Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся»
Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством внедрения новых педагогических технологий».
Важнейшая задача, которая стоит перед системой образования в современном мире - формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся»»
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
1.Актуальность и перспективность опыта .
Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством внедрения новых педагогических технологий».
Важнейшая задача, которая стоит перед системой образования в современном мире - формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Для того, чтобы реализовать эту задачу учитель должен внедрять в педагогическую практику новые образовательные технологии в целях активизации познавательной деятельности учащихся.
Данная проблема на сегодняшний день является актуальной, так как она обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики. Современному миру нужны активные, самостоятельные, инициативные личности, проявляющие творческий подход к делу. Задача учителя , особенно начальной школы, поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности. Определенное значение имеет реализация принципа активности в обучении, так как обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Наиболее важной проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особое значение состоит в том, что учение направлено как на восприятие учебного материала, так и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Всегда тесно связаны между собой преобразующий характер деятельности и активность субъекта. Полученные в готовом виде знания, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Поэтому в действительности необходимо научить учащихся самостоятельно получать знания, мыслить и использовать их в учебно-практической деятельности.
В образовательном процессе я работаю по программе "Школа России", которая направлена на развитие познавательных способностей, что полностью отвечает новым требованиям обучения. Эта программа доступна детям, интересна, она позволяет основательно отрабатывать навыки учебной деятельности, которые нужны для успешного обучения в средней школе. Также эта образовательная система помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творческому поиску и учителя, и детей. В своей работе всегда стремлюсь к современным формам и методам работы с учащимися.
2. Концептуальность.
Одним из главных периодов жизни ребенка является младший школьный возраст, так как именно на этом этапе ребенок начинает получать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития, фундаментальные умения и навыки. Именно этот период жизни влияет на дальнейшие пути развития ребенка. Главная задача учителя - определить образовательный план для своего ученика
Современный образовательный процесс характеризуется обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы. У младших школьников познавательный процесс неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать у них интерес к познанию и активность в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.
3. Наличие теоретической базы опыта.
Теоретическую базу моего опыта формируют:
Идея активизации обучения имеет далекую историю.
1.В основе побуждения интеллектуальной активности лежат взгляды древних философов. Для дискуссий Пифагора и Сократа было характерно постановка проблемных вопросов. 2. Чешский ученый педагог Я.А.Коменский был одним из первых сторонников активного учения. Его работа «Великая дидактика» указывает на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом». 3. В начале 19 века И. Г. Песталоцци способствовал развитию идеи активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.
4. Ж.Ж.Руссо выступал за развитие умственных способностей ребенка и введение в обучение исследовательского подхода. «Сделайте вашего ребенка», -писал он,- внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».
5. К.Д.Ушинский писал :«Ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания». На это опирались передовые русские методисты, которые выступали против догматических и схоластических методов обучения, которые порождали формализм в знаниях учащихся и не способствовали развитию умственных способностей. 6. Идеи Г.И. Щукиной: идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру.
7. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полном объеме отражает методологические, идеологические и методические основы ФГОС;
8.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, которые составляют систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
9.«Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, гармонично входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его главную основу.
4.Ведущая педагогическая идея
В моей работе главное - личностное развитие моих учеников и их индивидуальный рост. Я осуществляю обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей. Я стараюсь , чтобы на моих уроках всем детям было комфортно, даю возможность раскрыться каждому ребенку. Главное для меня- не давить, не оскорблять, не делить на слабых и сильных, а помочь. Ведь каждый из наших учеников – это личность, и мы должны стараться помочь каждой личности раскрыться, стать яркой звездой. Я учу детей быть толерантными , развиваю у них стремление познавать новое, вести правильный образ жизни. Мне важно постараться заинтересовать моих учеников, удержать их внимание, не разочаровать их, не пропустить самое важное. Стремлюсь создавать на уроках доброжелательную, творческую атмосферу, чтобы мои маленькие помощники свободно размышляли, могли высказывать свои мысли вслух. Стараюсь сделать все, чтобы обучение в школе стало занимательным и радостным для моих детей, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. В своей работе, я выбирают такие формы, через которые информационное поле ребёнка насыщается положительными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к творческой активности.
5. Технология опыта.
В Федеральном компоненте государственного стандарта делается акцент на необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим важной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных возможностей.
Младший школьный возраст, является благоприятным периодом развития интеллекта , когда наиболее интенсивно развиваются восприятие, внимание, формы мышления. Значит, нужно построить так учебный процесс, при котором на каждом этапе урока формируется и совершенствуется интеллектуальные качества личности. Для развития ребенка необходимо теоретическое содержание изучаемых предметов, строящихся как система научных понятий. Работа с теоретическим материалом требует от школьников выполнения определенных учебных действий, соответствующих закономерностям теоретического мышления. К ним относятся:
· постановка учебной задачи;
· анализ условия задачи с целью обнаружения связей и отношений в объекте;
· моделирование выделенного отношения
· изучение на модели свойств этого отношения;
· построение системы частных задач, которые решаются общим способом;
· оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Освоение этих действий позволяет учащимся в последующем самостоятельно осуществлять учебную деятельность, которая позволяет школьникам в дальнейшем самостоятельно получать любые знания.
Мой опыт убедил меня в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут основой для дальнейшего обучения, развить способность к познанию самого себя, пониманию своей индивидуальности, сформировать желание учиться и самостоятельно развиваться.
Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами.
В своей педагогической деятельности активно использую личностно- ориентированные педагогические технологии, так как приходится работать одновременно с учащимися, которые различаются уровнем подготовки к школе , типам памяти ,особенностям мыслительной деятельности.
На уроках я применяю задания: с инструкциями; со вспомогательными вопросами; с наличием образца выполнения; с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
Применение такой педагогической технологии обеспечивает каждому учащемуся продуктивный характер деятельности, позволяет оказать ученикам эффективную помощь на любом этапе урока.
Продуктивной формой организации обучения является сотрудничество. Ребенок, работая в группе сверстников, имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы для «сильных» учащихся - это не только хорошая возможность показать свои способности, но и предстать в роли советчика ,помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат. У «слабых» учеников появляется возможность выразить свое мнение, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свое участие к решению проблем, с которыми одному не справиться. О полноценном учебном сотрудничестве можно говорить лишь тогда , когда ребёнок обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого (или сверстника) в сотрудничество.
Поэтому я на уроках часто применяю технологию работы в группах. Групповая работа – одна из самых эффективных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она дает :
- каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;
- каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
- каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;
- учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно очень аккуратно, чтобы не нарушить внутренний мир ребенка. Важно помнить о том, что только в атмосфере доверия и доброжелательности возможна соответствующая равноправная дискуссия.
Для создания положительной атмосферы применяю разнообразные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку налаживать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы, способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое важное – делают школьника равноправным участником игрового познавательного процесса.
Групповая форма работы уже в начальной школе способствует формированию главных компетенций личности: информационная, коммуникативная, умение работать в команде.
Сначала важно наладить работу в паре, так как такая работа является переходным этапом к проведению групповой работы. Работа в парах (позже – четверках) ставит ученика в условия потребности активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В процессе парной работы у ребенка формируется навык самооценки результатов своей деятельности. Этому способствует система вопросов.
- Внимательно ли ты слушал товарища?
- Смог ли объяснить товарищу свой выбор?
- Верно ли сделал выбор?
- Что получилось, что не получилось? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Работа в паре дает возможность закрепить материал, проконтролировать уровень знаний, обнаружить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, позволяет ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
В своей работе использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, смотр знаний, провожу нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (кейс-урок ,урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, и т.д.)
Ценность метода групповой работы на уроке в том, что групповые формы взаимодействия намного устойчивее удерживают внимание ученика и его включенность в работу. Работа в группе приучает детей контролировать не только свои знания и умения, но и усвоение знаний и качество работы одноклассника. Групповая работа помогает учащемуся ставить цели и находить способы достижения этой цели. Групповая работа способствует тому, что каждый ребенок должен высказаться , предварительно выслушав и проанализировав ответы других. Таким образом , у учащихся со временем формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми; в работе группы осуществляются воспитательные задачи: воспитание коллективизма, дружбы , инициативности, ответственности, толерантности к другим.
Задание считается выполненным, если каждый член группы может сделать задание, объяснить, как решал его. О результатах совместной работы лучше, чтобы рассказывал слабый ученик. Если он затрудняется, то другие ученики группы помогают ему.
В своей работе я очень часто использую дифференцированные задания – это самостоятельная работа, составленная с учётом знаний учащихся класса. Для развивающего урока непременным условием является организация разных по уровню самостоятельных работ, и облегчают организацию занятий в классе, создаёт благоприятную атмосферу, атмосферу успеха, желание школьников продвигаться в учёбе в соответствии с их возможностями и даже развивать возможности. Использование самостоятельных работ разного уровня и разных по цели обеспечивает объективную оценку знаний и умений учащихся и эффективную обратную связь в учебном процессе, даёт возможность учителю постоянно знать объективную картину усвоения знаний учащимися, проблемы в знаниях и даёт возможность быстрого устранения пробелов, т.е. коррекции. Самостоятельных работ по цели применения могут быть творческими, обучающими, закрепляющими, тренировочными, развивающими, контрольными, повторительными.
Технология проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций на уроке, решение возникающих противоречий между участниками образовательного процесса, все это способствует развитию высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся. В стремлении справиться с посильными трудностями у детей возникает необходимость в приобретении новых знаний, новых способов действий, умений и навыков. Использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате создания проблемной ситуации начинают активную самостоятельную деятельность по поиску решения, сами находят новые знания . Затем, обязательно нужно обсудить алгоритм решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы. Это плодотворно сказывается на отношении учащегося к учению.
Технология проблемного обучения оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты и наблюдения, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои умозаключения ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире .
Создание проблемных ситуаций на уроках, на любом его этапе - это один из способов развития креативного мышления младших школьников.
Информационно-коммуникативные технологии. Применение ИКТ в процессе обучения позволяет сделать урок современным.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение детей разбираться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является активизация умственной деятельности детей, развитие речи, расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, - сегодня в школе нельзя обойтись без информационно-коммуникативных технологий.
Важен и тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю качественно и быстро подготовить продуманный, интересный урок по каждому предмету и теме. Важно и то , что необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.
В урочное и во внеурочное время использую презентации , которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет, с целью получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках . Дети с радостью смотрят слайды, активно участвуют в обсуждении увиденного.
Очень интересно с презентацией проходят уроки окружающего мира. Картинки и видео окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. На уроках я использую следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft PowerPoint, SMART Notebook . Спектр использования данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они применяются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими учащимися.
Для реализации одного из главных принципов обучения-наглядности, я очень часто на уроке использую интерактивную доску. Интерактивная доска дает возможность передвигать объекты и надписи, группировать предметы, работать с цветом, строить диаграммы, использовать инструменты при объяснении геометрического материала и много других интересных функций для создания увлекательного урока. Правило, объект, рисунок можно скрыть, а затем показать когда это необходимо. Учитель и ученики все это могут делать у доски, перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Работа с интерактивной доской позволяет учителю организовать работу в группах, проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска делает процесс управления презентацией более удобным (двустороннее движение). К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске я очень часто подключаю микроскоп и документ-камеру. Преимуществ интерактивной доски очень много. Это колоссальная экономия времени, развитие мотивации учеников к обучению: появляется больше возможностей для участия в коллективной работе, и как следствие развития личных и социальных навыков ; ученики легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, продуктивной, динамичной и наглядной подачи материала; позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям; учащиеся начинают работать более креативно и становятся уверенными в себе.
Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые предлагаются учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.
На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», «Технология» «Литературное чтение» по ФГОС.
Школа подключена к сети Интернет, что позволяет использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, разработок. К окончанию начальной школы дети свободно владеют интернетом.
Проектная деятельность. В своей работе я использую приемы проектной деятельности, так как данный метод побуждает ребенка к самостоятельности, его порыв к самореализации, формирует активную позицию к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.
При выполнении нового проекта по каждому предмету мы находим ответы на несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение согласовывать и связывать свои усилия с усилиями других. Чтобы достигнуть положительного результата, ему необходимо находить нужные знания и с их помощью проделывать определенную работу.
Чтобы организовать проектную деятельность с учениками начальных классов, нужно учитывать психолого-физиологические и возрастные особенности младших школьников. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
Представление общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Игровые технологии. Игровые технологии –составная часть педагогических технологий, одной из исключительной форм обучения, которая помогает делать увлекательными и интересными работу учащихся на творческо-поисковом уровне и повседневные шаги по освоению учебных предметов. Увлекательность игры хорошо сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. С другой стороны - игра способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через особенную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Использование игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как сила игры в психолого-педагогической связи очевидна. Игра способна стать тем наилучшим инструментом ,при условии правильного отношения взрослых к детской игре и грамотного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, который комплексно обеспечивает: развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию; сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья; успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития.
Проведение уроков в начальном звене предписывает рациональность применения игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более сознательному усвоению знаний.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход, это деятельность коммуникативная.
Здоровьесберегающие технологии. Здоровые дети –это благополучие общества. В наших современных условиях проблема здоровья детей приобретает масштабный характер. Здоровье детей катастрофически падает , и важно понять что для нас важнее –физическое состояние или обучение детей.
По словам профессора Н.К.Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Считаю, что наша задача сегодня – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На своих уроках использую приемы здоровьесберегающих технологий.
1. Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
-Вхождение в рабочий день.
Каждый новый учебный день мы вместе с детьми начинаем с улыбки. Я стараюсь настроить своих учеников на преодоление возможных трудностей, не отступать перед ними, помнить, что товарищ всегда поможет.
Во внеурочное время при поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника.
-Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль (поддержка, одобрение, доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость : «Все дети талантливы», исключить акценты на отставание в учебе и другие недостатки ребенка, не нанося ущерба его достоинству: «Ребенок хорош, плох его поступок», помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности: «В каждом ребенке – чудо; ожидай его!»).
-Использование приемов рефлексии.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какой совет дали бы себе?
- Кому захотелось сделать комплимент?
- Что получилось лучше всего?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем хочется поразмышлять?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
2. Использую проведение физкультминуток.
Интегративное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе помогает уменьшить утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность младших школьников, а это способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Применяя технологии развивающего обучения, понимаю, что грамотно организованное обучение должно вести за собой развитие. Помощь, которую я оказываю ученику, это не прямое подсказывание, как выполнить задание, а организация совместного поиска, при котором ребенок должен задействовать свой ум в совместной деятельности со мной и одноклассниками. Даже при наименьшем участии в общей работе он чувствует себя одним из авторов, одним из участников в выполнении задания, приобретая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это взращивает у ученика веру в свои силы. Я принимаю каждого ученика как личность со своими особенностями, складом ума и характера.
Свой каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Процесс познания организую «от ученика». Большой акцент делаю на проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, комплексные работы. Мои ученики знают и умеют работать с учебной и справочной литературой, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Применение современных образовательных технологий в своей работе мною были показаны на открытых уроках на уровне района, республики и образовательной организации. Я стала суперфиналистом конкурса «Учитель года Республики Мордовия -2017».
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету позволяет мне в создании для учащихся комфортных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.
Внешний мониторинг
Год/класс
Предмет
% качества
Районный уровень
2015-2016 4 класс
Математика
50%
Республиканский уровень
2015-2016 4 класс
Математика
82,4%
Русский язык
66,7%
Российский уровень (ВПР)
2015-2016 4 класс
Русский язык
100%
Математика
94%
Окружающий мир
68,7%
Российский уровень (ВПР)
2017-2018 2 класс
Русский язык
85%
6. Результативность опыта .
Свои уроки я строю так, чтобы постоянно менялся один вид деятельности другим. Это дает возможность сделать занятия детей эффективными, насыщенными, менее утомляемыми. Вследствие систематического использования такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, получилось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению школьных предметов, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.
Важным считаю не заставлять, а заинтересовывать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой. Показатели качества знаний учащихся за последние четыре года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
- Постоянное качество знаний по предметам (62-82%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обучаемости учащихся в классе, где работаю.
- Формирование навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность.
- Формирование умения осуществлять сбор информации и правильно ее использовать.
-.Формированию личностных качеств ученика
- Формирование у учащихся знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
- Успешное участие в творческих конкурсах и олимпиадах.
Предметные олимпиады
Наименование предмета
Ф.И.
Результативность
Учитель
Муниципальный уровень
2016 г.
Предметная олимпиада по русскому языку
Елфимова Екатерина
Победитель
Сабурова Т.Г.
Предметная олимпиада по математике
Харламов Андрей
Победитель
Сабурова Т.Г.
Творческие конкурсы
Наименование конкурсов
Ф.И.
Результативность
Учитель
Муниципальный уровень
2015 г.
Районный этап республиканского конкурса экологического плаката
Горбунов В.
2 место
Сабурова Т.Г.
Районный этап республиканского конкурса «Защитим лес»»
Учеваткин И.
Грачева А.
3 место
3место
Сабурова Т.Г.
Районный этап республиканского конкурса «Моя необъятная Родина»»
Учеваткин И.
3 место
Сабурова Т.Г.
Районный конкурс рисунка «Поклонимся великим тем годам..»
Учеваткин И.
3 место
Сабурова Т.Г.
Районный этап республиканского конкурса на знание истории государственной символики РФ и РМ
Горбунов В.
3 место
Сабурова Т.Г.
Районный конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности
Учеваткин И.
Лаба Л.
2 место
3место
Сабурова Т.Г.
Районный детский литературный конкурс «О родной природе скажу слово»
Учеваткин И.
1 место
Сабурова Т.Г.
Муниципальный уровень
2016 г.
Конкурс плакатов «Зеленая планета» в рамках Международной природоохранительной акции «Марш парков-2016»
Учеваткин И.
2 место
Сабурова Т.Г.
Районный конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности
Учеваткин И.
Лаба Л.
2 место
2место
Сабурова Т.Г.
Фотоконкурс «В мире первоцветов» в рамках Международной природоохранительной акции «Марш парков-2016»
Учеваткин И.
2 место
Сабурова Т.Г.
Муниципальный этап республиканского конкурса на знание символов и атрибутов государственной власти РФ
Ширяева Ю.
Кульнина А.
Спирина Д.
1 место
2 место
2место
Сабурова Т.Г..
Республиканский уровень
XIII Республиканский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина»
Лаба Л.
3 место
Сабурова Т.Г..
Муниципальный уровень
2017г.
Муниципальный этап республиканского конкурса «Экология.Дети.Творчество»
Ширяева Ю.
Абрамова В.
1 место
2 место
Сабурова Т.Г.
Муниципальный этап республиканского конкурса новогодней игрушки «Новогодний серпантин»
Ширяева Ю.
1 место
Сабурова Т.Г.
Муниципальный этап республиканского конкурса на знание символов и атрибутов государственной власти РФ
Ширяева Ю.
3 место
Сабурова Т.Г.
XIV Республиканский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина»
Кульнина А.
Катина А.
Спирина Д.
Сабуров К.
Бурмистров С.
Федотов В.
1 место
1 место
2 место
2 место
3 место
3 место
СабуроваТ.Г.
Республиканский уровень
Республиканского конкурс «Экология.Дети.Творчество»
Абрамова В.
1 место
Сабурова Т.Г.
Межрегиональный уровень
Конкурс на лучшее письмо лесу «Здравствуй, милый друг!» приуроченный к 100-летию Заповедной России
Чуркин А.
победитель
Сабурова Т.Г.
Муниципальный уровень
2018г.
Муниципальный этап XVIII Республиканского конкурса молодежных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий»
Федотов В.
Призер
Сабурова Т.Г.
Районный конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина»
Шадрин Сергей
1 место
Сабурова Т.Г.
Муниципальный этап республиканского конкурса новогодней игрушки «В свете елочных огней»»
Ширяева Ю.
1 место
Сабурова Т.Г.
Республиканский уровень
XV Республиканский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина»
Шадрин С.
3 место
Сабурова Т.Г.
Межрегиональный уровень
Межрегиональный творческий конкурс «Новогодняя открытка -2018»
Сабуров К.
Федотов В.
победитель
победитель
Сабурова Т.Г.
Муниципальный уровень
2019г.
Муниципальный этап республиканского конкурса «Экология.Дети.Творчество»
Кульнина А.
2 место
Сабурова Т.Г.
Районный конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина»
Шадрин Сергей
1 место
Сабурова Т.Г.
Муниципальный этап республиканского конкурса новогодней игрушки «В свете елочных огней»»
Ширяева Ю.
1 место
Сабурова Т.Г.
Дистанционные олимпиады
Год
Название дистанционного конкурса
ФИО учащегося
Место
ФИО учителя
2015
III онлайн –олимпиада по математике «Олимпиада «Плюс»»
Харламов Андрей
Страхова Наталия
Шмидт Кирилл
Елфимова Екатерина
Победитель
Победитель
Победитель Победитель
Сабурова Т.Г.
Марафоны
Всероссийский конкурс « Творчество А.Барто»
Учеваткин Иван
Шмидт Кирилл
2 место
2 место
Сабурова Т.Г.
Марафоны
Всероссийский конкурс « Мир вокруг нас.Птицы»
Елфимова Екатерина
Ефремова Дарья
Грачёва Анастасия
Учеваткин Иван
Каширина Ангелина
1 место
1 место
1 место
2 место
2 место
Сабурова Т.Г.
Марафоны
Всероссийский конкурс « Мир вокруг нас.Водный мир»
Лаба Лилиана Учеваткин Иван
Ефремова Дарья
1 место
1 место
3 место
Сабурова Т.Г.
Международный конкурс по окружающему миру «В мире животных»проекта videouroki.net
Учеваткин Иван
Атряхин Николай
Осипов Никита
Козлова Дарья
3 место
3 место
3 место
3 место
Сабурова Т.Г.
Международный конкурс по литературному чтению«Иди всегда дорогою добра» проекта videouroki.net
Бурлаков Захар
2 место
Сабурова Т.Г.
2016
Марафоны
Всероссийский конкурс « Части речи»
Шмидт Кирилл
Учеваткин Иван
Грачева Анастасия
1 место
1 место
2место
VII Всероссийская предметная олимпиада»SAPIENTI SAT» по математике
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
1 место
2 место
Сабурова Т.Г.
ФГОС тест
Всероссийский конкурс «Школа безопасности»
Федотов Владислав
1 место
Сабурова Т.Г.
Марафоны
Всероссийский конкурс « В мире сказок»
Федотов Владислав
3 место
Сабурова Т.Г.
РОСТКОНКУРС
III Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием по предмету русский язык
Учеваткин Иван
2место
Сабурова Т.Г.
Марафоны
Всероссийский конкурс « Звуки и буквы»
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
Кульнина Алина
Ширяева Юлия
Спирина Дарина
Тураверова Дарья
1 место
1 место
2 место
2 место
3 место
3 место
Сабурова Т.Г.
Марафоны
Всероссийский конкурс « Математика вокруг нас»
Лаба Лилиана
Сайгина Ксения
2 место
2 место
Сабурова Т.Г.
I онлайн –олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным»
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
Ширяева Юлия
Мироновская Елизав
Спирина Дарина
Тураверова Дарья
Колодин Роман
Плеханова Диана
Кульнина Алина
Победитель
Победитель
Победитель
Победитель
Победитель Победитель
Призёр
Призёр
Призёр
Сабурова Т.Г.
V онлайн –олимпиада по математике «Олимпиада «Плюс»»
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
Ширяева Юлия
Спирина Дарина
Тураверова Дарья
Колодин Роман
Плеханова Диана
Кульнина Алина
Бурмистров Сергей
Фокина Виктория
Дворников Андрей
Победитель
Победитель
Победитель Победитель Победитель
Победитель Победитель
Победитель
Победитель
Призёр
Призёр
Сабурова Т.Г.
IV онлайн –олимпиада по математике «Олимпиада «Плюс»»
Харламов Андрей
Страхова Наталия
Грачева Анастасия
Шмидт Кирилл
Жалнина Виктория
Победитель
Призёр
Призёр
Призёр
Призёр
Сабурова Т.Г.
Международная олимпиада «Осень-2016» проекта «Инфоурок» по русскому языку
Сабуров Кирилл
1 место
Сабурова Т.Г.
Международная олимпиада «Осень-2016» проекта «Инфоурок» по математике
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
1 место
1 место
Сабурова Т.Г.
Марафоны
Всероссийский конкурс « Творчество А.С.Пушкина»»
Сабуров Кирилл Кульнина Алина
Тураверова Дарья
Ширяева Юлия
Спирина Дарина
1 место
1 место
1 место
2 место
3 место
Сабурова Т.Г.
2017
Межпредметная онлайн олимпиада Учи.ру
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав Фокина Виктория
ШиряеваЮлия Тураверова Дарья
Кульнина Алина
Победитель
Победитель
Победитель Победитель Победитель
Призёр
Сабурова Т.Г.
Марафоны
Всероссийский конкурс « Мультмарафон»»
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав Кульнина Алина
Тураверова Дарья
Спирина Дарина
Ширяева Юлия
Плеханова Диана
1 место
1 место
1 место
1 место
1 место
3 место
3место
Сабурова Т.Г.
Марафоны
Всероссийский конкурс « Творчество А.Барто»
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
Ширяева Юлия
1 место
3 место
3место
Сабурова Т.Г.
VI онлайн –олимпиада по математике «Олимпиада «Плюс»»
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
Ширяева Юлия
Спирина Дарина
Тураверова Дарья
Кульнина Алина
Бурмистров Сергей
Фокина Виктория
Колодин Роман
Победитель
Победитель
Победитель Победитель Победитель
Победитель
Победитель
Призёр
Призёр
Сабурова Т.Г.
II онлайн –олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным»
Сабуров Кирилл
Ширяева Юлия
Фокина Виктория
Победитель
Победитель
Призёр
Сабурова Т.Г.
Межпредметная онлайн олимпиада Учи.ру май 2017
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав Фокина Виктория
ШиряеваЮлия Катина Анастасия
Спирина Дарина
Абрамова Виолетта
Победитель
Победитель
Призер Призёр Призёр
Призёр
Призёр
Сабурова Т.Г.
III онлайн –олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным»
Сабуров Кирилл
Ширяева Юлия
Тураверова Дарья Федотов Владислав
Кульнина Алина
Дворников Андрей
Победитель
Победитель
Победитель
Победитель
Призёр
Призёр
Сабурова Т.Г.
Международная онлайн-олимпиада по математике ноябрь 2017 BRICSMATH.COM
Федотов Владислав
Сабуров Кирилл
ШиряеваЮлия
Кульнина Алина
Тураверова Дарья
Победитель Победитель Победитель
Призёр
Призёр
Сабурова Т.Г.
ЗАВРИКИ онлайн-олимпиада Учи.ру по математике ноябрь 2017
Сабуров Кирилл
Кульнина Алина
Дворников Андрей
Фокина Виктория
Абрамова Виолетта
Федотов Владислав
Ширяева Юлия
Победитель
Призёр
Призёр Призёр
Призёр Призёр
Призёр
Сабурова Т.Г.
VII онлайн –олимпиада по математике «Олимпиада «Плюс»»
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
Абрамова Виолетта
Фокина Виктория
Победитель
Победитель
Победитель Победитель
Сабурова Т.Г.
Международный дистанционный конкурс «Старт». Окружающий мир.
Международная онлайн-олимпиада по математике для учеников начальной школы BRICSMATH.COM
Сабуров Кирилл
Победитель
Сабурова Т.Г.
ЗАВРИКИ онлайн-олимпиада Учи.ру по математике сентябрь 2018
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
Тураверова Дарья
Спирина Дарина
Победитель Победитель
Победитель
Победитель
Сабурова Т.Г.
Марафоны.
Всероссийский конкурс « Мир вокруг нас. Лесные обитатели»
Тураверова Дарья
Сабуров Кирилл
Спирина Дарина
Кульнина Алина
Абрамова Виолетта
Мироновская Елизав
Ширяева Юлия
1 место
1 место
1 место
2 место
2 место
3 место
3 место
Сабурова Т.Г.
Марафоны.
Всероссийский конкурс « Творчество А.С.Пушкина»
Тураверова Дарья
Сабуров Кирилл
Спирина Дарина
Фокина Виктория Федотов Владислав
Ширяева Юлия
Дворников Андрей
Плеханова Диана
1 место
1 место
1 место
1 место
1 место
1 место
2 место
2 место
Сабурова Т.Г.
Марафоны.
Всероссийский конкурс « Мир вокруг нас. Солнечная система»
Сабуров Кирилл
Мироновская Елизав
1 место
1 место
Сабурова Т.Г.
2019
ЗАВРИКИ онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку январь 2019
Фокина Виктория
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
Ширяева Юлия
Тураверова Дарья
Победитель Победитель
Победитель
Победитель
Призер
Сабурова Т.Г.
Совушка. Международная викторина для младших школьников. Чудеса науки.
Тураверова Дарья
Фокина Виктория
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
Кульнина Алина
1 место
1 место
1 место
1 место
1 место
Сабурова Т.Г.
Марафоны.
Всероссийский конкурс «Мультмарафон»
Сабуров Кирилл
Спирина Дарина
Федотов Владислав
Мироновская Елизав
Кокурина Валерия Плеханова Диана Саакян Эрик
Фокина Виктория
1 место
1 место
1 место
2 место
2 место
2 место
2 место
2 место
Сабурова Т.Г.
ЗАВРИКИ Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по математике февраль 2019
Мироновская Елизав
Сабуров Кирилл
Колодин Роман
Победитель Победитель
Победитель
Сабурова Т.Г.
ЗАВРИКИ Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по программированию февраль 2019
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
Победитель
Призер
Сабурова Т.Г.
ЗАВРИКИ Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по окружающему миру апрель-май 2019
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
Победитель
Победитель
Сабурова Т.Г.
ЗАВРИКИ Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по математике апрель-май 2019
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
Победитель
Призер
Сабурова Т.Г.
Совушка. Международная викторина для младших школьников. Красная книга.
Сабуров Кирилл
Федотов Владислав
Кульнина Алина
Тураверова Дарья
Спирина Дарина
1 место
1 место
1 место
2 место
2 место
Сабурова Т.Г.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Если в своей работе учитель использует инновационные технологии, то ребенок будет учиться радостно и успешно. Внедрив в свою практику новые образовательные технологии, педагог сам не захочет работать как раньше , его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.
7. Возможность тиражирования
Своим педагогическим опытом я с удовольствием обмениваюсь с другими учителями : провожу открытые уроки, мастер-классы и внеклассные мероприятия для педагогов школы, района, выступаю с докладами на конференциях, педсоветах, семинарах, родительских собраниях.
Для повышения педагогического мастерства и распространения собственного педагогического опыта создала странички на сайтах:
-сайте школы (https://rogich.schoolrm.ru/sveden/employees/30546/292003/).
Список литературы
Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2010.,
2.Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114
3.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработка занятий. Разработки внеклассных мероприятий .-М.: Издательство «Глобус»,2010.-256 с.-(Воспитательная работа)
4.Данилюк А. Я., Кондаков А. М.,Тишков В. А.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — (Стандарты второго поколения)
5.Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5
6.Плешаков А. А., Железникова О. А..Концепция учебно-методического комплекса «Школа России.Пособие для учителей.ФГОС.— М.: Просвещение, 2013
7.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В. Егокина и др.,]; под ред. А.Б.Воронцова.-3-е изд.-М.:Просвещение,2011.-176 с.-(Стандарты второго поколения).
8.Развитие исследовательских умений младших школьников/ [Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова]; под ред.Н.Б.Шумаковой.-М.:Просвещение,2011.-157 с.-(Работаем по новым стандартам).
9.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.-4-е изд.,испр. И доп.-Самара:Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров»,2010.-224 с.
10.Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38