ПРОФИЛАКТИКА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОФИЛАКТИКА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Данная работа раскрывает проблему употребления младшими школьниками такого психоактивного вещества, как алкоголя. А так же предлагает методику, которая поможет учителю или психологу выявить отношение ребенка к данному веществу. Представляет данные, полученые опытным путем, а так же рекомендации учителю, психологу и родителям по направлению дальнейшей работы в рамках здоровьесбережения класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОФИЛАКТИКА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »
ПРОФИЛАКТИКА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Морковина Алёна Константиновна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №7, г. Копейск
Рецензент: Жукова М.В.,
доцент кафедры ППиПМ ЧГПУ, г. Челябинск
В современном обществе среди детей и подростков все чаще наблюдается аддиктивное поведение - это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается, как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность [1].
Одним из видов аддиктивного поведения которые наблюдаются в младшем школьном возрасте являются химические аддикции (употребление алкоголя, наркотических веществ, лекарственных средств и т.д.) .
Проблема употребления алкоголя младшими школьниками очень актуальна в наши дни. Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется растущий научный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.
К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 10 лет. О раннем алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 14 лет.
Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления). В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами [3].
Данная проблема стала особенно актуальна для нашей страны в последние 5 – 6 лет, когда в связи с политическими и экономическими реформами количество больных этим недугом резко возросло. Ежегодно на каждого россиянина, включая женщин и детей, приходится по 180 литров выпитой водки. С социальных позиций –алкоголизм – форма девиантого поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности [6].
У младших школьников потребление алкоголя, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей: быстрое привыкание; злокачественное течение болезни; принятие ребенком больших доз алкоголя; быстрое развитие запойного пьянства; низкая эффективность лечения [5].
Профилактика рассматривается как система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.
Задачи профилактики определяются «Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» и могут быть определены следующим образом: привитие представлений о человеке как о целостной биосоциальной системе, подчиняющейся законам природы и общества; обучение грамотному восприятию и адекватной реакции на явления, связанные с жизнью человека в социуме, в том числе и негативные; формирование культуры адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни посредством внедрения перспективных гуманистических методов и технологий [4].
Для исследования оценочного компонента установки ребенка по отношению как к употреблению ПАВ, так и к потребителям различных психоактивных веществ мы провели диагностику детей по методике «Может ли…» Н.А. Гусевой [2].
Целью данной методики является выяснение отношений ребенка к потреблению психоактивных веществ(исходя из особенностей возраста только алкоголя и табака, а так же исходя из специфики работы – отношение к потреблению алкоголя), исследование оценочного компонента установки ребенка по отношению к употреблению психоактивных веществ.
Результаты проведенного этапа эксперимента подтвердили актуальность проблемы нашего исследования, показав высокую степень риска приобщения детей к употреблению психоактивных веществ более чем у 17 % детей класса (см. рисунок).
Распределение испытуемых по степени риска приобщения к употреблению психоактивных веществ
Такие результаты являются следствием отсутствия комплексной системы профилактических мер. Кроме того, исследуемый процесс осуществляется без должной опоры на педагогическую теорию, что приводит к преобладанию бессистемных воспитательных воздействий, препятствует формированию у детей убеждений в необходимости ведения здорового образа жизни.
Успешность решения исследуемой проблемы мы видим в целенаправленном процессе воспитания самостоятельной личности, способной к самоанализу, самоконтролю и самооценке своих поступков, что, в свою очередь, обуславливает более успешную адаптацию к постоянно меняющимся условиям современной действительности.
Таким образом, проблема борьбы с ранней алкоголизацией младших школьников, ее лечение и профилактика приобретает общегосударственный характер. Очень важно акцентировать внимание педагогов, родителей и всех окружающих на проведении мероприятий, направленных на устранение пагубного влечения детей к алкоголю. С этой целью необходимо с раннего детства прививать и воспитывать у будущих граждан культуру здорового образа жизни, ценностное отношение к своему здоровью, положительное отношение к себе, что в конечном итоге направлено на сохранение и укрепление их здоровья.
Список литературы:
Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] /А.В. Гоголева. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 240 с.
Гусева, Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами [Текст] /под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005. – 173 с.
Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д.Д. Еникеева. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 213 с.
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде ( приказ Министерство образования РФ 28 февраля 2000 .N 619) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dvgu.ru/umu/mo_rf/concept/p619_11.htm].
Короленко, Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения [Текст]. – Обозрение психиатрии и медицинской психологии /Ц.П. Короленко. – 1993/4, с. 17-29.
Алкогольная зависимость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alcoholism.tj/dependence/index1.php