Психолого-педагогические особенности работы с детьми с признаками интеллектуальной одаренности
Психолого-педагогические особенности работы с детьми с признаками интеллектуальной одаренности
Дивергентное мышление — расходящееся мышление, мышление в различных направлениях. Процесс развития мышления ученика оказывается направленным на активизацию его внутренних личностных ресурсов с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.
Для развития творческого мышления можно предложить следующе дивергентные задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов:
составить как можно больше изображений из простых геометрических фигур;
опиши с разных сторон ситуацию «изобретен вечный двигатель» и т.д.
К числу дивергентных относятся и такие задания:
«Лучший вопрос». Перед вами учебный текст. Прочитайте его и придумайте как можно больше оригинальных вопросов на тему учебного текста.
«Опорные сигналы» Прочитаем учебный текст, стараясь как можно лучше его понять. Теперь законспектируйте текст таким образом, чтобы вместо слов и предложений были рисунки, схемы, символы и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические особенности работы с детьми с признаками интеллектуальной одаренности»
Психолого-педагогические особенности работы с детьми с признаками интеллектуальной одаренности.
Мирошниченко Е.В.
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема развития одаренных и
талантливых детей на всех этапах их обучения существует.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно. (“Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика”). Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".
В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывает с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креактивность.
Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом или её отдельные способности
Данным психологических исследований в школах зарубежья и России показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. Способности, навыки и умения, приобретенные и развитые на учебных занятиях, дети достаточно эффективно переносят и в повседневную жизнь. Но как определить, какие занятия и упражнения развивают творческий потенциал личности, а какие нет? Лучше всего это объяснить через сопоставление креативного или дивергентного (творческого) мышления и традиционного конвергентного мышления. Дивергентное мышление предполагает отход от основного направления обсуждения и движение во множестве других направлений. Применяя дивергентное мышление, можно создать совершенно разные идеи, которые не всегда связаны напрямую с изначальной задачей или концепцией. Расширение границы позволяет воображению создать множество различных возможностей. Такое развитие событий прямо противоположно конвергентному мышлению, при котором концентрация к единственному избранному решению. В большинстве российских и зарубежных школ акцент ставится на развитие конвергентного мышления, когда учителя обычно предлагают учащимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям:
степени точности ответа;
степени подробности;
скорости (кто раньше);
аккуратности и степени соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях).
Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят, при соответствующих критериях оценки, к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление – тот вид мышления, который характеризуется разрушением шаблонных стереотипов и ограничений и большой свободой в решении проблем. Ведь реальные проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни, не имеют однозначных «правильных» ответов, в отличие от учебных задач и проблем. Дети в традиционной школе имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала учеников. Это можно воплощать в жизнь, не отходя от традиционных учебных программ, используя на обычных уроках упражнения, направленные как на развитие конвергентного мышления, так и дивергентного. А можно и проводить факультативные занятия, используя специальные курсы по развитию творческих способностей учащихся. Так, сегодня очень популярны курсы, основанные на модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда, его подходов к развитию творческого мышления, а также на основе эффективных развивающих программ Дж. Рензулли. Среди них наиболее популярными являются «Курс развития творческого мышления» Ю.Б.Гатанова. (СПб.,1996) и «Развиваем творческую активность. Игры и упражнения для детей и взрослых» Т.Г.Любимовой (Чебоксары,1996).
Основной техникой данных программ, по мнению Дж. Гилфорда, Дж. Рензулли и других, является «брейнсторминг» или метод «мозгового штурма», для проведения которого необходимо:
найти для учащихся проблему, которая имеет множество правильных решений;
поощрять учащихся в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят в голову, независимо от того, насколько они являются «дикими», непрактичными и сумашедшими;
ценить не качество ответов, а их количество (устроить, например, соревнование, где выигрывают учащиеся, предложившие больше способов решения проблемы);
воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.
Особо важная роль в работе с детьми по развитию творческого мышления и познавательной сферы принадлежит развитию мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения. Целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.
Примерами упражнений в учебной деятельности для формирования умственных действий в процессе обучения на уроках могут быть следующие:
придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало событий, середина или конец);
загадки и логические задачи, головоломки, многочисленные примеры, шарады, кроссворды и т.д.
способы применения предмета. (Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга», надо назвать как можно больше способов его применения). Для развития конвергентного мышления (имеющие ясные алгоритмы решения один-единственный правильный ответ) использовать простые вербальные логические задачи:
Стриж летает быстрее дятла, стриж летает медленнее сокола, кто из этих птиц летает быстрее всех?
Аналогична этим старинная арабская задача, но она значительно сложнее: «Лиса находится на расстоянии 36 своих прыжков впереди собаки; когда собака делает 4 прыжка, лиса их делает 5, но 7 прыжков собаки равны 11 прыжкам лисы. Сколько лиса успеет сделать прыжков, пока собака догонит ее?
Для развития творческого мышления можно предложить следующе дивергентные задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов.
составить как можно больше изображений из простых геометрических фигур;
опиши с разных сторон ситуацию «изобретен вечный двигатель» и т.д. К числу дивергентных относятся и такие задания:
«Лучший вопрос». Перед вами учебный текст. Прочитайте его и придумайте как можно больше оригинальных вопросов на тему учебного текста.
«Опорные сигналы» Прочитаем учебный текст, стараясь как можно лучше его понять. Теперь законспектируйте текст таким образом, чтобы вместо слов и предложений были рисунки, схемы, символы и т.д.
«Поиск общего» Даются два случайно выбранных слова. Надо назвать как можно больше общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе лишь внешние характеристики вещей, оригинальные ответы – анализ существенных признаков предметов. Например: тарелка и лодка Стандартные: «в лодку и тарелку можно налить жидкость» оригинальные: «лодка и тарелка могут держаться на воде» и другие.
«Какие цифры можно поставить вместо точек 2..., чтобы получить числа меньше, чем 29?»
«Какие цифры можно поставить вместо точек 3…3..., чтобы получилась верная запись?»
«Запишите примеры:
а) на сложение, в которых сумма равна 12, 15, 17;
б) на вычитание, в которых разность равна 9, 18, 21.»
«Разделите четырехугольник на части так, чтобы получились две геометрические фигуры».
«Вырежьте из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, но с разными сторонами.»
«Вырежьте из клетчатой бумаги прямоугольники одинакового периметра»
Предлагаемые упражнения задачи имеют несколько верных решений. Подобные задания являются ступенью по пути формирования творческого мышления.
Кроме того психолого-педагогическая литература предлагает следующие рекомендации, которые способствуют формированию дивергентного мышления
- включать в качестве дидактического материала в содержание уроков нестандартные задачи;
- преобразовать (диверсифицировать) ряд задач и заданий из традиционных (конвергентных) учебников в дивергентные, что вполне возможно и методически обоснованно;
- использовать ряд возможностей методики формирования общего умения решать задачи, которые мало применяются учителями в практической работе, для развития креативности мышления у школьников.
Необходимо обратить внимание, что при формировании общего умения решать задачи наряду с конвергентными надо рассматривать дивергентные задачи, которые целенаправленно обогащают дидактические возможности учителя. При этом дивергентные задачи желательно примыкать к конвергентным по содержанию либо параллельно путем диверсификации (преобразования) как условия и требования конвергентной задачи, так и подходов к ее решению, превращая тем самым ее в дивергентную.
Таким образом, дивергентное мышление — расходящееся мышление, мышление в различных направлениях. Процесс развития мышления ученика оказывается направленным на активизацию его внутренних личностных ресурсов с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.
Использование в педагогической практике современных образовательных технологий позволяет достигать более высоких результатов деятельности учащихся. Умения и навыки, сформированные средствами образовательных технологий, позволяют учащимся успешно реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал в научно-исследовательской деятельности.
Литература:
Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.
Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 1996.
Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд. МГУ, 1979.
Одаренные дети. / Сборник. Перевод с англ. М., 1991.