Проффесиональный стандарт педагога как импульс к творческому развитию педагога
Проффесиональный стандарт педагога как импульс к творческому развитию педагога
Профессиональный стандарт –это объективный измеритель квалификации педагога, который определяет необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания студента; обеспечивает необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечивает необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требований; содействовать вовлечению педагога в решение задачи по повышению качества образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проффесиональный стандарт педагога как импульс к творческому развитию педагога»
ПРОФФЕСИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИМПУЛЬС К ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА
Стандарт педагога –это не оковы,
а путь развития, который помогает учителю
расти духовно с детьми.
Краткая аннотация: Профессиональный стандарт –это объективный измеритель квалификации педагога, который определяет необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания студента; обеспечивает необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечивает необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требований; содействовать вовлечению педагога в решение задачи по повышению качества образования.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагог, студент, квалификация, требования.
Меняется мир, изменяются студенты, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Все виды деятельности имеют свой профессиональный стандарт. Педагог – это особенно ответственное призвание. Не удивительно, что данная категория трудящихся также подверглась определенной стандартизации. Массу ограничений накладывает на деятельность учителя профессиональный стандарт. Педагог как ключевая фигура в системе образования должен быть гибкой и творческой личностью. В связи с этим противники стандартизации считают, что подобные нормативные документы загонят педагога в строгие рамки, которые ограничат возможность индивидуального подхода к методике преподавания. Педагог – это не только ключевое звено системы образования, но также ее продукт. Нынешние учителя, воспитатели и преподаватели также проходили подготовку в определенных заведениях. При этом с появлением нормативного документа, к знаниям и компетенциям педагогов предъявляются особые требования. Но можно ли требовать от человека передавать воспитанникам то, чему его самого не учили?
Профессиональный стандарт - это основа для анализа и реформирования педагогического образования, основа для регулирования трудовых отношений: требования к работникам, основа для аттестации педагогических работников, присвоения квалификации и званий. Профессиональный стандарт предъявляет требования к регламентам, регулирующим трудовые отношения и подготовку педагогических кадров. Профессиональный стандарт должен применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Введение профессиональных стандартов для педагогических работников позволит решить сразу несколько вопросов: 1. Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог. 2. Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области. 3. Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться. Привлечь самих преподавателей к повышению уровня образования. В целом профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:
- возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
- размер оплаты труда;
- порядок исчисления стажа;
- определение размера пенсии;
- планирование карьеры педагогического работника.
Одним словом, профессиональный стандарт педагога — это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но и дает общее определение деятельности, которую ведет этот работник. В целом профессиональный стандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями.
Профессиональный стандарт педагога выполняет несколько важных функций, а именно: работает как инструмент адаптации образовательной стратегии к современным тенденциям, а также ее реализация в текущих условиях; повышение качества отечественного образования с целью доведения его до международных стандартов; механизм объективной оценки уровня квалификации и личностных качеств каждого педагога; установление четких критериев отбора персонала в учебные заведения разного уровня; выступает в качестве основы для формирования текста трудового договора, в котором в полной мере будут отражены права и обязанности претендента на должность педагога.
Прохождение подготовки в средних и высших учебных заведениях приходится на достаточно сложный психологический период. В связи с этим профессиональный стандарт педагога профессионального образования декларирует необходимость наличия у специалиста таких компетенций: готовность работать со студентами, независимо от их способностей, убеждений и социального положения; готовность оказать помощь не только в образовательных, но также в личных вопросах; умение направлять адресные педагогические приемы для оказания помощи и содействия конкретному студенту; готовность обсуждать с другими специалистами проблему всей учебной группы и каждого отдельного ее члена; знание особенностей и закономерностей развития личности в конкретный возрастной период; готовность встать на защиту отдельных студентов с целью облегчения процесса их интеграции в общий коллектив; владение базовыми приемами психодиагностики, которые позволят определить состояние студента.
Содержание профессионального стандарта педагога состоит из 4 частей.
Часть первая: обучение.
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить лекции, анализировать их эффективность.
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки лекций.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех студентов.
6. Уметь объективно оценивать знания студентов, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями.
Часть вторая: воспитательная работа.
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов.
3. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
4. Эффективно управлять группой, с целью вовлечения студентов в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию студентов, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
5. Устанавливать четкие правила поведения в группе в соответствии с правилами поведения в образовательной организации.
6. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации студенческих органов самоуправления.
7. Уметь общаться со студентами, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
8. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание студентами.
Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
1. Готовность принять разных студентов, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность оказать адресную помощь студенту своими педагогическими приемами.
3. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик студента.
4. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности студента.
Стандарт профессиональной деятельности педагога – это сравнительно новое явление в отечественной сфере образования. Для его оперативного и повсеместного внедрения стоит придерживаться таких основных рекомендаций: Вынесение данного вопроса на широкое обсуждение, в котором будут принимать участие все заинтересованные стороны. Это относится, непосредственно, к педагогам, профсоюзам, экспертным сообществам. Даже студенты и их родители должны быть вовлечены в данный процесс.
Введение профессионального стандарта повышению качества образования способствует, во - первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагога; во-вторых, профессиональный стандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; в - третьих, профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.
ЛИТЕРАТУРА
Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" 6 декабря 2013 года, регистрационный N 30550
Закон Луганской народной республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».
Закон РФ "Об образовании" от 10.07.– 1992. – № 3266-1.
Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе (Сравнительный анализ отечественного и мирового образовательного процесса). – Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. – 312 с.
Юринова Е.А. Профессионально-компетентностная культура учителя в условиях модернизации российского образования / Е.А.Юринова // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 2.