Применение игровых технологий на процесс обучения учащихся студии моды «Стиль»
Применение игровых технологий на процесс обучения учащихся студии моды «Стиль»
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живи тельный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на процесс обучения учащихся студии моды «Стиль» »
Филипюк Елена Евгеньевна
Педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ЦДТ г. Абакан
Применение игровых технологий на процесс обучения учащихся студии моды «Стиль»
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Педагогическая наука и практика предлагают немало различных форм учебной деятельности воспитанников. Одной из них является игровая технология. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Позитивное отношение к образовательному процессу - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в процесс игры служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы - развитию личности воспитанника, но и снижает утомление.
Актуальность дидактических игр для дополнительного образования состоит в том, что они помогают привить молодежи технологическую культуру, развить разносторонние качества личности и способности к осознанному профессиональному самоопределению.
Игровая форма занятий по «Дизайну одежды» создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Помогает детям активизировать свою творческую и познавательную активность в области проектирования одежды, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Например, при изучении темы «Изготовление поясных изделий» напряжение детей 5-6 классов очень большое, так как они стараются выполнить ровные строчки, но это им ещё плохо удаётся из-за того, что у детей ещё нет навыка работы на швейной машине. В качестве игрового момента можно использовать физминутку.
Применение здоровьесберегающих игровых технологий помогают не только разнообразить занятия, но и способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Интерес к предмету повышается, используя такие методы, как:
Игры: «В мире профессии», « Юный модельер», «Сгруппируй слова по смыслу»
Игровые технологии используем как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового. Использование всевозможных ребусов, кроссвордов, головоломок повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на занятиях занимательный материал. Вот тут-то мы и имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающее занятие по теме. В процессе игры у детей вырабатывается умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись, ребенок и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Можно выделить такие виды занятий с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на занятии;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (занятие - соревнование, занятие - конкурс, занятие - путешествие, занятие - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном занятии
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между воспитанниками разных групп по одному направлению.
Игровая ситуация создает возможность воспитаннику осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию эти условия важны для укрепления психического здоровья.
При использовании игровых технологий на практических занятиях по создании коллекций одежды необходимо соблюдать следующие условия:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям занятия;
2) доступность для воспитанников данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на занятиях.
При разработке игры нужно учесть два момента:
Практический (обучающее значение метода);
Психологический (игровой аспект метода).
Игра должна быть построена на имитации реальной деятельности путем использования моделей реально существующих объектов.
Все воспитанники кружка выступают в тех или иных ролях: закройщик, судья, эксперт, модельер, покупатель, заказчик… и принимают решения, сообразуясь с интересами своей роли. А поскольку интересы для разных ролей не совпадают, то игрокам приходится принимать решения в конфликтной ситуации, что стимулирует активность участников.
Игра включает три основных этапа:
1.Подготовка игры, которая предполагает следующие мероприятия:
а) проектирование игры (модели, ситуации) и подготовка ее презентации;
б) формулирование задания;
в) планирование игры;
г) прогнозирование изменения условий игры (модели, ситуации) по ходу игры, в зависимости от действий и решений обучаемых.
2. Проведение игры:
а) формулировка задания и снабжение участников игры исходными материалами;
б) обсуждение и постановка цели и задач;
в) проработка материалов;
г) анализ ситуации, модели и вычленение проблемы;
д) поиск решений, прогноз последствий;
е) принятие решения, внесение предложений по реализации решения;
ж) обобщение результатов между обучаемыми и с преподавателем.
3. Завершение игры:
Очень часто случается так, что вывести участников из игры бывает сложнее, чем создать игровую атмосферу в ее начале. Это понятно, ведь игра увлекает. Поэтому необходимо провести следующие мероприятия:
а) обсудить результаты и проанализировать действия участников игры;
б) рассмотреть трудности, возникавшие по ходу игры, проанализировать идеи;
в) переключить участников от игры к реальной жизни.
Схема организации и проведения игр любого типа в общем виде можно представить на примере игры «Юный модельер» включающий в себя 4 этапа (при проведении игр этапы реализуются по-разному)
1. Подготовительный: может включать изучение программного материала (если игра имеет цель систематизации и закрепления), подготовку сценария игры и необходимого оборудования.
2. Процессуальный: ход игры.
3. Этап группового обсуждения: анализ игры и выводы.
4. Послеигровой этап реализуется через повышение мотивации к обучению, психологическую реабилитацию участников игры.
Применение игровых технологии обучения в студии моды «Стиль» по предмету «Дизайн одежды» является наиболее эффективным так как:
применяя игровую технологию на занятиях достигаются хорошие результаты в работе с детьми, а именно появляется учебная мотивация, развивается творческая деятельность.
у воспитанников заметно повышается интерес к занятиям.
она способствует быстрому усвоению нового материала воспитанниками кружка, снятию эмоционального напряжения, способствует развитию коммуникативных способностей воспитанников и обеспечивает повышение качества образования.