Программа учебной практики для студентов 2 курса по специальности 44.02.01 Дошкольное образование на тему "Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду"
Программа учебной практики для студентов 2 курса по специальности 44.02.01 Дошкольное образование на тему "Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду"
Программа учебной практики для студентов 2 курса педагогических колледжей. обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование по теме "Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду". В работе представлены материалы, которые помогут провести практическое занятие на базе дошкольного образовательного учреждения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа учебной практики для студентов 2 курса по специальности 44.02.01 Дошкольное образование на тему "Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду"»
Учебная практика для студентов 2 курсапо специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Тема: «Организация сюжетно-ролевых игр»
Цели и задачи:
1.Расширить знания студентов о роли игры в жизни детей дошкольного возраста .
2.Познакомить студентов с работой воспитателя по организации сюжетно-ролевых игр в детском саду.
3. Воспитывать интерес к будущей профессии
План проведения учебной практики
№
Содержание
Форма проведения
Время
1
Ознакомление с программой учебной практики.
Вступительное слово
8:00- 8:10
2.
«Сюжетно-ролевые игры в детском саду»
Сообщение презентация
8:10- 8:30
3
Наблюдение проведения сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе
Практический показ
8:30 -9:10
4
Анализ проведения сюжетно-ролевой игры
Практическая работа
9:10-9:30
5.
Анализ игровых зон в разных группах
Практическая работа
9:30-10:00
6.
Использование сюжетно-ролевых игр в патриотическом воспитании детей
Информация из опыта работы
10:00-10:30
7.
Место сюжетно-ролевых игр в режиме дня
Анализ календарных планов
10:30-11:10
8.
«Заморочки из бочки».
Интеллектуальная игра
11:10-12:00
Перерыв
12:00-12:30
9.
«Телефондоверия».
Решение педагогических задач
12:30-13:30
10
Подведение итогов.
Памятки и рекомендации.
14:00-14:30
МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИКЕ
Приложение №1
Интеллектуальная игра «Заморочки из бочки».
(Студентам предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)
Вопросы к обсуждению:
1. В чём заключается развивающий характер сюжетно-ролевой игры ? ( требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер : это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации; это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на ихвоспроизведение и формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).
2. Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть младшие (средние) дошкольники.( в младшей группе дети играют в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Детский сад», «Магазин», с машинами и со строительным материалом; в средней группе добавляется «Столовая» и «Кукольный театр»
3. Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? ( в старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры т.е. всё зависит от игровых предпочтений детей)
4. Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры. (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т.д..)
5. На какие группы делятся приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой? (прямые и косвенные)
6. Какие приёмы руководства относятся к первой группе? (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснения, показ оказание помощи, совет в случае затруднений и т.д.)
7. Какие приёмы руководства относятся ко второй группе?(дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки, составление альбомов ,просмотр диафильмов, встречи с людьми разных профессий, изготовление элементов костюмов, атрибутов и т.д.)
8. Чем отличаются приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? Почему? (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства)
9. Допустима ли в игре регламентация и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил)
Приложение №2
ПАМЯТКА. Несколько полезных советов
по организации игровой деятельности детей.
Не заменять игру другими видами деятельности
Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
Не наказывайте ребёнка лишением игры.
Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.
Приложение №3
Деловая игра «Телефон доверия».
Вы подготовили вопросы, которые сейчас и зададите друг другу.
Примерные вопросы - ситуации:
Однажды в раздевальной комнате я услышала от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру» Я молодой воспитатель и не знала, что делать. Как, по – вашему мнению, я должна была поступить?
Я работаю в младшей группе. Дети моей группы с удовольствием играют с игрушками, при этом раскидывая их. Но когда приходит время убирать , мне очень трудно заставить детей это делать. Часто приходится убирать игрушки самой. Посоветуйте, как приучить детей не раскидывать игрушки, а, если раскидали, убирать их на место.
Как-то раз в соседней группе я наблюдала, как дети с интересом играли в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Мне захотелось, чтобы и мои дети играли в эту игру. Я сделала атрибуты к игре: клетки, вольеры, подобрала животных. Но игра не получилась. Мне приходилось все время подсказывать, что делать дальше. Объясните, пожалуйста, что я сделала не так?
Я воспитатель средней группы. В группу ходит девочка Алёна. Она очень любит играть с мальчиками. Охотно строит с ними из строительного материала, играет с машинками, в военизированные игры и совершенно не обращает внимание на куклы. Я думаю, что это неправильно. Посоветуйте, как увлечь её играми для девочек.
Я воспитатель старшей группы. Я замечаю, что дети не принимают в свои игры одного из сверстников, не хотят с ним вставать в пару на танец, не выбирают ведущим. Какие методы вы посоветуете использовать в работе с детьми, с этим ребёнком, чтобы исправить ситуацию?
(высказывать своё мнение могут несколькостудентов)
Педагогическая ситуация
Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие". "Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл
Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
Педагогическая ситуация
Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.
Как поступить воспитателю в данной ситуации?
Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
Педагогическая ситуация
Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.
Какова должна быть реакция педагога?
Педагогическая ситуация
Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.
Как поступить воспитателю?
Педагогическая ситуация
Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну".
Как должен поступить педагог?
Педагогическая ситуация
Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых.
Как должен отреагировать на это воспитатель?
Педагогическая ситуация
Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается.
Как отреагировать в этом случае воспитателю?
Как правильно вовлечь девочку в игру?
Приложение №4
Вопросы для анализа игры
Какая тема игры?
Как возникает замысел игры: самостоятельно или с помощью взрослого?
Количество отображаемых в игре эпизодов, их разнообразие.
Самостоятельность детей при постановке игровых задач:
игровые задачи детям ставит взрослый;
взрослый помогает в постановке игровых задач;
игровые задачи дети ставят самостоятельно.
Сформированность предметных способов решения игровых задач:
разнообразие игровых действий с игрушками;
наличие игровых действий с предметами-заместителями, какие заместители используют и в каком значении;
наличие игровых действий с воображаемыми предметами.
Сформированность ролевых способов решения игровых задач:
разнообразие и эмоциональная выразительность ролевых действий;
с кем дети вступают в ролевые высказывания или беседу;
содержательность ролевых высказываний и беседы.
Самостоятельность детей в выборе предметных и ролевых способов решения игровых задач.
Взаимодействие детей в игре:
с кем вступают во взаимодействие;
по чьей инициативе вступают во взаимодействие (взрослого, сверстника, по своему желанию);