Просмотр содержимого документа
«Проблемы и преспективы использования практико -ориентированных заданий в работе преподавателя профессиональных дисциплин»
«Проблемы и перспективы организации практико-ориентированных форматов в подготовке будущих специалистов от школы до работодателя»
«Особое внимание будет уделяться ранней профориентации, в том числе
через реализацию проектов «Билет в будущее» и «ПроеКТОриЯ»,
а также индивидуализацию дополнительного образования-
за счет развития сетевых форм реализации образовательных программ»
О.Ю.Васильева, Министр просвещения РФ
Автор: Фирсов Александр Владимирович, преподаватель ,
ГАПОУ Владимирской области «Никологорский аграрно-промышленный колледж».
601422, Россия, Владимирская область, Вязниковский район, п. Никологоры, ул. 3 Пролетарская, 9
Президент страны В.В.Путин поставил перед профессиональным сообществом задачу обновления и повышения качества среднего профессионального образования, укрепление его связи с реальным производством. Глубокие корни результативности в решении этой задачи лежат в создании системы организационно – педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся от школьника до становления молодого специалиста, востребованного на современном рынке труда. В настоящее время назрела проблема реализации преемственности основных форм и методов подготовки квалифицированных специалистов «под заказ работодателей» в общеобразовательных школах и учреждений СПО. Новые приоритеты образования, определенные Законом Р.Ф. «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС по ТОП-50 , нацеливают на осмысление построения профориентационной работы и рассмотрение ее, как оказание помощи обучающимся в осознанном выборе будущей карьеры: создание комплекса условий в осуществлении собственных жизненных планов; формирование отношения к профессиональной деятельности, как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. «Существующая «лакуна» между общим и профессиональным образованием, реализуемая через подготовку будущих выпускников к принятию решения о построении и реализации образовательно-профессионального маршрута, должна быть заполнена специальной работой в образовательных программах в условиях общего, профессионального и дополнительного образования».
В настоящее время обеспечить практико-ориентированный формат в подготовке будущих специалистов от школы до предприятия можно с помощью организации образовательного процесса, в который будут включены и взаимосвязаны:
Программа подготовки юниоров
к участию в чемпионатах по стандартам WorldSkills Russia
по компетенции: «Ремонт и обслуживаниелегковых автомобилей»
12-14 лет, 14-16 лет
Программа подготовки студентов
к демонстрационному экзамену по стандартам WorldSkills Russia
по компетенции: «Ремонт и обслуживаниелегковых автомобилей»
Программы профессиональных проб по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей», включающая мастер-классы, кейсы, интерактивные экскурсии
Программа подготовки студентов
к участию в чемпионатах по стандартам WorldSkills Russia
по компетенции: «Ремонт и обслуживаниелегковых автомобилей»
Реализация проекта для школьников «Билет в будущее» позволяет внедрить раннюю
профилизацию за счет введения в 8 классе на базе колледжа программ профессиональных проб по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей», рассчитанных на два года и включающих в себя мастер – классы по темам: «Балансировка колеса автомобиля», «Правка колесных дисков автомобиля», «Шиномонтаж колеса на шиномонтажном оборудовании», « Электрические схемы и их проверка и диагностика» «Система зажигания. Стартер», «Сборка КПП в правильной последовательности», Разборка и сборка двигателя (двигатель без привода ГРМ) в правильной последовательности», и т.д, теоретические занятия, профессиональные игры и соревнования, экскурсии на предприятия, которые организует колледж, встречи с передовиками производства в этой профессии.
В 9-10 классе школьники осваивают Программу подготовки юниоров к участию в чемпионатах по стандартам WorldSkills Russia по компетенции: «Ремонт и обслуживаниелегковых автомобилей», которая включает в себя:
Модуль 1: «С» Электрические системы (общая схема).
Конкурсанту необходимо провести осмотр и диагностику электрооборудования кузова автомобиля. Определить неисправности, выполнить необходимые электрические измерения, устранить неисправности. Выполнить проверку целостности электрических цепей согласно электрическим схемам.
Модуль 2: «D» Коробка передач.
Конкурсанту необходимо провести разборку КПП, выполнить диагностику, определить неисправности и дефекты, произвести необходимые измерения (вторичный вал КПП предоставляется разобранным отдельно), устранить неисправности, провести сборку КПП в правильной последовательности. Выбрать правильные моменты затяжки. Проверить работоспособность после сборки.
Модуль 3: «Е» Механика двигателя.
Конкурсанту необходимо провести разборку двигателя (двигатель без привода ГРМ), выполнить диагностику, определить неисправности и дефекты, устранить неисправности, провести необходимые метрологические измерения, регулировки, провести сборку в правильной последовательности соблюдая технологию. Выбрать правильные моменты затяжки.
На основе содержательных линий каждого модуля разрабатываются программы модулей, календарно-тематическое планирование, методические рекомендации к составлению ситуационных задач, тем самым вырабатывается устойчивый интерес и умения по каждому техническому заданию, формируется инженерная мысль у участников программ.
При такой организации профориентационной работы со школами знакомство с профессией, с колледжем, с наставником в своей будущей профессии, с условиями труда и местами работы происходит «вживую», осознанно, исключается позиция абитуриента: «Пришел сюда учиться, потому что больше некуда было идти». Кроме того, содержательные линии модулей, включенных в чемпионат по стандартам WorldSkills Russia по компетенции: «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»: Системы управления двигателем, Система рулевого управления, подвеска, Электрические и электронные системы, Коробка передач (механическая часть), Двигатель (механическая часть), Тормозная система, будут восприниматься студентами как продолжение и углубление раннее изученного материала, будет обусловлено развитие профессиональных компетенций и обеспечена практико – ориентированность обучения.
В осуществлении организации практико-ориентированных форматов в подготовке будущих специалистов от школы до работодателя есть ряд проблемных вопросов и узких мест:
В настоящее время отсутствует система в решении проблемы подготовки обучающихся к будущей профессиональной карьере.
Не отлажены механизмы взаимодействия в цепочке «школа-колледж- предприятие».
Нет централизованного обеспечения и совершенствования материально –технической базы колледжей на уровне государства для выполнения программ подготовки юниоров к участию в чемпионатах по стандартам WorldSkills Russia.
Ресурсы школ не готовы к введению ранней профилизации.
Присутствует слабый интерес работодателей к реализация проекта для школьников «Билет в будущее», который снял бы многие вопросы работодателей к подготовке специалистов для конкретной отрасли производства.
Кадровый потенциал колледжей для подготовки специалистов нового формата слабо обеспечен поддержкой на государственном уровне.
Новые подходы организации практико-ориентированных форматов в подготовке будущих специалистов от школы до работодателя позволят в будущем эффективно выстроить работу в цепочке от школьника к подготовке высококвалифицированного рабочего и специалиста, сформировать его профессиональную карьеру, а кроме того создать единую образовательно- производственную среду.
Литература:
ФГОС 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (Концепция разработана в 2015 г. в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт образования». Руководитель авторского коллектива: д.п.н., профессор В.И. Блинов.)