Программно-методическое обеспечение исследования структуры и содержания учебной информации в среднем образовании
Программно-методическое обеспечение исследования структуры и содержания учебной информации в среднем образовании
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы использования информационно-методического обеспечения для разработки и применения в учебном процессе информационных приёмов и средств изучения учебных текстов. Исследование выполняется на базе «Обучающей компьютерной программы для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин». Описаны возможности применения программы для общеобразовательным дисциплинам МБОУ.
Ключевые слова: программно-методическое обеспечение, структура, содержание учебной информации, обучающая компьютерная программа.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» модернизация системы общего образования ориентируется на новые приоритеты в деятельности педагога: не только научить учащихся осваивать конкретные учебные действия, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ответов на жизненно-важные вопросы. Информационные технологии, являясь составной частью образовательного процесса в современной школе, позволяют решать частные вопроса повышения эффективности современного образования. Сегодняшний учитель – это педагог информационной системы образования, способный использовать в своей работе все «преимущества и возможности программно-аппаратных средств продуцирования учебно-научной информации» (И.В. Роберт). В современных условиях образования одной из задач становится активное применение «преимуществ и возможностей» разработанных и апробированных средств (обучающие компьютерные программы, компьютерные презентации, «Интернет проекты» и др.). Перечисленные средства позволили решить ряд традиционных задач, существенно повышающих эффективность учебного процесса (Е.И. Машбис). Основным средством, конечно, является современный компьютер для решения перечисленных образовательных задач: восприятия, запоминания, понимания, воспроизведения содержания текста.
Использование компьютера для достижения положительных результатов в обучении (формирование знаний-умений) – это задача уже из прошлого. В современном образовании в соответствии с принятым Законом РФ «Об образовании» подчёркивается необходимость перехода на новый уровень обучения: на формирование компетенций как «необходимой суммы знаний, умений, определяющих будущую деятельность личности как носителя ценностей и идеалов» (В.А. Мижериков). Теперь для решения новых образовательных задач необходимо применять: «автоматизированный сбор, обработку, хранение, передачу информации для получения заведомо ожидаемых результатов» (И.В. Роберт) в процессе обучения.
В нашем исследовании рассматривается вопрос о применении особой «Обучающей компьютерной программы для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин» – ОКП (Свидетельство государственной регистрации № 2012614174, правообладатель и автор И.Г. Гузенко, в соавторстве с В.А. Власовой). Программа позволяет решать образовательные задачи на новом уровне «ожидаемых результатов» в процессе обучения; она способствует формированию научного стиля мышления в ходе учебно-исследовательской деятельности, формирует коммуникативную готовность обучающихся к профессиональной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программно-методическое обеспечение исследования структуры и содержания учебной информации в среднем образовании»
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ
ИНФОРМАЦИИ В СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ
И.В. Матыцин
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы использования информационно-методического обеспечения для разработки и применения в учебном процессе информационных приёмов и средств изучения учебных текстов. Исследование выполняется на базе «Обучающей компьютерной программы для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин». Описаны возможности применения программы для общеобразовательным дисциплинам МБОУ.
Ключевые слова: программно-методическое обеспечение, структура, содержание учебной информации, обучающая компьютерная программа.
Abstract:The article discusses the use of information and methodological support for the development and use of information in the learning process of studying methods and means of educational texts. The study is performed on the basis of "educational computer programs for study and research of general subjects." Possibilities of application of the program for general education Municipal budget educational institution.
Keywords:methodical software, structure, content of educational information, educational computer program.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» модернизация системы общего образования ориентируется на новые приоритеты в деятельности педагога: не только научить учащихся осваивать конкретные учебные действия, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ответов на жизненно-важные вопросы. Информационные технологии, являясь составной частью образовательного процесса в современной школе, позволяют решать частные вопроса повышения эффективности современного образования. Сегодняшний учитель – это педагог информационной системы образования, способный использовать в своей работе все «преимущества и возможности программно-аппаратных средств продуцирования учебно-научной информации» (И.В. Роберт). В современных условиях образования одной из задач становится активное применение «преимуществ и возможностей» разработанных и апробированных средств (обучающие компьютерные программы, компьютерные презентации, «Интернет проекты» и др.). Перечисленные средства позволили решить ряд традиционных задач, существенно повышающих эффективность учебного процесса (Е.И. Машбис). Основным средством, конечно, является современный компьютер для решения перечисленных образовательных задач: восприятия, запоминания, понимания, воспроизведения содержания текста.
Использование компьютера для достижения положительных результатов в обучении (формирование знаний-умений) – это задача уже из прошлого. В современном образовании в соответствии с принятым Законом РФ «Об образовании» подчёркивается необходимость перехода на новый уровень обучения: на формирование компетенций как «необходимой суммы знаний, умений, определяющих будущую деятельность личности как носителя ценностей и идеалов» (В.А. Мижериков). Теперь для решения новых образовательных задач необходимо применять: «автоматизированный сбор, обработку, хранение, передачу информации для получения заведомо ожидаемых результатов» (И.В. Роберт) в процессе обучения.
В нашем исследовании рассматривается вопрос о применении особой «Обучающей компьютерной программы для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин» – ОКП (Свидетельство государственной регистрации № 2012614174, правообладатель и автор И.Г. Гузенко, в соавторстве с В.А. Власовой). Программа позволяет решать образовательные задачи на новом уровне «ожидаемых результатов» в процессе обучения; она способствует формированию научного стиля мышления в ходе учебно-исследовательской деятельности, формирует коммуникативную готовность обучающихся к профессиональной деятельности.
Использование в образовании программно-методического обеспечения позволяет с помощью ОКП осуществлять разработку «средств информационного решении предметных задач»: структурирование учебно-научной информации; выявления параметров содержания текста; реализацию общения и взаимодействия с незамедлительной обратной связью и др. (Е.И. Машбис, И.В. Роберт). Обобщённые понятия программно-методического обеспечения нашли отражение в функционально-логистическом алгоритме – ФЛГ (И.Г. Гузенко). Алгоритм позволяет моделировать процесс изучения текста, который в нашем исследовании преобразован в педагогические условия применения ОКП:
– организация познавательной деятельности учащихся на основе формирования компетенций «знаний, умений, определяющих личностные качества как носителя ценностей и идеалов» современного человека;
– применение в процессе обучения эффективных средств обучающей компьютерной программы (ОКП): структурирование и выявления элементов текста: информантов, фреймов, дескрипторов; разработка на базе элементов структуры: темы, плана, проекта учебного исследования программных дисциплин; формирование компетенции учащихся в исследовательской деятельности, в результате которой могут появляться проекты и конструкторские решения на уровне субъективной новизны; и готовности учащихся к защите собственных проектов.
Структура ОПК базируется на положении о том, что процесс передачи и усвоения новых знаний осуществляется с помощью алгоритма линейно упорядоченного изложения учебной информации во времени с использованием всех известных средств и методов обучения.
ОКП состоит из бумажного (книжного) и электронного носителя (И.Г. Гузенко), состоящего из двух объектов. Первый представлен на бумажном, а второй на электронном носителе информации и представляет собой «Презентацию образца (ПО)» для будущего пользователя (учащихся): изучение и исследование структуры, содержания и управления ОКП с обязательным педагогическим сопровождением учителя. Второй – «Презентация самостоятельного учебного исследования (ПС)» непосредственно на компьютере с помощью ОКП: задаётся блок информации из учебной программы, и учащиеся выполняют исследование её по схеме ПО, педагогическое сопровождение – консультация и контроль учителя помогают учащимся решать учебные задачи.
Использование ОКП в образовании позволяет осуществлять индивидуализацию процесса обучения, суть которой заключается в том, что каждый учащийся может настраивать ОКП и воспринимать материал в соответствии со своими индивидуальными способностями к обучению.
На практике в процессе обучения наблюдается порой непростая методическая ситуация: учащиеся неравномерно усваивают учебный материал и показывают неоднородные статистические данные: после первого объяснения на высоком уровне усваивают только 5% от общего числа, на среднем – 40 – 60 %, на низком – от 35 до 50 %. В результате учитель испытывает затруднения в обучения по традиционной системе, в соответствии с которой необходимо, чтобы учащиеся перед изучением нового материала находились приблизительно на одном уровне усвоенных знаний (В.А. Власова). И здесь на помощь приходит ОКП. Она позволяет учащимся после первого объяснения самостоятельно с помощью компьютера и при поддержке учителя, родителей выполнять повторение учебной информации и осуществлять контроль знаний-умений посредством бально-рейтингового теста, содержащегося в ОКП.
Рассматриваемая программа даёт возможность достичь оптимального сочетания учебных занятий под руководством учителя с самостоятельной работой учащихся по заданию педагога. Наряду с перечисленными преимуществами использования ОКП существуют и проблемы её применения. К ним относятся: информационная культура, готовность учителя к применению информационной технологии в обучении, техническое оснащение компьютерами школ и семей учащихся (Е. С. Полат).
ОКП состоит из трех презентаций. Презентация образцов информационных карт (Презентацию образца), который применяется для демонстрации студентам научной базы учебно-научного исследования текста. А также презентация образцов иллюстрирует студентам порядок (алгоритм) учебно-научной деятельности, основанной на инновационном свёртывании-развёртывании учебной информации. Первая презентация играет существенную роль для освоения самостоятельной деятельности по ОКП с помощью образца действий.
Пустая презентация информационных карт (Презентация самостоятельного учебного исследования) предназначен для самостоятельного исследования студентами учебно-научного текста учебников, монографий и т.п. В пустой презентации максимально упрощены вспомогательные вербально-графические действия студентов. Пустые информационные карты, вместе с тем несут необходимую ориентировочную информацию, помогая решать учебное исследование текста. На первых порах работы с алгоритмом и информационными картами возникают ещё не отрефлексированные действия студентов. Объяснение в том, что алгоритм имеет не типовую структуру по сравнению с традиционными схемами обучения и не всегда воспринимается с первого знакомства. Поэтому существенное значение придаётся обращение студентов к первой презентации для углубленного понимания процессов свёртывания информации, порядка действий с текстом и обработки смысловых опор, фреймов, дескриптора, тезауруса и тезисов исследования.
Презентация для контрольно-тестовой проверки. Завершение работы с первой и второй презентациями осуществляется работой с анкетами и тестом для проверки усвоенных научно-теоретических сведений.
Тем не менее, становится очевидным, что применение ОКП, позволяет более углублённо осуществить исследования и разработку «Программно-методического обеспечения» для реализации «заранее заданного результата» (И.В. Роберт) в образовательном процессе.
Литература:
1. Гузенко, И.Г. Педагогика рефлексивной праксиологии: монография / И.Г. Гузенко:– Л.: Издательство ЛГПУ, 2009.– 304 с.
2. Власова, В.А. Особенности применения обучающей программы в дистанционном обучении / В.А. Власова // Социализация молодежи в меняющемся мире. – Елец: ЕГУ им. И. Бунина, 2010. – С.42-45.
3. Машбис, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбис. – М., Педагогика, 1988. – 243с.
4. Полат, Е. С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат. – М., Академия, 2009. – 348с.
5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические аспекты). 2-е издание.– М.: ИИО РАО 2008. – 274.
6. Федеральный закон об образовании от 23 июля 2013г. N 203-ФЗ.
7. Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ
№ 2012614174. Правообладатель и автор: Гузенко И.Г. в соавторстве с Власовой В.А., Федеральная служба по интеллектуальной собственности, зарегистрировано 11.05. 2012г.