Психолого-педагогическое сопровождение выпускников гимназии в процессе их подготовки к ГИА
Психолого-педагогическое сопровождение выпускников гимназии в процессе их подготовки к ГИА
Цель: объединить усилия на решение первостепенной задачи школы: обеспечение качественной успеваемости учащихся, обеспечивающих успешную сдачу экзаменов в форме ГИА.
Задачи:
Раскрыть сущность нормативно-правовой основы организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников в форме ГИА.
Проанализировать теоретическое обоснование трудностей и стратегий подготовки учащихся к ГИА.
Рассмотреть возможности и условия освоения опыта организации психолого-педагогической поддержки выпускников 9-х и 11-х классов, разработать технологичекие процедуры в границах данного опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение выпускников гимназии в процессе их подготовки к ГИА»
~ 8 ~
Тема «Психолого-педагогическое сопровождение выпускников гимназии в процессе их подготовки к ГИА и ЕГЭ».
Деятельность общеобразовательного учреждения по психологической подготовке учащихся 9,11-х классов к итоговой государственной аттестации в форме ГИА
В условиях конкуренции в образовании ГИА выступает как независимая экспертиза качества знаний учеников, оценки конкурентоспособности полученных знаний, умений, навыков и способов учебной деятельности. Эти экзамены не только оценивают знания учащихся, но являются еще и своеобразной проверкой социальной и психологической готовности к постоянно меняющимся условиям современной реальности. Именно поэтому имеет смысл при подготовке выпускников к ГИА, обратить внимание на формирование их психологической устойчивости.
ГИА требуют создания многоуровневой структуры управления подготовкой к данным формам государственной итоговой аттестации: на уровне регионального и муниципального органа управления образованием, уровне общеобразовательного учреждения, методического объединения учителей и каждого учителя.
Ведущими компонентами деятельности ОУ по подготовке к ГИА являются следующие:
• четкое определение целей предстоящей работы;
• разработка программы их реализации;
• создание оптимальных условий проведения ГИА;
• повышение профессионального уровня педагогов;
• распределение ответственности руководителей ОУ и педагогов, отчетность;
• инструктирование участников ГИА, родителей.
Общеобразовательному учреждению приходится решать самые сложные проблемы подготовки всех участников образовательного процесса к ГИА с целью обеспечения контрольно-оценочной деятельности. Среди них:
• единство требований к знаниям выпускников и преемственность образования на разных его уровнях; • объективность оценки подготовленности учащихся; • доверие школьников, родителей и педагогической общественности к результатам независимой аттестации; • снижение физических и психологических нагрузок на выпускников; • использование результатов ГИА для мониторинга состояния системы общего и среднего образования на различных уровнях, а также при аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров.
Управленческая деятельность по подготовке образовательного учреждения к ГИА обеспечивается на основе взаимосвязи следующих функций:
Информационно-аналитическая включает: • сбор информации, необходимой для информирования участников педагогического процесса в подготовке к ГИА; • анализ деятельности школы по подготовке к ГИА; • проектирование содержания, методов, технологии обработки информационных потоков и хранения информации. Мотивационно-целевая деятельность обеспечивает развитие рефлексии коллектива, повышение его мотивации на успешную подготовку к проведению ГИА. С этой целью: • проводится изучение потребностей школьного коллектива, выявление их в результате профессионально-личностной рефлексии;
• разрабатывается программа повышения профессиональной компетентности учителей по вопросам подготовки к новым формам диагностики, контроля и оценивания качества образовательной подготовки учащихся, система мер стимулирования профессионально-личностного саморазвития педагогических кадров (в том числе в системе внутришкольного повышения квалификации);
• создаются условия для укрепления стрессоустойчивости и взаимопомощи в коллективе, обеспечивающие сработанность и надежную совместимость личностных и коллективных прфессиональных потребностей.
Планово-прогностическая деятельность обеспечивает комплексный характер проектирования и планирования деятельности школы, содержит реальные ближние, средние и дальние прогнозы деятельности педагогического коллектива по подготовке проведению ГИА. Прогнозирование строится на основе учета фактического состояния образовательного процесса в школе, особенностей Образовательной программы и учебного плана, уровня развития педагогического коллектива и управления им.
В школьной реальности экзамен - это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе.
Своеобразие ГИА, его непохожесть на традиционный экзамен, сопряжены с определенным рядом трудностей. С ними подросткам приходится сталкиваться как в подготовительный период к экзаменам, так и во время самого экзамена. Но, несомненно, основная психологическая поддержка требуется учащимся именно на подготовительном этапе и может проводиться в различных формах.
Теоретическое обоснование трудностей и стратегий подготовки учащихся к ГИА
С каждым годом значимость ГИА, в том числе и субъективная, становится все выше. Умению сдавать экзамены, как ни странно, никто специально не учит, вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны, они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п.
Для реализации психолого-педагогического сопровождения учащихся 9- 11 классов при подготовке и сдаче ГИА необходимо решать следующие задачи:
Задачи:
Формирование психологической устойчивости в период подготовки и сдачи экзаменов.
Создание психологических условий для получения максимальных результатов по ГИА с минимальными потерями.
Разработка технологических процедур и методических рекомендаций по использованию данного опыта.
Основные принципы:
Доступность психолого-педагогической поддержки для каждого старшеклассника.
Личностно-индивидуальный подход к учащимся.
Основные идеи:
Создание оптимальных условий для обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся 9-11 классов в период подготовки и сдачи ГИА.
Разработка и использование системы комплексного психолого-педагогического обеспечения выпускников 9 -11 классов в ОУ.
Условия достижения результативности:
Интегративные связи разных специалистов, работающих с учащимися.
Создание ситуаций сотрудничества, содружества и сотворчества педагогов и учащихся.
Для оказания действенной психологической помощи необходимо, прежде всего, выявление детей, испытывающих те или иные познавательные и личностные трудности при подготовке к сдаче ГИА и относящихся к так называемым, группам риска. Для этого можно использовать разные способы, которые будут строиться, и опираться на итоги разного рода диагностики, на результаты наблюдений и итоги экспертных оценок учителей.
Основная цель психологической подготовки учеников к ГИА – ознакомление выпускников с процедурой ГИА, формирование у них адекватного реалистичного мнения о ГИА и определение конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
Для достижения поставленной цели используются следующие стратегии деятельности психологической службы:
Ресурсно - ориентированная стратегия, которая направлена на поиск сильных сторон учащихся и путей их использования на этапе подготовки и на самом экзамене;
Технологически-ориентированная стратегия, целью которой является освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.
Психологическая подготовка к ГИА позволит более эффективно подготовиться к сдаче экзаменов если:
работа психологической службы по подготовке выпускников к ГИА станет органичной частью единой психолого-педагогической программы школы, направленной на решение данной задачи;
педагогический коллектив и психологи разработают единую психолого-педагогическую стратегию поддержки выпускников и распределят ответственность за отдельные элементы работы.
Проблема подготовки к ГИА рассматривается нами как общеобразовательная задача, поэтому к этому процессу подключены все педагоги, и особенно учителя начальной и средней школы. Очень важно, чтобы все учителя прочувствовали тот не малый вклад, который они вносят в общее дело, и свою причастность к успеху ребенка на экзамене.
Учет ведущих управленческих действий, создание и реализация данной программы позволяет руководителям ОУ, педагогическому коллективу обеспечить государственные гарантии доступности качественного образования и сохранения физического и психического здоровья выпускников.
Восприятие экзамена (ГИА) его участниками может быть как негативным, так и позитивным. Важно формировать не страх или боязнь экзамена, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ГИА его участникам.
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.
К основным направлениям психолого-педагогической подготовки следует отнести:
психолого-педагогическое просвещение всех участников ГИА
психолого-педагогическую подготовку всех участников ГИА
подготовку педагогов и обучающихся к прохождению итоговой аттестации в форме теста.
Психолого-педагогическое просвещениесостоит в предоставлении информации о цели, задачах, принципах, требованиях, правилах и сроках проведения аттестации и т.д.
Психолого-педагогическая подготовка участников включает формирование положительного отношения к ГИА, разрешение прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения ГИА.
Подготовка педагогов и обучающихся к прохождению итоговой аттестации в форме теста связана с развитием у обучающихся умения работать с различными видами тестовых заданий, а у педагогов умения разрабатывать и использовать тесты школьных достижений в учебном процессе.
Необходимо выделить также следующие направления работы по психолого-педагогической подготовке в процессе предметной подготовки учащихся к ГИА:
формирование умения решать задания разного уровня;
развитие мотивации и целеполагания;
формирование положительного отношения;
формирование роли участника экзамена;
развитие самоконтроля;
формирование уверенности и положительной самооценки.
Очень серьезные задачи придется решать участникам ГИА.
Кто они?
Участниками ГИА будем считать всех, кто включен в проведение и участие в экзамене (от муниципальных отделов образования до родителей обучающихся).
В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся принимают участие все субъекты образовательного процесса: ученики 9,11 классов, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, администрация, медицинский персонал, родители.
Кратко рассмотрим их основные характеристики:
1) Ученики 9,11 классов. В центре нашего внимания – ученик. У детей и подростков должна быть личностная ответственность за подготовку к государственной итоговой аттестации. Следует приучать детей к тому, что не надо перекладывать полностью эту ответственность на родителей или учителей.
2) Педагогический коллектив. Основной принцип, который лежит в основе отношений внутри педагогического коллектива – комплексное согласованное взаимодействие. Забота о здоровье учителей и учащихся их стрессоустойчивость заключается, прежде всего, в продуманной организации образовательного процесса (создание позитивного микроклимата на уроках, качественно-содержательное оценивание, постоянная смена поз и положения во время урока – групповая работа, парная, индивидуальная и т. п.). В школе целесообразно создать постоянно действующую творческую группу (в которую входят – педагог-психолог, классные руководители 9,11-х классов, зам. дир. по УВР), что позволит комплексно заниматься вопросами психолого-педагогического сопровождения и оздоровления учащихся классов при подготовке к экзаменационному периоду.
3)Учитель – предметник.
Много нового несет с собой ГИА. Экзамен в форме ГИА отменяет живое общение с педагогом, тем самым снимая дополнительную стрессовость и неопределенность экзаменационной ситуации. Но сама система школьных отметок имеет мало общего с оценкой знаний по ГИА.
Школьникам из общеобразовательных классов без специальной подготовки вне школы набрать высокое количество баллов достаточно трудно.
Как же организовать учителю свою работу по подготовке учеников к ГИА?
Учителю необходимо показать образец выполнения задания и образец рассуждений при выполнении задания. Необходимо психологически подготавливать учеников к предстоящему экзамену. Обязательно осуществлять контроль за повторением, проводить самостоятельные и контрольные работы по каждому блоку в условиях, приближенных к экзаменационным, ознакомить учащихся с критериями оценки работы. Выполнение учителем - предметником этих условий поможет учащимся успешно подготовиться к сдаче экзаменов.
Сейчас очевидно, что дополнительная подготовка к ГИА нужна. Остается только открытым вопрос о ее форме. Возможна организация подготовки к ГИА на уроке. Но на сегодняшний день ситуация такова, что объем материала, изучаемого в школе, очень велик, и часто учителям не хватает времени на отработку основных навыков, не говоря уже о более сложных умениях. Нельзя забывать о том, что подготовку к единому государственному экзамену может осуществлять только специалист - предметник, хорошо знающий технологию проведения ГИА.
4)Особое внимание в психологической подготовке к ГИА отводится классному руководителю.
Своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива является классный руководитель. И поэтому он может реально влиять на возможности освоения школьниками новой формы аттестации. Организуя «вхождение своих учеников в современную культуру» (Н.Е.Щуркова), классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. А в итоге – грамотно анализировать сложившуюся ситуацию, выстраивать линию поведения, контролировать собственные реакции. Всему этому ребята учатся в классном коллективе, способствующем индивидуальному развитию каждого. Таким образом, очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, дает ли возможность им реализовать функции лидера, исполнителя, «лидера-вдохновителя», обеспечивая прохождение каждого через все эти позиции (методика И.П.Иванова); создает ли условия для формирования положительной Я-концепции своих воспитанников, их спокойной веры в свои силы.
Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к единому государственному экзамену рекомендуется специально разработанная система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями данной системы на всех уровнях взаимодействия (с учащимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:
• направленность на формирование позитивного отношения к аттестации;
• осуществление постоянной связи между субъектами данной системы; • оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры.
Работа классного руководителя с учащимися в первую очередь нацелена на глубокое, вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Московской области, администрации города о проведении ГИА. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ликвидировать пробелы.
Работа классного руководителя с учителями - предметниками. Необходимо отследить наличие различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечить подготовку и проведение тренинга, способствующего совершенствованию у учащихся навыка работы с КИМами. Кроме того, классный руководитель может совместно с учителями-предметниками обсуждать и предлагать к планированию формы контроля, близкие к аттестации в форме ГИА. Рекомендуем включить в план работы классного руководителя и организацию психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к единому государственному экзамену, а также собеседований с учителями-предметниками. Успешному прохождению учащимися итоговой формы аттестации будет способствовать и индивидуальная работа учителей-предметников, организованная и контролируемая также классным руководителем.
Работа классного руководителя с родителями заключается в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА, в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья. Особого разговора заслуживает организация учебной домашней работы, режим труда и отдыха выпускников. Классный руководитель, совместно с родителями, призван помочь каждому ребенку сделать выбор относительно ГИА (имеется в виду определение предметов по выбору).
Необходимо проводить Психолого-педагогические тренинги: «Как лучше подготовиться к экзаменам», «Поведение на экзамене», «Способы снятия нервно-психического напряжения», «Как бороться со стрессом», «Эмоции и поведение», « Память и приемы запоминания», «Методы запоминания текстов», «Приемы волевой мобилизации», «Приемы релаксации и снятия напряжения»
Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника является ознакомление близких к выпускнику взрослых со способами правильного общения с ним, оказание ему психологической поддержки, создание в семье и школе благоприятного психологического климата.
5)Школа не должна также забывать и о таком субъекте образования, как родители.
В подготовке выпускников к экзаменам огромную роль играют родители. Именно родители во многом внушают уверенность детям в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. Экзамены представляет трудность не только для выпускников, но и для их пап и мам. А коль скоро родители принимают непосредственное участие в выпускных экзаменах, мы считаем, что им тоже необходима особая подготовка. Их необходимо сделать не только активными помощниками в подготовке к ГИА, но и оказать им посильную помощь. С родителями выпускников целесообразно проводить работу по специально разработанным программам, включающим информационную и психолого-педагогическую поддержку.
Проанализировав специфику проживания предэкзаменационного периода родителями выпускников, обозначим следующие задачи работы с родителями по подготовке к ГИА:
определение меры ответственности родителей за подготовку детей к сдаче ГИА и сам процесс участия ребенка в ГИА.
формирование у родителей реалистичной картины ГИА;
поддержка родителей, испытывающих тревогу до, в процессе и после сдачи детьми ГИА.
Психологическая поддержка выпускников, участвующих в ГИА. Почему они так волнуются?
Чем могут родители помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи
ГИА
Владением информации о процессе проведения экзамена
Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы
Участием в подготовке к экзаменам:
обсудить, какой учебный материал нужно повторить, вместе составить план подготовки,
вместе определить, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок», провести репетицию письменного экзамена, установить продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организовать условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться, помочь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли.
Организацией режима (именно родители могут помочь наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам.
Можно предложить родителям воспользоваться рекомендациями в презентации
6) Педагог-психолог. Цель работы психологической и социальной службы школы – формировать позитивное отношение к обучению и экзаменационному испытанию, рекомендовать меры по созданию комфортных условий на занятиях, стимуляция саморазвития. Задачи деятельности психолога: 1) Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения. 2) Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем страха перед экзаменом. 3) Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы. 4) Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания, развития детей в образовательной среде школы.
В рамках данной системы педагог-психолог должен осуществлять следующие виды деятельности:
Психолого-педагогическая диагностика(учебной мотивации, психофизиологических особенностей – тип нервной системы, доминирующее полушарие, канал восприятия, диагностика утомления). Проводится по запросу со стороны взрослых (педагог, родитель) или самого ребенка и в плановом порядке. По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для учащихся, педагогов и родителей, организует консультативные или коррекционно-развивающие встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка.
Коррекционно-развивающая и консультативная работа. Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. Работа развивающего характера, ориентированная на благополучно развивающихся детей, организуется в виде факультативов или игр по запросу самих детей или классных руководителей.
Приведенные ниже рекомендации показывают, как, в каком направлении, какими методами может осуществляться работа психолога с педагогами школы и родителями выпускников. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование. Психологическая поддержка – это процесс:
в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;
который помогает ребенку избежать ошибок;
который поддерживает ребенка при неудачах.
Для того чтобы научится поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. Взрослые должны научиться, помогая ребенку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело.
Подлинная поддержка взрослыми выпускника должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом.
7) Социальный педагог.
Задачи деятельности социального педагога:
1. Повышение психологической компетентностиродителей в сфере детско-родительских отношенийи решенияпроблем и задач развития их детей.
2. Сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.
Виды деятельности:
1.Консультирование родителей по проблемам подготовки их детей к экзамену. Организуется по запросу самих родителей или педагогов, итогам психологической диагностики (при наличии у ребенка трудностей в обучении и психологическом развитии) и итогам реализации коррекционно-развивающих мероприятий.
2.Организация психолого-педагогического сотрудничества для решения проблем и задач развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
3.Работа с семьями трудных детей. Организуется по запросу педагогов, администрации, либо носит систематический, плановый характер.
8) Административно-правовая работа (директор, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР):
Информационная работа (просветительская работа): информационные стенды для родителей, информационные стенды для детей, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями по основным этапам подготовки и проведения экзамена.
Нормативно-правовая деятельность: локально-правовые акты, регулирующие деятельность ОУ при подготовке и проведения ГИА.
Руководство, управление и контроль: контроль за выполнением санитарно гигиенических норм, контроль за работой творческой группы, контроль за введением в уроки здоровьесберегающих технологий, смотр кабинетов (соответствие санитарно-гигиеническим требованиям: отделка кабинета, воздушно-тепловой режим, освещенность, техника безопасности, посещение уроков (предупреждение перегрузок учащихся, рациональная организация труда учащихся и учителя, организация повторения изученного материала, организация подготовки учащихся к формам проведения экзамена: чередование форм – тест – устный развернутый ответ – письменный развернутый ответ), контроль за проведением оздоровительных мероприятий
Воспитательная работа:дни здоровья – осень, зима, весна, выступление на педсовете «Формирование мотивации здорового образа жизни», цикл лекций для родителей: «Нормативно-правовая база ГИА», «Стресс и экзамен»
5.Методические объединения: семинары, совещания:«Анализ урока с позиций ГИА», семинар-практикум для учителей «Активные формы обучения при подготовке к ГИА», «Преемственность в обучении и подготовка к экзамену», «Формирование нравственно здоровой личности». Изучение опыта работы других школ, посещение курсов, семинаров, конференций по проблемам здоровья, составление образовательных программ с учетом подготовки учащихся к экзамену, методическая поддержка уроков, создание методической копилки по проведению тематического и итогового повторения учебного материала.
Школа — социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды. Школа рассматривается нами как самоорганизующаяся система, характеризующаяся следующими условиями: открытость – между школой и ее окружением существуют определенные взаимосвязи; динамичность – школа постоянно адаптируется к изменяющимся условиям; сложность – самоорганизующаяся система школы состоит из множества подсистем, которые находятся между собой в различных отношениях.
Таким образом, система психолого-педагогической поддержки учащихся – это комплексный и системный подход к решению проблем, возникающих при переходе на новые формы проверки учебных достижений школьников: это интеграция усилий классного руководителя, педагогов, психологов, социального педагога, администрации школы, медицинских работников, родителей, самих учащихся, направленных на обеспечение успешной адаптации в новых условиях проведения экзамена; это система личностно-ориентированного обучения; это здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения; это регулярность и организованность, продуманность и четкая организация действий всех элементов системы.
Задачи психологического сопровождения учащихся,
имеющих личностные трудности в процессе подготовки и сдачи ГИА:
сохранение психологического здоровья учащихся;
обучение навыкам саморегуляции, контроля эмоционального состояния;
снятия стресса у учащихся в экзаменационный период;
совершенствование коммуникативного общения в системе “ученик-учитель”, “учитель-родитель”, “ученик-родитель”;
повышение психологической компетентности учащихся;
профилактика конфликтно-опасных ситуаций в экзаменационный период