kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повышение качества образования на уроках информатики в колледже через создание системы оценивания общих и профессиональных компетенций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полномасштабное развертывание системы независимой профессиональной оценки качества деятельности образовательных учреждений по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов позволит обеспечить как в ближайшем будущем, так и на отдаленную перспективу гарантированную конкурентоспособность выпускников на рынке труда, а колледжа – в образовательном пространстве, оперативное реагирование на изменения, происходящие в социально-экономической сфере региона, максимальный учет запросов и потребностей работодателей, социальных партнеров и родителей. Все это положительно скажется на имидже колледжа и послужит надежным фундаментом для его дальнейшего развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования на уроках информатики в колледже через создание системы оценивания общих и профессиональных компетенций »

Повышение качества образования на уроках информатики в колледже через создание системы оценивания общих и профессиональных компетенций


Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в концепции модернизации Российского образования выделяется требование подготовки конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности специалиста. Новые требования ориентируют систему СПО на переход от традиционного подхода – к компетентному, призванному удовлетворить потребности современного общества, производства и самих обучающихся. Ожидания от образования со стороны этих потребителей различны. Студент намерен получить такое образование, которое в наибольшей степени содействует развитию его личностных сил и благоприятно скажется на его профессиональной карьере. Общество и производство заинтересовано в личности, способной к результативной и творческой деятельности, принятию ответственных решений в ситуациях, когда специалист вынужден выйти за пределы своих должностных обязанностей, готового к смене профиля производства, освоению новых технологий.

Возрастает роль информатики в формировании ключевых компетенций студентов. Традиционный подход к обучению, ориентированный на получение студентами узко предметного образования, не может обеспечить удовлетворение новых потребностей общества и рыночной экономики, соответствовать изменениям спроса на специалистов со знанием ПК со стороны заказчиков и потребителей образовательных услуг. Другими словами, отечественная система профессионального образования нуждается в смещении акцентов со знаниевого подхода к образованию на компетентностный. Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, которые понимаются не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Для профессиональных образовательных учреждений набор этих ситуаций зависит от видов деятельности, определяемых стандартом специальности будущих специалистов. Такое образование невозможно «дать», оно осуществляется только в процессе самостоятельной работы студента, если становится для него личностно значимой деятельностью. Способность к межкультурной коммуникации с позиции компетентностного подхода выражается не только в овладении студентами коммуникативной компетенцией, но и ключевыми компетенциями в процессе изучения информатики. Ключевые компетенции в области изучения информатики студентов - это интегрированная способность выпускника к эффективной профессиональной деятельности и социальному взаимодействию с использованием информатики. В сфере преподавания состав ключевых компетенций будет следующим: готовность проявлять ответственность за выполненную работу (умение ставить цели овладения различными аспектами информатики, представить конечный результат использования ПК в полном объеме), способность к самостоятельным действиям (умение пользоваться справочной системой, отделять главную информацию от второстепенной и т.д.), устойчивое стремление к самосовершенствованию. Ключевые компетенции стимулируют студентов на практическое овладение ПК, на овладение способами и технологиями исследовательской, самостоятельной работы, имеющей большое значение в условиях большой загруженности студентов занятиями по профилирующим дисциплинам. Кроме того, в условиях развитой рыночной экономики существует тесная взаимосвязь между уровнем сформированности ключевых компетенций и возможностью трудоустройства молодого специалиста.

Современная педагогика делает акцент на формирование ключевых компетенций как основе развития способностей к практическому использованию ПК и воспитания личности в целом. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у студентов ключевых компетенций в процессе изучения информатики и неразработанностью педагогических условий их формирования. Одной из гипотез в исследованиях ученых является следующее утверждение: формирование ключевых компетенций у студентов в процессе изучения ПК будет эффективным, если:

  • выявлены критерии отбора и структурирования содержания учебного материала, ориентированного на формирование ключевых компетенций студентов;

  • разработана и реализована проектная технология формирования ключевых компетенций.

XXI век объявлен многими международными организациями веком качества. Качество становится показателем высокой эффективности труда в обществе, источником национального богатства, а так же фактором выхода из социального и экономического кризисов.

В последние годы в России проблемы контроля и управления качеством образования находятся в центре внимания как государственных структур, так и конкретных образовательных учреждений.

Единственным вариантом прямой внешней оценки соответствия качества подготовки перспективным требованиям конкретной отрасли экономики выступает независимая сертификация профессиональных образовательных программ, уровня профессиональной квалификации педагогических кадров и мастеров производственного обучения, а также компетентности выпускников учреждений профессионального образования.

При этом модель независимой профессиональной оценки качества деятельности образовательного учреждения по подготовке компетентных и востребованных работодателями рабочих кадров и специалистов должна включать в себя:

  • интегративную модель специалиста, объединяющую как совокупность компетенций, предусмотренных Государственными образовательными стандартами, так и квалификационные требования к конкретным производственным должностям;

  • процедуры и технологии оценки профессиональных образовательных программ как на уровне направления или специальности подготовки, так и в рамках одного учебного курса на предмет их актуальности, практической направленности, соответствия задачам и тенденциям развития отрасли;

  • комплекс индикаторов, критериев, показателей и шкал для проведения сертификации;

  • механизмы проведения сертификационной экспертизы;

  • валидные базы программно-тестовых заданий для автоматизированной независимой оценки уровня профессиональных компетенций как преподавателей, так и выпускников;

  • методику формирования единого фонда оценочных средств с учетом специфики конкретной отрасли для проведения независимой оценки и самооценки;

  • комплектование банка учебно-методических материалов для непрерывного профессионального образования кадров;

  • систему информирования образовательного и бизнес-сообщества о результатах сертификации.

Цели оценки профессиональных компетенций

  • определение отклонений существующего уровня профессиональных компетенций от установленного стандарта;

  • выяснение причин систематического несоответствия результативности сотрудника установленным нормативам;

  • определение возможности зачисления сотрудника в кадровый резерв, присвоения ему уровня профессиональной категории;

  • оценка степени готовности кандидатов к исполнению трудовых обязанностей.

Различные методики оценки профессиональных компетенций предполагают, что оценка будет соответствовать следующим требованиям:

  • достоверности - оценка должна относиться непосредственно к объекту оценки — элементу оцениваемой компетенции,

  • достаточности - при оценке необходимо пользоваться достаточным количеством свидетельств для демонстрации устойчивого качества действий, в которых проявляются оцениваемые элементы компетенций.

Оценка должна соответствовать следующим параметрам:

  • оценка должна быть основана на четких и прозрачных критериях;

  • критерии оценки должны формулироваться в терминах результатов решения профессиональной задачи;

  • выводы о качестве компетенций обосновываются свидетельствами освоения компетенций.

При оценке компетенции следует отдавать приоритет демонстрации способности решать профессиональные задачи, а не оценке изолированных элементов компетенций. Лучше всего разрабатывать оценочные задания посредством заданий, имитирующих реальные профессиональные задачи и оценивать уровень развития различных элементов компетенций, проявляющихся в ходе решения профессиональных задач.

Кроме этого, итоговые формулировки при оценке должны давать ответ на вопрос о том, достаточно ли существующего и выявленного уровня квалификации для решения профессиональных задач или нет. В случае несоответствия необходимо иметь четкое представление о том, какие развивающие мероприятия повысят уровень профессиональных компетенций до требуемого уровня.

Формы оценки профессиональных компетенций

Основные формы оценки профессиональных компетенций отличаются от форм оценки общих компетенций. Это обусловлено спецификой индикаторов оценки элементов профессиональных компетенций.

Система образования и требования к его содержанию эволюционируют вместе с развитием общества. Внедрение образовательных стандартов третьего поколения, подразумевающих компетентностный подход, является объективной необходимостью, обусловленной переходом от постиндустриального общества к обществу инновационному, основанному на знаниях. Суть компетентностного подхода заключается в том, чтобы специалист «на выходе» не только соответствовал определенным рыночным ожиданиям, но и мог быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в работе.

Первый вопрос, который возникает в связи с задачей формирования компетенций у студентов, - это концептуальное понимание термина «компетенция». Раньше преподаватель оперировал понятиями «знания», «умения», «навыки» (ЗУНы). Чем компетенция отличается от ЗУНов? Обратимся к новому Проекту Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому компетенция – это «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности». Далее понятие «обучение» рассматривается как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей». Таким образом, компетенция с точки зрения образовательного процесса включает в себя и знания, умения, навыки, но также предполагает наличие способности действовать в заданных обстоятельствах.

С точки зрения организации (как заказчика и потребителя образовательного продукта – выпускника) компетенция – это набор определенных качеств и поведенческих характеристик, которым должен обладать сотрудник; при этом вариативность компетенций связана не только с отраслью деятельности компании (например, добывающая отрасль, сфера услуг, банковское дело), а с занимаемой позицией (линейный сотрудник, менеджер проекта, бухгалтер, экономист, технический специалист и т.п.).

Для определения уровня компетенций студентов и выпускников подходят: проектная работа, деловая игра, бизнес-кейсы, а также экспертные наблюдения. При планировании процедуры оценки в первую очередь нужно прийти к единым критериям, прозрачным и понятным всем участникам. Сначала имеет смысл проранжировать компетенции по степени их значимости для работодателей – социальных партнеров, которые обязательно должны быть привлечены к ассессменту. Вторым шагом может стать формирование оценочной шкалы, например, от 1 до 5, где 5 – это не менее 80% позитивных и отсутствие негативных проявлений студента по каждой компетенции, а единица – наоборот, 80% негативных проявлений и отсутствие позитивных. Приемлемый уровень развития компетенции отражает средний балл («тройку») — это 60% позитивных образцов поведения и присутствие некоторых негативных образцов. Работа по «настройке» инструментов оценки является, пожалуй, более важной, чем сама оценка, и требует участия не только педагогов, но и сторонних экспертов (в идеале, менеджера по персоналу компании-работодателя): только тогда полученные результаты могут быть действительно объективными.

При оценке компетенций обязательна обратная связь, т.е. предоставление студенту развернутого отзыва о выполненной им работе с указанием сильных и слабых сторон, а также конкретных рекомендаций. Грамотно организованная обратная связь может стать дополнительным мотивационным фактором для дальнейшего обучения и развития студента в рамках выбранной им специальности.

Традиционно цели образования определяются системой знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход признают несостоятельным. Социуму (обществу, экономике, семье) нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не только от полученных знаний, умений, навыков, а и от неких дополнительных качеств, для обозначения которых в настоящее время и употребляются понятия «компетенция» и «компетентность», более соответствующие пониманию современных целей образования.

Под профессиональной компетентностью будем понимать целостное свойство личности, ориентированной на непрерывное самосовершенствование и самообразование, а также социально-значимую характеристику его профессиональной деятельности, выступающей основным фактором успешной работы по специальности. Профессиональная компетенция - способность к выполнению обобщенных действий в профессиональной сфере. Компетентность представляется как система, состоящая из отдельных блоков (компетенций), которая обладает внутренними и внешними связями. Свойства данной системы не сводятся к сумме свойств отдельных её элементов (компетенций), при этом присутствует некоторое интегративное качество, присущее только системе, которая определяет «компетентность» специалиста.

Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику требует изменения содержания и методов обучения, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть студенты к окончанию образования и при изучении отдельных предметов. Компетентностный подход в системе среднего профессионального образования предусматривает постепенную переориентацию с трансляции необходимого набора знаний на формирование навыков, способных помочь в создании условий для овладения комплексом компетенций, означающих способность выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

Компетентностный подход позволяет оценивать качество образования студентов более объективно, т.к. каждая компетентность раскладывается на определенные признаки, которые однозначно показывают, какими видами профессиональной деятельности овладел выпускник. При переходе на систему оценивания общих и профессиональных компетенций выявлены следующие проблемы:

  • нет единого подхода к составлению оценочных листов;

  • нет четкого понимания правил определения признаков компетенций;

  • не все педагоги применяют образовательные технологии, позволяющие отслеживать процесс формирования общих и профессиональных компетенций, а не уровень знаний.

Полномасштабное развертывание системы независимой профессиональной оценки качества деятельности образовательных учреждений по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов позволит обеспечить как в ближайшем будущем, так и на отдаленную перспективу гарантированную конкурентоспособность выпускников на рынке труда, а колледжа – в образовательном пространстве, оперативное реагирование на изменения, происходящие в социально-экономической сфере региона, максимальный учет запросов и потребностей работодателей, социальных партнеров и родителей. Все это положительно скажется на имидже колледжа и послужит надежным фундаментом для его дальнейшего развития.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Логвинова Елена Викторовна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193181


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства