Просмотр содержимого документа
«Практико-значимый проект "Система работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию ребенка в моей профессиональной деятельности"»
Практико-значимый проект:
«Система работы по
духовно-нравственному развитию и воспитанию
в моей профессиональной деятельности»
Выполнила:
Белова Марина Викторовна
педагог дополнительного образования
Содержание.
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Приобщение к миру традиционной народной культуры – эффективное средство духовно-нравственного развития и воспитания ребенка.
Глава 2. Система работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию педагога дополнительного образования Студии декоративно-прикладного творчества «Сказка» (из опыта работы).
Заключение.
Приложение.
Список литературы.
Введение.
«Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности»
«Золотая формула» этнопедагогики – академик Г.Н.Волков
Сегодня перед нашим обществом стоит одна из важных задач, если не сказать, самая главная – это духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Ведь каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности, зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей, педагогов и общественности.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Это объясняется сегодня еще и тем, что в обществе наблюдается моральный и эстетический «разрыв» между поколениями. Дети и взрослые существуют каждый в своем микромире, к сожалению, практически никак не дополняя друг друга. А ведь именно взаимовлияние и взаимодействие разных возрастных категорий людей и является ненавязчивой системой духовно-нравственного воспитания, содержание которого базируется на народных традициях. На протяжении длительного времени наши предки вводили подрастающее поколение в единую систему целостного мира семейно-обрядовой и календарно-праздничной культуры. Роль детей в познании основ народной культуры была довольно значимой. Целью неписаной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, семьи.
Наше современное образование должно учитывать национальные, региональные и местные культурные особенности и традиции. Именно они обеспечивают «индивидуальный характер» развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами. Сейчас, во время все возрастающей урбанизации, стандартизации, наступления «массовой культуры», интерес к традиционной народной культуре становится все более актуальным.
Проблема в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
Признаки этой проблемы налицо: размытое представление о нравственности, совести, милосердии, доброте, проявление разнообразных разрушающих и разрывающих человека религиозных сект, распространение наркомании и т.д. Общество как бы лишено идейно-духовного стержня, устойчивости. Потеряно ощущение крайне важных ориентиров. Но самое интересное, что именно в эту эпоху кризиса, как никогда возрастает интерес к своим истокам, к традиционной культуре – этой уникальной сфере духовной и материальной жизни народа, т.е. именно к тому, что способно противостоять злу, агрессии, насилию над личностью.
Русское народное искусство, сохранившее до наших дней значение живого художественного наследия, выражает духовную культуру нашего народа, черты национального характера, представления о нравственных идеалах людей. И поэтому, общение детей с народным искусством необходимо в нравственном становлении личности каждого из них.
Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует приобщение детей к миру народной культуры.
Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, традиционное народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Объект исследования–педагогическая деятельность, направленная на формирование духовно-нравственной личности.
Предмет исследования–духовно-нравственное развитие и воспитание детей в Студии декоративно-прикладного творчества «Сказка».
Цель - проанализировать систему работы педагога дополнительного образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей в Студии декоративно-прикладного творчества «Сказка».
Задачи -
изучить педагогическую литературу по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей;
изучить литературу о необходимости приобщения детей к миру традиционной народной культуры – эффеткивному средству духовно-нравственного развития и воспитания в современных условиях;
описать систему работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию педагога дополнительного образования.
Методы исследования -
анализ психологической и педагогической литературы,
изучение и обобщение передового педагогического опыта,
метод наблюдения.
Теоретическое значение работы - обобщение опыта работы педагога по духовно-нравственному развитию и воспитанию, что в целом позволит расширить представления педагогов в этом вопросе.
Практическое значение заключается в том, что её результаты могут быть использованы в деятельности педагогов, что позволит им повысить свой профессиональный уровень.
Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Приобщение к миру традиционной народной культуры – эффективное средство духовно-нравственного развития и воспитания ребенка.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Проблема формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций сложна и многоаспектна. Она раскрывается на философском, социологическом, психологическом и педагогическом уровнях.
Общие основы воспитания духовно-нравственных ценностей раскрываются в исследованиях философов (О.Г. Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, В.П.Тугаринов), психологов (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков), педагогов (С.П. Акутина, Е.В. Бондаревская, И.Д. Демакова, Н.Д. Никандров, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Н.Е. Щуркова и др.).
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». У С.И. Ожегова «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще, обладающими всеми добродетелями, человека».
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормам, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.
В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности , различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до 3-х лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации. С развитием новых коммуникационных технологий и ростом средств массовых коммуникаций, а также относительная свобода в выборе и подаче материала увеличило роль этого фактора в социализации.
Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально-необходимые требования общества превратить в высокие нравственные стимулы каждого ребенка.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества отражает представление об окружающем мире, обществе, природе. Оно становится важным способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей. Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.
Именно народное декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития детей, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.
К проблеме использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы. О большом воспитательном и развивающем потенциале народной культуры говорили К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, а также современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова и др. Особо интересны труды искусствоведов-исследователей А.В. Бакушинского, П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, В.С. Вороновой, М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова, которые провели анализ произведений декоративно-прикладного искусства с точки зрения их значения для воспитания человека.
Важное значение для исследуемого вопроса имеют работы В.А. Сухомлинского и К.Д. Ушинского, в которых подчеркнута общественная значимость народных традиций в воспитании детей. Как никогда актуально звучат слова великого педагога К.Д. Ушинского о том, что еще «недавно мы старались во всем подражать иностранцам, теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы занять вместо всех прочих, одну черту из западного образования – черту уважения к своему Отечеству. А мы ее-то, именно ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять ее не тем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей Родины».
Великий педагог В.А. Сухомлинский был убежден, что эффективную воспитательную работу можно строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. И чем глубже и шире дети изучают исторически сложившиеся виды народного творчества, тем последовательнее и успешнее они продолжают творческие традиции народа, и тем выше результаты духовно-нравственного формирования творческой личности.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости приобщения детей к народному декоративно-прикладному творчеству, введения их в мир традиционной культуры. В настоящее время роль предметов художественно-эстетического цикла дополнительного образования детей как нельзя более актуальна и значима.
Глава 2.Система работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию педагога дополнительного образования Студии декоративно-прикладного творчества «Сказка» (из опыта работы).
Система дополнительного образования с ее вариативностью, гибкостью, ориентированностью на развитие творческого потенциала каждого ребенка, представляет собой ту самую сферу, в условиях которой возможно духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Народная культура способна формировать духовные интересы и потребности, моральные качества, идеалы, характер, влиять на сознание и подсознание, развивать способности, воздействовать на волю. Поэтому целью воспитательной системы в учреждениях дополнительного образования является создание условий для поддержки и активизации личностного и духовного роста воспитанников через реализацию в учебно-воспитательном процессе дополнительных образовательных программ художественно-эстетической направленности, основанных на народной культуре. Такие программы, имеющие в своем содержании компоненты народной культуры, позволяют значительно увеличить образовательные возможности детей, осуществить выбор и реализацию индивидуальной образовательной траектории, привлечь юных граждан к интересу изучения национальных традиций, сохранения и применению в современной жизни духовно-нравственных ценностей, заложенных в народной культуре.
За последние годы в системе дополнительного образования накоплен огромный опыт развития традиционных и современных направлений народной культуры. Осваивая и изучая лучшие образцы народного декоративно-прикладного искусства, ребенок обогащает свои знания, начинает претворять в жизнь свои творческие начинания, повышается уровень его эстетических запросов. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути, реализовывать свои лучшие нравственные качества, развивать творческую и познавательную активность.
Образование и воспитание эффективно, если оно системно. Применение системного подхода к учебно-воспитательному процессу в учреждениях дополнительного образования способствует повышению уровня и качества образования подрастающего поколения.
В Студии декоративно-прикладного творчества «Сказка» наработан богатый опыт по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей.
26 года я работаю педагогом дополнительного образования в Студии декоративно-прикладного творчества «Сказка» Центра развития творчества детей и юношества. Занимаюсь с детьми в творческих мастерских по направлениям – «Азбука дизайна», «Вышивка», «Традиционные куклы».
Система работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию. Основные формы работы (из опыта работы педагога):
Реализация дополнительной образовательной программы художественной направленности в Студии декоративно-прикладного творчества «Сказка» («Традиционные куклы», «Вышивка», «Азбука дизайна»).
Организация и проведение мастер-классов и творческих мастерских для детской аудитории по различным видам декоративно-прикладного и народного творчества:
А) на уровне Студии декоративно-прикладного творчества «Сказка» - Фестивали мастер-классов в дни школьных каникул: «Бродит осень у ворот...» (осенние каникулы), «Новогодние сюрпризы» (зимние каникулы), «Весна-красна!» (весенние каникулы); «Мастерская добрых волшебников» в рамках летней творческой смены; «Салют Победы» в рамках проекта «Этих дней не смолкнет слава!»;
Б) на уровне Центра развития творчества детей и юношества – традиционный праздник начала учебного года «День открытых дверей», Фестиваль мастер-классов;
В) на уровне района – в рамках проведения выставок декоративно-прикладного и народного творчества «В дорогу за сказкой» и «Там, на неведомых дорожках...»; в рамках проведения Фестиваля мастер-классов «Мой разноцветный мир» ; для воспитанников пришкольных лагерей в дни каникул;
Г) на Международном уровне – в рамках Международной образовательной программы «Дети России – детям Европы» (Финляндия-Швеция); в рамках проведения Международного Детского Фестиваля искусств и ремесел «Мастера» (Музей ДПТ на Делегатской ул., Москва); на Детской Ярмарке ремесел СПО-ФДО в рамках IX Международного московского Фестиваля ремесел на ВВЦ;
Организация и проведение мастер-классов и творческих мастерских для взрослой аудитории:
а) на уровне Студии декоративно-прикладного творчества «Сказка» (совместные - для родителей и воспитанников студии) – «Зимняя сказка», «Яичко ко Христову дню», «Светлое Воскресение!», «Разноцветье листопада», «Пасхальный перезвон!», «Рождественская мастерская»,
б) на уровне района – РМО учителей технологии,
в) на Республиканском уровне – в рамках Республиканской выставки декоративно-прикладного и народного творчества «Волшебные краски детства» Академии дополнительного образования
г) на Международном уровне –в рамках Международной культурно-образовательной программы «Дети России – детям Европы» (Финляндия-Швеция); в рамках проведения Международного Детского Фестиваля искусств и ремесел «Мастера» (Музей ДПТ на Делегатской ул., Москва); на Детской Ярмарке ремесел СПО-ФДО в рамках IX Международного московского Фестиваля ремесел на ВВЦ.
Проведение игровых программ для детей - «Путешествие в историю имен», «В гостях у «Сказки», «Вас в сказку добрую зовем!» и др.
Организация и проведение интерактивных экскурсий для детей (тематических) в рамках проведения выставок, конкурсов – «Серебряная метель» (посвященная истории новогодних и рождественских открыток); «В мире творчества и доброты»; «КонфетТи» (посвященная истории появления шоколада, конфет и всем известного фантика); «В гостях у «Сказки» (посвященная народным промыслам и ремеслам);
Участие воспитанников Студии в Международных, Республиканских, Областных, районных выставках, конкурсах, Фестивалях – Московский Международный форум «Одаренные дети» в поддержку Президентской программы «Дети России»; Областные выставки-конкурсы «Художественный язык вышивки» и «Традиционные куклы» в рамках Областного Фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии»; Республиканский конкурс декоративно-прикладного и народного творчества «Волшебные краски детства»;Международный Фестиваль детского творчества «Детство без границ»; Межрегиональный творческий Фестиваль «Серебро Рождества»; Международный благотворительный Фестиваль «Шедевры крошек или крошечные шедевры»; Областной конкурс ретро-игрушек «Елка нашего детства»; Международный конкурс декоративно-прикладного и народного творчества «Мир тебе, Земля моя!»; Международный конкурс художественного творчества «Хранители»; районная выставка декоративно-прикладного и художественного творчества «Край Луховицкий»; районная выставка декоративно-прикладного и художественного творчества «Рождественская звезда»; «Выставка первой работы» (традиционная выставка детского творчества среди воспитанников студии); «Галерея детских шедевров» (итоговая выставка воспитанников студии), «Там, где живут чудеса...» (итоговая выставка воспитанников студии); традиционная выставка-конкурс «Лучшая работа года» (среди воспитанников студии) и др.;
Организация экскурсий для детей Студии с интерактивными занятиями и программами – «Школа ремесел» (Коломна); Культурно-выставочный центр и Краеведческий музей (Луховицы); «Музей ДПИ на Делегатской» (Москва); Музе-заповедник «Рязанский Кремль» и др.;
Оформление мини-музеяпредметов старины;
Участие детей в благотворительных ярмарках;
Участие в издании методических материалов по обобщению педагогического опыта - материал для Сборника «Организация и проведение мастер-классов для детей и родителей» (из опыта работы педагога); публикация в Сборнике «Региональная научно-практическая конференция: «Духовно-нравственное развитие и воспитание граждан России – залог психического и физического здоровья личности»;
Участие детей в социально- значимых акциях – «День Победы» др.;
Проведение семинаровдля РМО учителей технологии по теме: «Возрождение народной культуры в детском творчестве. Традиционные народные куклы»;
Участие в Региональной научно-практической конференции: «Духовно-нравственное развитие и воспитание граждан России – залог психического и физического здоровья личности»; в Областном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя».
Создание мультимедийных презентаций о Студии декоративно- прикладного творчества, ее воспитанниках, их творческих достижениях.
Заключение.
Сегодня учреждения дополнительного образования являются составной частью единой системы образования и предназначены для интеллектуального, духовного развития детей, подростков, удовлетворения их разнообразных образовательных и социально-культурных потребностей.
Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение. Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социально-культурного творчества. Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники – это наши корни. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни.Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Именно здесь, в учреждениях дополнительного образования, возможно, решить эти задачи: сформировать гражданскую позицию юного человека, заложить и сохранить жизненные приоритеты, нравственные убеждения, моральные нормы и духовные ценности.
В данном практико – значимом проекте, в результате анализа психологической и методической литературы, интернет-ресурсов, описывающих духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка, а также опыта системы работы педагогов Студии декоративно прикладного творчества «Сказка» по духовно-нравственному развитию и воспитанию выявлено, что внедрение в практику различных форм работы дают учащимся возможность приобщиться к миру народного искусства во всем его многообразии, что способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа, а такжезначительно увеличить образовательные возможности детей, осуществить выбор и реализацию индивидуальной образовательной траектории, привлечь юных граждан к интересу изучения национальных традиций, сохранения и применению в современной жизни духовно-нравственных ценностей, заложенных в народной культуре.
Духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка является ключевой задачей современной государственной политики России, что и обусловило мое обращение к данной теме, где я постаралась представить некоторые итоги моей творческой деятельности, систему работы, мой личный опыт, который в дальнейшем будет накапливаться и обобщаться. Надеюсь, что он окажется полезным и позволит расширить представления педагогов в этом вопросе, а также может быть использован в их деятельности по повышению своего профессионального уровня.
Меня волнует то, станут ли мои сегодняшние воспитанники достойными гражданами своей страны, будут ли они носителями и хранителями национальной культуры. Поэтому я всегда в своей работе буду помогать ребенку постигать и проживать жизнь, подниматься вместе с ними на новые ступеньки духовно-нравственного и интеллектуального развития, болеть за их судьбу – это и есть моя главная педагогическая задача. Данный опыт направлен на приобретение детьми культурного богатства русского народа. И может быть, детская душа наполнится добром, милосердием и сопереживанием не только за себя, но и за других людей.
Список литературы.
Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье/Л.О. Володина//Педагогика.-2011.-№4.
Галицкая И.А. Понятие «духовно-нравственного воспитания» в современной педагогической теории и практике/И.А. Галицкая, И.В. Метлик//Педагогика.-2009.-№10.
Гафаров Р.М. Современные проблемы нравственного воспитания/Р.М. Гафаров//Воспитание школьников.-2010.-№9.
Григорьев Д. Социальное и духовное в воспитании человека/Д.Григорьев//Воспитательная работа в школе.-2009.-№10.
Губанова Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России/Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушнова//Воспитание школьников.-2011.-№5.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
Закон РФ «Об образовании».
Каршинова Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве/Каршинова Л.В.//Эксперимент и инновации в школе.-2010.-№6.
Кондаков А.М. духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования/А.М. Кондаков//Педагогика.-2008.-№9.
Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры: учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, ЭлизеТрейдинг, 2004.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Нравственное воспитание в средней школе/сост. И.А. Тисленкова.- Волгоград:Учитель, 2007.