«Поствентивная работа с суицидентом и его окружением».
«Поствентивная работа с суицидентом и его окружением».
Одним из наиболее острых проявлений девиантного поведения в подростковой среде, является подростковый суицид, технологии работы с которым нужно активно развивать. Необходим комплексный подход к оценке уровня суицидального поведения и его профилактики на разных уровнях суицидальных тенденций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Поствентивная работа с суицидентом и его окружением».»
Тема: «Поствентивная работа с суицидентом и его окружением».
Социальный педагог А.Р.Зубкова. МАОУ города Иркутска гимназия №2.
Цель: рассмотреть проблему суицида и его социальное значение, для выявления возможных путей решения.
Задачи:
Дать обоснование проблемы подросткового суицида.
Определить методы профилактической и коррекционной работы по устранению суицида среди несовершеннолетних.
Планируемые результаты: сделать выводы в выборе методов третьего уровня профилактической и коррекционной работы по устранению суицида среди несовершеннолетних.
В современных условиях становление социальной работы как особой профессии вызвано не только увеличением потребности населения в социальной поддержке, но и изменением содержания этих потребностей. Общество динамично развивается, а это означает, что и технологии, используемые в социальной работе, должны развиваться, причем, в некоторых направлениях, опережая время.
Одним из таких направлений является работа с подростками, с девиациями, возникающими в этот возрастной период. И на данный момент, одним из наиболее острых проявлений девиантного поведения в подростковой среде, является подростковый суицид, технологии работы с которым нужно активно развивать.
Учитывая сложность проблемы детско – подросткового суицида, многообразие его причин, необходим комплексный подход к оценке суицидального поведения и его профилактики на разных уровнях суицидальных тенденций. Большая нагрузка в этом направлении ложится на социального педагога и педагога - психолога образовательного учреждения.
Попробуем отследить основные моменты в работе социального педагога.
1.Выявление несовершеннолетних, испытывающих какое-либо неблагополучие в жизни (поведение учащегося в школе и вне школы со слов одноклассников, учителей предметников, круг общения, принимаемый ли в классе и т.п., нет ли на открытых участках тела порезов, синяков и т.п., питается ли в столовой, не высматривает ли чужие порции). Все выявленные факты, включая первичную диагностику педагога-психолога, обобщаются, и дальше следует новый шаг в работе.
2.Посещение семьи по месту жительства с целью изучения жилищно-бытовых условий и особенностей семейного воспитания. Надо сказать, что это мероприятие – своеобразный тест на отношение родителей к школе. Доброжелательные, открытые к общению, адекватные родители пускают представителей школы в свое жилище без проблем. При этом охотно рассказывают о своей семье, делятся мыслями, принимают с благодарностью те замечания, которые высказывает педагог. Но есть и другая категория родителей. Они либо напрямую отказывают («я никого не впускаю в свой дом!»), либо ищут бесконечные причины, чтобы избежать посещения семьи представителями школы: слишком заняты по работе, либо просто не открывают дверь, несмотря на договоренность. С точки зрения рассматриваемой нами проблемы – подростковый суицид – информативными могут быть постеры, развешенные на стене, фото любимых групп музыкантов, всевозможные записки, надписи, картинки. Обязанность педагогов – не замалчивать, а проговорить все вызывающие сомнение моменты с родителями ребенка, обратить внимание на факторы риска, дать советы и рекомендации по гармонизации отношений с ребенком и, при необходимости, сообщить информацию в органы системы профилактики.
3.Интернет. Особое внимание при посещении семьи и всей последующей работе с семьей следует обратить на пользование интернетом. Имеется ли доступ в интернет? Как родители контролируют пребывание ребенка в интернете? В каких группах и сообществах он состоит? Возможно ли отследить все его «лайки», переписку, посты? Ведь известно, что под влиянием так называемых «групп смерти» лишился жизни не один десяток подростков.
4.Работа с семьей продолжается.
В первую очередь родителей и ребенка нужно проинформировать, куда они могут обращаться за помощью. В школе это специалисты (педагог-психолог, социальный педагог), опытные учителя, администрация. В городе – различные учреждения, оказывающие помощь семье и детям. Обязателен в таких случаях всероссийский телефон доверия: 8-800-2000-122. В качестве мер помощи могут быть использованы индивидуальные беседы, консультации, советы, занятия родительского всеобуча, работа клуба и т.п. Возможно использование памяток, буклетов и других печатных материалов. Учитывая огромную популярность социальных сетей, возможность общения по скайпу, переписке в группах, размещение материалов на сайте школы, социальный педагог может и должен в своей работе использовать этот ресурс. Цель и смысл всей данной работы – научить родителя воспитывать ребенка, устанавливать с ним добрые, доверительные отношения и помочь выйти из травмирующей ситуации, уберечь от рокового шага.
5.Занятость ребенка вне школы. На протяжении последних лет все большее значение придается занятости ребенка во внеурочной деятельности и системе дополнительного образования. Но далеко не все родители понимают важность дополнительных занятий для развития и воспитания ребенка. К проблеме профилактики суицида это имеет самое прямое отношение. Неуспешный в учебе, непопулярный в среде сверстников ребенок может реализовать себя в творчестве, спорте, общественной деятельности. Это отвлечет его от дурного влияния компаний, бесцельного гуляния по интернету, попыток попробовать алкоголь, покурить. Во всяком случае, у него будет для пагубных поступков и мыслей значительно меньше времени и мотивации.
6.Когда необходима помощь врача. Суть данной работы – убедить родителя обратиться за медицинской помощью. Система профилактики суицида предполагает взаимодействие различных органов и учреждений. Причина суицидального поведения, как правило, находится на стыке медицины, психологии, педагогики. Поэтому разные категории детей: группы риска, дети ОВЗ, дети инвалиды, дети с любыми хроническими заболеваниями, получившие какие либо травмы, перенесшие операции и т.п., требующие особого внимательного и чуткого отношения взрослых, как родителей, так и учителей. А социальный педагог должен помочь взрослым правильно сориентироваться в общении с такими детьми.
Основой социальной работы с подростками в реабилитационном пространстве по профилактике суицидального поведения является оказание помощи подростку: в социализации, в развитии умений контролировать свои негативные чувства и эмоции, в обучении анализировать любую социальную ситуацию, делать правильный осознанный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение, а также формирование у подростков устойчивой негативной реакции к суицидальному поведению.
Специфика организации социальной работы с лицами подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций.
В плане мероприятий по профилактике суицидов у подростков выделяются следующие подходы:
Во-первых, информационный – основывается на том, что одним из главных направлений работы должно стать информирование подростков о способах решения проблем, выхода из депрессий и затруднительных состояний;
Во-вторых, социально-профилактический, который в качестве основных целей рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих суицидальные мысли и намерения;
В-третьих, медико-биологический – его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам подросткового возраста, страдающих различными психологическими отклонениями;
И, в-четвертых, социально-педагогический. Он заключается в восстановлении или коррекции качеств личности, особенно нравственных и волевых.
Исключительно ответственным этапом профилактики суицидов в подростковом возрасте выступает помощь суициденту со стороны эмоционально близких и значимых лиц.
Как известно виды профилактической деятельности, по предложению ВОЗ, разделяются на первичную профилактику, вторичную профилактику и третичную профилактику.
Меры профилактики и предупреждения детского суицида
Уровни
Название
Цель
Контингент, адресат воздействия
Мероприятия
1 уровень
1-я профилактика
1. Выделение групп суицидального риска
2. Сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования
Дети и подростки группы риска
1. Диагностика суицидального поведения
2. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях
действия в этой ситуации
Участники образовательного процесса
1. Классные часы, круглые столы, стендовая информация
2. Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
2 уровень
2-я профилактика
Предотвращение самоубийства
Учащиеся, угрожающие кончить жизнь самоубийством
Оценка риска самоубийства: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
3 уровень
3-я профилактика
Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев
Очевидцы и свидетели происшествия
Оповещение, возможность проконсультироваться
с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению
Социальная и психологическая реабилитация
Суициденты, оставшиеся в живых
Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.
Нас интересует этап третичной профилактики. Для этого вспомним что поственция – это усилия по предотвращению повторения акта аутоагрессии, а также предупреждение развития посттравматических стрессовых расстройств у уцелевших и их окружения.
Задачи поствентивной профилактики состоят в облегчении процесса приспособления к реальности у переживающих трудности, уменьшении степени заразительности суицидального поведения и факторов риска повторного суицида. Они решаются путем использования таких стратегии как:
- психологическое консультирование;
кризисная интервенция; поиск систем поддержки личности в обществе;
- образовательная стратегия для повышения осознания роли и значимости само разрушительного поведения;
поддержание контактов со СМИ для соблюдения этических принципов при информировании об актах аутоагрессии в обществе.
Третичная профилактика предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменьшающие вероятность парасуицида, социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения. В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся дети или подростки, совершившие попытку суицида. Важно серьезно относиться к подобным действиям, так как при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т. п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы. Наиболее опасным периодом считается 1-3 недели после первой попытки.
Задача специалистов СПС получить информацию по каждому из компонентов, чтобы предвидеть дальнейшее развитие событий. Основной мишенью работы специалистов СПС остается причина (кризисная ситуация, конфликт и др.), толкающая ребенка или подростка к страшному решению.
При организации третичных профилактических мероприятий в школе после совершения фатального суицида большое значение имеет помощь одноклассникам суицидента в преодолении боли и для предотвращения подражания и имитации. Социальное окружение подростка - суицидента, как правило, испытывают вину после случившегося, считая, что не услышали зов о помощи, не смогли предотвратить самоубийство.
Поэтому необходимо в доступной форме предоставить старшеклассникам простые и ясные сведения о суициде с учетом их возраста и уровня развития. Очень важно, чтобы друзья суицидента услышали об обстоятельствах смерти от педагогов, а не от приятелей, соседей или из прессы, говорить с ребенком об умершем, давая высказаться ему самому и вспоминая не только о произошедшей трагедии, но и о счастливых временах и моментах, проведенных с ушедшим.
Вместе с тем необходимо обращать особое внимание на возникающее у подростков ощущение вины, уверяя их в непричастности к самоубийству и в том, что они сделали все возможное для его предотвращения; преодолевать фаталистические настроения, обсуждая конструктивные пути преодоления возможных конфликтов.
В рамках третичной профилактики проводится комплекс мер, направленный на предотвращение рецидива суицида у подростков и работа с ближайшим окружением суицидента.
При работе используются методы социально-психологической-коррекции и реабилитации. При этом крайне важно, чтобы программы, направленные на предотвращение суицида, основывались на какой-то определенной модели изменения поведения.
Таким образом, основными видами помощи суициденту является:
- проведение профилактических бесед, включение подростков, с суицидальными намерениями в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций;
- переориентация индивидуальных и групповых интересов; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, взаимодействии с окружающими, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях;
- рекомендации по изучению специальной литературы;
- привлечение специалистов – психологов, социальных педагогов, юристов, психотерапевтов и т.д.
Можно сделать вывод о том, что все существующие методы профилактики суицидального поведения у лиц подросткового возраста, направлены на то, чтобы поставить данную форму девиантного поведения под социальный контроль.
Проблему суицидального поведения подростков можно только путем объединения усилий и согласованных действий специалистов разных ведомств, оказывающих социальную, правозащитную, медицинскую, психологическую, информационную и другие виды помощи.