kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОФИЛАКТИКА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа раскрывает проблему употребления младшими школьниками такого психоактивного вещества, как алкоголя. А так же предлагает методику, которая поможет учителю или психологу выявить отношение ребенка к данному веществу. Представляет данные, полученые опытным путем, а так же рекомендации учителю, психологу и родителям по направлению дальнейшей работы в рамках здоровьесбережения класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОФИЛАКТИКА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »

ПРОФИЛАКТИКА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Морковина Алёна Константиновна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №7, г. Копейск

Рецензент: Жукова М.В.,

доцент кафедры ППиПМ ЧГПУ, г. Челябинск

В современном обществе среди детей и подростков все чаще наблюдается аддиктивное поведение - это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается, как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность [1].

Одним из видов аддиктивного поведения которые наблюдаются в младшем школьном возрасте являются химические аддикции (употребление алкоголя, наркотических веществ, лекарственных средств и т.д.) .

Проблема употребления алкоголя младшими школьниками очень актуальна в наши дни. Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется растущий научный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.

К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 10 лет. О раннем алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 14 лет.

Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления). В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами [3].

Данная проблема стала особенно актуальна для нашей страны в последние 5 – 6 лет, когда в связи с политическими и экономическими реформами количество больных этим недугом резко возросло. Ежегодно на каждого россиянина, включая женщин и детей, приходится по 180 литров выпитой водки. С социальных позиций – алкоголизм – форма девиантого поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности [6].

У младших школьников потребление алкоголя, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей: быстрое привыкание; злокачественное течение болезни; принятие ребенком больших доз алкоголя; быстрое развитие запойного пьянства; низкая эффективность лечения [5].

Профилактика рассматривается как система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.

Задачи профилактики определяются «Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» и могут быть определены следующим образом: привитие представлений о человеке как о целостной биосоциальной системе, подчиняющейся законам природы и общества; обучение грамотному восприятию и адекватной реакции на явления, связанные с жизнью человека в социуме, в том числе и негативные; формирование культуры адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни посредством внедрения перспективных гуманистических методов и технологий [4].

Для исследования оценочного компонента установки ребенка по отношению как к употреблению ПАВ, так и к потребителям различных психоактивных веществ мы провели диагностику детей по методике «Может ли…» Н.А. Гусевой [2].

Целью данной методики является выяснение отношений ребенка к потреблению психоактивных веществ(исходя из особенностей возраста только алкоголя и табака, а так же исходя из специфики работы – отношение к потреблению алкоголя), исследование оценочного компонента установки ребенка по отношению к употреблению психоактивных веществ.

Результаты проведенного этапа эксперимента подтвердили актуальность проблемы нашего исследования, показав высокую степень риска приобщения детей к употреблению психоактивных веществ более чем у 17 % детей класса (см. рисунок).


Распределение испытуемых по степени риска приобщения к употреблению психоактивных веществ

Такие результаты являются следствием отсутствия комплексной системы профилактических мер. Кроме того, исследуемый процесс осуществляется без должной опоры на педагогическую теорию, что приводит к преобладанию бессистемных воспитательных воздействий, препятствует формированию у детей убеждений в необходимости ведения здорового образа жизни.

Успешность решения исследуемой проблемы мы видим в целенаправленном процессе воспитания самостоятельной личности, способной к самоанализу, самоконтролю и самооценке своих поступков, что, в свою очередь, обуславливает более успешную адаптацию к постоянно меняющимся условиям современной действительности.

Таким образом, проблема борьбы с ранней алкоголизацией младших школьников, ее лечение и профилактика приобретает общегосударственный характер. Очень важно акцентировать внимание педагогов, родителей и всех окружающих на проведении мероприятий, направленных на устранение пагубного влечения детей к алкоголю. С этой целью необходимо с раннего детства прививать и воспитывать у будущих граждан культуру здорового образа жизни, ценностное отношение к своему здоровью, положительное отношение к себе, что в конечном итоге направлено на сохранение и укрепление их здоровья.

Список литературы:

  1. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] /А.В. Гоголева. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 240 с.

  2. Гусева, Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами [Текст] /под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005. – 173 с.

  3. Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д.Д. Еникеева. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 213 с.

  4. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде ( приказ Министерство образования РФ 28 февраля 2000 .N 619) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dvgu.ru/umu/mo_rf/concept/p619_11.htm].

  5. Короленко, Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения [Текст]. – Обозрение психиатрии и медицинской психологии /Ц.П. Короленко. – 1993/4, с. 17-29.

  6. Алкогольная зависимость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alcoholism.tj/dependence/index1.php



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ПРОФИЛАКТИКА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Морковина Алёна Константиновна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181473


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства