Профилактика деструктивного поведения детей и подростков с применением спортивно-оздоровительных технологий
Профилактика деструктивного поведения детей и подростков с применением спортивно-оздоровительных технологий
В статье изложен опыт работы специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере по использованию занятий по физической культуре с целью профилактики деструктивного поведения у детей и подростков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика деструктивного поведения детей и подростков с применением спортивно-оздоровительных технологий»
Профилактика деструктивного поведения детей и подростков с применением спортивно-оздоровительных технологий
Несовершеннолетние, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, имеют тот или иной печальный опыт проживания в семье, отражающийся как на их личности, так и физическом и умственном развитии.
Для таких детей характерен неполноценный эмоциональный опыт, недоразвитость эмоциональной отзывчивости. У них ослаблено чувство стыда, они равнодушно относятся к переживаниям других людей, проявляют несдержанность. В их поведении часто проявляется грубость, перепады настроения, иногда переходящие в агрессию. Некоторые дети имеют завышенный уровень притязаний, переоценивают свои реальные возможности. Такие подростки неадекватно реагируют на замечания, всегда считают себя невинно пострадавшими. Другие дети имеют сниженую самооценку, они неуверенны в себе, подавлены, замкнуты. Испытывая постоянную неуверенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию физической силы. Сфера общения у этих детей характеризуется постоянной напряженностью. Обращает на себя внимание агрессивность детей в отношении с взрослыми.
Таким образом, психологические особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации имеют нарастающую динамику, и с постепенным взрослением ребёнка он переходит на более деструктивный уровень развития.
Деструктивное поведение представляет собой грубые, очевидные и систематические нарушения базовых правил поведения.
Спецификой деструктивного поведения в подростковом возрасте является опосредованность подростка групповым ценностям. Группа, в которую он включен, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, реже - суицидальное поведение.
Деструктивное поведение отвечает таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижения самооценки и эмоциональные нарушения.
Каждый девиантный ребенок, проявляющий деструктивное поведение, имеет свой набор отклонений в поведении: прогуливание уроков, физическое насилие над сверстниками, грубость в общении с окружающими, враждебное отношение к людям, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям.
Предупреждение и исправление неконструктивного поведения должно целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила поведения в соответствии с условиями социально-реабилитационного центра и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил.
Заниматься коррекцией деструктивного (неконструктивного) поведения в учреждении могут практически все специалисты и для достижения наилучшего эффекта – все мероприятия должны проводиться в единой системе (комплексе).
Одним из значимых направлений профилактики девиантного и деструктивного поведения среди воспитанников учреждения является вовлечение их в занятия по физической культуре, которые способны не только отвлечь их от негативного влияния, но и способствуют самореализации личности ребенка благодаря спортивным успехам.
Физкультура и спорт не только являются средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности детей, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества. Физкультура и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно – этическое воспитание. Также очевидно влияние спорта на вырабатывание уверенности в себе и своих силах. Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия для:
формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т. п.);
закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);
осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);
прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.
Физическое воспитание дает возможность подросткам с асоциальным поведением улучшить свою самооценку, и "вырасти" в глазах окружающих, привлекая подростков к занятиям физической культурой, участию в спортивных мероприятиях, соревнованиях, способствует их социальной адаптации.
Мероприятия по физической культуре в нашем учреждении проходят в виде индивидуальных и групповых занятий, занятий по интересам, в форме соревнований, спортивных, подвижных игр, оздоровительных зарядок, развлекательных конкурсов и т.д.
Единая система диагностики по физическому воспитанию дает возможность проследить развитие воспитанника, что обеспечивает индивидуальный подход к ребятам и способность объективно оценить их достижения.
Мною собраны и систематизированы материалы по спортивной деятельности: диагностические методики, тематические планы, разработки оздоровительных мероприятий.
Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных, ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками.
Организовываю состязания, эстафеты, которые в свою очередь воспитывают инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности.
Во время подвижных игр — эстафет развивается мышление, качество быстроты, ловкости, подвижности, силы и т. д.
Во время игр и физических упражнений ребёнок сталкивается со своими сверстниками, с детским коллективом. Здесь он учится подчинять свои интересы интересам коллектива, учится помогать товарищам, общими усилиями добиваться поставленной цели.
В результате ребёнок становится раскрепощённым, общительным, дисциплинированным, правильно оценивает свои силы, начинает понимать, что в жизни он является маленькой частицей коллектива.
Из сказанного ясно, что физические упражнения и игры имеют, огромное воспитательное значение. Они развивают при умелом выборе и проведении волю, настойчивость, смелость, решительность, чувство товарищества, дисциплину и другие полезные черты характера. Это, несомненно, влияет на всё поведение ребёнка.
Провожу тренировочные занятия для детей по волейболу, баскетболу, футболу, легкой атлетике, настольному теннису.
Овладение спортивными играми происходит в процессе изучения и последующего совершенствования специальных знаний, умений и навыков. Воспитанники изучают правила игры, ее технику и тактику, развивают физические качества, быстроту, выносливость, силу. Тем самым закладывается необходимая основа, обеспечивающая достижение спортивного мастерства.
Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно – сосудистой системы.
Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю ребенка, приучат его не боятся трудностей, а смело их преодолевать.
Процесс обучения настольному теннису формирует у детей стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости бросков и других действий, направленных на достижение победы, приучает воспитанников мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Высокий эмоциональный подъем способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности в игре по настольному теннису создают благоприятные условия для воспитания у воспитанников умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями.
Занимаясь футболом у детей формируется устойчивый интерес к другому - активному и интересному времяпрепровождению.
Ребята с удовольствием занимаются физическими упражнениями, участвуют в подвижных играх.
В заключение правомерно сделать вывод о том, что привлечение детей и подростков к физической культуре и спорту приводят к положительным изменениям большинства компонентов личностных особенностей, помогают снизить негативные личностные проявления и преодолеть трудности в общении с другими людьми, дает возможность активно противостоять распространению вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни и является альтернативой деструктивному поведению.