Просмотр содержимого документа
«Профилактика агрессивного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»
Бюджетное учреждение Чувашской Республики
дополнительного профессионального образования
«Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии
Кафедра профессионального развития
педагогических работников
Контрольная работа
Профилактика агрессивного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Выполнил: слушатель КПК по программе «Современные технологии в практической деятельности социального педагога »
Дьяконова Татьяна Ивановна
Чебоксары
2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………….2
Основная часть……………………………………………………………...3
Заключение………………………………………………………………10
Литература…………………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьисследования. За последние годы в Российской Федерации вопросы государственной политики в отношении семьи и детей являются наиболее актуальными и требующими безотлагательного решения. Различные психолого-педагогические и социально- экономические условия являются источником возникновения множества психологических проблем. Рост агрессивных тенденций среди детей отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества.
C уверенностью, на основании психологических исследований и практики, можно констатировать факт, что агрессивное поведение детей – это весьма серьёзная педагогическая, психологическая и социальная проблема, а не просто тревожное явление.
Как отмечают ученые, в настоящее время агрессивность заметно помолодела. Текущая проблема стала актуальной и для начальной школы, хотя раньше речь шла о начальных проявлениях агрессии преимущественно в подростковом возрасте. Для большинства школьников характерны те или иные формы агрессии. Большинство детей обзываются, ссорятся, дерутся и т.д. Непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим более миролюбивым формам поведения, когда ребенок усваивает нормы и правила поведения. Однако у определённой группы детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, преобразовываясь в устойчивое качество личности.
Данное обстоятельство выдвигает на первый план проблему разработки содержания и организации специальной практико- ориентированной деятельности педагога по профилактике агрессивности среди детей младшего школьного возраста. При этом, профилактикаагрессивного поведения должны учитывать особенности проявления агрессивности в данном возрастном периоде. Становится также очевидной необходимость использования внеурочной деятельности в рамках профилактики агрессивного поведения младших школьников.
Это означает, что актуальность исследования определена противоречиеммежду необходимостью работы по профилактике агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста и недостаточностью методического обеспечения внеурочной деятельности по данному направлению.
На основе выделенного противоречия была сформулирована проблема: каково содержание внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения младших школьников?
Темаисследования:«Профилактика агрессивного поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности».
Цельисследования:теоретическое и практическое изучение проблемы профилактики агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности и разработка профилактической программы внеурочной деятельности, направленной на снижение агрессивного поведения у младших школьников.
Объект исследования: агрессивное поведение в младшем школьном возрасте.
Предметисследования: профилактика агрессивного поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Задачи:
Рассмотреть феномен агрессивности и выявить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Рассмотреть специфику организации и виды внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения у младших школьников.
Глава 1. Профилактика агрессивного поведения младших школьников как психолого-педагогическая проблема Феномен агрессивности и агрессивного поведения
В первую очередь нам нужно определить понятия «агрессия» и
«агрессивность» и понять, для чего человек снабжен этим механизмом реагирования, затем выяснить, что же такое «агрессивное поведение».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее правилам и нормам существования людей в социуме, наносящее объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности).
Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого объекта, как враждебное.
Под агрессивным поведением понимают действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.
Агрессивное поведение – это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий) характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной ситуации другой.
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.
Исследователи агрессивного поведения имеют разные точки зрения на то, что оно собой представляет. Как отмечают Д. Ричардсон и Р. Бэрон, сегодня многие авторы сходятся на том, что агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на причинение вреда или оскорбление другого живого существа, не желающего подобного обращения.
Агрессивное поведение может быть непосредственным, т.е. прямо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (так называемая аутоагрессия – самоунижение, самообвинение).
В современной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения.
Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А. Басс и А. Дарки. Они выделили пять видов агрессии:
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица (драки);
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов ( угрозы);
Косвенная агрессия:
направленная (сплетни, шутки);
ненаправленная (крики в толпе, топание ногами);
Раздражение (вспыльчивость, грубость);
Негативизм – оппозиционная манера поведения.
О. Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности:
Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным;
Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность;
Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание;
Существуют различные теории появления агрессивности: недостаточное или плохое воспитание и биологическая причина.
Вероятно, наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывают средовые факторы. К подобным можно отнести безнравственное воспитание, включающее физические наказания, моральное унижение, социальную и сенсорную изоляцию, табу на эмоциональные проявления, а также такие мега-факторы как скученность (небывалое увеличение плотности населения). Природа человеческой агрессии нелегко поддается анализу.
Агрессивное поведение складывается из трех компонентов:
познавательного;
эмоционального;
волевого.
Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии.
Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: злости, отвращения, гнева, презрения. Наконец, волевой компонент – это инициативность, решительность, настойчивость и целеустремленность (качества сами по себе вполне положительные)..
Критерии агрессивного поведения по М. Алворду, П. Бейкеру: Ребенок:
Часто теряет контроль над собой.
Часто спорит, ругается со взрослыми.
Часто отказывается выполнять правила.
Часто специально раздражает людей.
Часто винит других в своих ошибках.
Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
Часто завистлив, мстителен.
Чувствителен. Очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которое нередко раздражают его.
Неизменные агрессивные тенденции в поведении детей младшего школьного возраста имеют истоки в сфере взаимоотношений с важными взрослыми, а таковыми являются родители и учителя. Агрессивное поведение детей и подростков – широко распространенная проблема современного общества.
Агрессивное поведение детей никем не одобряется. Таких детей осуждают, называют грубиянами, драчунами, хулиганами. Кажется, никто из родителей не учит их быть такими. Тогда почему они становятся агрессивными, каковы причины агрессивности у детей?
Проблема подростковой агрессивности – одна из тех, которые беспокоят родителей, поскольку в этом случае ребенок становится непослушен, чем доставляет неудобство обществу. Родители, как правило, занимают позицию обвинения: мол, они-то ребенка учат только хорошему и сами являются примером добродетели и благостного отношения к миру, а ребенок при этом агрессивен! Приводя свое чадо к специалисту, они ждут, что доктор что-то «подправит» в самом ребенке, и дальше улучшение ситуации пойдет само собой. Однако необходимо понимать, что на самом деле агрессия – это внешнее проявление внутренних страданий. Первое, о чем следует задуматься родителям высоко агрессивного ребенка: в чем причина его внутреннего дискомфорта.
Не столь важно, сколько ребенку лет: два года, семь или пятнадцать – причина всегда во внутреннем неблагополучии. Поэтому родители должны начать с анализа семейной ситуации: именно так, как правило, и кроется причина душевного дискомфорта детей. У подростков к внутрисемейным проблемам нередко добавляются трудности в межличностных отношениях, однако если у него в семье хорошие, доверительные, теплые отношения, то они компенсируют, уравновешивают неприятности, возникающие в ходе общения со сверстниками: подросток может получить дома поддержку и совет.
Так что первое, что необходимо знать: причина детской и подростковой агрессии находится внутри, и вызывается она, в большинстве случаев, семейным неблагополучием. В семье могут демонстрироваться и закрепляться агрессивные формы поведения:
физические наказания, грубость, агрессивные отношения между членами семьи, Второй важный момент – деструктивная агрессивность может быть направлена как вовне, так и на самого себя.
Решать проблемы надо сразу, при первых же тревожных признаках – даже если они проявились и в раннем возрасте. И реагировать не путем запрета и тотального контроля, а путем анализа: наблюдать, после каких ситуаций у ребенка возникают вспышки агрессии.
Крайне ее формой является суицидальное и парасуицидальное поведение, но при этом путь, который ребенок проходит от единичных признаков агрессивности до сформированного суицидального поведения, является длинным. Он начинается с отдельных действий: например, ребенок начинает выдергивать у себя волосы, или ударять себя по коленке. Часто он делает это после волнения или ссоры. Все это – аутоагрессивные действия, и их нельзя оставлять без внимания. Еще одной из форм аутоагрессивного поведения является самоограничение в еде.
Родителям нужно держать «руку на пульсе», то есть знать, чем их ребенок интересуется, чтобы не столкнуться однажды с неповторимой ситуацией. В вопросах профилактики и преодоления повышенной агрессивности у родителей, как ни у кого другого, всегда есть возможность уловить начало проблемы, ее развитие – и исправить это. Никакой психолог, никакой учитель не обладает таким ресурсом. Только родители видят ребенка постоянно, находятся с ним в особой генетической и психологической связи, им ребенок доверяет так, как ни одному учителю или психотерапевту.
Таким образом, агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого объекта, как враждебное. Агрессивное поведение – поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы.
Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
Агрессивные действия у обучающегося младшего школьного возраста можно замечать уже с самого раннего возраста. По мнению И.А. Фурманова, агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей. В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей, ближайших родственников ребенка, а позднее – от социализации.
В дошкольном возрасте на первый план начинают более активно выдвигаться ссоры с ровесниками, связанные, чаще всего, с обладанием игрушками или каких-либо других вещей. В этот период развития примерно в пять раз повышается число случаев использования детьми физического насилия. Вспышки ярости приобретают более целенаправленный характер.
В дальнейшем ребенок учится контролировать свою агрессию и выражать ее в приемлемых рамках. Проявления агрессивности здесь могут зависеть от реакции и отношения родителей к формам поведения своего ребенка. Также начинают расширяться социальные контакты ребенка, он сталкивается с целой системой новых запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость и отчаяние .
Младший школьный возраст – период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школы. Для этого возраста свойственно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний .
Значительную роль для детей младшего школьного возраста имеет общение с ровесниками. Первое яркое отличие общения ровесников заключается в его чрезмерной эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов школьников отличает их от
взаимодействия с взрослым.
Важно отметить, что проблема агрессивного поведения личности в младшем школьном возрасте еще только начинает изучаться. Вероятно, это связано с тем, что в возрастной психологии данный период традиционно принято считать «правильным возрастом», когда ребенок открыт влиянию взрослых, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки, когда ребенок сам готов рассказать взрослому о своих переживаниях. И в целом агрессивное поведение не является отличительной чертой этого возраста. По характеристике Н.С. Лейтеса ученики начальных классов любят заниматься в школе. Им нравится быть в положении школьников, их привлекает и сам процесс учения. Удовольствие от узнавания нового обычно превышает трудности и огорчения.
Заметим, что у детей младшего школьного возраста проявляются все виды агрессии: косвенная и прямая вербальная, косвенная и прямая физическая, агрессивные фантазии.
Младшие школьники, склонные к агрессивности, выделяются тем, что для них свойственны: высокая частота действий жестокости, их
направленность на физическую боль или страдание сверстников, преобладание прямой физической агрессии.
Другой ребёнок выступает для агрессивных детей как противник. В зависимости от мотивов выделяют три типа агрессии детей: импульсивно- демонстративный, нормативно-инструментальный и целенаправленно- враждебный.
Младшие школьники с агрессивным поведением часто теряют контроль над собой. Дети спорят, ругаются, дразнят друг друга, ломают чужие вещи, дерутся, не думают о последствиях своих поступков, недооценивают собственную враждебность, в своих проблемах винят окружающих и обстоятельства, выражают свои чувства действиями, а не словами. Таких агрессивных детей не волнуют страдания других, они общаются чаще с детьми младше себя и физически более слабыми.
Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, выделим:
желание привлечь к себе внимание сверстников;
ущемление достоинства другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство;
стремление защититься и отомстить;
стремление получить желанный предмет.
В ситуациях отстаивания своего превосходства, защиты своих интересов как раз и наблюдается большинство негативных явлений. Действия эти применяются как средство достижения определенной цели. Ребенок максимально удовлетворяется, если желанная цель достигнута. В то же время, у некоторых из них агрессивные действия вообще не имеют какой-либо цели, и направлены исключительно на причинение вреда другому. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение другого ребёнка, и агрессия при этом выступает как самоцель.
Таким образом, выделяют следующие особенности агрессивного поведения младших школьников: наблюдаются агрессивные проявления в виде ссор, драк, словесных выпадов, агрессивность еще не является чертой характера, проявляется только как реакция на ситуацию и возникшее в ней переживание.
Организация и виды внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения у младших школьников
Большие возможности в профилактике агрессивного поведения у младших школьников в начальной школе дает внеурочная деятельность. Следует отметить, что внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых.
Внеурочная деятельность – организованная учителем самостоятельно деятельность школьников во внеурочное время, основанная на личной заинтересованности участников с целью развития как в образовательном, так и духовно-нравственном плане.
Согласно ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
По профилактике агрессивного поведения можно использовать такие формы внеурочной работы: интерактивные экскурсии, экскурсии в художественные, исторические и этнографические музеи; организация
выставок, конференции с участием представителей общественных организаций, встречи школьников с искусствоведами; участие в мастер- классах, различного рода игр, тренингов.
Одним из наиболее эффективных видов внеурочной деятельности является проведение специальных тренингов.
Неагрессивное поведение, по мнению психологов, следует тренировать так же, как решение арифметических задач или умение грамотно писать. Психологи рекомендуют проводить в школе специальные тренинги и занятия по предупреждению агрессии, которые могут быть направлены на:
создание чувства безопасности;
формирование позитивного отношения к самому себе;
развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;
формирование умения ставить цели;
развитие навыков правильного поведения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.
В рамках внеурочной деятельности к специфическим методам тренинговой работы можно отнести:
релаксационный тренинг, который педагог может как вводить в урок, так и использовать в особых коррекционных занятиях. Опыт использования различных «путешествий» в воображении на уроках говорит об уменьшении гиперактивности, внутренней напряженности как предпосылок актов жесткости;
игровое упражнение, осуществляемое повторно, с целью его усвоения. Также игровое упражнение можно определить как прием обучения, с помощью которого в процессе игровой деятельности у детей
формируются умения практического использования полученных знаний .
Дети иногда проявляют жестокость и агрессивность лишь потому, что не знают других способов для решения проблемы или выражения чувств. Задачей педагога является научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми, наиболее встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события.
Вводным этапом профилактической работы можно называть диагностику агрессивного поведения детей с помощью различных психодиагностических методик, адаптированных для данного возрастного периода.
Основной этап профилактической работы с агрессивным поведением ребенка может опираться как на групповую, так и на индивидуальную форму, но в связи с тем, что заключительный этап профилактической работы связан с переносом приобретенных позитивных новообразований в эмоциональной сфере ребенка на реальную практику социальных отношений, данный этап опирается на групповое проведение игровых упражнений.
Таким образом, организация внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения включает в себя следующие этапы: вводный (диагностический), основной (собственно программа внеурочной деятельности), заключительный (закрепление позитивных новообразований).
К видам внеурочной деятельности по данной проблеме относят: классные часы, экскурсии, праздники, игровые занятия и упражнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы агрессивности детей рассматривались с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в наше столетие данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.).
Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Агрессивное поведение – это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.
Агрессия младшего школьника выражается как:
самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении (в этом случае можно говорить об агрессивной личности);
в качестве средства достижения другой значимой цели;
способ психологической разрядки;
форма защитного приспособительного поведения.
Для детей младшего школьного возраста характерна, главным образом, недостаточная зрелость аффективно – волевой сферы. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Эмоциональная поверхностность легко приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа.
Цель программы внеурочной деятельности: оказание практической помощи младшим школьникам; снижение уровня агрессивности детей и обучение детей социально приемлемому поведению.
Видами внеурочной работы являются игровые упражнения и релаксационный тренинг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2012.- 336с.
Агрессия и психическое здоровье [Текст]/ Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостакович – М.: Академия, 2009. - 464с.
Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст]/ В.М. Астапов – СПб.: Питер, 2013. – 224с.
Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка [Текст] / А.И. Баркан. – М., АСТ- ПРЕСС, 2014. – 314с.
Ватова, Д. Как снять агрессивность детей [Текст]/ Д. Ватова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №8. – С.55-58.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2007. – 182с.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Кудрявцева, Л. Типология агрессия у детей и подростков [Текст] / Л. Кудрявцева // Народное образование. – 2005. – №9. – С.193 – 195.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2015. – 464с.