kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса "Черчение в архитектуре"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Преподавание черчения последнее десятилетие отмечено серьезными изменениями в понимании предметной сущности дисциплины, его практической значимости, функций, отбора содержания предметной области. Идет непрерывный поиск и обоснование интегративных связей черчения с другими предметами. Все это постепенно привело к возникновению новых интегрированных учебных курсов: «Основы черчения с элементами художественного конструирования», «Дизайн и техническая графика», «Черчение с элементами компьютерной графики», «Инженерное проектирование», «Черчение и математика» и т. д.

Однако особое внимание следует обратить на проработку содержания элективных курсов, направленных на профессиональное ориентирование учащихся. В данном случае речь идет о подготовке учащихся к продолжению образования по специальности «инженер–проектировщик зданий», «инженер –проектировщик механизмов», «архитектор» и т. п.

Черчение сегодня – предмет наделенный множеством функций, направленных на систематизацию представлений школьников о построении графического изображения, формирование научных представлений, практических умений в области проектирования. Черчение – это предметная область, которая стремится к общему развитию личности, ее мыслительных процессов, творческих начал.

Предлагаемый курс «Черчение в архитектуре» углубляет содержание основного курса черчения, усиливает его прикладную направленность, предоставляя учащимся возможность познакомиться с основами проектирования зданий, учит самостоятельно выполнять и читать строительные чертежи, знакомить с особенностями строительных чертежей памятников архитектуры Болховского района.

Цель курса: заложить основы подготовки учащихся к продолжению образования, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности, процессу ее профессионального самоопределения и самореализации в условиях современной жизни.

Задачи курса:

- освоение правил и приемов выполнения строительных чертежей;

- формирование умения видеть в процессе чтения строительных чертежей внутренний и внешний облик зданий;

- формирование умения изобразить задуманный архитектурный элемент в чертеже;

- освоение навыка построения строительного чертежа в специализированной компьютерной программе;

- привитие учащимся культуры труда при выполнении графической документации.

Программа позволяет пролонгировать курс черчения, удовлетворить индивидуальные образовательные потребности учащихся. Курс «Черчение в архитектуре» рассчитан на 68 часов.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- принцип зонирования зданий;

- виды зданий;

- архитектурные особенности зданий;

- правила выполнения строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять привязку конструктивных элементов зданий к привязочным осям;

- читать и выполнять чертежи архитектурных элементов зданий;

- правильно оформлять чертежи;

- выполнять строительные чертежи с использованием специализированной компьютерной программы.

Рекомендуемые формы занятий: лекции, лекции с элементами беседы, практические занятия, экскурсии, выполнение исследовательских проектов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Черчение в архитектуре" »

Элективный курс «Черчение в архитектуре»

МОУ гимназия г. Болхова Орловской области













Программа элективного курса

«Черчение в архитектуре»

(10 – 11 класс)








Автор:

учитель черчения

Куроедов Алексей Алексеевич












Пояснительная записка

Преподавание черчения последнее десятилетие отмечено серьезными изменениями в понимании предметной сущности дисциплины, его практической значимости, функций, отбора содержания предметной области. Идет непрерывный поиск и обоснование интегративных связей черчения с другими предметами. Все это постепенно привело к возникновению новых интегрированных учебных курсов: «Основы черчения с элементами художественного конструирования», «Дизайн и техническая графика», «Черчение с элементами компьютерной графики», «Инженерное проектирование», «Черчение и математика» и т. д.

Однако особое внимание следует обратить на проработку содержания элективных курсов, направленных на профессиональное ориентирование учащихся. В данном случае речь идет о подготовке учащихся к продолжению образования по специальности «инженер–проектировщик зданий», «инженер –проектировщик механизмов», «архитектор» и т. п.

Черчение сегодня – предмет наделенный множеством функций, направленных на систематизацию представлений школьников о построении графического изображения, формирование научных представлений, практических умений в области проектирования. Черчение – это предметная область, которая стремится к общему развитию личности, ее мыслительных процессов, творческих начал.

Предлагаемый курс «Черчение в архитектуре» углубляет содержание основного курса черчения, усиливает его прикладную направленность, предоставляя учащимся возможность познакомиться с основами проектирования зданий, учит самостоятельно выполнять и читать строительные чертежи, знакомить с особенностями строительных чертежей памятников архитектуры Болховского района.

Цель курса: заложить основы подготовки учащихся к продолжению образования, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности, процессу ее профессионального самоопределения и самореализации в условиях современной жизни.

Задачи курса:

- освоение правил и приемов выполнения строительных чертежей;

- формирование умения видеть в процессе чтения строительных чертежей внутренний и внешний облик зданий;

- формирование умения изобразить задуманный архитектурный элемент в чертеже;

- освоение навыка построения строительного чертежа в специализированной компьютерной программе;

- привитие учащимся культуры труда при выполнении графической документации.

Программа позволяет пролонгировать курс черчения, удовлетворить индивидуальные образовательные потребности учащихся. Курс «Черчение в архитектуре» рассчитан на 68 часов.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- принцип зонирования зданий;

- виды зданий;

- архитектурные особенности зданий;

- правила выполнения строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять привязку конструктивных элементов зданий к привязочным осям;

- читать и выполнять чертежи архитектурных элементов зданий;

- правильно оформлять чертежи;

- выполнять строительные чертежи с использованием специализированной компьютерной программы.

Рекомендуемые формы занятий: лекции, лекции с элементами беседы, практические занятия, экскурсии, выполнение исследовательских проектов.

Учебно-тематический план элективного курса


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Тип занятия

теория

практика


Введение

2

1

1

1

Общие сведения об архитектуре

2

1

1


Раздел 1. Техника черчения

2

0,5

1,5

1

Оборудование и организация рабочего места.

1

0,5

0,5

2

Основные сведения по оформлению чертежей

1


1


Раздел 2. Геометрическое черчение

4

1,5

2,5

1

Отрезки прямой. Линейные углы.

1

0,5

0,5

2

Окружности. Деление окружностей. Сопряжение.

2

1

1

3

Масштабы. Нанесение размеров.

1


1


Раздел 3. Основы начертательной геометрии

7

2

5

1

Аксонометрические проекции

2

0,5

1,5

2

Геометрические поверхности и тела

2

0,5

1,5

3

Пересечение тел плоскостями

1

0,5

0,5

4

Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел

2

0,5

1,5


Раздел 4. Виды чертежа

10

4

6

5

Виды и назначение чертежей.

1

1


6

Изображения. Условности и упрощения на чертежах.

2

0,5

1,5

7

Эскизы и рабочие чертежи.

2

0,5

1,5

8

Сборочные чертежи.

2

1

1

9

Чтение и деталирование сборочного чертежа.

3

1

2


Раздел 5. Рисование

6

1,5

4,5

1

Технический рисунок

2

0,5

1,5

2

Рисунки строительных и архитектурных деталей

2

0,5

1,5

3

Тени элементов зданий. Построение теней зданий.

2

0,5

1,5


Раздел 6. Строительное черчение

23

8,5

13,5

1

Общие сведения о строительных чертежах. Основные понятия.

1

1


2

Оформление строительных чертежей.

4

1,5

2,5

3

Чертежи планов, фасадов и разрезов зданий.

6

2

4

4

Чертежи строительных конструкций.

6

2

4

5

Чертежи санитарно-технических устройств.

2

0,5

1,5

6

Чертежи проектов организации работ.

2

1

1

7

Элементы топографического черчения.

2

0,5

1,5


Раздел 7. Автоматизация черчения

10

4

6

1

Системы автоматизированного проектирования

1

0,5

0,5

2

Построение плоских изображений в программе Компас – 3D

2

1

1

3

Построение объемных изображений в программе Компас – 3D

2

1

1

4

Редактирование чертежа в программе Компас – 3D

2

1

1

5

Построение сечений и разрезов.

3

1

2


Содержание элективного курса

Введение

1. Общие сведения об архитектуре

Понятие архитектурно-строительного чертежа, инженерно-строительного чертежа, топографического чертежа. Проектное задание. Рабочий чертеж. Понятие технического проекта.

Учащиеся должны знать:

- определение архитектурно-строительного чертежа;

- определение инженерно-строительного чертежа;

- определение топографического чертежа;

- стадии проектирования зданий.

Учащиеся должны уметь:

- видеть отличия архитектурно-строительного чертежа от инженерно-строительного, топографического чертежа.


Раздел 1. Техника черчения

1. Оборудование и организация рабочего места.

Материалы и приспособления, необходимые для выполнения чертежа. Приемы работы чертежными инструментами. Правила организации рабочего места.

2. Основные сведения по оформлению чертежей.

Шрифты чертежные. Форматы чертежей. Основная надпись (штамп). Линии чертежа.

Учащиеся должны знать:

- основные материалы и приспособления для выполнения чертежа;

- приемы работы чертежными инструментами;

- форматы чертежей;

- чертежный шрифт.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять надписи чертежным шрифтом;

- организовывать рабочее место при выполнении чертежа.


Раздел 2. Геометрическое черчение

  1. Отрезки прямой. Линейные углы.

Деление отрезка прямой. Понятие линейного угла, уклона, конусности. Построение и измерение линейных углов. Построение углов и плоских многоугольников, равных заданным.

  1. Окружности. Деление окружностей. Сопряжение.

Необходимость деления окружности. Способы деления окружности. Построение правильных многоугольников, вписанных в окружность. Нахождение центра дуги окружности. Понятие сопряжения. Порядок построения сопряжения. Лекальные кривые.

  1. Масштабы. Нанесение размеров.

Понятие масштаб. Виды масштаба: численные, линейные, поперечные (десятичные), угловые (пропорциональные). Правила нанесения размеров.

Учащиеся должны знать:

- определение линейного угла, уклона, конусности;

- порядок построения углов, плоских многоугольников;

- способы деления окружности;

- порядок построения правильных многоугольников, вписанных в окружность;

- порядок построения сопряжения;

- виды и правила нанесения размеров.

Учащиеся должны уметь:

- делить отрезок прямой на любое число равных частей;

- строить углы и плоские многоугольники, равные заданным;

- делить окружности на равные части;

- строить сопряжения;

- уметь определять масштаб и выполнять изображения в заданном масштабе;

- наносить размеры.


Раздел 3. Основы начертательной геометрии


1. Аксонометрические проекции.

Понятие аксонометрия. Виды аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции точки, прямой и плоской фигуры.

2. Геометрические поверхности и тела.

Понятие геометрической поверхности, образующей, геометрического тела. Многогранники. Тела вращения. Построение развёрток поверхностей геометрических тел.

3. Пересечение тел плоскостями.

Пересечение плоскостью многогранника. Пересечение плоскостью тел вращения.

4. Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел.

Построение линий пересечения поверхностей при помощи вспомогательных секущих плоскостей.

Учащиеся должны знать:

- виды аксонометрических проекций;

- определение поверхности геометрического тела;

- способы построения поверхностей и разверток геометрических тел.

Учащиеся должны уметь:

- строить пересечение поверхностей при помощи вспомогательных линий;

- выполнять построения разверток геометрических тел.


Раздел 4. Виды чертежа

1. Виды и назначение чертежей.

Машиностроительные, технологические, эксплуатационные, рабочие чертежи. Деталь, изделие, эскиз.

2. Изображения. Условности и упрощения на чертежах.

Виды. Разрезы. Сечения. Типы штриховок. Выносной элемент.

3. Эскизы и рабочие чертежи.

Эскиз. Рабочий чертёж. Нанесение размеров на эскизах и чертежах. Обмер деталей.

4. Сборочные чертежи.

Рабочие сборочные чертежи, конструктивно-сборочные чертежи, схематические изображения.

5. Чтение и деталирование сборочного чертежа.

Чтение чертежа. Деталирование. Определение размеров при деталировании.

Учащиеся должны знать:

- основные виды чертежей и их назначение;

- условные обозначения на чертежах;

- правила нанесения размеров на чертеже;

- виды сборочных чертежей;

- порядок чтения чертежа;

- порядок деталирования чертежа.

Учащиеся должны уметь:

- читать чертеж;

- производить деталирование сборочного чертежа;

- определять размеры при деталировании.


Раздел 5. Рисование

1. Технический рисунок

Технический рисунок. Светотень. Рефлекс. Свет. Полутень. Блик. Собственная тень. Способы нанесения теней. Порядок выполнения технического рисунка.

2. Рисунки строительных и архитектурных деталей

Рисунок. Холодные и теплые тона. Рисование геометрических тел с натуры. Законы воздушной перспективы. Отмывка. Порядок выполнения отмывки.

3. Тени элементов зданий. Построение теней зданий.

Понятие тени. Контур собственной тени. Контур падающей тени. Зависимость между контурами собственной и падающей теней. Порядок построения теней зданий и архитектурных деталей. Метод обратного луча.

Учащиеся должны знать:

- определение понятия «технический рисунок»;

- способы нанесения теней;

- определение понятий «блик», «полутень», «тень», «рефлекс», «свет»;

- определение понятия «рисунок»;

- способ определения пропорции;

- закон воздушной перспективы;

- порядок выполнения отмывки;

- определение понятий «Контур падающей тени», «контур собственной тени».

Учащиеся должны уметь:

- выполнять технический рисунок;

- наносить штриховку;

- определять пропорции геометрических тел, архитектурных элементов (отливов, карнизов, дымоходов, арок, козырьков, ниш, стен, поясков, ступеней лестниц, куполов, шпилей);

- выполнять построение теней архитектурных элементов (отливов, карнизов, дымоходов, арок, козырьков, ниш, стен, поясков, ступеней лестниц, куполов, шпилей);

- выполнять отмывку рисунка архитектурных элементов зданий.


Раздел 6. Строительное черчение

1. Общие сведения о строительных чертежах. Основные понятия.

Понятие «строительный чертеж», «строительные объекты». Группы строительных чертежей. Строительно-монтажные чертежи. Чертежи индустриальных изделий. Стадии проектирования зданий: проектное задание, рабочий чертёж. Технический проект. Изучение строительной документации МОУ гимназия г. Болхова.

2. Оформление строительных чертежей.

Форматы. Линии чертежа. Масштабы. Условные обозначения строительных материалов. Единая модульная система в строительстве. Маркировка и наименование строительных чертежей. СНиП.

3. Чертежи планов, фасадов и разрезов зданий.

Основные чертежи здания. Планы: генеральный план, план фундаментов, планы этажей, планы междуэтажных и чердачных перекрытий, монтажный план, план санитарно-технических устройств. Разрезы здания. Архитектурные фрагменты. Архитектурные и конструктивные детали. Экскурсия к памятникам архитектуры г. Болхова (Спасо-Преображенский собор, Свято-Троицкая церковь, Георгиевская церковь, Оптин монастырь).

4. Чертежи строительных конструкций.

Бетонные и железобетонные конструкции. Монтажные схемы и детали. Арматурные чертежи. Опалубочные чертежи. Чертежи металлических конструкций. Чертежи деревянных конструкций и столярных изделий. Чертежи каменных конструкций. Экскурсия в отдел архитектурного надзора администрации Болховского района.

5. Чертежи санитарно-технических устройств.

Санитарно-технические устройства. Условные обозначения.

6. Чертежи проектов организации работ.

Календарный план производства строительных работ. Строительный генеральный план. Условные обозначения на генеральных планах. Раскладка и монтаж индустриальных изделий. Экспликация. Экскурсия к памятникам архитектуры г. Болхова, находящихся на стадии реконструкции и реставрации.

7. Элементы топографического черчения.

Способы измерения земной поверхности. Топографический план. Карта. Масштабы топографических планов. Проекция с числовыми отметками. Высота сечения горизонталей. Профиль местности. Условные топографические обозначения. Чертёж генерального плана. Экскурсия в Болховский филиал ОАО «Орловская недвижимость».

Учащиеся должны знать:

- виды строительных чертежей;

- стадии проектирования строительных объектов;

- стандарты, нормы и правила при выполнении строительных чертежей;

- особенности обводки линий на строительных чертежах;

- особенности обозначения материалов на строительных чертежах, нанесения размеров;

- определение понятий «план фундаментов», «план этажа», «план перекрытий», «план кровли»;

- порядок построения изображения фасадов здания;

- порядок построения разрезов здания;

- правила нанесения размеров на планах, разрезах, фасадах;

- маркировку чертежей железобетонных конструкций, опалубочных чертежей, арматурных чертежей;

- обозначение профилей металлоизделий;

- порядок вычерчивания деревянных конструкций столярных изделий;

- отличие расположения видов на строительных чертежах от расположения видов на машиностроительных чертежах;

- порядок выполнения чертежей конструкций каменных зданий.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться стандартами, нормами и правилами построения чертежей зданий и сооружений;

- выполнять построение фасадов зданий;

- строить планы узлов зданий;

- выполнять план фундаментов и фундаментных балок;

- выполнять элементы плана;

- выполнять построение разрезов зданий;

- читать монтажные схемы несущих конструкций зданий;

- чертить монтажные детали;

- пользоваться таблицей условных обозначений строительных материалов;

- выполнять чертежи деревянных конструкций (стен, перегородок, перекрытий, стропил, полов, балок, ферм, колонн) и столярных изделий (оконных рам, дверных блоков);

- выполнять чертежи каменных конструкций (фундаментов, стен, перекрытий, сводов, колонн, замков, арок, сандриков, пазух, перемычек, модульонов, барабанов, куполов, алтарных выступов, антаблементов).


Раздел 7. Автоматизация черчения

  1. Системы автоматизированного проектирования

Понятие системы автоматизированного проектирование. Знакомство с программами автоматизированного проектирования (AutoCad, QCad, Компас – 3D). Интерфейс программы Компас – 3D. Графические примитивы. Способы построения графических примитивов.

  1. Построение плоских изображений в программе Компас – 3D.

Оформление формата чертежа. Способы построения чертежей. Редактирование чертежа.

  1. Построение объемных изображений в программе Компас – 3D

Использование графических примитивов при построении объемных моделей изделий, зданий, архитектурных элементов (отливов, карнизов, дымоходов, арок, козырьков, ниш, стен, поясков, ступеней лестниц, куполов, шпилей).

  1. Редактирование чертежа в программе Компас – 3D

Способы редактирования чертежа. Правила нанесения размеров на чертеж. Оформление чертежа архитектурных элементов (отливов, карнизов, дымоходов, арок, козырьков, ниш, стен, поясков, ступеней лестниц, куполов, шпилей).

5. Построение сечений и разрезов.

Способы и правила построения сечения зданий. Способы и правила построения разрезов зданий.

Ученики должны знать:

- элементы интерфейса программы Компас – 3D;

- способы построения графических примитивов;

- правила оформления формата в программе Компас -3D;

- порядок построения плоских деталей;

- порядок построения объемных деталей;

- порядок построения разрезов зданий ;

- порядок построения сечений зданий.

Ученики должны уметь:

- выполнять построение графических примитивов;

- выполнять построения плоских изделий;

- выполнять построения объемных деталей;

- наносить размеры на чертеж;

- выполнять построение разрезов и сечений.

Практический минимум

Практическая работа №1. «Построение геометрических поверхностей и тел».

Практическая работа №2. «Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел. Развертки поверхностей».

Практическая работа №3. «Выполнение эскиза чертежа».

Практическая работа №4. «Выполнение сборочного чертежа».

Практическая работа №5. «Деталирование».

Практическая работа №6. «Рисование архитектурных деталей по памяти».

Практическая работа №7. «Выполнение акварельных рисунков архитектурных деталей»

Проектная работа по теме «Строительное черчение»

Практическая работа №8 «Чертеж фасадов здания»

Практическая работа №9. «План фундаментов».

Практическая работа №10 «План здания».

Практическая работа №11. «Разрез здания».

Практическая работа №12. «План кровли».

Практическая работа №13. «Разработка архитектурных фрагментов здания».

Практическая работа №14 «Генеральный план».

Семинар «Защита проекта».


Рекомендуемые темы проектов

  1. Выполнение архитектурно-строительного чертежа колокольни Спасо – Преображенского собора Болхова.

  2. Выполнение архитектурно-строительного чертежа жилого дома г. Болхова постройки XIX века (групповой проект).

  3. Выполнение чертежей глав, увенчивающих здание Спасо – Преображенского собора Болхова.

  4. Выполнение архитектурно-строительного чертежа правого предела Георгиевской церкви г. Болхова.

  5. Выполнение архитектурно-строительного чертежа Афанасьевской церкви г. Болхова (групповой проект).

Список рекомендуемой литературы

Для учителя:

  1. Ботвинников А. Д. Черчение 7-8.- М.: ООО «Издательство Астрель АСТ», 2007 г.

  2. Букин Ю. К., Бутусов Х. А. «Архитектура сельских поселений».- М.: Россельхозиздат, 1985 г.

  3. Васютинский Н. А. Золотая пропорция.- М.: Мол. гвардия, 1990 г.

  4. Глазычев В. Л. Зарождение зодчества.- М.: Стройиздат, 1984 г.

  5. Глазычев В. Л. О нашем жилище. – М.: Стройиздат, 1987 г.

  6. Гольдштейн А. Ф. Зодчество. -М.: «Просвещение», 1979 г.

  7. Евтеев В. И. Построение перспективного рисунка. – Ленинград.: УЧПЕДГИЗ, 1963 г.

  8. Кириллов А. Ф., Соколовский М. С. Черчение и рисование. – М.: Высшая школа, 1966 г.

  9. Курбатов В. В. Советская архитектура. – М.: «Просвещение», 1985 г.


Для ученика:

  1. Ботвинников А. Д. Черчение 7-8.- М.: ООО «Издательство Астрель АСТ», 2007 г.

  2. Глазычев В. Л. О нашем жилище. – М.: Стройиздат, 1987 г.

  3. Глазычев В. Л. Зарождение зодчества.- М.: Стройиздат, 1984 г.

  4. Гольдштейн А. Ф. Зодчество. -М.: «Просвещение», 1979 г.

  5. Тонин Ю. А. Каменный друг. – Ленинград.: Детгиз, 1962 г.


17


Учитель черчения Куроедов Алексей Алексеевич


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программа элективного курса "Черчение в архитектуре"

Автор: Куроедов Алексей Алексеевич

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Элективный курс "Мастерская природы" "
    ["seo_title"] => string(37) "eliektivnyi-kurs-mastierskaia-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "115100"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411830685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства