Программа элективного курса "Черчение в архитектуре"
Программа элективного курса "Черчение в архитектуре"
Пояснительная записка
Преподавание черчения последнее десятилетие отмечено серьезными изменениями в понимании предметной сущности дисциплины, его практической значимости, функций, отбора содержания предметной области. Идет непрерывный поиск и обоснование интегративных связей черчения с другими предметами. Все это постепенно привело к возникновению новых интегрированных учебных курсов: «Основы черчения с элементами художественного конструирования», «Дизайн и техническая графика», «Черчение с элементами компьютерной графики», «Инженерное проектирование», «Черчение и математика» и т. д.
Однако особое внимание следует обратить на проработку содержания элективных курсов, направленных на профессиональное ориентирование учащихся. В данном случае речь идет о подготовке учащихся к продолжению образования по специальности «инженер–проектировщик зданий», «инженер –проектировщик механизмов», «архитектор» и т. п.
Черчение сегодня – предмет наделенный множеством функций, направленных на систематизацию представлений школьников о построении графического изображения, формирование научных представлений, практических умений в области проектирования. Черчение – это предметная область, которая стремится к общему развитию личности, ее мыслительных процессов, творческих начал.
Предлагаемый курс «Черчение в архитектуре» углубляет содержание основного курса черчения, усиливает его прикладную направленность, предоставляя учащимся возможность познакомиться с основами проектирования зданий, учит самостоятельно выполнять и читать строительные чертежи, знакомить с особенностями строительных чертежей памятников архитектуры Болховского района.
Цель курса: заложить основы подготовки учащихся к продолжению образования, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности, процессу ее профессионального самоопределения и самореализации в условиях современной жизни.
Задачи курса:
- освоение правил и приемов выполнения строительных чертежей;
- формирование умения видеть в процессе чтения строительных чертежей внутренний и внешний облик зданий;
- формирование умения изобразить задуманный архитектурный элемент в чертеже;
- освоение навыка построения строительного чертежа в специализированной компьютерной программе;
- привитие учащимся культуры труда при выполнении графической документации.
Программа позволяет пролонгировать курс черчения, удовлетворить индивидуальные образовательные потребности учащихся. Курс «Черчение в архитектуре» рассчитан на 68 часов.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- принцип зонирования зданий;
- виды зданий;
- архитектурные особенности зданий;
- правила выполнения строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять привязку конструктивных элементов зданий к привязочным осям;
- читать и выполнять чертежи архитектурных элементов зданий;
- правильно оформлять чертежи;
- выполнять строительные чертежи с использованием специализированной компьютерной программы.
Рекомендуемые формы занятий: лекции, лекции с элементами беседы, практические занятия, экскурсии, выполнение исследовательских проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Черчение в архитектуре" »
Элективный курс «Черчение в архитектуре»
МОУ гимназия г. Болхова Орловской области
Программа элективного курса
«Черчение в архитектуре»
(10 – 11 класс)
Автор:
учитель черчения
Куроедов Алексей Алексеевич
Пояснительная записка
Преподавание черчения последнее десятилетие отмечено серьезными изменениями в понимании предметной сущности дисциплины, его практической значимости, функций, отбора содержания предметной области. Идет непрерывный поиск и обоснование интегративных связей черчения с другими предметами. Все это постепенно привело к возникновению новых интегрированных учебных курсов: «Основы черчения с элементами художественного конструирования», «Дизайн и техническая графика», «Черчение с элементами компьютерной графики», «Инженерное проектирование», «Черчение и математика» и т. д.
Однако особое внимание следует обратить на проработку содержания элективных курсов, направленных на профессиональное ориентирование учащихся. В данном случае речь идет о подготовке учащихся к продолжению образования по специальности «инженер–проектировщик зданий», «инженер –проектировщик механизмов», «архитектор» и т. п.
Черчение сегодня – предмет наделенный множеством функций, направленных на систематизацию представлений школьников о построении графического изображения, формирование научных представлений, практических умений в области проектирования. Черчение – это предметная область, которая стремится к общему развитию личности, ее мыслительных процессов, творческих начал.
Предлагаемый курс «Черчение в архитектуре» углубляет содержание основного курса черчения, усиливает его прикладную направленность, предоставляя учащимся возможность познакомиться с основами проектирования зданий, учит самостоятельно выполнять и читать строительные чертежи, знакомить с особенностями строительных чертежей памятников архитектуры Болховского района.
Цель курса: заложить основы подготовки учащихся к продолжению образования, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности, процессу ее профессионального самоопределения и самореализации в условиях современной жизни.
Задачи курса:
- освоение правил и приемов выполнения строительных чертежей;
- формирование умения видеть в процессе чтения строительных чертежей внутренний и внешний облик зданий;
- формирование умения изобразить задуманный архитектурный элемент в чертеже;
- освоение навыка построения строительного чертежа в специализированной компьютерной программе;
- привитие учащимся культуры труда при выполнении графической документации.
Программа позволяет пролонгировать курс черчения, удовлетворить индивидуальные образовательные потребности учащихся. Курс «Черчение в архитектуре» рассчитан на 68 часов.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- принцип зонирования зданий;
- виды зданий;
- архитектурные особенности зданий;
- правила выполнения строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять привязку конструктивных элементов зданий к привязочным осям;
- читать и выполнять чертежи архитектурных элементов зданий;
- правильно оформлять чертежи;
- выполнять строительные чертежи с использованием специализированной компьютерной программы.
Рекомендуемые формы занятий: лекции, лекции с элементами беседы, практические занятия, экскурсии, выполнение исследовательских проектов.
Общие сведения о строительных чертежах. Основные понятия.
1
1
2
Оформление строительных чертежей.
4
1,5
2,5
3
Чертежи планов, фасадов и разрезов зданий.
6
2
4
4
Чертежи строительных конструкций.
6
2
4
5
Чертежи санитарно-технических устройств.
2
0,5
1,5
6
Чертежи проектов организации работ.
2
1
1
7
Элементы топографического черчения.
2
0,5
1,5
Раздел 7. Автоматизация черчения
10
4
6
1
Системы автоматизированного проектирования
1
0,5
0,5
2
Построение плоских изображений в программе Компас – 3D
2
1
1
3
Построение объемных изображений в программе Компас – 3D
2
1
1
4
Редактирование чертежа в программе Компас – 3D
2
1
1
5
Построение сечений и разрезов.
3
1
2
Содержание элективного курса
Введение
1. Общие сведения об архитектуре
Понятие архитектурно-строительного чертежа, инженерно-строительного чертежа, топографического чертежа. Проектное задание. Рабочий чертеж. Понятие технического проекта.
Учащиеся должны знать:
- определение архитектурно-строительного чертежа;
- определение инженерно-строительного чертежа;
- определение топографического чертежа;
- стадии проектирования зданий.
Учащиеся должны уметь:
- видеть отличия архитектурно-строительного чертежа от инженерно-строительного, топографического чертежа.
Раздел 1. Техника черчения
1. Оборудование и организация рабочего места.
Материалы и приспособления, необходимые для выполнения чертежа. Приемы работы чертежными инструментами. Правила организации рабочего места.
2. Основные сведения по оформлению чертежей.
Шрифты чертежные. Форматы чертежей. Основная надпись (штамп). Линии чертежа.
Учащиеся должны знать:
- основные материалы и приспособления для выполнения чертежа;
- приемы работы чертежными инструментами;
- форматы чертежей;
- чертежный шрифт.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять надписи чертежным шрифтом;
- организовывать рабочее место при выполнении чертежа.
Раздел 2. Геометрическое черчение
Отрезки прямой. Линейные углы.
Деление отрезка прямой. Понятие линейного угла, уклона, конусности. Построение и измерение линейных углов. Построение углов и плоских многоугольников, равных заданным.
Окружности. Деление окружностей. Сопряжение.
Необходимость деления окружности. Способы деления окружности. Построение правильных многоугольников, вписанных в окружность. Нахождение центра дуги окружности. Понятие сопряжения. Порядок построения сопряжения. Лекальные кривые.
Масштабы. Нанесение размеров.
Понятие масштаб. Виды масштаба: численные, линейные, поперечные (десятичные), угловые (пропорциональные). Правила нанесения размеров.
Учащиеся должны знать:
- определение линейного угла, уклона, конусности;
- порядок построения углов, плоских многоугольников;
- способы деления окружности;
- порядок построения правильных многоугольников, вписанных в окружность;
- порядок построения сопряжения;
- виды и правила нанесения размеров.
Учащиеся должны уметь:
- делить отрезок прямой на любое число равных частей;
- строить углы и плоские многоугольники, равные заданным;
- делить окружности на равные части;
- строить сопряжения;
- уметь определять масштаб и выполнять изображения в заданном масштабе;
- наносить размеры.
Раздел 3. Основы начертательной геометрии
1. Аксонометрические проекции.
Понятие аксонометрия. Виды аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции точки, прямой и плоской фигуры.
2. Геометрические поверхности и тела.
Понятие геометрической поверхности, образующей, геометрического тела. Многогранники. Тела вращения. Построение развёрток поверхностей геометрических тел.
Чтение чертежа. Деталирование. Определение размеров при деталировании.
Учащиеся должны знать:
- основные виды чертежей и их назначение;
- условные обозначения на чертежах;
- правила нанесения размеров на чертеже;
- виды сборочных чертежей;
- порядок чтения чертежа;
- порядок деталирования чертежа.
Учащиеся должны уметь:
- читать чертеж;
- производить деталирование сборочного чертежа;
- определять размеры при деталировании.
Раздел 5. Рисование
1. Технический рисунок
Технический рисунок. Светотень. Рефлекс. Свет. Полутень. Блик. Собственная тень. Способы нанесения теней. Порядок выполнения технического рисунка.
2. Рисунки строительных и архитектурных деталей
Рисунок. Холодные и теплые тона. Рисование геометрических тел с натуры. Законы воздушной перспективы. Отмывка. Порядок выполнения отмывки.
3. Тени элементов зданий. Построение теней зданий.
Понятие тени. Контур собственной тени. Контур падающей тени. Зависимость между контурами собственной и падающей теней. Порядок построения теней зданий и архитектурных деталей. Метод обратного луча.
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «технический рисунок»;
- способы нанесения теней;
- определение понятий «блик», «полутень», «тень», «рефлекс», «свет»;
- определение понятия «рисунок»;
- способ определения пропорции;
- закон воздушной перспективы;
- порядок выполнения отмывки;
- определение понятий «Контур падающей тени», «контур собственной тени».
- выполнять построение теней архитектурных элементов (отливов, карнизов, дымоходов, арок, козырьков, ниш, стен, поясков, ступеней лестниц, куполов, шпилей);
- выполнять отмывку рисунка архитектурных элементов зданий.
Раздел 6. Строительное черчение
1. Общие сведения о строительных чертежах. Основные понятия.
Понятие «строительный чертеж», «строительные объекты». Группы строительных чертежей. Строительно-монтажные чертежи. Чертежи индустриальных изделий. Стадии проектирования зданий: проектное задание, рабочий чертёж. Технический проект. Изучение строительной документации МОУ гимназия г. Болхова.
2. Оформление строительных чертежей.
Форматы. Линии чертежа. Масштабы. Условные обозначения строительных материалов. Единая модульная система в строительстве. Маркировка и наименование строительных чертежей. СНиП.
3. Чертежи планов, фасадов и разрезов зданий.
Основные чертежи здания. Планы: генеральный план, план фундаментов, планы этажей, планы междуэтажных и чердачных перекрытий, монтажный план, план санитарно-технических устройств. Разрезы здания. Архитектурные фрагменты. Архитектурные и конструктивные детали. Экскурсия к памятникам архитектуры г. Болхова (Спасо-Преображенский собор, Свято-Троицкая церковь, Георгиевская церковь, Оптин монастырь).
4. Чертежи строительных конструкций.
Бетонные и железобетонные конструкции. Монтажные схемы и детали. Арматурные чертежи. Опалубочные чертежи. Чертежи металлических конструкций. Чертежи деревянных конструкций и столярных изделий. Чертежи каменных конструкций. Экскурсия в отдел архитектурного надзора администрации Болховского района.
Календарный план производства строительных работ. Строительный генеральный план. Условные обозначения на генеральных планах. Раскладка и монтаж индустриальных изделий. Экспликация. Экскурсия к памятникам архитектуры г. Болхова, находящихся на стадии реконструкции и реставрации.
7. Элементы топографического черчения.
Способы измерения земной поверхности. Топографический план. Карта. Масштабы топографических планов. Проекция с числовыми отметками. Высота сечения горизонталей. Профиль местности. Условные топографические обозначения. Чертёж генерального плана. Экскурсия в Болховский филиал ОАО «Орловская недвижимость».
Учащиеся должны знать:
- виды строительных чертежей;
- стадии проектирования строительных объектов;
- стандарты, нормы и правила при выполнении строительных чертежей;
- особенности обводки линий на строительных чертежах;
- особенности обозначения материалов на строительных чертежах, нанесения размеров;