?
- нарисовать карикатуру врага, выделяя усы, рога, а потом разорвать
на мелкие кусочки;
- замесить тесто и вымесить всю злость
- убрать всё квартиру, сражаясь с пылью как с врагом
Теперь ты знаешь свои индивидуальные особенности. Постарайся чаще их проявлятьи демонстрировать. И ты увидишь, как все изменится в лучшую сторону.
P.S. Будь собой, но лучше.
Занятие 5. Интересы и увлечения.
«Я в лучах солнца» - так называется упражнение, которое нужно тебе выполнить. Постарайся заполнить все лучи, вписывая всё то, что ты любишь.
Теперь видно, что у тебя есть интересы и увлечения. Это здорово! Может быть, в будущем тебе пригодиться.
Методика «Супермен»
Выбери любую из этих сверхъестественных способностей.
Рис.1 «Способность летать
Рис.2
« Способность путешествовать во времени»
Рис.3 « Способность быть невидимым»
Рис.4.
«Способность принимать облик других людей,
животных и вещей»
Рис.5 « Способность читать чужие мысли»
Если ты выбрал:
№1 способность летать, то,наверняка, тебе легче воспринимать явления и события в целом, без излишней детализации. Ты нуждаешься в свободе поступков.Тебе свойственно самостоятельно принимать решения, в том числе рискованные. Возможно, ты станешь хорошим летчиком, испытателем техники, политиком. Подумай о работе над глобальными проектами, способными изменить мир.
№2 способность путешествовать во времени, то, возможно тебя интересуют причины происходящего, привлекает возможность извлечь пользу из прошлых ошибок. Тебе должно быть очень интересно, как жили люди в разные времена и как живут сейчас в разных странах.Тебе должна понравиться работа, где ты сможешь реконструировать прошлое и моделироввать будущее. Обрати внимание на профессии аналитика, историка, археолога, писателя, ученого.
№3 способность быть невидимым, то, наверное, ты любишь быть в курсе всего, что происходит вокруг, предпочитая оставаться в тени. Ты предпочитаешь «смотреть в корень» проблемы и видеть суть дела. Ты способен видеть решение таких задач, о которых другие и не подозревают. Физика, политика, математика, медицина – вот сферы деятельности, на которые тебе следует обратить внимание.
№4 способность принимать облик других людей, животных и вещей, то, возможно ты человек, который легко вписывается в любую ситуацию, в любую компанию. Вероятно, тебе легко понять переживания других людей, стать на их место. Способность к перевоплощению - качество необходимое людям искусства – писателям, актерам.
№5 способность читать чужие мысли, то, наверное, ты угадываешь, что думают другие.Может быть, ты способен увидеть, что на самом деле стоит за словами. Обрати внимание на профессии юриста, психолога, разведчика, которым важно понимать, что думают и чувствуют другие люди.
РАЗМЫШЛЕНИЯ для тебя!
Все, чем ты интересуешься, каждый твой выбор сообщает что-либо о тебе самом. Ничего сверхъестественного в этих способностях нет. Ты можешь стать невидимым для окружающих, если будешь вести себя тихо и незаметно, внимательно присматриваясь ко всему, что происходит вокруг тебя. Ты сможешь читать чужие мысли, если будешь с интересом, вниманием и сочувствием выслушивать собеседника.
Твоя настойчивость и пробивные способности помогут тебе «проникать сквозь стены».
Твоё воображение позволит тебе совершать путешествия во времени и пространстве. Способность к перевоплощениям поможет принимать облик других людей. И чувство полёта тоже можно испытать, если достичь вершин в деле, которым ты занимаешься.
Подумай, как воплотить в реальность эти сверхъестественные способности?
Рассмотри дерево. Ты видишь на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьми красный карандаш и обведи того человечка, который напоминает тебя, похож на тебя, твоё настроение.
Обрати внимание, что каждая ветка дерева может быть равна твоим достижениям и успехам. Теперь возьми зеленый карандаш и обведи того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться.
Ψ У ребят всегда возникают проблемы, которые воспринимаются как что-то неприятное, враждебное. Но каждый подросток может справиться со своими трудностями самостоятельно. Для этого нужно увидеть в проблеме задачу, требующую решения, найти её и реализовать. Это позволит получить ценную информацию, приобрести опыт, который пригодиться в дальнейшей жизни. Отрицательный результат - тоже поучительный результат. Был ли у тебя опыт отрицательного результата?
Что ты чувствовал тогда?
Можно было бы избежать проблемы?
Какой урок ты вынес для себя?
Теперь ты знаешь, что интересы и увлечения есть у каждого. Ты не исключение. Чаще занимайся тем, что тебе интересно.
Нарисуй шарж
P.S.Запишись в секцию или кружок и займись тем делом, которое приносит тебе удовольствие.
Занятие 6. О способностях.
Тебе иногда кажется, что у ребят, с кем ты общаешься, всё получается намного лучше, чем у тебя. Они и веселее, и прикольнее, и круче тебя. Может, ты и прав, только давай на это посмотрим по-другому.
Представь, что ты – суверенное государство со своими законами, территорией, границей и ценностями. Нарисуй свой государственный герб! Форма может быть абсолютно любой. В левом верхнем углу нарисуй символические ресурсы, а в правом – цель. В левом нижнем – свою главную ценность, в правом – свой символ. В центре герба напиши словами свой жизненный девиз.
Теперь посмотри, что на самом деле значат символы твоего рисунка:
Цель-к чему ты собираешься прийти;
Ресурс-с помощью чего ты достигнешь своей цели;
Граница – что тебя защищает;
Символ – что тебе будет помогать в достижении цели;
Ценность – чем ты никогда не пожертвуешь;
Девиз – как и каким способом ты это сделаешь.
А сейчас, сядь удобно и закрой глаза. Послушай музыку. Постарайся услышать, о чем она? Какие образы у тебя возникают? Какие ощущения вызвала эта мелодия?___________________________________________
Перед тобой цветные карандаши. Пофантазируй и нарисуй
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Методика «Профиль»
Инструкция: нравится ли тебе делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставь плюс. Если не нравится — минус. Если сомневаешься, поставь знак вопроса.
Мне нравится...
1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10.Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11.Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
21. Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными, растениями.
23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
29.Закупать продукты для дома, вести учет расходов
30. Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
40.Заниматься физической культурой и спортом.
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. Читать географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47. Изучать политику и экономику других стран.
48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
Обработай результаты и узнай свои способности.
Прочитай отрывок романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»:
Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование — тяжелою ношей... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение — блестящая, гениальная мысль.
Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.
—Что, брат, заставляют работать? Том круто повернулся к нему:
—А, это ты, Бен! А я и не заметил.
—Слушай-ка, я иду купаться. Небось, и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя,придется работать.Том посмотрел на него и сказал:
—Что ты называешь работой?
—А разве это не работа?
— Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует...
...Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех ребят этого города. Сам того не ведая, он открыл закон, управляющий поступками людей, а именно: для того, чтобы человек страстно захотел обладать какой-либо вещью, эта вещь должна достаться ему как можно труднее.
Что удалось сделать Тому?
Ψ Любой опыт преодоления трудностей даёт возможность каждому почувствовать себя более подготовленным к новым жизненным испытаниям, а твердая вера в свои силы предопределяет успех в решении любых проблем. Подумай, в чем твоя сила?
Где ты можешь её применить ?_____________________________________________________
Задумываясь о здоровье, ты сделал большой шаг вперед.
А сейчас выполни тест «Твоё здоровье» и узнай о себе:
У меня часто плохой аппетит да____ нет__
После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова да_____нет__
Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым да__ нет__
Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели .да___ нет__
Я почти не занимаюсь спортом да___нет__
В последнее время я несколько прибавил(а) в весе
да___ нет__
У меня часто кружится голова да ___нет__
В настоящее время я курю да___нет__
В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний да___нет__
10.У меня плохой сон и неприятные ощущения
утром после пробуждения да___ нет__
За каждый ответ "да" поставь себе 1 балл и подсчитай сумму.
Результаты.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, ты в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляй усилий по сохранению своего самочувствия.
З-б баллов. Твоё отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что ты его расстроил довольно основательно.
7-10 баллов. Как ты умудрился довести себя до такого состояния? Удивительно, что ты еще в состоянии ходить и работать. Тебе немедленно нужно менять свои привычки, иначе...
К рекомендациям теста можно по-разному отнестись.Но всё же, давай шагать дальше. У каждого человека и у тебя, наверняка, есть кто-то, на кого бы ты хотел быть похожим.
Перед тобой цветные мелки и чистый лист бумаги.
Создай рисунок: образ идеала психологически здорового человека. Отобрази на рисунке не только внешние черты (цвет глаз, фигуру и т.д.), но и внутренние – его характер, способности, привычки, устремления и т.д.
Что получилось? Какими духовными качествами ты его наделил? ___________________________________________________
Теперь ты видишь свой идеал? Подумай и честно скажи себе: ты соответствуешь ему? _________________________
Думаю, ты был искренен, когда ответил отрицательно. Ведь быть идеалом очень трудно и даже невозможно, но равняться и стремиться к нему нужно.
Поэтому, возьми свой рисунок идеала и помести его в центр комнаты. А сам постарайся походить вокруг, ища место, которое соответствовало бы тому расстоянию, на котором ты находишься от своего идеала.
Остановись напротив него и подумай: какие качества в себе нужно преодолеть, чтобы соответствовать созданному идеалу?
P.S.Пословица гласит «В здоровом теле – здоровый дух». Займись своим духом – спортивная секция поможет укрепить здоровье.
Занятие 8. Ценности жизни.
Словарик:
Аксиология (от греч.axiosценный и logos – учение) - философское учение о моральных, этических, культурных и т.п. ценностях, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков; теория ценностей.
Когда ты слышишь слово ценность, ты представляешь что-то очень дорогое, то, что можно оценить в деньгах. А что такое духовные ценности? _______________________________________________________________
Давай сейчас поиграем в карты, но в особенные.
Перед тобой лежат чистые карты и фломастеры, которые будут необходимы для игры. Представь себе, что всё, что ты любишь, может каким-то образом здесь появиться, нужно только сильно этого захотеть…
- на первых картах напиши 4 самые любимые свои блюда.
- на вторых – 4 самых верных своих друзей.
- на третьих – 4 свои увлечения, хобби.
- на четвёртых – 4 самые значимые для тебя ценности.
- на пятых – 4 самых родных и близких тебе человека.
- на шестых – 4 самые модные и стильные вещи, которые ты особенно любишь.
Посмотри, какой ты богатый человек. У тебя на картах все ценности жизни.
Представим, что стало модно употреблять алкоголь для храбрости, курить для уверенности, употреблять наркотики для кайфа. Чтобы не отстать от моды, тебе необходимо соответствовать данной тенденции, а для этого нужно чем-то жертвовать:
Первыми картами – чтобы купить и иметь алкоголь и другое, необходимо отдать/продать свою любимую пищу_____________________________________
их у тебя больше нет. Ты их отдал/продал, а получил _________________
Вторыми картами – чтобы было веселее, нужно больше друзей, а значит – больше денег. Чтобы их получить, отдай мне карты со своими старыми и верными друзьями. Теперь друзей у тебя нет, но ты получил ______________
Третьими картами – чтобы веселье не прекращалось, и было больше «кайфа», нужны деньги. У тебя есть много увлечений, интересов, способностей – продай/отдай их, а получи ___________________________________________
Четвертые карты – от тебя ждут новых «приколов», за которые необходимо платить деньги. Их можно получить очень легко, ведь, наверняка, у твоих родителей есть что-то ценное. Отдай эти ценности мне, и ты получишь деньги, за которые сможешь купить_____________________________
Пятые карты – твои родители тебя достали. Забери их здоровье и отдай мне карты, а за это ты получишь свободу и деньги, за которые ты купишь________________________
Шестые карты – какая тебе разница, как ты выглядишь? Отдай свои вещи и получи ____________________________ОСТАНОВИСЬ:
Ты был самым богатым человеком, а за алкоголь, сигареты, наркотики ты продал свою жизнь и жизнь своих близких и родных людей. Стоит ли это? ___________________
Какие чувства ты испытал, играя в карты?_____________________________
Какие выводы ты готов сделать? _____________________
Ψ Мотивамипервых проб ПАВ могут быть подражание, стремление скорее повзрослеть, выделиться, самоутвердиться, попробовать всё в жизни, за компанию, получить удовольствие, избавиться от неприятных переживаний и другие. Для вовлечения в потребление ПАВ используются мифы, созданные субкультурой наркотика о том, что это «лекарство от депрессии», «средство избавления от проблемы», «романтика полёта», разжигая у подростков желание попробовать их «необычные», «непередаваемые» свойства на себе.
Как ты думаешь, почему ребята употребляют «колёса»?
Готов ли ты испытать эти ощущения на себе?
Перед тобой цветные карандаши и бумага.
Создай антинаркотический плакат и поделись своими рассуждениями.
Ты можешь обратиться к тем, кто думает, что наркотики – это здорово! Помоги им не совершать глупостей.
Ты убедился, что для каждого человека ценностными являются родные и близкие люди, увлечения и способности, вкусная и полезная пища, красивая одежда. Без этого человек не может жить. Эти ценности бесценны.
P.S.Береги честь смолоду.
Занятие 9. Привычки и зависимые состояния.
Перед тобой чистый лист бумаги и цветные карандаши. Нарисуй несуществующее животное.
Посмотри на созданный тобой образ.
Дай этому животному имя.
Подумай, где оно будет жить?
Чем питаться?
Будут ли у него друзья или оно одиноко?
Оно доброе или злое?
Какова его миссия?
Прочитай отрывки из книги А-де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
№1.На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока не вздумают проснуться. Тогда они пускают росток: он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный…
№2. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... это семена баобабов. Почва планеты заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.
№3.Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.
- Дети, - говорю я. – Берегитесь баобабов.
О каких баобабах идет речь ?___________________
Как можно научиться определять по росткам, какое растение вырастет — полезное или вредное'?Вот, например, ростки:
— забыл сделать домашнее задание;
— не гулял на свежем воздухе и не отдыхал;
—во время разговора плохо отозвался о друге;
- во время урока разговаривал по телефону
-отказался принимать участие в спортивных соревнованиях
Ψ Профилактическая минутка: помоги другу сделать выбор:
Ситуация 1.
Компания подростков. Парень курит, девушка ему говорит: «Перестань, пожалуйста, курить. Уже голова болит!».
A. Отодвинься подальше.
Б. Извини, я не подумал об окружающих.
B.Лучше сама закури — голова сразу пройдет.
Ситуация 2.
На заднем плане — школа. Двое друзей: «Я всегда перед урокамикурю. Гораздо лучше соображаю после этого. Не понимаю, почему ты не куришь?»
А. Не хочу курить и все тут.
Б. У меня и так голова на месте.
B.Это ты сначала хорошо соображаешь, а потомполучаешь двойки.
Рефлексия.
Теперь ты знаешь, что привычки могут быть как полезными, так и вредными. Вредные привычки могут перерасти в зависимые состояния, которые будут тобой управлять и руководить. Нужно сделать так, чтобы ТЫ управлял и руководил собой, верил в себя и добивался поставленной цели – стал успешным человеком!
Так серьёзно и настойчиво обращается классик к нам, чтобы мы чаще анализировали своё поведение, занимались рефлексией и самосовершенствовались.
P.S.Берегись баобабов! Не позволяй себе лениться!
Работай над собой.
Занятие 10. Приёмы саморегуляции
Ты часто слышишь слова: «Возьми себя в руки». А как? Да и зачем?
Нужно сказать, что уметь владеть собой – это великий талант, которым можно овладеть, если потрудиться.
Перед тобой игрушки из детства. Перебирая их, выбери 10 самых интересных. Расставь их по степени значимости для тебя. Пусть они станут героями рассказа, который ты будешь сочинять….
Подумай, почему ты выбрал эти игрушки, о чем твой рассказ? Не о тебе ли?
А сейчас, найди человечка, у которого такое же настроение, как и у тебя.
Существуют различные способы справиться со своей тревогой. Простой, но очень эффективный способ — аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.
Аутогенная тренировка (3-5 минут)
Инструкция.«Сядь удобно, закрой глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточься на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позволь им проплывать, подобно облакам в нёбе.
Мысленно повтори 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».
Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».
Затем снова 5-6 раз произнеси формулу: «Левая рука тяжелая».
Снова повтори мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в себе»
Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожми кисти в кулаки и открой глаза, сделав глубокий вдох и выдох».
Беспокойство — одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания на контрольных, экзаменах и т.д. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги.
Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.
Дыхательное упражнение:
Сделай глубокий вдох через нос, медленно считая до 4.
Задержи дыхание, считая до 4.
Выдохни через рот (повтори 3-5 раз)
Нужно быть уверенным в себе, в своих силах. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь.
Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые ты уже освоил.
Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение меняется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.
ΨПри любой своей неприятности или проблеме важно посоветоваться с тем, кому не безразлична твоя судьба, не нужно замыкаться в себе. Обращайся за помощью, любую проблему можно превратить в задачу, требующую решения, и найти это решение. Помни, ПАВ не решают проблемы, а вовлекают в зависимость. Способен ли ты решать проблемы без ПАВ?
Теперь ты знаешь, как справиться с плохим настроением и управлять своими эмоциями.
P.S.Используй приёмы саморегуляции, чтобы управлять своим
эмоциональным состоянием.
Занятие 11.Уверенное и неуверенное повеление.
Прочитай притчу.
Всем известно, что самым крупным сухопутным животным на Земле является слон. Взрослый слон обладает гигантской силой. Однако известно, что слоны подчиняются более слабым существам — людям.
Знаешь, как маленького слоненка приручают к веревке? Его привязывают к толстому дереву. Слоненку это, конечно же, не нравится. Он изо всех сил старается освободиться. Но он еще мал, и мощи его недостаточно, чтобы порвать веревку, которая кажется очень прочной. Животное привыкает к тому, что веревка сильнее его.
Проходит время. Слоненок вырастает в большого слона. Теперь, казалось бы, его ничто не сможет удержать. Но его привязывают все той же веревкой. Слон больше не проверяет веревку на прочность.
Наверное, бывает, что и ты привыкаешь к определённым обстоятельствам и думаешь, что ничего изменить нельзя. Но ты ошибаешься.
Посмотри на свои руки, сожми кулаки, а потом раскрой ладони.
Поверь, всё в твоих руках. Этими руками можно творить добро, а можно… Ты сам вправе решать, и выбор за тобой.
Подумай, как ты будешь вести себя в такой ситуации:
Ситуация
Ты поднимаешься по лестничной клетке на четвертый этаж и не узнаёшь своего подъезда, который утром был чистым и светлым, все лампочки горели. А сейчас полутьма, под ногами бутылки из-под пива, шелуха от фисташек, едкий запах сигарет. На лестничной клетке тусуются ребята, громко разговаривая, не выбирая слов для выражений.
А) ты быстро пройдёшь мимо и поскорее спрячешься за
дверью своей квартиры.
Б) ты остановишься, попросишь закурить и останешься с
Как ты думаешь, уверенный в себе человек, что будет делать в данной ситуации?
Важно помнить, что от тебя зависит всё: жить достойно и никого не бояться, или подстраиваться под обстоятельства. Вспомни про слона и веревку.
ΨНекоторые ребята думают, что уверенными и смелыми можно быть только под «кайфом», тогда и «море по колено». А как ты считаешь?Когда человек чувствует себя уверенно?
Выполняя тест, постарайся ответить на вопросы, не скрывая от себя то, что происходит на самом деле. Ответ «да» обозначай галочкой.
1. Нравится ли тебе употреблять алкоголь?
2. Оправдываешь ли ты свое употребление алкоголя?
3. Случались ли у тебя проблемы со здоровьем в связи с употреблениемалкоголя?
4. Приходилось ли тебе прогуливать учебу из-за того, что накануне ты употреблял алкоголь?
5.Возникает ли у тебя после первых доз алкоголя желание продолжать и дальше?
6.Случались ли у тебя провалы в памяти в связи супотреблением алкоголя?
7.Принимаешь ли ты алкоголь для снятия напряжения и поднятия настроения?
8.Употребляешь ли ты алкоголь, чтобы преодолеть стеснительность и ощутить уверенность в себе?
9.Возникают ли у тебя денежные трудности в связи с затратами на алкоголь?
10.Случалось ли тебе употреблять алкоголь в компании незнакомых или совершенно неподходящих людей?
11.Случались ли у тебя неприятности в связи супотреблением алкоголя – приводы в милицию, пропажа ценных вещей, нежелательные сексуальные контакты?
12.Беспокоит ли близких употребление тобой алкоголя?
13.Склонен ли ты к агрессии под воздействием алкоголя?
14. Пытался ли ты прекратить употребление алкоголя или уменьшить дозу?
15.Пользовался ли ты услугами врачей, чтобы пережить последствия употребления алкоголя?
16.Случалось ли хотя бы иногда, что ты употреблял алкоголь в первой половине дня?
17.Случалось ли хотя бы иногда, что ты употреблял алкоголь в одиночку?
18.Отмечаешь ли ты, что количества алкоголя, с которого ты начинал, уже недостаточно для достижения нужного эффекта?
Интерпретация
За каждый ответ «да» поставьте себе 1 балл. Подсчитай сумму баллов. Результаты теста:
0 - 3 балла - проблем с употреблением алкоголя нет.
3—5 баллов — проблемы с употреблением алкоголя могут возникнуть в ближайшем будущем. Желательно проанализировать свое отношение к употреблению спиртного и причины, его вызывающие.
5—8 баллов — вы находитесь в группе риска возникновения зависимости от алкоголя. Нужна консультация специалиста (психолога или нарколога) для уточнения степени вовлеченности в употребление. Вероятно, с помощью алкоголя вы пытаетесь удовлетворить какие-то важные для вас потребности, но при этом риск попасть в зависимость достаточно велик.
Более 8 баллов - скорее всего, зависимость от алкоголя уже сформировалась. Необходимо обратиться к специалистам за помощью.
Даже если результат лишь намекает на возможность возникновения проблем, это все равно повод задуматься. Какое место алкоголь занимает в твоей жизни? В каких случаях ты прибегаешь к его «помощи»? Можно ли достичь желаемого (расслабиться, уснуть, повеселиться и т.д.) без спиртного? В любом случае желательно ограничить употребление алкоголя, пока это еще возможно, чтобы избежать развития болезни и наступления тяжких последствий.
ΨАлкоголизм - это хроническое психическое заболевание, возникающее вследствие систематического потребления алкогольных напитков, в том числе и пива, характеризующееся патологическим влечением к потреблению алкоголя, психическими расстройствами и нарушениями поведения. Употребляя алкоголь, подросток наносит вред своему здоровью, пренебрегает своими близкими и друзьями, конфликтует со всеми, игнорируетучёбу, что приводит к отставанию и проблемам при освоении учебного материала. Нужно держаться в стороне от компаний, которые проводят время в потреблении спиртных напитков. Алкоголь меняет не в лучшую сторону психику человека. Многое из того, что раньше легко преодолевалось, превращается в неразрешимые жизненные проблемы, поэтому лучше не начинать, не пробовать алкоголь. В жизни без него так много интересного. Уточни, что интересного есть в жизни?________________________________________________________________
Перед тобой цветные карандаши и чистый лист бумаги. Создай рисунок уверенного человека. Каким ты его себе представляешь?
Уверенный человек – это человек, принимающий себя как личность, верящий в себя.
P.S.Используй приёмы отказа в ситуациях давления.
Занятие 12. Как сказать нет.
«Что наша жизнь? Игра!» - так утверждал великий Шекспир.
Я предлагаю тебе сыграть роль подростка, которому необходимо научиться отстаивать свои интересы.
Сцена 1.
В раздевалке мальчишки о чем-то перешёптываются. Потом слышна команда: все по сотне. Ребята дружно собирают деньги и куда-то уходят. Физкультура – последний урок, особо торопиться некуда. И тут появляются они: смельчаки и балагуры класса. Дверь раздевалки закрывается, и мальчишки таинственно достают приобретённые баночки с пивом.
Что делает твой подросток?_________________________________________
Сцена 2.
Ты гордишься знакомством со старшими ребятами. Однажды после уроков они позвали тебя во двор школы и предложили покурить вместе с ними.
Что будет делать твой подросток?____________________________________
Сцена 3.
Тебе очень нравится девочка из параллельного класса. Однажды она подошла к тебе и мило попросила положить в сумку пакетик, а после уроков отнести его «хорошим людям».
Как быть твоему подростку? _________________________________________
Согласись, ситуации очень непростые: и согласиться нельзя, и отказаться трудно. Давай попробуем помочь парню быть уверенным в себе и использовать слово «нет»по – разному.
Способ 1 – отказ –причина: четко и лаконично указываешь причину, которая мешает выполнить какие-либо предложения друзей.
Способ 2 – отказ – альтернатива: на предложение друзей ты отвечаешь своим предложением.
Способ 3. – твердый отказ: отстаивание своей четкой позиции и образа жизни
Тест «Легко ли вам говорить «нет»? Обведи выбранный ответ:
1. Вы опаздываете на важную встречу. Вдруг раздается телефонный звонок и ваш приятель сообщает, что ему нужно срочно обсудить нечто очень важное. Вы:
а) решительно говорите, что у вас нет времени, и предлагаете перезвонить;
б) слушаете некоторое время, пытаясь понять, в чем же дело, а затем сообщаете, что спешите;
в) выслушиваете приятеля, обреченно глядя на часы.
2.Ваши одноклассники недоброжелательно встретили новенького, который, на ваш взгляд, весьма интересный и привлекательный человек. Вы:
а) открыто выражаете симпатию новенькому, стараетесь больше общаться с ним;
б) общаетесь с новеньким только вне школы, но пытаетесь постепенно убедить своих одноклассников в том, что с новеньким стоит познакомиться поближе;
в) решаете, что старый друг лучше новых двух и не стоит портить отношения с классом даже из-за самого замечательного новенького.
3. Ваш друг пригласил вас в гости и нарисовал план, с помощью которого можно найти его дом. Вы добрались до нужной улицы, но дома никак найти не можете. Вы:
а) упорно пытаетесь разобраться с планом и понять, что и как на нем обозначено;
б) какое-то время пытаетесь воспользоваться планом, а потом обращаетесь за помощью к прохожим;
в) полагаетесь на поговорку «Язык до Киева доведет» и сразу обращаетесь за помощью к прохожим, не пытаясь воспользоваться планом.
4. Вы примеряете новый свитер, который кажется вам великоватым. Находящаяся рядом подруга уверяет, что свитер — хорош и его надо брать. Вы:
а) решительно снимаете свитер и говорите, что он вам не подходит;
б) спрашиваете: «А не кажется ли тебе, что свитер мне великоват?» — и пытаетесь прикинуть, что будет, если закатать рукава, ушить горловину и т. д.;
в) решаете, что со стороны виднее, и радуетесь обновке.
5. Вашему другу удалось с трудом достать билеты на концерт известной группы. Он приглашает именно вас составить ему компанию. У вас на вечер были совершенно иные планы — подготовка к ответственной контрольной. Однако друг настаивает: «Ты что, такой шанс упускать! К тому же я так старался!» Вы:
а) сжав зубы, решительно отказываетесь;
б) просите у друга время на обдумывание и пытаетесь решить, сможете ли вы часть своей подготовки перенести на утро перед контрольной;
в) решаете махнуть на контрольную рукой — в конце концов, если вы как следует отдохнете накануне, это тоже может хорошо повлиять на результат.
Подсчитайте число набранных вами баллов.
За каждый ответ «а» поставьте себе 2 балла.
За каждый ответ «б» поставьте 1 балл.
За каждый ответ «в» поставьте 0 баллов.
Анализ результатов:
10—8 баллов — вы совершенно честно заслужили звание Господина или Госпожи «Нет!». Всегда и во всем вы полагаетесь только на себя и редко прислушиваетесь к мнению окружающих. Но подумайте, не мешает ли это в отношении с друзьями и не теряете ли вы расположение своих близких?
7—4 балла — в зависимости от ситуации вы способны на компромисс, но и назвать вас бесхарактерным нельзя — вы можете отстаивать свое мнение.
3—0 баллов — вы уверены, что выбранная вами тактика подчиняться другому всегда и во всем правильная? Вы не боитесь потерять себя и превратиться в пластилин, из которого каждый желающий может вылепить все что угодно?
ΨПАВ, наркотики, алкоголь, курение опасны одинаково для всех. Но некоторые люди более подвержены опасности вовлечения в их потребление, а многие оказываются более устойчивыми. Существуют личные качества, которые помогают противостоять вредным привычкам и зависимым состояниям:
- стрессоустойчивость – люди, которые активно противостоят жизненным неприятностям, умеют выходить из сложных жизненных ситуаций, могут самостоятельно приводить своё состояние в норму и не нуждаются в иных средствах, поддерживающих их психологический комфорт;
- самооценка – человек, верящий себе, легко сможет отказаться от опасного предложения, не боясь оказаться в одиночестве;
- интернальность личности – умение брать на себя ответственность за свои действия и поступки;
- критичность мышления и креативность, уровень общей информированности играют важную роль в возможности противостоять вовлечению в потребление ПАВ.
Как эти личные качества развить в себе?
У тебя много положительных качеств, которые помогут тебе в ситуациях опасных для здоровья говорить «нет». Существует много эффективных способов отказа. Теперь ты знаешь, как надо это делать.
P.S. Учись говорить «нет» в ситуациях манипулирования и давления.
Занятие 13. Как развить свою память?
Мы любим изучать окружающие нас предметы, а о себе иногда знаем до обидного мало.
-Как ты считаешь, у тебя хорошая память?
- Много ли может запомнить человек?
Память – сложный психический процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение информации (по такому же принципу устроен компьютер). Есть несколько видов памяти.
Давай проведем эксперимент: перед тобой таблица из 16 пустых клеток, расположенных правильным квадратом. Сейчас я покажу тебе рисунки. Нужно воспроизвести образец.
ОБРАЗНАЯ память — это память на то, что мы видим, слышим, нюхаем, пробуем. Эксперимент первый был нацелен на определение твоего объема зрительной памяти. Твой результат__________________
Тебе решать, нужно ли развивать свою зрительную память или нет.
Эксперимент 2
Сейчас я прочитаю цифры, тебе нужно сконцентрировать внимание и запомнить как можно больше цифр в том порядке, в котором я тебе их проговорила. Запиши их.
Второй эксперимент нацелен на определение твоего объёма СЛУХОВОЙ памяти. Твой результат___________________________________
Думаю, вывод ты можешь сделать самостоятельно.
Эксперимент 3.
А сейчас закрой глаза и напиши левой (правой) рукой свою фамилию, имя, отчество _________________________________________________________
Это вид ДВИГАТЕЛЬНОЙ памяти — памяти на движения.
Эксперимент 4.
приятные слова
неприятные слова
вызывают чувства:
вызывают чувства:
Этот эксперимент выявляет уровень ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ памяти
Ты, наверное, заметил, что лучше запоминается то, что тебе интересно, понятно. Ты очень быстро запоминаешь любимые песни, рассказы друзей и намного хуже то, что задают в школе. Теперь ты знаешь, что над своей памятью нужно работать, чтобы верить в себя и становиться уверенным человеком.
«Опросник типа мышления»
Инструкция: прочитай утверждения. Если ты согласен- поставь плюс, если не согласен — минус.
1
6
11
16
21
26
31
36
П-Д
2
7
12
17
22
27
32
37
А-С
3
8
13
18
23
28
33
38
С-Л
4
9
14
19
24
29
34
39
Н-О
5
10
15
20
25
30
35
40
К
1.Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
30.Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31.Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32.Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
33.Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34.Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.
35.Не люблю ходить одним и тем же путем.
36.Истинно только то, что можно потрогать руками.
37.Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38.Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39.Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
40.Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Подсчитай количество плюсов в каждой из пяти строк и запиши полученное число. (0-2 — низкий, 3-5 — средний, 6-8 — высокий).
1. Предметно-действенное мышление (П-Д)свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.
2.Абстрактно-символическим мышлением (А-С)обладают многие люди науки — физики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3.Словесно-логическое мышление (С-Л)отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4.Наглядно-образным мышлением (Н-О)обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5.Креативность (К) — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Ты выяснил особенности своей памяти. Как улучшить память?
ПАМЯТКА «КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ?»
1.Учить нужно всегда с желанием. Никогда не говори: «Я не выучу», говори: «Я могу и хочу это выучить».
2.Используй все виды памяти: смотри, читай про себя и вслух, черти схемы, таблицы, ищи главную мысль. Опирайся на тот вид памяти, который у тебя лучше развит.
3.Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день. Выучить лучше заранее, а накануне только повторить.
4.Тренируй свою память как мышцы: чем больше ты учишь, тем быстрее и лучше ты будешь запоминать в дальнейшем.
P.S. Используй ежедневно рекомендации Е.Тарасова.
Занятие 14. Культура и общение.
Перед тобой геометрические фигуры. Проранжируй эти фигуры: на первое место выбери ту фигуру, которая тебя больше всего заинтересовала, на второе – другую и т.д.
Твой выбор может о многом рассказать.
Если ты выбрал КВАДРАТ – психологические свойства личности:
- организованность, внимательность к деталям, трудолюбие, упорство, настойчивость, терпеливость;
ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, ведущий за собой, решительность, уверенность в себе, энергичность, концентрированность на цели, конкурентный, нацеленный на победу;
КРУГ: доброжелательность, заботливость, поддержка, способность убеждать других, спокойствие , бесконфликтность, рефлексивность (способность к самосознанию);
ЗИГЗАГ: творческий подход к жизни, интуитивность, творческая установка, направленность на будущее, теоретическая установка.
У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества.
положительные
отрицательные
доброжелательность
раздражительность
искренность
безразличие
активность
лень
ответственность
конфликтность
самостоятельность
грубость
чувство юмора
невежество
уверенность в себе
лживость
решительность
эгоизм
целеустремлённость
пассивность
Допиши свои
ЗАГАДКИ ОБ АЛКОГОЛЕ
1.Алкоголь придает силы.
правда
ложь
2.Подвыпившие люди общительны и дружелюбны
3.Алкоголь способствует ясности мысли
4.Алкоголь помогает стать уверенным в себе человеком
5.Алкоголь не является причиной несчастных случаев и смерти
Методика личностного дифференциала
Определи степень проявления своих качеств по баллам:
3 - проявляется очень сильно и очень часто;
2 - выражено достаточно заметно и часто встречается;
1 - проявляется иногда и слабо;
0 - трудно сказать, есть и то, и другое.
0
+
1
Обаятельный
3210123
-
Непривлекательный
С
-
2
Слабый
3210123
+
Сильный
А
+
3
Разговорчивый
3210123
-
Молчаливый
О
-
4
Безответственный
3210123
+
Добросовестный
С
+
5
Упрямый
3210123
-
Уступчивый
А
-
6
Замкнутый
3210123
+
Открытый
О
+
7
Добрый
3210123
-
Эгоистичный
С
-
8
Зависимый
3210123
+
Независимый
А
+
9
Деятельный
3210123
-
Пассивный
О
-
10
Черствый
3210123
+
Отзывчивый
С
+
11
Решительный
3210123
-
Нерешительный
А
-
12
Вялый
3210)23
+
Энергичный
О
+
13
Справедливый
3210123
-
Несправедливый
С
-
14
Расслабленный
3210123
+
Напряженный
А
+
15
Суетливый
3210123
-
Спокойный
О
-
16
Враждебный
3210123
+
Дружелюбный
С
+
17
Уверенный
3210123
-
Неуверенный
А
-
18
Нелюдимый
3210123
+
Общительный
О
+
19
Честный
3210123
-
Неискренний
С
-
20
Несамостоятельный
3 2 1 0 1 2 3
+
самостоятельный
А
+
21
Раздражительный
3210123
-
невозмутимый
Обработка данных по ключу.
ΨТрудно бывает понять, почему подростки начинают курить. Есть несколько причин, подталкивающих к курению в подростковом возрасте:
- это подражание окружающим;
- заниженная самооценка;
- желание показаться взрослее;
- попытки изменить свой образ;
- влияние сверстников;
- пример курящих родителей;
- желание «всё в жизни попробовать».
С помощью курения пытаются улучшить настроение, получить удовольствие. Курение помогает «убить» время тем, кто не умеет его структурировать, облегчает общение, создавая иллюзию некой общности интересов на основе курения. Курящие люди обычно болезненно худые, так как у них нарушен обмен веществ, неприятен запах изо рта, желтые зубы и кашель, плохая память и заторможенность движений и др. Надо проявить настойчивость, избегать «курящих компаний», научиться отказываться от предложения закурить. Как это сделать?________________________
Подлинный авторитет завоёвывается добрыми делами, а не отравлением своего организма. Культурный и образованный человек понимает, что здоровье – это главная жизненная ценность.
P.S.Составь правила общения для себя и следуй им.
Занятие 15.Психологический комфорт.
Перед тобой лепестки цветика-семицветика: сделай выбор.
КРАСНЫЙ. Человек, отдающий ему предпочтение прирожденный лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка, решая свои проблемы «ударом рога». Можно стать заложником собственных желаний, перестать верно «читать карту местности», воспринимать окружение адекватно.
ЖЕЛТЫЙ. Тот, кто любит этот цвет – люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпеливы к окружающим, хороши в общении, творчески подходят в решении большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.
ЗЕЛЕНЫЙ. Скорее всего, люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищённости. Они тактичны и общительны, умеют обращаться с деньгами.
ГОЛУБОЙ. Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Следует быть более терпеливым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.
ФИОЛЕТОВЫЙ. Характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казатьсявыскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинство – следствие большой внутренней работы над собой.
Ты еще раз убедился в том, что у тебя много положительных черт. Это твой внутренний резерв, позволяющий тебе уважительно относиться к себе.
Чтобы органично жить в этом мире, нужно занять активную позицию, не хандрить.
Составь несколько фраз, начинающихся с утверждений:
- я выбираю _______________________________________
- я могу __________________________________________
- я представляю собой ______________________________
- я действую ______________________________________
Пообещай себе, что никогда не будешь:
- унижать себя
- говорить себе: Я не могу
- говорить, что осуществить желание невозможно
- внушать себе, что не способен научиться чему-то новому.
Диагностика волевого потенциала личности
Инструкция. В случае согласия ставь «да»; при сомнении, неуверенности - «не знаю» (или «бывает», «случается»); при несогласии - «нет».
1.В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней?
2.Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
3.Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной объективностью?
4.Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
5.Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?
6.Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7.Быстро ли вы отвечаете на письма?
8.Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение стоматолога, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9.Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендуют врачи?
10.Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова?
11.Без колебаний ли вы отправляетесь в путешествие (деловую поездку) в незнакомый город?
12.Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
13.Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
14.Отвлечет ли вас очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?
15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противной стороны?
Обработка результатов
Ответ «да» оценивается в 2 балла;
«не знаю» - 1 балл;
«нет» - 0;
Суммируются полученные баллы. Если ты набрал:
1- 12 баллов - с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может повредить вам. К обязанностям нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Ваша позиция выражается примерно так: «Что мне, больше всех нужно?». Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом этой оценки, может быть, она поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого вы только выиграете.
13-21 балл - сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.
22-30 баллов - с силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли- это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
Упражнение «Солнце радости»
Нарисуй солнце так, как делают это дети: круг с отходящими от него лучами. На каждый лучик запиши то, что может улучшить настроение, доставить удовольствие, спасти от скуки, развеселить.
Ты убедился в том, что существуют разнообразные возможности раскрепощения как способа приведения себя в состояние психологического комфорта. Как это сделать ты знаешь. Будь успешным человеком. Всё в твоих руках.