ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЁЖИ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЁЖИ
Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответствовать которым они смогут, занимаясь в объединениях дополнительного образования. Тем самым, смогут подготовить себя к системе социальных, безопасных отношений в обществе и службе в Российской армии. Дополнительное образование активно включается в решение актуальной проблемы заблаговременной военно-прикладной подготовки допризывной молодежи к армии через реализацию ряда проектов военно-патриотической направленности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЁЖИ »
Светлана Фёдоровна Марденская,
методист, педагог дополнительного образования,
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЁЖИ СОЮЗА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ДРУЖБА – ЫНАРХАС» Г. АБАКАНА
.
Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответствовать которым они смогут, занимаясь в объединениях дополнительного образования. Тем самым, смогут подготовить себя к системе социальных, безопасных отношений в обществе и службе в Российской армии.
Союз детей и подростков Дружба – Ынархас» активно включается в решение актуальной проблемы заблаговременной военно-прикладной подготовки допризывной молодежи к армии через реализацию ряда проектов военно-патриотической направленности. В настоящее время разработаны и реализованы несколько проектов: «Ралли выживания», «Тропа испытания», «Я – призывник», «От рядового до генерала». Эти проекты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены единой общественно-значимой целью – военно-патриотическим воспитанием молодежи, что позволило выстроить систему в работе с допризывной молодежью школ города. Была спланирована деятельность подростков через систему творческих дел, конкурсов, соревнований, обучения навыкам и приемам безопасной жизнедеятельности, встреч с людьми разных профессий по реализации целей проектов. Кроме того, авторы предоставили возможность свободного выбора того или иного вида деятельности каждому участнику, что способствовало переходу подростка из объекта воздействия педагога в субъект собственной деятельности, помогло самовыражению личности, дало возможность для осуществления самоподготовки и самореализации.
Важным моментом включения в систему подготовки допризывной молодежи к службе в армии явилась помощь социальных партнёров, родителей, привлечение ветеранов, младших школьников. Между всеми участниками системы военно-патриотического воспитания установлены отношения сотрудничества и диалога.
Система не может быть завершенной без анализа совместной деятельности, поэтому реализация проектов заканчивается представлением аналитических материалов, выпуском рекомендаций, сборников. Система хороша в развитии, поэтому нами определены и перспективы на будущее. Продолжением проектов станет проведение профилактических мероприятий «День защитников Отечества» и «День безопасности в городе «Безопасный город»и реализация ещё одного проекта «Живёт такой парень».
Проект «Ралли выживания» был задуман и реализован как подготовительный этап в подготовке допризывной молодежи к службе в армии. Он предусматривал отработку навыков физической, прикладной, морально-психологической, огневой подготовки допризывной молодежи, которая позволила бы подготовить их к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а так же в войсках, формированиях, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе, правоохранительных органах и органах безопасности.
Были созданы миниполигоны по отработке перечисленных навыков; организована выставка военной, пожарной, спасательной техники, оборудования, спецодежды; организованы показательные выступления Южно-Сибирского спасательного отряда, ГУ «1 ОФПС по Республике Хакасия» и воинской части; проведены соревнования по прикладным видам спорта, смотр строевой подготовки и конкурс флагоносцев.
Проект «Тропа испытания» был реализован с целью выявления уровня ответственности молодежи по вопросам личной и коллективной безопасности, знания правовых основ службы в армии, истории создания Вооруженных Сил РФ, выдающихся людей, умения оказать помощь в чрезвычайных ситуациях. В ходе реализации проекта подростки встретились с представителями военкомата, которые осветили правовые вопросы призыва и службы в армии. Знание правовых норм было продемонстрировано в профилактическом мероприятии «Школа выживания», которое прошло в Центре детского творчества в виде конкурсных программ.
Проект «Я - призывник» позволил выявить, насколько допризывная молодежь овладела теми приемами и навыками, знаниями, которые были предложены в вышеперечисленных проектах. Он предусматривает закрепление полученных навыков в ходе проведения соревнований по различным направлениям безопасности жизнедеятельности: военной, пожарной безопасности, безопасности на дорогах города. Для этого был организован и уже проведен единый день безопасности в городе «Когда молчат сирены». В рамках проекта был проведён День безопасности, состоялся конкурс строевой подготовки, прошли соревнования на пожарно-прикладной полосе, по фигурному вождению велосипеда, сборке-разборке автомата, стрельбе из пневматической винтовки, метанию гранаты, работе в противогазе.
Участниками проектов стала активная молодёжь школ, являющихся членами профильных объединений и имеющая специальные навыки военно - прикладной и физической подготовки. Итоги проекта показали, что необходимо продолжить работу в данном направлении. Чтобы вовлечь наибольшее количество ребят допризывного возраста, не владеющих первоначальными знаниями и навыками безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки, мы создали проект «От рядового до генерала».
Успешной реализации проектов способствовали следующие факторы:
1. В реализации проектов приняли участие социальные партнёры, с которыми были проведены предварительные совещания по реализации проектов. Из их числа выбирались судьи и члены жюри, их присутствие придало значимость проводимым мероприятиям, обеспечило методическую и профессиональную поддержку в формирования приемов и навыков подготовки к военной службе и обеспечении безопасности жизнедеятельности. Сотрудники участвовали в обучении подростков навыкам выживания в экстремальных ситуациях, навыкам прохождения военной службы, навыкам оказания первой доврачебной помощи.
2. Использование специализированной военной, спасательной, пожарной техники, оборудования, спецодежды наглядно приблизило участников к реальной обстановке.
3. Важным моментом оказалось привлечение городских средств массовой информации к освещению проектной деятельности. Участники увидели себя на экранах телевизоров, прочли статьи в газетах, что, несомненно, повысило их самооценку и смотивировало на дальнейшее участие в проектах.
4. Мероприятия по проектам проводились вне помещения (на стадионе Центра детского творчества, уличных площадках, прилегающих к Центру детского творчества, в тире ближайшей школы), что создавало удобство для таких масштабных действий.
5. К участию в реализации проекта привлекались ветераны Великой Отечественной войны, младшие школьники, которые помогли оформить выставку рисунков, пожарной техники и оборудования, это обеспечило преемственность поколений.
Проекты получили массу положительных отзывов, как со стороны участников, так и со стороны социума. Проходящие мимо горожане подолгу задерживались у соревнующихся команд. Много посетителей было и на выставке техники, оборудования. Получились большие городские мероприятия с участием школьников, горожан, партнёров, средств массовой информации.
Участникам проекта предложено было ответить на несколько вопросов анкеты. На вопрос «Нужна ли нашей стране армия?» 93% подростков отвечают утвердительно до реализации проектов и 97% после реализации. Изменилось отношение подростков к службе в армии. Если в 2009 году хотели служить в армии 63 % подростков, то в 2012 году 72% респондентов не отказывались от службы в армии. Изменилось так же отношение допризывной молодежи к тем, кто служит в армии. Если в 2009 году преобладали ответы неуважительного содержания («глупые», «не поступившие в ВУЗы», «неудачники» и т.д.), то в 2012 году не было ни одного неуважительного отзыва о военнослужащих. Увеличился процент ответов: «Настоящие мужчины, патриоты» (42% респондентов), что, несомненно, говорит о росте престижа военной профессии.
Свидетельством повышения престижа службы в армии является участие допризывной молодежи города в мероприятиях военно-патриотической направленности. Так за 2011-2012 учебный год допризывная молодежь участвовала в 24 городских массовых мероприятиях, которые охватили более 5 тысяч подростков. Сборная команда города три года подряд становится призером Спартакиады допризывного возраста Сибирского Федерального округа и России. Команда ВПО «Родина» стала Победителем «Всероссийского Слёта поисковых отрядов, военно-патриотических клубов и кадетских корпусов» 2011года, проходящего во Всероссийском Детском Центре «Океан». Командир штаба ВПО «Родина» Молчанов Роман награжден дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации и стал обладателем «Премии по поддержке талантливой молодежи», установленной Указом Президента РФ от 6 апреля 2006г. №325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».
В перспективе разрабатывается ещё один проект «Живёт такой парень», который будет включать чествование наиболее отличившихся участников проектов и торжественные проводы юношей в армию.
Основываясь на данных, полученных в ходе анкетирования, можно сделать вывод о том, что: тема «патриотизма» набирает популярность среди подростков нашего города; увеличивается количество подростков, вовлеченных в мероприятия патриотической направленности; повышается престиж службы в армии в социуме города Абакана и Республики Хакасия.
Таким образом, проектная деятельность является одной из составляющих в системе патриотического воспитания и способствует подготовке допризывной молодежи к службе в армии и воспитанию гражданина - патриота.