Проектирование и реализация ИКТ – компетентности обучающихся в условиях ФГОС в начальной школе
Нарыгина Е.А., учитель начальных классов
Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Я считаю, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.
В настоящее время существует большое количество цифровых образовательных инструментов, ресурсов и сайтов, которые дают возможность педагогам сделать процесс обучения познавательным и увлекательным, повысить мотивацию к обучению в целом. Это готовые тренировочные задания, тесты, ролевые игры и упражнения. Но многие педагоги создают сами учебные материалы, ориентируясь на индивидуальные потребности, запросы и интересы учащихся. Для того, чтобы учителю осуществить свои задумки нужна такая среда с разнообразными инструментами, в которой можно быстро и легко создать необходимые материалы к занятиям. Одним из примеров универсальной мультимедийной среды для начальной школы является программа «Живое слово Кликер5», работающий на платформе Windows и Macintosh и предназначенный для обучения чтению и письму, развитию речи у младших школьников и коррекционной работы. Это простой и удобный мультимедийный редактор. Здесь легко создаются интерактивные задания.
Учитель может создавать полезные и привлекательные учебные материалы по разным предметам (литературное чтение, развитие речи, обучение грамоте, русский язык, математика, информатика, окружающий мир), использовать в учебной, проектной и внеурочной деятельности. Поддержка большого числа различных форматов мультимедийных файлов обеспечит возможность создания учебных материалов с использованием ресурсов Интернета.
В этой программе есть текстовый редактор с функцией озвучивания. В нем можно писать слова, фразы и тексты с использованием клавиатуры или без нее, выкладывая слова и предложения из карточек. Все, что учащийся написал, будет прочтено компьютером. Можно использовать полноэкранные формы для создания «говорящих книг», мультимедийных презентаций и заданий. Для начинающего читателя и писателя возможность экспериментировать с картинками, словами, написанными на карточках, комбинировать сочетания букв и слов и слушать, как звучит то, что ты создал, очень важна. Ситуация, в которую попадает ребенок, мотивирует его к исследованию, поиску решения, подбору вариантов и приводит к тому, что он добивается нужного результата. Предположим, что учащийся только осваивает буквы, пытается запомнить, как они звучат и где находятся на клавиатуре. Для такого ученика будут предложены карточки с буквами, со словами и картинками. Он может начать устанавливать соответствие между карточками, буквами и картинками, словами и картинками. Результат каждого действия будет озвучен, а разных интересных заданий великое множество.
Если ребенок хорошо знаком с буквами и уже пытается читать, а значит, и может написать что-то, ему предлагают складывать из букв слова, а из слов - предложения и слушать, что получилось. Если ребенок не знает, как писать какое-то слово, он может взять карточку с уже написанным словом или картинку и вставить в предложение. Что получилось, можно послушать, увидеть ошибки и их поправить. В коллекции программы много разных текстов, которые годятся для изучения в букварный период. Ребенок может читать их сам, а может слушать, как это, не спеша, делает компьютер, выделяя в тексте каждое читаемое слово, что приучает ребенка двигаться по тексту справа налево, следя глазами за каждым следующим словом. После текста есть задания, связанные с реконструкцией текста. В нем могут быть пропущены слова, и нужно вставлять их, выбирая из коллекции, расположенной тут же, или, что, конечно, сложнее, набирать пропущенные слова на клавиатуре. Результат можно послушать. Если ты все напутал, получится смешно, но все можно быстро поправить и двигаться дальше. Очень важно для работы учителя, что он сам может создать текст для работы ребенка и предложить ему созданные им самим упражнения. Можно редактировать текст или настроить и расширить систему проверки правописания.
Озвучить текст можно целиком, любую его часть или только слова, в том числе в процессе ввода или по завершении всей работы. Возможность услышать то, что ты написал, ускоряет процесс обучения, делает его более эффективным, повышает мотивацию учащихся, которые учатся читать. Произносится текст тогда, когда поставлена точка, что поощряет использование знаков препинания, о которых дети часто забывают. Например, напечатаем предложение: «Если я сделаю ошибку Кликер по прежнему будет читать мне». Возможность прослушать написанное - отличный инструмент самопроверки!
Использование интернет-сайтов может послужить отличным мотивирующим фактором для некоторых детей, которые испытывают трудности при чтении нового текста, даже если понимают основную идею. Удерживая Shift, щелкнуть внутри текстового поля, чтобы появился курсор, выделить необходимый абзац и перетащить текст. Навести курсор на кнопку «Динамика» и включить его, чтобы текст был озвучен. Это замечательно для детей, у которых возникают проблемы, которые испытывают стресс при самостоятельном чтении. Кликер способствует развитию коммуникативных общеучебных навыков и творческих способностей учащихся.
Программа содержит:
- графический редактор;
- текстовый редактор с автоматической проверкой орфографии;
- аудио- и видеоредакторы;
- наборы примеров учебных материалов;
- шаблоны;
- пошаговые инструкции по разработке и использованию учебных материалов.
- Примеры заданий (на русском и английском языках) по темам.
Учитель и ученик могут:
- создавать экранные кнопки со словами (текстами) и/или картинками;
- составлять предложения и тексты из слов, фраз и картинок путем нажатия на соответствующие экранные кнопки;
- озвучивать тексты и экранные кнопки;
- редактировать произношение слов и фраз;
- вставлять гиперссылки, размещать созданные материалы в Интернете и импортировать ресурсы из Интернета;
- импортировать фрагменты аудио- и видеозаписей;
- вставлять ресурсы из встроенной библиотеки изображений (более 1500 единиц), фотографии, изображения встречающихся предметов, животных, цветов, людей, картин природы и т. д.;
- создавать собственные коллекции изображений, звуков и видео.
Программу «Кликер» можно использовать при изучении как русского, так и английского языка. С ее помощью у более старших детей (2-4-й класс) можно воспитывать важнейшие читательские компетентности, что требуется во ФГОС НОО. Начав работать с «Кликером» в 1-м классе, мы обнаружили огромный потенциал этого продукта. Он очень нравится детям, позволяет каждому решать, обучаясь чтению и письму, ровно те задачи, которые ему по плечу, двигаться в индивидуальном темпе, не теряя интереса к учению.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.
Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Добившись определённых успехов в обучении с использованием ИКТ на уроках, я пришла к выводу, что на сегодняшний день это одно из самых эффективных средств для повышения интереса детей к предмету. ИКТ способствуют развитию мотивации учебной деятельности.
Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика. Новые программы появляются чуть ли не каждый месяц, а значит растут и наши возможности.