Проектная деятельность как средство выбора индивидуального образовательного маршрута младшего школьника
Проектная деятельность как средство выбора индивидуального образовательного маршрута младшего школьника
Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности, которой должна учить школа.
В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет современная педагогика к эвристическим технологиям обучения, в частности к проектной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство выбора индивидуального образовательного маршрута младшего школьника»
Проектная деятельность как средство выбора индивидуального образовательного маршрута младшего школьника
Кезарева О.Н.
МКОУ "Введенская СОШ №1
имени Огненного выпуска 1941 года".
Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии, предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность школьника, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение его в деятельность, разрешение собственной проблематики, создание собственного образа действия, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможности и потребностей учащегося. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт.
Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности, которой должна учить школа.
В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет современная педагогика к эвристическим технологиям обучения, в частности к проектной деятельности. Этот относительно новый вид школьной работы позволяет развивать специфические проектные умения, необходимые для индивидуализации образования в условиях перехода на стандарты второго поколения в начальной школе:
• распознать проблему;
• определить перспективу и спланировать необходимые шаги;
• оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки (чтобы избежать их в будущем);
• осуществить презентацию результата своей работы.
Процесс выявления, реализации и развития проектных умений младших школьников происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям. Любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой проектной задачи. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы проектного обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.
Проекты в начальных классах – это трудная задача. Дети ещё слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Первое, на что хочется обратить внимание, это на способ выбора темы проекта. Важно, чтобы выбору темы проекта предшествовала “вспышка интереса”, как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте. “Исходи из ребенка”- старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве “проектных”, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребёнок - тем проще проект. Ученик должен отчётливо представлять не только задачу, но и, в основном, пути её решения. Поэтому, на первых этапах организуя проектную деятельность, темы проектов детям предлагает учитель. В основном они касаются вопросов школьной программы, их основная цель: углубление знаний по данному вопросу. И лишь, когда дети в достаточной мере осваивают проектную деятельность, темы проектов выбирают они сами.
Замыслы школьника по созданию собственного проекта (творческого, исследовательского, социального или экологического) – это и есть его собственное продвижение в образовании или индивидуальный образовательный маршрут, раскрывающий личностный потенциал. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута в проектной деятельности определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ученика в достижении необходимого образовательного результата в проектной деятельности;
- возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- информационная поддержка процесса разработками индивидуального образовательного маршрута;
- включение младшего школьника в индивидуальную проектную деятельность.
Этап построения индивидуального образовательного маршрута в проектной деятельности включает себя следующие шаги: определение темы проекта, уровня и режима освоения тех или иных учебных предметов, планирование собственных действий по реализации цели, разработка критериев и средств оценки полученных результатов (собственных достижений).
Работа над проектом, как, может быть, никакая другая школьная работа, позволяет реализовать многие личностные потребности младшего школьника. Она дает школьнику возможность применить не только знания, но и использовать свой собственный житейский опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны. Все это в полной мере соответствует потребностям и интересам младшего школьника.
Так учениками 3 класса был подготовлен и защищен проект на тему: "Шоколад – вред или польза?". В проекте было задействовано много детей. Перед каждым из них стояла своя задача: одни изучали историю появления шоколада, другие - виды и состав шоколада, его влияние на здоровье детей. Учениками были найдены интересные факты о шоколаде. Некоторые дети попробовали изготовить шоколад в домашних условиях. Детьми проводилось анкетирование всех обучающихся начальной школы, подводились итоги анкетирования. Учащиеся всего класса трудились над созданием обертки для шоколадной плитки. Все результаты были внесены в проект, составлена презентация. В данном проекте участвовали почти все дети моего класса. Всем было очень интересно.
Как любая индивидуальная работа, проектная деятельность дает возможность учитывать особенности каждого учащегося. Работа над проектом поможет развить недостающие навыки и умения. Удачная презентация проекта позволит показать себя с самой выгодной стороны. Это повысит самооценку, а возможно, и статус в классе, даст опыт успеха.
В заключении хочется сказать, что использование метода проектов в начальной школе готовит учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
Литература
1.Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. – М., 2010
2.Дюкова Т.С. Индивидуальная траектория развития. Учебно-методический комплект материалов для
подготовки участников регионального комплексного проекта модернизации образования – Тамбов, 2008