Просмотр содержимого документа
«Публичная лекция на педагогическом совете " Современный учитель - это."»
Публичная лекция на педагогическом совете.
ТЕМА: « Современный учитель – это…»
ЦЕЛЬ: 1.Раскрыть понятие « представление о себе»
2.Поиск путей конструктивного и личностного развития.
3. Осмысление разных аспектов.
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам
школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности.
Перед современным учителем стоит задача поиска возможность максимально продуктивной адаптации к изменяющимся условиям деятельности и способов наиболее конструктивного развития в этих условиях, осмысления разных аспектов своей деятельности с опорой на новые системы отсчета в плане:
1.Представление о себе;
2. Моя миссия;
3.Моя позиция между ребенком и культурой.
При самом поверхностном наблюдении становится, что
1.Действия;
2.Установки;
3.Позиции;
4.Способности;
5.Познание;
6.Убеждение;
7.Рефлексия
Сознание педагога при общении с детьми имеет важнейшее значение для определения пути, по которому будет развиваться ребенок. Особенно это важно для начальной школы, где роль учителя в становлении и развитии личности ребенка трудно преувеличить.
В конечном итоге качество образования зависит от той позиции, которую принял на себя учитель как посредник между миром культуры и формирующимся миром ребенка.
Внедрение гуманистических установок в сознание учителя сегодня выступает условием изменения образования. Личность учителя становится ключевым звеном школьных изменений.
Что такое « представление учителя о самом себе»?
Это склонность к анализу своей роли ( личностной и профессиональной), что и характеризует уровень его зрелости.
Так как это позволяет выходить за рамки своей роли, совершенствоваться и обогащать свою личность, сохраняя доверие к себе, желание быть самим собой.
Современный учитель, с одной стороны, задает энергетику личностного роста ребенка, формирует его опыт деятельности и отношений, а с другой стороны, он сам должен постоянно развиваться, быть открытым новому опыту, иметь возможность быть творцом содержания и технологии обучения.
Современный учитель по уровню зрелости – профессионал. Это означает, что умеет работать
- с образовательными процессами;
- строить развивающие образовательные ситуации;
- за счет внутренней активности субъекта по построению « жизненной траектории» происходит движение в основаниях своих действий, обеспечивается ответственность за свои деяния.
- способность человека строить самого себя, свою историю.
- умение постоянно переосмысливать собственную сущность.
- задавать логику профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение современных педагогов школы видится, как самоопределение относительно ценностей образования и развития собственной личности и личности ребенка.
Траектория, по которой будет развиваться образование, во многом зависит от самоопределения учителя.
Существует ли в современной школе условия для реального профессиональ-
ного и личностного роста педагога?
Кардинальные изменения в образовании, отсутствие общепризнанных идеалов профессионального самоопределения, с одной стороны, определяют сложность процессов самоопределения, но с другой стороны, - создают уникальную возможность для развертывания полноценного профессионального самоопределения для тех людей, которые еще находятся в растерянности.
Ученые выявили особое свойство педагогического сознания, обозначаемого как его « капсулированность».
КАПСУЛИРОВАННОСТЬ – это свойство педагогического сознания, которое сопротивляется возможности изменения профессиональных норм и установок. Учитель считает своим долгом изменять других, при этом забывая о главном –необходимости изменения своего сознания.
Только принятие себя есть исходное условие оптимального процесса личностного роста, ибо лишь уважающий себя, достаточно уверенный в своих силах открыт для непростого и рискованного процесса самораскрытия и саморазвития ( Демакова О.И.)
Используемая литература:
Резниченко М.А. « Современный учитель. Становление учителя – профессионала». Кандидат психологических наук, профессор, зав.кафедрой Белгородского ГУ.
Вавилов Ю.П. кандидат психологических наук, доцент