Актуальность исследования
Немного даже и в европейской культуре найдется личностей такого масштаба, как Ушинский Константин Дмитриевич.
Как в Польше - Корчак, в Швейцарии - Песталоцци, в Англии - Ланкастер или в Моравии - Коменский, в России были две звезды, и первая из них -Ушинский К.Д., вторая - Семен Макаренко.
Тему своего проекта я выбрала неслучайно. В 2014году исполняется 190 лет со дня рождения К.Д.Ушинского, поэтому тема моего проекта «Великий русский педагог К. Д.Ушинский».
Ушинский- основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Он создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.
Цель проекта
Расширить кругозор о науке педагогика, через ее историю
Проследить жизненный путь К.Д.Ушинского - основоположника русской педагогической науки, до него в России не существовавшей
Совершенствовать навыки и умения научной организации труда в поисковой и исследовательской деятельности
Задачи проекта
Изучить литературу и архивные материалы о жизни и деятельности основоположника русской педагогической науки.
Собрать фотоматериалы по теме.
Систематизировать и обобщить собранный материал.
Подготовить компьютерную презентацию проекта.
К.Д. Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле в небогатой дворянской семье. Детство прошло в Новгород – Северском в небольшом имении родителей. Отец К.Д. Ушинского, Дмитрий Григорьевич Ушинский, родился в 1787 году в Слободско – Украинской губернии в семье потомственных, но бедных дворян. В 1838 году поселившись в имении под Новгород – Северским, занял должность уездного судьи.
Мать его, Любовь Степановна Карпинская, родилась в 1796 году и была дочерью статского советника.
Она умерла рано, когда сыну еще не исполнилось и двенадцати лет. В семье мальчик получил первоначальное обучение в таком объеме, что в одиннадцать лет смог поступить сразу в третий класс Новгород – Северской гимназии.
В 1840 году К.Д. Ушинский заканчивает гимназию, но получает не аттестат, а только «увольнительное удостоверение» и, успешно выдержав экзамены, поступает в Московский университет на юридический факультет.
В 1844 году он с отличием заканчивает курс, и его оставляют при университете в качестве кандидата для получения высокой государственной должности – он имел право сразу начинать работу в министерствах. Однако Ушинский избирает преподавательскую деятельность.
В 1846 году К.Д. Ушинский назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук Ярославского Демидовского лицея.
Через два года после начала преподавательской деятельности К.Д. Ушинского в Ярославском лицее выходят отдельной книгой его лекции «О камеральном образовании». Книга была издана в Москве в университетской типографии.
В 1849 году молодой профессор был уволен из Ярославского лицея. Это было связано с тем, что от профессоров стали требовать общие программы преподавания их предмета, подробные планы изложения всех лекций, сведения о том, что и в каких местах своих лекций они будут цитировать из трудов других ученых, точное распределение курса лекций по дням и часам. К.Д.Ушинский выступал против этого. Он доказывал, что такое стеснение научной и преподавательской деятельности окажет отрицательной действие на весь учебный процесс, на всю научную и преподавательскую деятельность.
К.Д. Ушинский приезжает в Петербург. По приезде в Петербург он убедился, что двери учебных заведений для него закрыты. Тогда К.Д. Ушинский пишет письма в провинциальные учебные заведения, гимназии, уездные училища, но они остаются без ответа.
В 1854 году Департамент духовных дел был упразднен, и с 1 августа К.Д. Ушинский был уволен со службы. 4 ноября 1854 года по рекомендации директора Гатчинского сиротского института П.В. Голохвастова он был зачислен на работу старшим преподавателем словесности и законоведения.
Гатчинский сиротский институт объединял систему школ – от элементарной, где начинали с обучения маленьких детей грамоте, письму и счету, до высших классов, в которых преподавали такие курсы, как законоведение
По должности преподавателя и инспектора классов К.Д. Ушинский не имел права вмешиваться в воспитательный процесс, его влияние должно было ограничиваться учебной деятельностью. Но Ушинский постоянно убеждался в том, что обучение и воспитание неразрывно связаны между собой, в школе нельзя обучать не воспитывая.
Но не только вопросы обучения и воспитания в сиротском институте занимали К.Д. Ушинского. В своих работах он ставил проблемы создания школы для народа, теоретические проблемы педагогической науки.
Научной разработке этих проблем посвящались педагогические статьи, помещенные в «Журнале для воспитания»
16 января 1859 году К.Д. Ушинский назначается преподавателем словесности и инспектором классов Смольного института благородных девиц. Он произвел существенные преобразования в институте: обучение начиналось не с 6, а с 9 лет, был введен новый учебный план, созданы новые программы, на основе их поменялось содержание образования – теперь в его основе лежали родной язык и литература, естественные науки. В обучении широко использовались наглядность, методы преподавания, развивающие познавательную активностьК.Д. Ушинский преподавал в старших классах педагогику. В это время Ушинским была составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1860) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию.
В 1860 году К.Д. Ушинский назначен на должность редактора «Журнала Министерства народного просвещения», где поместил ряд своих программных статей
Летом 1862 года К.Д. Ушинского уволили из Смольного института. Правительство направило его за границу для изучения постановки женского образования. За пять лет, проведенных в европейских странах, К.Д. Ушинский не только изучил состояние женского образования, постановку начального обучения в Швейцарии, но и написал главный труд своей жизни – «Человек как предмет воспитания книгу «Родное слово» (в этом году 150 лет назад вышла в свет) и методическое руководство к ней.
Выступая против педагогики, которая опиралась главным образом на немецких ученых, К.Д. Ушинский ставит задачу создания педагогической науки о человеке. После возвращения в Россию он прожил всего три года: умер 21 декабря 1870 года в возрасте 47 лет.
Похоронили К. Д. Ушинского в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.
К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развтие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов. Он обосновал идею народности воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей оказали огромное влияние не только на современное, но и на последующие поколения педагогов многонациональной России.
Самое лучшее и самое современное в педагогике как наука основано на достижениях прошлого. У выдающихся педагогов прошлого есть свои последователи и преемники. К ним относится целая плеяда педагогов-новаторов 80-ых г, которые буквально всколыхнули педагогическое сообщество учителей, побудили их к активной творческой деятельности, вселили в них веру в собственные силы и в успех.
Итак, педагогическая деятельность наиболее сложный, универсально- синтетический вид человеческой деятельности. Для него характерно то, что ни в одной другой профессии нет такого единения жизненной и профессиональной позиции человека. Учитель-это образ жизни.
1