kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пролемы реализации гендерного подхода в обучении учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ

Просмотр содержимого документа
«Пролемы реализации гендерного подхода в обучении учащихся»

Бессмертная Юлия Андреевна


ПРОЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ


Оглавление



Введение…………………………………………….…………………….....3

§1.Гендерные проблемы современного образования………….……......5

§2. Школьные достижения учащихся……………………………….…...15

§3. Гендерный анализ образовательного процесса в школе……..........18

§4. Рекомендации по реализации проблемы в школе………………....35

Заключение…………………………………………………………….…..38

Библиографический список…………………………………….……..….39

Приложение…………………………………………………..……………42

Введения

Современное российское общество находится на этапе демократического развития. Один из основных принципов демократического общества — это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях и создание условий для их реализации. Современная концепция демократии исходит из того, что без достижения гендерного равенства невозможно построение полностью демократического общества. Открытому демократическому обществу необходимы такие качества, как толерантность, критическое мышление, независимость. Эта проблема обретает очень актуальное звучание в условиях обновления исторического и обществоведческого образования, модернизации общеобразовательной школы, в концепции которой подчеркивается, что важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Следовательно, гендерное образование решает множество важных социальных задач, и необходимость его развития не должна вызывать сомнений. Гендерная педагогика должна стать необходимым компонентом гражданского образования.

Гендерные исследования в России, как особое междисциплинарное направление, получили признание со стороны российского научного сообщества относительно недавно. Наиболее основательные теоретические разработки этой проблематики содержатся в работах О.А. Ворониной, И.С. Клециной, В.Н. Кирилиной, Л.Н. Надолинской, О. Здравомыслова-Стоюнина, Н. Римашевская, Л. Попова, Т. Клименкова, Т. Журженко, Н. Давыдова, С. Айвазова, Г. Силласте и др.

Для настоящей работы значимыми представляются исследования личности в отечественной психологии в трудах И.С. Кона, Р.С. Немова, В.А. Петровского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, В.И. Слободчикова и др.

Проблема реализации гендерного подхода в педагогической практике, назревшая и злободневная, до сих пор не решенная, так как информация о ней носит противоречивый характер и отсутствует единое мнение о данном явлении. Поэтому была определена тема исследования: проблемы реализации гендерного подхода в обучении учащихся.

Объект исследования учащиеся 5-11 классов и педагоги школы.

Предмет исследования - проблемы реализации гендерного подхода в обучении учащихся

Цель исследования: Изучить основные гендерные различия школьников в образовательной деятельности

Гипотеза исследования: успеваемость мальчиков ниже, чем у девочек из-за проблем в поведении.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования

  2. Провести сравнительный анализ школьных достижений мальчиков и девочек.

  3. Разработать рекомендации для учителей по реализации гендерного подхода в обучении учащихся.

Методы исследования: теоретические – анализ литературы; эмпирические – наблюдение, тестирование, интревьюирование, анкетирование

База исследования: МОУ СОШ Селихинского сельского поселения, 128 учащихся 5 – 11 классов.


§1.Гендерные проблемы современного образования

В основе гендерных исследований лежит понятие «гендер», которое до сих пор вызывает множество споров и трактуется поразному различными концепциями феминистской теории, социологии гендера, гендерной психологии, постфеминизма и т.д.

В своей статье «Гендер: полезная категория исторического анализа» Джоан Скотт дает определение термина «гендер», в основе которого лежат два взаимосвязанных утверждения:

Гендер — составной элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами;

Гендер — первичное средство означивания отношений власти [21].

А.А. Черкалина дает следующее определение гендера:

Гендер – социально – психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии [19].

В.В. Козлов определяет гендер как заданный обществом определенный стандарт мужского или женского поведения, и при таком подходе гендеров не два, а гораздо больше. Есть стандарт мужского и женского вообще, и при этом есть конкретные стандарты поведения (гендеры) внутри мужского и женского поведения [11]

Понятие гендер неотделимо от понятия пол. Так, А.Г. Хрипкова определяет пол как термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности (в основном в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины и женщины [18].

В демократическом обществе все социальные группы являются равноценными и равнозначными. Гендерные отношения охватывают все сферы нашей жизни, и поэтому необходимо не только существенно изменить многие общественные структуры, но и перестроить сознание людей, свободное от множества предрассудков. Свободному обществу должно быть присуще сознание, свободное от традиционных стереотипов, и необходима колоссальная работа, чтобы сформировать такое сознание у современных российских граждан. Следует отметить, что в настоящее время вся система российского образования находится в ситуации трансформации и происходит разработка новой модели, как среднего, так и высшего образования в стране, поэтому гендерные знания становится необходимой составляющей гражданского образования.

Внедрение «гендерной концепции» в нашу жизнь, становится актуальным, т.к. меняется роль женщины:

- в семье

- в обществе

Существует еще одно направление гендерных исследований, именуемое гендерной историей. История женщин как часть междисциплинарного научного направления — «women's studies» («женских исследований») сформировалась на Западе в 1960 - 1970-х годах. В историографии эта тема заявила о себе гораздо раньше, в связи с первой волной феминизма. Книги по истории женщин публиковались и в 1930 - 1950-е гг., которые были посвящены жизнеописаниям узкого круга женщин, сыгравших выдающуюся роль в политических событиях или внесших заметный вклад в историю культуры, а обобщающие работы, не имея фундамента специальных исследований, носили откровенно публицистический характер. Бурные общественно-политические процессы 1960-х гг. придали женскому движению небывалую силу. В его рамках новый импульс получило стремление придать феминистскому сознанию собственную историческую ретроспективу.

В целом, в истории женщин можно условно выделить три направления, каждое из которых отражает одну из стадий ее развития и одну из сторон ее нынешнего многоликого образа. Принципиальные отличия между ними выступают в формулировке исследовательской сверхзадачи [6].

В первом, раньше всех сформировавшемся направлении, цель познавательной деятельности интерпретировалась как восстановление исторического существования женщин, господствовала до середины 1970-х гг. Приверженцам этого направления удалось раскрыть многие неизвестные страницы истории женщин самых разных эпох, народов и регионов [7].

Представители второго направления, которое выдвинулось на первый план во второй половине 1970-х гг., видели свою задачу в изучении исторически сложившихся отношений господства и подчинения между мужчинами и женщинами в патриархальных структурах классовых обществ. Они стремились связать «женскую историю» с историей общества и объяснить наличие конфликтующих интересов и альтернативного жизненного опыта женщин разных социальных категорий, опираясь на феминистские теории неомарксистского толка, которые вводили в традиционный социально-классовый анализ весомый фактор различия полов и определяли статус исторического лица как специфическую комбинацию индивидуальных, половых, семейно-групповых и классовых характеристик.

В этой интерпретации способ производства и отношения собственности оставались базовой детерминантой неравенства между полами, однако ее воздействие осуществлялось опосредованно — через определенным образом организованную систему социализации последующих поколений в той или иной исторической форме семьи, которая могла быть представлена рядом социально-дифференцированных структурных элементов, отражающих классовые или сословно-групповые различия [4].

На рубеже 1970 - 1980-х гг. феминистская теория обновляется, существенно расширяется методологическая база междисциплинарных женских исследований, предпринимаются целенаправленные усилия для создания комплексных объяснительных моделей [5].

Но в построении гендерного подхода, не следует концентрироваться лишь на гендерной истории, т.к. понятие гендер заключается, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола (в отличие от биологического пола, который задается генетически). Социальный пол конструируется социальной практикой. Общество формирует систему норм поведения, предписывающую выполнение определенных ролей в зависимости от биологического пола индивида. Соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть мужское и что есть женское в данном обществе.

Во многих культурах два пола рассматриваются как неравные. Это явление носит название стратификации полов (т.е. их неравенства). Гендерные роли, по мнению Т.В. Бендас, типичные для мужчин и женщин, различаются во всех культурах. Некоторые стереотипные представления, касающиеся гендерных различий, универсальны для всех культур; к ним относятся представления об агрессивности, силе и эмоциональной невосприимчивости как об отличительных особенностях мужчин, а также о слабости, покорности и эмоциональности как о чертах, присущих женщинам [4].

Однако гендерные исследования показывают, что степень, а в ряде случаев и направленность подобных различий варьирует от культуры к культуре. Иными словами, далеко не всем культурам свойственны одни и те же проявления гендерных различий [5].

Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления. И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми. Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

С другой стороны, многие биологические особенности мужчин и женщин, похоже, сформировались в процессе эволюции в связи с теми жизненными функциями, которые распределялись культурой между женщинами и мужчинами. Если мужчины взяли на себя функцию охоты, они учились пространственному мышлению, умению договариваться на расстоянии, различать право и лево, учились бить и смело драться. Если женщины взяли на себя функцию сидеть с детьми и заботиться о пещере (доме), они развивали у себя умение чувствовать детей и других близких им людей, умению договариваться в непосредственном общении, заботиться о безопасности и привлекать к себе внимание мужчин, которые могли бы о них позаботиться. [11]

И.В. Дубровина считает, что половая стратификация наблюдается во всех культурах, но степень ее проявления может быть различной [8, 32].

Можно выделить несколько факторов, которые оказывали влияние на такое положение:

1. Половое разделение труда берет начало еще в сообществах животных. У приматов самки выполняют функцию ухода за детьми, а самцы – защиты от врагов, но у людей к этим функциям добавляются и другие: у женщин – приготовление пищи, а у мужчин – добыча средств существования.

В первобытном обществе не было полового разделения труда: занятия и обязанности у всех мужчин (за исключением шаманов) и у всех женщин были одинаковыми. [10]

На протяжении многих веков отношение к труду постоянно менялось: в античности труд не считался добродетелью, в раннем средневековье труд считался нормальным состоянием человека, а праздность – тяжким грехом.

Наконец, в средневековье сформировалась иерархия в оценке разных занятий (престижность труда и отдельных занятий). В дальнейшем это привело к половой дискриминации: одни занятии считались мужскими, другие –женскими, и очень часто именно первые были престижными, а вторые – нет [2, 7].

2. Важным фактором, определяющим неравенство полов, было образование.Не только формальное образование, но и знания сами по себе определяли положение человека в обществе. В разных культурах было разное отношение к образованию женщин – в Индии, к примеру, оно было позитивным, а в странах Азии – негативным [2, 8].

3. Поскольку собственность давала во многих обществах власть и высокий статус, то, что женщины ею не обладали, определяло их подчиненное, бедное имущественное положение, а соответственно и их низкий статус. [2, 9].

В настоящее время по-прежнему остается важным экономический фактор. Он определяет статус женщины в обществе в целом и в семье в частности.

4. Обладая властью, мужчины во многих культурах занимали и занимают господствующее положение, и в настоящее время – во властных структурах многих стран сохраняется гендерное неравенство. Такое положение вещей объясняется либо неспособностью женщин управлять, либо их нежеланием этим заниматься. Это распространяется и на статус главы семьи. [1]

5. Отношение церкви, как института, обладающего властью, и в целом властных структур также оказывало влияние на неравное положение полов. Многие конфессии в разной степени проповедуют такое неравенство. Самыми непримиримыми по отношению к женщинам считаются католицизм и мусульманство [2,10].

6. В какой-то мере свидетельством половой стратификации является двойной стандарт, по которому оценивалось сексуальное поведение мужчин и женщин.

Е.Ю.Терешкова в своем докладе рассматривает гендернуб роль как набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Понятие стереотип она характеризует как мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки "мужеподобная женщина" или "мужик, а ведет себя как баба" весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств) [16].

С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы - в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. [17].

Таким образом, современное понятие гендера предполагает четыре группы характеристик: биологический пол, поло-ролевые стереотипы, поло-ролевые нормы, поло-ролевую идентичность. Поэтому, говоря об усвоение гендерных норм поведения, мы говорим, прежде всего, о гендерной (половой) идентификации. Формирование мужественности и женственности - это социально-культурный конструкт, который (как представления, нормы поведения и ценности) формируется в процессе взаимного общения и тех требований, которые ожидают от женщин и от мужчин [6, 45].

Гендерный подход к образованию подразумевает анализ следующих сторон и процессов в современном образовании:

- феминизация образования (значительное преобладание женщин на низкооплачиваемых уровнях системы - детских садах и школах) и связанное с этим процессом падение престижности педагогических профессий в обществе;

- содержание образования (анализ учебных программ, учебников с точки зрения гендерного равенства);

- стиль преподавания и взаимодействия с учащимися, обнаруживающий гендерные стереотипы и сексизм - явную или неявную демонстрацию превосходства одного пола над другим [15].

Важно понимать, что несбалансированные в гендерном отношении учебные планы и материалы ограничивают социальное и культурное развитие как мальчиков, так и девочек. Школа как институт социализации формально предъявляет к детям обоих полов равные требования к знаниям и поведению, однако на практике наблюдаются серьезные различия между внедряемыми паттернами поведения для мальчиков и девочек. Также существует выраженное (хотя и негласное) деление дисциплин на "мужские" и "женские" [12].

Таким образом, можно выделить три основные гендерные проблемы современного образования, это:

1) феминизация образования,

2) содержание образования (открытый и скрытый сексизм),

3) взаимодействие преподавателей с учащимися, основанное на гендерных стереотипах (гендерные особенности школьников не учитываются).

Условия гендерной социализации в такой ситуации сложны и для мальчиков, и для девочек. От мальчиков требуют соответствия идеалу, который отсутствует в жизни как пример (дома воспитывает мама, в школе - учительница). Очень точно заметила по этому поводу М. Мид: «Их несчастье в том. что идеалом для них служит скучная родовая идея маскулинности вообще, а не интересные, лично известные им мужчины» [19].

Гендерная теория очень часто ассоциируется с «женской» теорией. Теория гендера основывается на общественно-социальном институте, который формирует гендер как постоянное взаимодействие женского и мужского миров. На наш взгляд, гендер и «женская» теория связаны между собой, однако следует подчеркнуть, что главным объектом в последней все же является женщина, в то время как гендер охватывает и мужскую сторону социального взаимодействия.

Современное российское общество более ознакомлено с проблемами женщин, нежели с гендерной теорией. Все более актуальными становятся проблемы трафика, насилия в семье и их социальными причинами. Государством подписываются документы, связанные с дискриминацией и улучшением положения женщин во всех сферах жизни, которые должны служить гарантом их основных прав. Однако нужно также делать акцент и на мужское суждение данной проблемы - как мужчина относится к этому и готов ли он вообще быть на одной социальной ступени с женщиной. И на это необходимо обращать внимание в гендерном контексте образования [4]

Гендерное образование в России развивается с начала 1990х гг. (раньше в вузах читались курсы по гендерной тематике, а в школах «стихийно» учитывался гендерный аспект воспитания). До недавнего времени большая часть активности в области гендерной проблематики была ориентирована на специалистов или студентов, которые и так занимались гендерными исследованиями, и больше нуждались в публичных выступлениях, нежели в знаниях. Большинство этих специалистов испытывало к проблемам гендера чисто научный интерес, не стремясь к просветительской деятельности.

Постепенно гендерная проблематика стала проникать и в учебный процесс. Была утверждена государственная программа «Феминология и гендерные исследования в России: перспективные стратегии и технологии», открыты кафедры, объединившие специалистов по женским движениям, проблемам женской занятости, женского образования и т.д.; в учебные пособия по философии, политологии, экономике были включены соответствующие разделы, изданы первые учебники. Во многих вузах России сейчас читаются гендерные курсы либо традиционные курсы, включающие рассмотрение проблемы в гендерном аспекте [4]

Российские центры гендерных исследований ведут просветительскую работу по распределению гендерных знаний среди различных слоев населения, включая политиков, профсоюзных лидеров, учителей и руководителей образовательных структур.

Наиболее сложная ситуация сложилась с гендерным образованием школьников, которое оказалось фактически отдано в руки неких «общественных организаций», представители которых часто вообще не имеют специального образования. Альтернативу этим «добровольцам» могут создать только кадры, прошедшие, помимо базовой подготовки в области педагогики или педиатрии, специальные курсы по ознакомлению с принципами гендерного образования.

Однако именно таких кадров пока не хватает. Отсюда следует вывод, что основным направлением работы в области гендерного образования в России является подготовка взрослых (учителей, врачей, родителей) с тем, чтобы они, используя полученные знания, могли квалифицированно обсуждать с детьми и подростками проблемы гендерных стереотипов, роли и места полов в обществе, а также, не в последней степени, проблемы полового воспитания.[4]

В смешанных же классах различия во внутреннем мире мальчиков и девочек практически не учитывается. Преподавание рассчитано на некое бесполое, усредненное существо. Особенно от этого страдают мальчики. Ведь педагоги у нас, в основном, женщины, и потому психология девочек им все-таки гораздо понятней. [3]

Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками, отвечали бы запросам и тех, и других в отношении к учебной работе. При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Так, например, девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно, для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять его в подобных типовых ситуациях [1].

§ 2. Школьные достижения

Различия в способностях мальчиков и девочек, выявленные психологами, также являются основанием для постановки вопроса о разнополом обучении детей. Так, по данным Ю. Б. Юдовиной, в процессе изучения английского языка девочки улучшили свои показатели по вербальному интеллекту в большей степени, чем мальчики. В то же время уровень общего и невербального интеллекта даже среди одаренных детей выше у мальчиков, чем у девочек [20].

Споры о достоинствах и недостатках совместного или раздельного обучения мальчиков и девочек продолжаются до сих пор. В школах совместного обучения девочки реже выбирают для углубленного изучения математику и естественные науки. В то же время в школах раздельного обучения естественные науки выбирают многие девочки. Это рассматривается как доказательство гендерных влияний (установок общества) на интересы к тем или иным учебным дисциплинам, что приводит к снижению желания серьезно учиться у многих учениц школ с совместным обучением [15].

Однако давление противоположного пола испытывают и мальчики, особенно в младшем возрасте в связи с опережающим развитием девочек.

Девочки обычно превосходят в учёбе мальчиков. Среди девочек реже встречаются отстающие, чаще успевающие, и их лучше переводят из класса в класс. В средней школе девочки обычно получают лучшие отметки по сравнению с мальчиками. Также девушки лучше адаптируются к учебной обстановке на уровне ВУЗа. Подобно этому, на всем протяжении обучения девочки отличаются отметками, даже в предметах, которым оказывают предпочтение мальчики в тестах достижения. Так, сравнение отметок по арифметике, истории или любому другому предмету, где мальчики получают более высокие оценки теста достижения, показывает половое различие в пользу девочек. При сравнении с мальчиками, получающими те же самые тестовые оценки достижений, оказалось, что школьные отметки девочек были выше [7].

Если девочки лучше справляются с типовыми, стандартными заданиями, с упором на исполнительскую сторону работы, то мальчики лучше решают задачи на сообразительность, требующие поиска, а не только извлечения из памяти стандартных решений. Исполнительская часть работы при этом страдает. Они не могут работать по схемам, шаблонам, формулам и правилам, не понимая и не "прочувствовав" их. Поэтому требования механического заучивания не для них. [7, 63].

В младших классах успеваемость девочек по основным предметам (чтение, письмо, математика) заметно выше, чем у мальчиков. Найденные различия были небольшими, но статистически значимыми. Особенно значимыми были различия по письму. Сочинения девочки пишут лучше, у них больше связности и описательности, больше внимания уделяется деталям, хотя по фантазии они не превосходят мальчиков. Среди отличников девочек было 67,4 %, а среди учащихся с удовлетворительными отметками - 56 % мальчиков [9].

Лучшую успеваемость девочек объяснется более ранним созреванием у них головного мозга, по сравнению с мальчиками. Думается, однако, что это не единственная причина; ведь и в более старших классах девочки учатся лучше, чем мальчики, да и в институтах прослеживается та же тенденция.

Различия мальчиков и девочек в успеваемости в начальных классах обусловлены тем, что в одном классе, по существу, сидят дети разного возраста: в среднем мальчики по темпам развития моложе девочек на 1-1,5 года. Вследствие этого у девочек начальных классов лучше развиты лингвистические способности, играющие важную роль в обучении. Девочки имеют превосходство в почерке (за счет большей ручной ловкости), пишут аккуратно, что может влиять на оценку письменных работ . Нельзя не учитывать влияния на школьные отметки большей дисциплинированности, усидчивости и прилежания девочек, что, во-первых, производит благоприятное впечатление на учителей и, во-вторых, способствует лучшему усвоению учебного материала. Наконец, в начальных классах преподают женщины, поэтому девочкам легче идентифицировать себя с ними. Не исключено, что методы преподавания учителей-женщин больше соответствуют потребностям девочек, чем мальчиков. Все это создает более сильную мотивацию учения у девочек по сравнению с мальчиками.

Таким образом, современное понятие гендера предполагает четыре группы характеристик: биологический пол, поло-ролевые стереотипы, поло-ролевые нормы, поло-ролевую идентичность. Поэтому, говоря об усвоение гендерных норм поведения, мы говорим, прежде всего, о гендерной (половой) идентификации. Формирование мужественности и женственности - это социально-культурный конструкт, который (как представления, нормы поведения и ценности) формируется в процессе взаимного общения и тех требований, которые ожидают от женщин и от мужчин.

Необходимость учета современными образовательными учреждениями гендерных особенностей детей не вызывает сомнений. Однако преодоление «бесполости» педагогики нельзя сводить только к практике раздельного образования. Использование гендерно-ориентированных технологий позволяет успешно решать задачи гендерной социализации, воспитания и обучения детей разного пола и в условиях совместного обучения.

§ 3.Гендерный анализ образовательного процесса в школе.

Чтобы уточнить неясные для нас вопросы, а так же подтвердить или опровергнуть гипотезу был разработан план действий по сбору данных (накоплению фактов, наблюдений, доказательств).

Таблица 1

Гендерный состав учащихся

Количество/

2008/2009

2009/2010

2010/2011

2011/2012

Всего

281

243

251

233

Девочки

154 (55%)

134 (55%)

140 (56%)

125 (53,6%)

Мальчики

127 (45%)

109 (45%)

111 (44%)

108 (46,4%)


Рис.1. Гендерный состав учащихся МОУ СОШ Селихинского с.п.


Как видно из таблицы 1 и рисунка 1, количество девочек было больше на 10-12% в течении последних 3 лет. С 2011/2012 учебного года наметился рост числа мальчиков, количество которых увеличилось на 2,4 % (3) по сравнению с прошлым годом.

Таблица 2

Состав учащихся, состоящих на различных видах учёта

Количество

2009/2010

2010/2011

2011/2012

ВШК

ПДН

ВШК

ПДН

ВШК

ПДН

Всего

2

3

7

3

4

3

Мальчики

2

3

3

3

4

1

Девочки

-

-

4

-

-

2


Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что количество мальчиков, состоящих на различных видах учёта больше, чем девочек и составляет 71%, но с 2011 года отмечается постановка девочек на внутришкольный контроль. В 2012 учебном году на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних поставлены 2 девочки (2, 6 кл.), что говорит о их проблемах в обучении и воспитании.


Рис. 2. Состав учащихся, состоящих на различных видах учета


Таблица 3

Состав учащихся, обучающихся по специальным коррекционным программам

Количество/

2008/2009

2009/2010

2010/2011

2011/2012

Всего

281/20 (7%)

243 /18 (7%)

251 /23 (9%)

233/27(11,6%)

Девочки

154

134 /6 (4%)

140 /9 (6%)

125 / 11 (9%)

Мальчики

127

109 /12 (11%)

111/14(12,6%)

108 / 16 (15%)


Рис. 3. Состав учащихся, обучающихся по специальным коррекционным программам

Сравнительный анализ данных таблицы 3 и рисунка 3 показывает, что за 3 года наблюдается увеличение числа детей, обучающихся по специальным коррекционным программам с 7% до 11,6%.

Рис. 4. Половой состав учащихся, обучающихся по специальным коррекционным программам


Как видно из рисунка 4, половой состав данной категории в большей степени состоит из мальчиков и составляет 59%, но с 2007 года идёт увеличение числа девочек с проблемами психического здоровья с 33%до 41%





Общая успеваемость школьников разного пола, среднегодовые баллы

Таблица 4

Школьная успеваемость с 5-11 классы

КЛАСС /СРЕДНИЙ БАЛЛ

2009/2010

Девочки

Мальчики

5 класс

4,3

3,6

6 класс

3,8

3,7

7А класс

4

3,7

7Б класс

4

3,9

8 класс

3,8

3,9

9 класс

4

3,5

10 класс

4

3,5

11 класс

3,8

4

итого

3,9

3,7

Среди девочек реже встречаются отстающие и чаще - хорошо успевающие. Таким образом, мы выяснили, что средний балл успеваемости девочек выше, чем у мальчиков на 0,2

Анализ анкеты учащихся (см. Приложение 1)

Количество опрошенных- с 5-11 класс – 128 человек

Из них девочек- 67

Мальчиков-61

Приведем вопросы анкеты:

  1. Как ты думаешь, кто в вашем классе лучше учится: мальчики или девочки?

Были получены ответы

Лучше учатся мальчики – 21

Лучше учатся девочки-91

И мальчики, и девочки учатся одинаково- 16

71% опрошенных ребят считают, что лучше учатся девочки.

  1. Почему в вашем классе лучше учатся девочки?

Самые популярные ответы: Девочки более ответственные, умные, активные, выполняют Д/З

  1. С кем больше конфликтов из-за учёбы?

Больше конфликтов с мальчиками-64

Больше конфликтов с девочками-29

Количество конфликтов с мальчиками и девочками одинаково-35

50% опрошенных школьников считают, что в школе больше конфликтов из-за учёбы у мальчиков

  1. С кого больше «спрашивают» за успеваемость?

Больше «спрашивают» мальчиков-43

Больше «спрашивают» с девочек-50

Учителя одинаково требовательно относятся и к мальчикам, и к девочкам - 35

Требования по успеваемости одинаковые и не зависят от пола, считают ребята.

  1. С кого больше «спрашивают» за внеклассную работу?

Больше «спрашивают» с мальчиков-11

Больше «спрашивают» с девочек-93 (73%)

Учителя одинаково требовательно относятся и к мальчикам, и к девочкам - 24

73 % опрошенных, считают, что классный руководитель и учителя больше «спрашивают» с девочек за общественную и внеклассную работу.

  1. Какие любимые уроки?

Мальчики

Физкультура

Алгебра, геометрия

Труд

Физика

Информатика

Девочки

Алгебра, геометрия

Русский язык

Физкультура

Литература

История

Обществознание

Очевидно, что интерес к разным учебным предметам у мальчиков и девочек разный в силу их природных различий в направленности на восприятие и познание окружающего мира

  1. Какие предметы трудны для тебя?

Мальчики

Анг.язык

Русский язык

Алгебра, геометрия

Девочки

Алгебра, геометрия

Анг.язык

Физика

История

Мы увидели различия в характере познавательных интересов мальчиков и девочек: девочкам присущ интерес к предметам гуманитарного цикла, а мальчикам - естественнонаучного. Еще Н. Д. Левитов (1962) выявил, что наибольшее число выборов у мальчиков получила математика, а у девочек - литература.

  1. Чем помимо учёбы ты занят ?

Мальчики:

    • Спортивные секции

    • Компьютер, телевизор

    • Гуляю

    • Домашние дела

    • Техника

    • Консультации, подготовка к экзаменам

Девочки:

      • Музыка

      • Спортивная секция

      • Домашние дела

      • Гуляю

      • Консультации

      • Чтение


  1. Что поможет тебе учиться лучше

Мальчики:

  1. Ничего (9)

  2. Деньги (3)

  3. Я сам (3)

  4. Другая школа (2)

  5. Родители (2)

  6. Упорство (2)

  7. Терпение (1)

  8. Внимательность (1)

  9. Хорошая обстановка дома (1)

  10. Желание (1)

  11. Хорошее поведение (1)

  12. Классный руководитель (1)

  13. Не отвлекаться (1)

Девочки:

  1. Я (8)

  2. Консультации (7)

  3. Больше свободного времени (4)

  4. Одноклассники (3)

  5. Родители (2)

  6. Хорошие отношения с учителями (2)

  7. Выполнение домашнего задания (1)

  8. Поведение (1)

  9. Хорошая обстановка дома (1)

  10. Терпение (1)

  11. Внимание (1)

  12. Желание (1)

Ответы мальчиков говорят о их безразличии и пассивности, нежелании менять ситуацию. Девочки более оптимистично смотрят в будущее.


Таблица 5

Интересно было проанализировать рейтинг успеваемости учащихся школы (1-2 позиция)

Класс

Девочка

Балл

Мальчик

Балл

5

Ашиток В

Камориникова Л.

4,8

4,7



6

Новикова Аня

Шиаманская Н.

Белоногова Н.

Аникина А.

4,2

4,2

4,2

4,2

Королёв Г.

4,3

Алексеева Л.

Крючкова А.

Лидовская К.

4,5

4,4

4,4





Жидов А.

Токарев С.

5

4,9

8

Талызина Я.

4,7

Приставской А.

4,8

9

-


-


10

Ермаков Н.

Петренко М.

Жарикова Л.

4,7

4,7

4,5

Елфимов П.

Новиков Д.

4,5

4,5

11

Мамонтова А.

Капустина Д.

Крючкова Л.

4,9

4,8

4,8



ИТОГО


16


6

73 % девочек занимают 1и 2 места по рейтингу успеваемости

Рис. 5. Рейтинг успеваемости учащихся

Сравнение успеваемости в школе по таким предметам как: алгебра, физика, русский язык, литература позволило выявить ряд своих закономерностей:


Предметы

Девочки

Мальчики

Алгебра

3,6

3,5

Физика

4

3,8

Русский язык

4

3,5

Литература

4

3,8


Рис. 6. Сравнение успеваемости

Лучшая успеваемость девочек, обусловленная большим их прилежанием и женским стилем обучения, создает не одинаковые условия при отборе учащихся обоего пола для дальнейшего обучения в 9-11-х классах. Ведь школьная администрация не очень охотно идет на перевод в 9-й класс школьников с невысокими отметками. Практика же показывает, что половина талантов во время обучения в школе были троечниками. Все это приводит к тому, что на высшее образование в основном претендуют и имеют больше шансов попасть в вуз вследствие лучшей подготовленности представительницы женского пола.




Таблица 6

Анализ выбывших учащихся после 9 - 10 классов

Количество/ Год

2008/2009

2009/2010

2010/2011

2011/2012

Всего

10

15

9

21

Девочки

3

6

1

7

Мальчики

7

9

8

14

Как видно из таблицы 6, из школы уходят в основном мальчики, называя разные причины: «хочется самостоятельности, надоело учиться…».

Таблица 7

Количественный состав выпускников 11 класса

Количество/

2008/2009

2009/2010

2010/2011

2011/2012

Всего

24

11

17

18

Девочки

16 (67%)

7 (64%)

15 (88%)

15 (83%)

Мальчики

8 (33%)

4 (36%)

2 (12%)

3 (17%)


Данные таблицы 7 свидетельствуют о том, что за последние 4 года, когда стал проводиться ЕГЭ, количество мальчиков, оканчивающих школу в 11 классе уменьшилось с 33% до 17 % (6 учеников)

Рис. 7 Количественный состав выпускников 11 класса (мальчиков)


Проблема воспитания и обучения детей разного пола связана, в первую очередь, с особенностями организации и развития. Но есть и вторая сторона проблемы. Любой педагогический процесс всегда двухсторонний, и его успех определяется в равной мере как самим воспитуемым и обучаемым, так и тем, кто его воспитывает и обучает, то есть педагогом.

Совместить эти процессы должен педагог, приспосабливаясь к возрасту, полу, динамике развития психических функций. Но и мальчиков, и девочек воспитывают и обучают чаще женщины (дома, в детском саду и школе), опираясь на свойственные им типы организации мозга и психики.
Девочки больше настроены на общение. Отвечая урок, девочка улавливает малейшее движение бровей, глаз, губ. Она следит за тем, качнула ли учительница головой, пожала плечами, кивнула, и по ходу дела корректируют свой ответ. Попробуйте удивленно поднять брови или отрицательно покачать головой - большинство девочек сразу собьются, хотя отвечали правильно. А мальчики, скорее всего, будут отстаивать правильность своего ответа, конечно, если они, выучили урок.
   Учительница на уроке тоже в основном ориентируется на девочек - на их лицах легче найти ответ на вопрос, устали или нет, понятен ли материал, устраивает ли темп.

Из беседы с библиотекарем школы Шадриной О.Н. мы узнали, что читают больше девочки. В чтении, кинофильмах и радиопрограммах мальчики предпочитают приключения, путешествия и исследования; среди девочек наиболее популярны любовные истории и романы о детях и семейной жизни.


Интервью с учителями школы (см. Приложение 2)

В интервью принимали участие 20 учителей. Респондентам были заданы7 вопросов. Приведем анализ ответов учителей.

На первый вопрос: «сколько лет вы работаете в школе?», были получены следующие ответы:

1-10 лет- 3

11- 20 лет- 12

21-30 лет- 3

Более 35 лет- 2

85 % опрошенных педагогов работают в школе более 10 лет, а это значит, что присутствует огромный опыт и наблюдение за учёбой и поведением в классе.

На второй вопрос: «Вспомните, пожалуйста, самых «хороших» своих учеников», были получены следующие ответы:

Названы 20 девочек

Названы 20 мальчиков

Названы и мальчики, и девочки - 7

Все учителя называют в равной степени и девочек и мальчиков.

На третий вопрос интервью «назовите качества учащихся, которые помогали им в учёбе», были названы такие качества: трудолюбие, усидчивость, любознательность, аккуратность, ответственность, усердие, терпение, выдержка, уважение к учителю, понимание того, что знания нужны, работа «на публику», нежелание учиться, нехватка терпения и усидчивости, творчество, тяга к знаниям, стремление к осуществлению цели, инициативность, доброта, внимательность, интерес к предмету, упорность, любознательность, надёжность, добросовестность, настойчивость, устремлённость, настойчивость, верам в себя, умение видеть свои ошибки и искать пути их преодоления, активная позиция

В четвертом вопросе учителя должны были вспомните самых «трудных» своих учеников

Названы 2 девочки

Названы 13 мальчиков

Часто дети с бытовой запущенностью, требующие большого внимания и человеческого участия 65% называют «трудными» мальчиков

В пятом вопросе учителя должны были назвать качества, которые характеризуют «трудных» учеников. Были названы такие качества: неусидчивость, лень, наглость, раздражительность, несдержанность. невнимательность, плохая дисциплина, необязательность, невыполнение Д/з, равнодушие, нежелание учиться, хамство, отсутствие нравственных принципов, полное отсутствие желания изучать предмет, нежелание узнавать новое, развиваться, постоянное избегание трудностей, пассивность, любят врать

На вопрос: «Как вы считаете, кто учится лучше: мальчики или девочки?», были даны следующие ответы:

Мальчики учатся лучше - 1

Девочки учатся лучше - 2

Однозначного ответа нет (50%-50%)-17 (85%)

  • трудно сказать, (всё зависит от увлечённости, интереса, будущей цели),

  • раньше учились лучше мальчики- сейчас девочки

85% опрошенных затруднились однозначно ответить на этот вопрос

В седьмом вопросе респондентам предстояло ответить на вопрос: «Как в нашей школе можно подойти к вопросу реализации гендерного подхода в обучении?

  • Индивидуально

  • нужна поддержка и заинтересованность родителей

  • привлечь мужчин в школу, т.к. отсутствие мужского начала в школе и дома ведёт к деградации личности

  • вернуть в школу мужчин-педагогов

  • индивидуальный подход

  • нельзя сравнивать мальчиков и девочек, у каждого свои психологические особенности

  • с предметами (их темами) выйти из классного кабинета, использовать внеклассные мероприятия, предметные недели

Приведем материалы интервью.

( Синицына З.Г.- учитель математики)

Я работаю в 7-х классах, которые не похожи друг на друга. Отношение к учёбе у мальчиков лучше в 7б классе, но и девочки старательные. Как –то выделить никого не могу. Трудности в успеваемости у мальчиков связаны не со способностями, а с уровнем ответственности, который намного ниже, чем у девочек. Здесь, наверное, надо выделить приоритеты, для них. Для одного на первом месте учёба, для другого спорт или досуг. Если бы в школе было больше мужчин-педагогов, то ребята смогли бы видеть образцы мужского поведения и были бы «поняты» лучше.

Кашейкина С.Н. – учитель английского языка

Беда лежит в инфантильности и пассивности мальчиков, юношей. 5-6 лет я была очарована нашими мальчишками в школе. Они активно брали темы исследовательских работ, разрабатывали проекты, защищали на научно-практических конференциях. Мальчики брали примеров с отцов, была воспитана ответственность, был культ образования. Но в стране началась так называемая «перестройка», многие отцы потеряли работу, деградировали. Я считаю, что это тоже отразилось на наших детях. Как матери тянут всё дома, так и в школе девочки…

Белоногова Т.Н.- учитель истории, обществознания

Причины лучшей успеваемости девочек связываю с нравственным воспитанием в семье. Сейчас юноше хорошо учиться не модно… Истоки в обесценивании ценностей.

Шиманская Л.П.- директор школы

В настоящий момент перевес не в пользу мальчиков, по той причине- что их меньше… Вижу повод для беспокойства, т.к. мальчики стесняются учиться , особенно это происходит в сельских школах, потому что они не понимают ценности знания. В нашей школе учителя не относятся к кому-то предвзято. С мальчиками работать труднее, хотя появились и девочки со схожими проблемами… В городе мальчики более заинтересованы в учёбе, они знают, что карьера будет более успешной, если большой багаж знаний. Надо с младших классов прививать тягу к знаниям.

Опрос учителей выявил, что негативные характеристики приписывались мальчикам значительно чаще, чем девочкам.

На вопрос - какие "самые хорошие" и "самые плохие" дети запомнились учителям за многие годы их работы - в первом списке всё же преобладают девочки, а во втором - мальчики. Мальчики в глазах учителей чаще неряшливые, молчаливые, возбудимые, упрямые, нетерпеливые, с излишне высоким самомнением. Девочки же более старательные, застенчивые, владеющие собой, ловкие, боязливые, нерешительные. Приведенные примеры свидетельствуют о разном подходе педагогов к мальчикам и девочкам на интуитивном уровне, во многом ведущем к неадекватному отношению к детям разного пола. В то же время на осознанном уровне, несмотря на понимание различий между лицами мужского и женского пола в способностях, интересах и склонностях, особенностях поведения, педагогика до сих пор остается бесполой. Единственно, где учитываются половые различия - уроки труда.

Девочки не только с большей легкостью идентифицируют себя с женщиной-учителем, чем мальчики, но также возможна лучшая приспособленность методов обучения и других классных методик неким едва уловимым образом к потребностям девочек.

Хочется вернуться к гипотезе нашего исследования , которую подтвердили материалы практической части.

§4. Рекомендации по реализации проблемы в школе

В гендерном образовании много неоднозначного, и действовать надо очень осторожно. Главное - чтобы интерес к проблеме стал общественным. Внедрять гендерную культуру надо через обучение и подготовку педагогов.

   Итак, опыт, накопленный в разных городах и странах, позволяет утверждать: раздельное обучение мальчиков и девочек в общей школе дает возможность каждому полу полнее реализовать их познавательные способности, оптимальнее использовать те типы восприятия, мышления, памяти, эмоций, коммуникации, которые определяются особенностями развития женского и мужского мозга. Все те отрицательные моменты, которые существуют при изолированном обучении и воспитании детей разного пола, сводятся к минимуму, если классы мальчиков и девочек организованы в одной и той же школе, где созданы условия для их нормального общения. Постараемся, чтобы от нашей исследовательской работы, была не только теоретическая, но и практическая польза. Для кого? для того, кто острее всех нуждается в ответе на вопрос: зачем мне учиться, зачем образование, «а нафига париться?»,- для юношей и девушек, пытающихся выбрать свой дальнейший жизненный путь. Для родителей и педагогов, старающихся дать им ответ. Сразу отметим, что мы не собираемся давать готовых ответов.

Благодаря изучению литературы по данной теме, мы узнала формы реализации гендерного подхода в педагогической практике: совместное обучение, раздельно-параллельное обучение, раздельное обучение, гендерное образование через специальные курсы. У нас школе идёт совместное обучение и в ходе исследования были выявлены следующие законамерности и проблемы:

  • Количество девочек больше, чем мальчиков на 10-12%;

  • 73 % девочек занимают 1и 2 места по рейтингу успеваемости ;

  • Мальчиков меньше, чем девочек, но они создают больше проблем в поведении и учёбе;

  • Среди учащихся , стоящих на ВШК и ПДН- 75% мальчики;

  • Процентное соотношение мальчиков стало расти с 2009 г. ;

  • На учёте по делам несовершеннолетних появились девочки;

  • За 3 последних года наблюдается увеличение числа детей, обучающихся по специальным коррекционным программам с 7% до 11,6%.

  • из их числа- 59 %- мальчики;

  • 15% мальчиков с проблемами психического здоровья в школе;

  • идёт увеличение числа девочек, обучающихся по специальным коррекционным программам;

  • с введением ЕГЭ, уменьшилось вдвое количество мальчиков, в старших классах;

  • девочки с разносторонними способностями на 30% превосходят количество мальчиков;

  • одни учителя легче работают с девочками, а другие с мальчиками;

  • недостаток педагогов-мужчин в школе;

  • с мальчиками работать труднее отмечают учителя;

  • 73 % опрошенных ребят считают, что классный руководитель и учителя больше «спрашивают» с девочек за общественную и внеклассную работу;

  • педагоги не могут пока дать однозначный ответ по поводу отличия в учебных достижениях мальчиков и девочек, не видят повода для беспокойства;

  • гендерное образование пока малоизвестно и не настолько близко педагогам и детям

Даже такой краткий перечень позволяет по-новому взглянуть на многие проблемы нашей школы, искать новые подходы к их решению. Учитывая положительный опыт гимназий в России, которые воспитывали мужественность и женственность, предлагается совместное обучение с реализацией гендерных воспитательных курсов. Такие курсы, можно вести во второй половине дня.

Также мы разработали карту наблюдения на уроке

Карта наблюдения на уроке

Цель: Выяснить предвзятое отношение педагогов к обучению мальчиков и девочек

Наблюдаемый аспект на уроке

Девочки

Мальчики

Замечания



Опрос



Похвала



Готовность к уроку



Конфликтность





Заключение

Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что большинство ученых и практиков не сомневаются в одном, учитывать гендерные особенности родителям и педагогам необходимо.

Курсовая работа позволила войти в одну из самых животрепещущих проблем педагогической науки и практики - мальчики и девочки. Их различия и способы педагогического воздействия на тех и других.

Можно сделать вывод:

  1. Узнали основные позиции исследователей относительно гендерных отличий,  типичные отличия мальчиков и девочек, известные ученым и практикам

  2. Научились анализировать школьные достижения с учётом гендерных различий школьников

  3. Получили возможность взаимообмена мнениями и идеями планирования деятельности с коллегами по решению проблем образования мальчиков и девочек с учетом их гендерных различий

  4. Разработали рекомендации для учителей по реализации гендерного подхода в обучении учащихся.

Смеем надеяться, что эти выводы и предложения смогут хоть чуть-чуть изменить стереотипы совместного обучения в нашей школе. Позволят учителям по-новому взглянуть на детей, использовать новые воспитательные подходы к мальчикам, чтобы проблемы в поведении не отражались на их успеваемости.

Таким образом, все поставленные задачи решены; цель исследования «изучить основные гендерные различия учащихся в образовательной деятельности» достигнута.



Библиографический список

1. Абраменкова, В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / Вера Васильевна Абраменкова // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. – 1987. – №5 сентябрь-октябрь 1987. – с. 70-78.

2. Агеев, В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов / В.С. Агеев // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. – 1986. – №1 январь-февраль 1986. – с. 95-102.

3. Белоус, В.В. Возрастные и половые различия приспособительной значимости некоторых свойств темперамента / В.В. Белоус // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. – 1978. – №2 март- апрель 1978. – с. 60-69.

4. Бендас, Т.В. Гендерная психология : учебное пособие / Т.В. Бендас. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 431 с. – (Учебное пособие) . – ISBN 978-5-94723-369-8.

5. Бендас, Т.В. Психология лидерства : учебное пособие / Т.В. Бендас. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 448 с. : ил. – (Учебное пособие) . – ISBN 978-5-388-00148-1.

6. Берн, Шон. Гендерная психология : законы мужского и женского поведения / Шон Берн. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008. – 318 c. – ISBN 978-5-93878-293-8 .

7. Виноградова, Т.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов / Т.В. Виноградова, В.В. Семенов // Вопросы психологии : издается с января 1955 года / Ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин. – 1993. – №2 апрель-июнь 1993. – с. 72-80.

8. Дубровина, И.В. Психология : учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – Москва : Академия, 1999. – 464 с. – ISBN 5-7695-0189-8.

9. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному: нейропедагогика / В.Д. Еремеева. – Самара : Учебная литература, 2005. – 160 с. – ISBN 5-7434-0269-8 (5-9507-0204-2).

10. Клименкова, Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России / Т.А. Клименкова. – М. : Преображение, 1996.

11. Козлов, В.В. Гендерная психология: учебник для вузов / В.В. Козлов, Н.А. Шухова. – СПб: Речь, 2010. - 270 с. - ISBN: 978-5-9268-0994-4

12. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология [Электронный ресурс] / Нартова-Бочавер С.К. – Москва : Флинта, 2008. – 282. – (1 ) . – ISBN 978-5-89349-435-8.

13. Немов, Р.С. Психология : словарь-справочник : в 2 частях / Р.С. Немов. – Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 . – ISBN 5-305-00062-9.

14. Орлов, Ю.М. Половое развитие и воспитание : книга для учителя / Ю.М. Орлов. – Москва : Просвещение, 1993. – 239 с. – (Психологическая наука - школе) . – ISBN 5-09-003659-4.

15. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – Москва : Владос, 1996. – 432 с. : ил. – ISBN 5-09-007344-9.

16. Радина, Н.К. Гендерная социализация подростков / Н.К. Радина, Е.Ю. Терешенкова // Мир образования - образование в мире : научно-методический журнал / Ред. В.А. Разумный, С.К. Бондырева. – 2007. – №1(25) 2007. – с. 131-138.

17. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Москва, 2000

18. Хрипкова, А.Г. В семье сын и дочь : книга для учителя / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – 2-е издание, исправленное. – Москва : Просвещение, 1985. – 240 с. : ил.

19.Черкалина, А.А. Программа формирования гендерно-психологической компетентности учителя начальных классов / А.А. Чекалина // Психология и школа : издается с января 1998 года : научно-практический журнал / Ред. В.Г. Колесников, А.Г. Лидерс. – 2007. – №2 апрель-июнь 2007. – с. 122-131.

20. Юдовина, Ю.Б. Развитие интеллектуальных способностей ребёнка дошкольного возраста при овладении английским языком в процессе игровой речевой деятельности: Дис. канд. психол. наук : 19.00.07 СПб., 2000 167 с. РГБ ОД, 61:01-19/272-3

21. Штылева, Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ : монография / Л.В. Штылева. – Москва : Пер Сэ, 2008. – 316 с. – ISBN 978-5-9292-0173-8.
























Приложение 1

Анкета для учащихся по выявлению различий в интересах мальчиков и девочек

  1. Как ты думаешь, кто в вашем классе лучше учится: мальчики или девочки?

  2. Почему?

  3. С кем больше конфликтов из-за учёбы?

  4. С кого больше «спрашивают» за успеваемость?

  5. За внеклассную работу?

  6. Какие любимые уроки?

  7. Какие трудные для тебя?

  8. Чем помимо учёбы ты занят ?

  9. Что поможет тебе учиться лучше?

Спасибо за ответы!
















Приложение 2


Вопросы для интервью с учителем:

  1. Сколько лет вы работаете в школе?

  2. Вспомните пожалуйста самых «хороших» своих учеников

  3. Назовите качества учащихся, которые помогали им в учёбе

  4. Вспомните самых «трудных» своих учеников

  5. Назовите качества, характеризующие «трудных» учеников

  6. Как вы считаете, кто у Вас учится лучше: мальчики или девочки?

  7. Как в нашей школе можно подойти к вопросу реализации гендерного подхода в обучении?

Спасибо за ответы!

















Приложение 3

Методические рекомендации учителю-предметнику по реализации гендерного подхода на уроках

1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.
6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
9. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.
10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
11. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
12. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.
13. Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
14. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
15. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
16. Сделайте своей главной заповедью — «Не навреди!»

















Приложение 4

При обучении полезно учитывать следующие особенности школьников:

Мальчики

  1. У большинства мальчиков (до 12 лет) более развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы.

  2. С психологической стороны у большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные.

  3. Мальчики тяготеют к широкому кругу общения.

  4. Мальчики привлекают внимание противоположного пола логикой суждений, физической ловкостью и смелостью, мастерством в практических делах.

  5. Мальчики предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы.

Девочки

  1. У большинства девочек (до 12 лет) более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления.

  2. Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, пробле-мы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отно-шениями.

  3. В дружбе у девочек доминируют диады и триады, которые «закрыты» для посторонних.

  4. У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство.

  5. Девочки тоже соревновательны, но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом.





















Приложение 5

Более развиты


У мужчин

У женщин

логика

интуиция

обобщение

анализ

восприятие в целом

внимание к деталям

склонность к абстракциям

конкретика

романтизм

практицизм

ориентация в пространстве и времени

ловкость и чуткость рук

техническая направленность

гуманитарная направленность

мотив достижения успеха

мотив отношения с окружающими

стремление к лидерству

умение подчиняться

склонность к новаторству

следование правилам

желание быть первым у женщины

желание быть единственной и неповторимой



Сравнение мужчин и женщин


мужчина

женщина

рационален

чувствительна

тверд

гибка

суров

отзывчива

сдержан

эмоциональна

решителен, склонен к риску

осторожна


уверен в себе

тревожна

агрессивен

сострадательна

предприимчив

исполнительна

активен

старательна

индивидуалист

коллективистка

замкнут

общительна

молчалив

разговорчива























Приложение 6

Другие физические параметры

Женщины превосходят мужчин в ловкости, скорости восприятия, реакции, скорости речи, чувствительности осязания, в координации движений. Мужчины превосходят женщин в координации движений, ориентации в пространстве.

Женщины болеют примерно в два раза меньше мужчин, хотя беспокоятся о здоровье и жалуются на него значительно больше. Продолжительность жизни женщин на 7-15 лет больше, чем у мужчин.

У женщин меньше уродств, реже встречается инфантилизм. Женщин-самоубийц в 3-4 раза меньше, чем мужчин, сведших счеты с жизнью.

Женщины лучше мужчин переносят боль, а также монотонную, однообразную, неинтересную деятельность.

У мужчин обычно лучше развит вестибулярный аппарат. В силу этого женщины обычно не любят ехать в общественном транспорте спиной вперед и потому стараются занять место лицом по ходу движения.

Взаимоотношения с окружающими

Женщины более тонко воспринимают человеческие взаимоотношения, более чутко реагируют на их нюансы, нежели мужчины. Если у мужчин сильнее выражена потребность в достижении цели, успехе, то у женщин на первом месте - взаимоотношения с окружающими.

Внимание к окружающим - одна из привлекательнейших черт истинной женственности. Мужчина может не заметить чьих-то заплаканных глаз, дрогнувших губ, плохого аппетита или необычной молчаливости. От женщины это не укроется.

Женщины намного лучше "читают" лица, тонко улавливают настроение собеседника, намного более чувствительны.

Мужчины более агрессивны, женщины более конфликтны.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Пролемы реализации гендерного подхода в обучении учащихся

Автор: Бессмертная Юлия Андреевна

Дата: 01.07.2019

Номер свидетельства: 516312

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства