Проблемы гуманизации образования в духовно-просветительских учениях востока и запада.
Проблемы гуманизации образования в духовно-просветительских учениях востока и запада.
Гуманизм (от латинского humanus-человечный) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека. Его ценность как личности, заботу о благе людей. Их всестороннем развитие. О создание благоприятных для человека условий общественной жизни(1.1980.79) Гуманизм антипод всякого рода без человечности. Как оформленное идейное движение гуманизм складывается в эпоху Возрождения(XV-XVI вв.) В своих трудах гуманисты эпохи Возрождения Петрарка, Данте, Боккаччо. Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Ф.Рабле, Монтене, Шекспир, Кампанелла, Т.Мор провозгласили свободу человечной личности. Гуманизм Возрождения в виде идейного течения связывала системы человечности древнего мира и новой эпохи просвещения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы гуманизации образования в духовно-просветительских учениях востока и запада.»
ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ УЧЕНИЯХ ВОСТОКА И ЗАПАДА.
Гуманизм (от латинского humanus-человечный) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека. Его ценность как личности, заботу о благе людей. Их всестороннем развитие. О создание благоприятных для человека условий общественной жизни(1.1980.79) Гуманизм антипод всякого рода без человечности. Как оформленное идейное движение гуманизм складывается в эпоху Возрождения(XV-XVI вв.) В своих трудах гуманисты эпохи Возрождения Петрарка, Данте, Боккаччо. Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Ф.Рабле, Монтене, Шекспир, Кампанелла, Т.Мор провозгласили свободу человечной личности. Гуманизм Возрождения в виде идейного течения связывала системы человечности древнего мира и новой эпохи просвещения.
Процесс гуманизации образования в истории древнего мира прослеживается в направления Восток и Запад.
Восточная направление гуманизации образования в различных аспектах разных идейных течений был разработан в следующих духовно-нравственных системах:
1.Зароастризм(VII-VI вв. до н.э). Основы гуманизма зароастизма сформулирован в триединстве «Добрая мысль, Добрая слово, Доброе дело» .
2. Конфуцианство (VI-V вв. до н.э) основа конфуцианства «нравственный человек» происходит из сердцевинный «джень»-гуманизма. (3.1991.43)
3. Даосизм(IV-III вв до н.э). Гуманизм системы даосизма состоит из трех основ человечности богов «шанди», «лао цзи» и «пан гу».
4. Школа Локаята (VIII-VII вв до н.э.) система гуманизма основывается на идеи Брихаспати-«пизнание единого Локка». (4.1991.17)
5.Школа Чарваков (VI в до н.э). Гуманизм чарваков происходит из материалистической среды.
В древнем Востоке на ряду с высщеуказаннамы школами действовали школы «секретарей» в Египте, «Храмовые» в Месопотамии, Йога и вайшешика в Индии, Ашшурбанипала в Ассирии.
Древняя Греко-римская система образования также оставила богатую традицию гуманизма в истории цивилизации Запада.
Древнегреческая система образования и гуманизма прослеживается в деятельности несколких школ разного напраления:
Милетская школа(VII-VI вв.д.н.э). Идеи гуманизма Милетской школы прослеживается в произведениях Фалеса(624-547 гг до н.э), Анаксимандра(620-546 гг до н.э) Анаксимена(588-525 гг до н.э).
Школа Пифагорийцев (VI в д.н.э). Гуманизм пифагорийцев основывается в художественном воспитании человека.
Школа Элеатов (VI-V в.д.н.э) Гуманизм элеатов основывается в на идеи «борбы против ложных заключений» Парменида.
Школа Зенона(середина V в.д.н.э) Гуманизм школы Зенона связана с «умственными возможностями человека».
Школа материалистов (V-IV в д.н.э). Гуманизм материалистов Древной Греции опирается на книгу «Великая диакосмос» Демокрита(460-370 г.д.н.э)
Школа Идеалистов (V-IV в.д.н.э) Гуманизм идеалистов происходит от идеи «Абсалютного Дука» Платона (421-341 г д.н.э)
По методам воспитания древнегреческая система образования делятся на Спартанскую и Афинскую направления воздействия на ученика.
Гуманизм в системе образования Древнего Рима происходит из сферы развития «Великого Римского права». Развития системы Римского права состоит из трех этапов.:
1.Древнейший период-VI-сер III в.д.н.э.
2.Классический период-сер IIIд.н.э-конец III в.н.э
3.Постклассический период-IV-VI вв.н.э.
Источники гуманизма древнеримского общества делятся на:
Развития гуманизма в сфере образование в средние века на Востоке продолжается в разных системах духовно-просветительных направлений.
Идеалистическая направления гуманизма включает в себе идеи священных книг, религиозных комментарий, сводных законов, нравственных наставлений.
Материалистическая направления гуманизма включает в себе идеи Фараби, Авиценны, Бируни и других ученных энциклопедистов.
Художественно-творческая направления состоит из идеи гуманизма классической литературы в виде произведений Наваи, Бабур, Бедил, Низами, Джами, Дехлави, Надира, Фуркат, Мукуми и т.д.
Гуманистическая направления образования средневековой Европы имеет богатую и разнообразную традицию развития системы. По организацию учебы и воспитания школы средневековый Европы делятся на :
Монастырские школы.
Рицарские школы.
Цеховая школа.
Во второй половине XII века в Болонии, Оксфорде, Париже открывается первые университеты Европы. С открытием университетов процесс гуманизации образования принимает вид системности и ускоренную темп развитие.
В процессе гуманизации образования несомненно решаюшую роль сыграли произведения Яна Амоса Коменского (1592-1670). Книги Коменского «Открытая дверь языка» (1631) и «Великая дидактика» (1632), «Видимый мир в картинках»(1648) включает в себе три свойства мировоззрения автора:
1. Натурфилософия на основе сенсуализма Бэкона.
2. Духовно-религиозная система подходов.
3. Любовь, вера, искренность в отношениях с учениками.
Основы системы образования Коменского как сложный и разнообразный механизм требует более широкомасштабной исследований и их трудно охватит в рамках одной статьи.
С завершением эпохи Возрождения в Европе наступает период Просвещения.
Гуманизм эпохи Просвещения как широкомасштабный процесс с глубокими корнями охватывает разные сферы жизни. По форму исследования и сущности изложения, а также практичности применения методов их условно можно выделить на следующих направлениях:
1.Гуманизм педагогов. Идеи И.Г.Песталоцци(1746-1827), Р.Оуэн(1771-1858), И.Гербарт(1776-1841), А.Дистервег(1790-1866) и.т.д
В 70-годах XIX века в Европе начинается второй период Новый истории человечества. Развития педагогики как неотъемлемый часть общечеловеческой культуры ещё больше принимает вид гуманизации данного процесса. Как предыдущей эпохи в период конца XIX века гуманизация общества происходит в литературе, науке, искусстве и педагогике. В гуманизации педагогики этого периода преобладающую роль сыграла развития русской педагогики. В произведениях К.Д.Ушинского(1824-1870),Л.Н.Толстого(1828-1910),В.Г.Белинского(1811-1848), Н.Г.Чернишевского(1828-1880),Н.А.Добролюбова(1836-1861) были разработаны основы гуманистической обучении и воспитании молодежи. Гуманизация образования конца XIX-начало XX века в России характеризуется следующими этапами развития:
1. Обязательная грамотность каждого.
2. Воспитания высокой культуры и этикета.
3. Воспитания духа общины.
4. Развития практических навыков и непосредственная связь с природой и.т.д.
XVIII-XIX век в гуманизации образования Востока также является переломным моментом развития системы. Восточный пут гуманизации образования включает в себе следующие направления:
1.Гуманизация в виде госреформ всей сферы жизни общества. Например «Реформы Мейдди» в Японии, идея «Сатягхара» в Индии.
2. Идеи гуманизации в виде молодежных движений. Например движения «Младо-турков», «Младобухарцев», «Младохивинцев» и.т.д.
3. Идеи гуманизма в литературе, искусстве и накуи Востока позднеклассического периода.
В Туркестане гуманизация образования конца XIX-начало XX века непосредственно связанны в основном двумя направлениями образования:
1. Школа джадидов на основе идеи джадидизма.
2. Русско-туземная школа образования на основе передовых методов европейского образования.
В ХХ веке гуманизация образования и на Западе и на Востоке происходит в трех направлениях:
1. Гуманизация педагогики в трудах Н.И.Элисберга, А.С.Макаренко, Ш.Амонашвили, В.Воронцовой, В.Кричевского, М.Вертиймера, В.Давыдова, А.Леонтьева и т.д.
2.Гуманизация психологии в трудах К.Роджерса, А.Сингга, А.Комбеа, А.Маслоу, К.Хорни и.т.д.
3. гуманизация этики в трудах У.Файта, И.Баббита, К.Гарнетта, И.Левина и.т.д.
В начале XXI века процесс гуманизации образования принимает более быстротекучую и широкую форму связанного с глобализацией планетарных общественных процессов и требует отдельных специфических исследований.