kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическая характеристика коммуникативного развития подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрывается психолого-педагогическая характеристика коммуникативного развития подростков. В подростковом возрасте коммуникативная деятельность является ведущей деятельностью, несформированность или низкий уровень развития коммуникативных навыков существенно затрудняет личностное развитие подростка, его реализацию в учебной деятельности, среди сверстников и в обществе в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая характеристика коммуникативного развития подростков»




Психолого-педагогическая характеристика коммуникативного развития подростков

Psychological and pedagogical characteristics of communicative development of adolescents


Гамирова Виктория Сергеевна

Магистрант

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Педагог-организатор

МБОУ «Гимназия №75», г. Казань, Россия

e-mail: [email protected]


Аннотация: В данной статье раскрывается психолого-педагогическая характеристика коммуникативного развития подростков. В подростковом возрасте коммуникативная деятельность является ведущей деятельностью, несформированность или низкий уровень развития коммуникативных навыков существенно затрудняет личностное развитие подростка, его реализацию в учебной деятельности, среди сверстников и в обществе в целом.


Ключевые слова: Подросток, подростковый возраст, коммуникация, социально-коммуникативная компетентность, особенности подросткового возраста, подростковый кризис

Keywords: Teenager, adolescent age, communication, social and communicative competence, adolescence, teenage crisis



Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в обществе, познание норм поведения и общения. Его особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция, появляется стремление к самореализации своих способностей. Подросток в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Подросток достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В данный период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.

Половое созревание, которое характеризует данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведения, восприятия мира в целом [8, c. 148].

Главными характеристиками подросткового возраста являются физические изменения – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала голова, руки и ноги достигают размеров взрослого человека, а затем только туловище, что провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.

В данном аспекте, хотелось бы отметить и быстрое развитие мышечной системы, которая отрицательно оказывает влияние на сердечно-сосудистую систему. Отмечаются перепады тонуса, сосудистого и мышечного, которые приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.

Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Данный процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.

Главной особенностью подросткового периода является чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Подростку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его мнением и позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами [5, c. 138].

В данный период наблюдается направленность, исследование, анализ самого себя. Подросток стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Часто проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период оказать помощь подростку в осознании, что этот нелёгкий период в его жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

Для подросткового возраста характерной особенностью является целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в деле, вызывающем острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.

Подростку свойственна такая реакция как эмансипация – желание быть независимым от взрослых, наставничества и контроля со стороны старшего поколения, но боится полной свободы, поскольку осознает, что не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.

В данный период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.

Развитие ребенка с детского возраста до взрослого периода сопровождается периодическими душевными кризисами. Особо серьезным считают возрастные явления в подростковом возрасте. Отечественная психология период взросления подростка считает самым сложным, поскольку начинается перестройка личности, подросток в этот период может полностью поменять взгляды. Родной ребенок для родителей становится чужим непонятным человеком, способным на непредсказуемые поступки. Следует уточнить, что границы подросткового кризиса индивидуальны для каждого подростка.

Кризис подросткового возраста подступает постепенно. Родителям очень важно распознать первые его проявления. Не надо делать вид, что ничего не происходит, что все пройдет само-собой. Признаки назревания кризиса у некоторых подростков начинают проявляться уже к 10 годам, другие вступают в проблемную стадию в 13-17 лет. Психологи считают, что, чем позднее проявляется возрастная проблема, тем острее протекают кризисные явления [9].

Кризис подросткового возраста характеризуется изменением отношений с окружающими через развитие самопознания. Подростки предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. Течение кризисного периода определяется совокупностью внешних и внутренних факторов. В одних случаях проявления отсутствуют или слабовыраженные, в других – поведение кардинально меняется, ребенок становится конфликтным, эмоционально взрывчатым.

Внешние факторы, которые усиливают симптомы кризиса - родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Подросток стремится быть свободным и считает себя способным принимать решения самостоятельно, действовать без помощи взрослых. Складывается конфликтная ситуация – существует потребность и стремление брать ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного. Сопротивление, ссоры приводят к хроническому недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.

Внутренние факторы, обостряющие кризис – психологические особенности. К наступлению подросткового возраста у учащегося сформированы определенные привычки, черты характера, препятствующие возникающим потребностям и стремлениям. Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки. У подростка появляется раздражительность, склонность обвинять себя в несостоятельности. Критически воспринимаются коммуникабельность, внешность, отдельные свойства личности, такие как зависимость, застенчивость и скромность.

В своем развитии подростковый кризис проходит три этапа:

  • предкритический этап (осторожный отказ ребенка от старых привычек и стереотипов);

  • кульминационный этап (бурный процесс отказа от навязываемых в семье стереотипов);

  • посткритический этап (формирование новых жизненный ценностей и привычек, отношений с людьми).

Проявления подросткового кризиса будут таковыми:

  • внешние – грубое поведение, стремление делать все наперекор установкам взрослых, замкнутость, игнорирование любых замечаний со стороны взрослых, как своих, так и чужих.

  • внутренние – подросток становится более уязвимым в душевном плане, его ранят даже самые незначительные замечания взрослых, он замыкается в себе, в общении со сверстниками старается показать свою независимость и самостоятельность.

  • физиологические – у мальчиков происходит ломка голоса, у девочек проявляются вторичные половые признаки, многие подростки ощущают потребность в более долгом сне, у них может наблюдаться слабость и вялость всего организма.

Подростковый кризис предотвратить невозможно, это обязательная составляющая процесса развития личности, но существует ряд психологических методов, которые смягчают остроту течения и развития этого кризиса. Очень многое зависит от родителей подростка, от их взаимоотношений, от реакций на его внезапные акты непослушания, и прочего [10].

Подростковый возраст - это самый ответственный период, здесь складывается основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям обществу. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения [4, c. 231].

Подростковый возраст имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую он демонстрирует при решении различных задач, побуждает взрослых к обсуждению с ним достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживаются удивительная инфальтивность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей [1, c. 89].

В данном возрасте подростки становятся чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально – этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями. Учащиеся в этот период обмениваются интересной информацией, обсуждают события из жизни класса, выясняют, кто как к кому относится, разговаривают о сугубо личных вопросах, которые не подлежат разглашению: мечтах, планах, о созревании организма, о «странных» изменениях в сознании, о симпатиях.

Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус.

В подростковом общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию - другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на общение, в существенном расширении социального пространства коммуникации (среди ближайших друзей подростков- учащихся других школ), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающим в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. Что касается второй тенденции-индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими [2, c. 3].

Общение со сверстниками оказываются важным «каналом информации, по нему подростки узнают то, что им по тем или иным причинам не сообщают взрослые». В ходе общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличиваются социальные роли подростка, расширяется представление о собственной личности.

Общение подростка со сверстниками это еще и «специфический вид эмоционального контакта» Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, повышает самоуважение, а также облегчает «автономизацию от взрослых» [3, c. 38].

С помощью общения подросток входит в систему социальных отношений, познает себя, других, получает неизменный опыт общения с людьми и практику жизни в коллективе. По мнению многих ученых, социально-коммуникативной компетенцией человек начинает обладать именно с подросткового возраста. У подростков в этом возрасте формируются основные коммуникативные умения, такие как: умение высказываться содержательно, логично и связно, умение высказываться без предварительной подготовки, умение высказывать в речевой деятельности собственную оценку услышанного или увиденного, высказывать свою точку зрения на «обсуждаемую проблему».

Таким образом, подростковый возраст является кризисным и переломным периодом в жизни человека, в котором главной движущей силой развития выступает общение.

Несмотря на то, что в науке сложились определенные подходы и направления, позволяющие в той или иной степени развивать коммуникативную компетенцию в подростковом возрасте, однако системного рассмотрения в рамках исследуемого контекста искомая проблема в них не нашла.

Современная педагогика ориентируется на воспитание человека-творца, «проектировщика» своей жизни, а для этого необходимы новые активные формы, методы, пути и средства. Одним из средств может стать искусство, как идеальная модель творчества жизни. Искусство, взятое во всем многообразии видов, жанров, стилей обладает большими воспитательными возможностями. Комплексное освоение искусств оптимизирует творческие возможности и силы человека, развивает его фантазии, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные человеческие способности, социально значимые для любых сфер деятельности. Особая роль принадлежит хореографическому искусству, так как:

  • обладает синтетической природой (хореография соединяет в себе драматургию, живопись, архитектуру, пластику, музыку, театр и вокал);

  • является искусством коллективным, которое может объединить детей с различными интересами и способностями (художественными, техническими, организаторскими и т.д.).

В подростковом возрасте коммуникативная деятельность является ведущей, и их отсутствие значительно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию в обществе в целом, приводит к отклонению от социализации. Однако, существует возможность коррекции уже выработанных коммуникативных умений, поэтому актуальной становится социально-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков у подростков, так как особенности данного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности.

Причинами затруднения в общении могут быть индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.

Булыгина Л.Н. предлагает свою систему критериально-уровневой оценки сформированности социально-коммуникативной компетентности подростков:

  • рецептивный уровень диагностируется, когда у человека преобладают личностные смыслы, связанные с удовлетворением витальных потребностей. Степень самостоятельности в коммуникации очень низка. Поведение основано на вынужденной адаптации:

  • конформный – соответствует доминанте внешних факторов, под влиянием которых и формируются личностные смыслы ученика. Классической формой поведения в коммуникации является конформизм и социальная мимикрия. Индивидуальные ценности ставятся ниже оценки окружающих;

  • репродуктивный – фиксируется, если ученик в коммуникации начинает действовать дифференцированно, с учетом его отношений с окружающим миром. Личностные смыслы определяются

  • потребностью в самореализации, однако самостоятельность в коммуникации ограничивается репродукцией (воспроизводится только проверенный социальный шаблон);

  • на продуктивном уровне поведение ученика в коммуникативных ситуациях становится самостоятельным, он может публично выразить свою позицию как в устной, так и письменной формах, учитывая при этом интересы адресатов;

  • креативный уровень характеризуется доминантой потребностей ученика в социальной коммуникации. Личностные смыслы определяются не внешними оценками, а системой собственных ценностей, среди которых сотрудничество и ответственность занимают ведущие позиции [6, c. 52].

На данном этапе перед подростком возникает определенный круг проблем, связанный с общением. Часть проблем связана с общением со сверстниками. Оно связано с тем, что подросток не всегда умеет (или это вообще невозможно) занимать среди сверстников удовлетворяющее его положение. Т.е. страх быть незначимым в глазах сверстников. Другая же часть проблем связана с общением со взрослыми, проявляющееся в непонимании внутреннего мира подростка, требование полного послушания со стороны взрослого. Из этого следует, что существуют барьеры, тормозящие эффективную коммуникативную деятельность. Барьеры бывают личностными (например, различия в ценностях), временные (расстояние), семантические, организованные, информационные и так далее.

У современных подростков в лексиконе обнаруживается тенденция к автономизации и дистанцированию собственной среды и субкультуры от культуры взрослых. В реальном же пространстве общения происходит упрощение и огрубление речи. В коммуникативном общении подростков преобладает «телеграфный» стиль, или вовсе специфический абсолютно неграмотный, рубленый лексикон типа «sms-переписок». Специалисты и обычные люди с горечью наблюдают исчезновение целых пластов языковых ресурсов, особенно в речи подростков мужского пола, и, напротив, усиление иноязычной (англоязычной, в основном) лексики, наряду с распространением примитивных речевых штампов, и непреднамеренной клишированности.

Таким образом, в подростковом возрасте коммуникативная деятельность является ведущей деятельностью, несформированность или низкий уровень развития коммуникативных навыков существенно затрудняет личностное развитие подростка, его реализацию в учебной деятельности, среди сверстников и в обществе в целом.

Важнейшим атрибутом затрудненного общения является возникновение у подростка коммуникативных трудностей – различной силы и степени выраженности объективных или субъективно переживаемых препятствий коммуникации, нарушающих внутреннее равновесие субъекта общения, усложняющих межличностные отношения, требующих от партнеров внутренних усилий, направленных на их преодоление. В классификации коммуникативных трудностей мы выделяем четыре уровня: базовый, содержательный, инструментальный, рефлексивный:

  • к базовым коммуникативным трудностям относятся трудности эмпатии, вступления в контакт, трудности, связанные с эгоцентризмом, с отсутствием положительной установки на другого человека, с неадекватной самооценкой ребенка, с повышенной эмоционально-личностной зависимостью от партнеров по общению;

  • к содержательным коммуникативным трудностям подростка относятся трудности, связанные с недостатком коммуникативных знаний, трудности прогнозирования, планирования, самоконтроля, перестройки коммуникативной программы;

  • инструментальные коммуникативные трудности проявляются в неумении подростка эффективно реализовывать на практике намеченные программы коммуникативных действий. Это вербальные, невербальные, просодические, экстралингвистические трудности, трудности построения диалога;

  • к рефлексивным коммуникативным трудностям относятся трудности самоанализа, самонаблюдения, самовыражения, самоизменения.

Возникновение коммуникативных трудностей подростков детерминировано системой факторов – социокультурных, средовых и индивидуальных. Одним из значимых средовых факторов риска, обусловливающих возникновение вариативных коммуникативных трудностей, является влияние подростковой субкультуры на коммуникативную сферу личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет-общение подростков, принадлежащих к разным субкультурным группам, удовлетворяет актуальные потребности, поддерживает имидж и позитивный образ «Я», снимает психоэмоциональное напряжение, связанное с их некомпетентностью в ситуациях реального межличностного общения.

Обобщение результатов исследования позволяет утверждать, что принадлежность подростка к определенной субкультуре накладывает отпечаток на его коммуникативное поведение в ситуациях затрудненного общения. С одной стороны, субкультура помогает подростку создать индивидуальный имидж в общении, отреагировать на негативные эмоции, сублимировать деструктивные переживания, преодолеть страх публичного выступления и самовыражения. С другой стороны, подросток имитирует общегрупповые нормы коммуникативного поведения, теряя индивидуальность, сужает круг своего общения, становится менее гибким и толерантным.








Список литературы

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: КГУ, 2008. - С. 40.

  2. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья третья) // Психол. журн. - 2013. - Т. 14. - № 6. - С. 3-15.

  3. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст]: монография / И. А. Зимняя; М-во образов. и науки РФ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов. Сектор гуманизации образования. – М.: ИЦПКПС, 2014. – 38 с.

Инструментарий мониторинга развития коммуникативной составляющей образованности личности. Составитель: Булыгина Л.Н. -Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2015

  1. Петровский А.В. Фантазии и реальность. - М.: Глобус, 1968. - 466 c.

  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика, 2009. - 485 с.

  3. Хуторской А. В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2013. - №2. – С. 58-64.

  4. Шумилова Е.А. Концепция формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего образования: Монография. – Челябинск: Дитрих, 2011. – 258 с.

  5. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 239 с.

  6. http://detki.guru/psihologiya-rebenka/kak-perezhit-podrostkovyj-krizis.html

  7. https://nebolet.com/bolezni/podrostkovyj-krizis.html



15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психолого-педагогическая характеристика коммуникативного развития подростков

Автор: Гамирова Виктория Сергеевна

Дата: 17.06.2018

Номер свидетельства: 473539


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства