Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ "Технология системно – деятельностного подхода – основа стандартов второго поколения".
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ "Технология системно – деятельностного подхода – основа стандартов второго поколения".
Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Как известно всё новое – это хорошо забытое старое. Очень современно звучат высказывания по этому вопросу известного педагогического деятеля К.Д.Ушинского:«Учение есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли…». Также он считал, что «организм человек должен приучать к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд…».
От учителя требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Мне, как учителю, не просто бывает «уступить» своё место ученикам, это требует дополнительной подготовки, иного подхода к построению учебного процесса. Но слово «учитель» происходит от слова «учиться», значит нам необходимо постоянно осваивать новые технологии своей деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ "Технология системно – деятельностного подхода – основа стандартов второго поколения".»
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованного учителем начальных классов Войновской Еленой Ивановной
в МБУ школы № 32 г.о. Тольятти.
Технология системно – деятельностного подхода –
основа стандартов второго поколения.
«Современный педагог - не тот, кто учит,
а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится,
как проходит его становление».
Гёте
Цель проекта:
проанализировать эффективность использования СОТ в образовательном процессе учащихся.
Задачи:
исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;
изучить теоретические основы СОТ;
исследовать результативность применения СОТ.
1. Введение. Теоретические основы СОТ.
Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Мы должны не давать знания, а подталкивать ребёнка к поиску решения проблем возникающих у них на пути.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Педагогические технологии
Достигаемые результаты
Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио»
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
2. Обоснование выбора для исследования некоторых технологий во множестве СОТ.
Как известно всё новое – это хорошо забытое старое. Очень современно звучат высказывания по этому вопросу известного педагогического деятеля К.Д.Ушинского:«Учение есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли…». Также он считал, что «организм человек должен приучать к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд…».
А о роли учителя на уроке он говорил таким образом: «Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дидяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дидяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово».
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. А поскольку, над этим думают уже давно, то если приглядеться внимательно к заданиям учебника, со знанием дела, то найдём уже заложенные автором материалы для проблемного обучения. Главное подумать как бы нам, учителям, не говорить на уроке, а слушать и подталкивать мыслительную деятельность учеников. Поэтому для своего проекта я выбрала, на мой взгляд, наиболее эффективные педагогические технологии, которые позволят мне эффективно использовать учебное время учащихся с наибольшей для них пользой.
Наша школа стремится соответствовать требованиям современной модели школы, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрывать его индивидуальные способности. И педагоги должны владеть всеми современными образовательными технологиями. Теоретическую подготовку я получала на курсах и семинарах повышения квалификации: «Эффективные технологии внедрения ФГОС» («Ресурсный центр» г.о. Тольятти, 2012 г.), «Использование интерактивных средств обучения» (ЦИТ г.о. Тольятти, 2012 г.), «Реализация ФГОС МОО и ООО и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа образовательной системы «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы» ( «УМЦ Школа 2100», 2013 г.). В своей работе я использую опыт коллег из других образовательных учреждений, которые располагают свои материалы на образовательных сайтах. На школьных педагогических советах и на заседаниях методических объединений мы тоже обсуждаем вопросы, связанные с использованием СОТ в учебно-воспитательном процессе учащихся (выписки из протоколов педагогических советов и МО в приложении № 1 данного показателя).
На основе анкетирования, проведенного в школе педагогом- психологом Баталовой С.В., (2009-2010 уч.г.) получены результаты, позволившие сделать следующие выводы:
Учащиеся предпочитают пассивные виды деятельности.
Собственная активность учащиеся оценивается как недостаточная.
Большинство учащихся не приучены самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы.
Учебно-познавательная деятельность учащихся носит преимущественно нецеленаправленный характер.
Педагоги чаще используют традиционные виды и формы работы, реже нестандартные.
В чем причина низкой активности учащихся в процессе обучения, например, в школе?
На наш взгляд, это следующие причины:
Изучению в школе подлежит сложный учебный материал, трудный для усвоения учениками.
Умения школьников самостоятельно работать, самостоятельно изучать учебный материал, т.е. «уметь учиться» сформированы на низком уровне.
Педагоги, используя объектно-субъектную форму обучения, не эффективно организовывают и управляют учебно-познавательной деятельностью школьников, а, следовательно, не могут научить школьников выполнять эту деятельность.
Был сделан вывод, что применяемые учителями формы и методы работы не решают проблему развития познавательной активности и познавательной деятельности учащихся.
Введение нового стандарта общего образования должно изменить всю образовательную ситуацию в школе. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Поэтому педагогам необходимо переходить от знаниевой модели обучения к формированию универсальных учебных действий, т.е. учить учащихся получать знания.
4. Моё использование СОТ в учебно - воспитательном процессе.
4.1. Больше всего времени в школе мы общаемся с учениками на уроке. И я решила использовать на уроках, наряду с традиционными средствами, системно-деятельностный подход (в ходе изложения материала использую слайды из презентации, которую я готовила для выступления на педагогическом совете).
Структура урока «открытия» нового знания
для учащихся начальной школы:
1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Эта структура, естественно, примерная. Можно на примере показать как в общем – то это всё просто.
Урок математики.
Умножение двузначного числа на однозначное.
Дети знают только табличное умножение и умножение на круглое число.
1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
Создание комфортной атмосферы для учеников. Устный счёт, мозговой штурм и т.п.
2) Актуализация и пробное учебное действие.
Решаем примеры на известные случаи умножения. В конце упражнения «сталкиваемся» с умножением двузначного числа. Используем известные приёмы. Не подходят.
3) Выявление места и причины затруднения. Что делать, как решить?
Выясняем, почему мы не можем решим. Какие знания нам нужны будут. И по ходу повторяем пройденный материал.
Что нам необходимо знать, чтобы впредь решать легко? Выслушиваю предложения детей.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Выстраиваем план выхода из сложившейся ситуации:
разложить число на удобные слагаемые
повторить распределительное свойство умножения: умножить каждое слагаемое на число, результаты сложить
5) Реализация построенного проекта.
Пробуем решать по алгоритму. Получилось или нет. И только, когда уже практически дети сами научились решать, можно для закрепления прочитать вывод или определение в учебнике. Сравнить с выводом учеников.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Решаем коллективно, с комментированием, у доски.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
Решаем задачи с использованием полученных знаний, повторяем то что ещё необходимо для этих заданий.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Это как мы называли прежде «умный» итог урока. Сумел ли ребёнок получить сегодня необходимые знания или нет.
Как один из вариантов подведения итогов на слайде карточка ученика для проведения этапа рефлексии.
4.2. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
От учителя требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Ни для кого не секрет, что современные дети очень мало читают. Соответственно, читают и пишут безграмотно. Даже проблемы на уроке математики тоже связаны с чтением: плохо ученик читает – не понимает смысл задачи или искажает его.
Во втором классе на уроках чтения мы читали отрывки из произведений Э. Успенского про дядю Фёдора и его друзей. Ребята любят этих героев, но когда я предложила им сходить в библиотеку и прочитать полностью произведения Э.Успенского – побывали в библиотеке несколько человек. Тогда я задумала вовлечь их в проектную деятельность практического характера – объединиться в творческие группы по желанию и посоревноваться в составлении по книгам Э. Успенского «Дядя Фёдор, кот и пёс», «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино» задач для своих сверстников и первоклассников. Практическим продуктом данного проекта стал сборник задач «Задачи из Простоквашино» (материал этого проекта размещён на сайте нашей школы) . Самые активные ребята представляли данную работу на городском конкурсе проектов «Эвритошка» и были награждены дипломом 1 степени (копия приложена в показателе № 4).
В ходе работы над проектом у ребят формировались все так необходимые коммуникативные УУД. Участвуя в проекте, даже слабенькие ученики чётко усвоили содержание задачи, научились самостоятельно формулировать вопрос, отрабатывали вычислительный навык.
5. Результат использования СОТ в моей практике.
Технология системно- деятельностного подхода. В чем его сущность? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Трудно переоценить роль деятельности учителя, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию. Сложность работы учителя с большим жизненным опытом не давать знания в готовом виде, а набраться терпения и организовать такое учебное пространство, чтобы ученики набирались опыта методом проб и ошибок.
Среди своих учеников я проводила в этом году анкетирование с целью выяснения, какие методы обучения интереснее и продуктивнее на их взгляд.
Анализируя ответы учащихся, можно сделать вывод, что пассивное восприятие и воспроизведение действий современному ребёнку чужды. Ему нужно быть «в действии». А наша задача направить его деятельность по наиболее эффективному пути решений учебных задач.
Мне, как учителю, не просто бывает «уступить» своё место ученикам, это требует дополнительной подготовки, иного подхода к построению учебного процесса. Но слово «учитель» происходит от слова «учиться», значит нам необходимо постоянно осваивать новые технологии своей деятельности.
8. Результаты освоения учащимися образовательных программ.
И заканчиваю тоже словами Ушинского:
"Многое значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге: но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников".
Информационные источники
«Современные образовательные технологии»
Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65
Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№1.-С.36-38
Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70
Поздняк, С.Н. Дифференциация на основе когнитивных стилей учащихся как способ повышения качества образования / С.Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2010.-№5.-С.21-27
Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153
Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89
Басынина, Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11.-С.66-67
Новикова, Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания /Т. Новикова // Директор школы.- 2008.-№2.-С.32-35