kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет учителям-предметникам систематизировать способы обучения с использованием образно-эмоциональных приёмов. Информация, представленная в работе, поможет молодым учителям повысить свой методичесикй уровень преподавания, а учителям со стажем вспомнить свои наработки в этом направлении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе.»

Построение процесса обучения

на образно-эмоциональной основе

Процесс обучения по ФГОС в современной школе требует от учителя новых форм и приёмов. Но новое, как правило, это хорошо забытое старое. В этой статье систематизированы и предлагаются для реализации очень простые образно-эмоциональные способы, помогающие оживить, усилить и разнообразить процесс обучения. Причём, особых затрат на реализацию многих приёмов не требуется, а результат от их применения многократно увеличивает продуктивность освоения, понимания и запоминания учебного материала.

Ì. Зрительные образы.

1.Использование цвета.

а) При работе в группах по повторению и обобщению материала даются карточки для ответов разного цвета:

зелёные – пишут определения, законы, правила;

жёлтые – выполняют задание на внимание, нахождение ошибок, «дополни фразу», «составь фразу из ключевых слов» и т. д.;

красные – дают ответы к задачам;

голубые – дают ответы на вопросы: «Почему? Как? Зачем? Где?»

2.Использование зрительной и рефлекторной памяти.

а) Задание: построить график – выдаются листы в клетку;

б) Задание: мини-сочинение по теме: «Исчезла сила трения» - выдаются листы в линию.

3.Использование моделей, плакатов, другой наглядности.

а) При изучении различных устройств используются макеты, модели, реальные предметы. Причём, очень повышается эффект, если макеты, модели сделаны самими учащимися.

б) При изучении астрономии много абстрактных понятий, которые трудно осмысливать – демонстрируются цветные плакаты, слайды, для усиления эффекта используется музыка группы Spice;

в) Например, при объяснении темы: «Агрегатные состояния вещества» нужно усвоить различия в строении вещества в разных агрегатных состояниях – показываются простые, но наглядные опыты, указывающие на разницу в строении (диффузия марганцовки в картофель, сахара и чая, окрашивание ткани и.т.д.)

ÌÌ. Слуховые образы.

а) При изучении темы в 10 классе: «Энтропия» надо пояснить что такое «хаос» и «порядок». Прошу ребят по моей команде: «Хаос» начать топать ногами, кричать перемещать вещи по парте, громко петь и т. д. По команде: «Порядок» - быстро сложить вещи на партах, сесть, как учили в 1 классе и замолчать.

б) При изучении темы: «Звуковые колебания» надо выяснить влияние шума и звуков на восприятие – попросить одного ученика выйти к доске и рассказать любую историю, нескольких учеников попросить его внимательно слушать, а остальных - вести себя как можно более шумно. Затем задаётся вопрос тем, кто слушал: «Что удалось расслышать?». Затем проделать то же самое, но в тишине и задаётся тот же вопрос. Сравнить результаты.

ÌÌÌ. Тактильные ощущения.

а) Эти ощущения можно использовать, например, на географии при изучении разных пород – пощупать образец и на ощупь уловить разницу в строении, качестве объекта. Также можно использовать, например, на технологии при изучении различных видов тканей, толщины нитей, качества тканей и т.д. На физике можно использовать такой приём при изучении рассеивающих и собирающих линз (После изучения определений линз, на ощупь определить какие линзы в непрозрачном мешке собирающие, а какие рассеивающие)

ÌV. Обоняние.

Можно использовать при изучении темы «Диффузия» - принести дезодорант или освежитель воздуха и распылить в классе и задать вопрос: «Что вы сейчас почувствуете? Почему? Что произошло с веществами?». На технологии обонятельные образы можно использовать при изучении темы «Кулинария», принести разные специи, имеющие специфические запахи и изучать их, а также рассказать об их использовании.

V Двигательные рефлексы.

Можно использовать при проведении лабораторных, практических работ и некоторых тем. Например, по теме «Определение средней скорости движения тела», объяснение этой темы можно провести в виде эксперимента, в котором участвуют ученики. Они заранее приносят рулетку, секундомер. На уроке измеряют размер шага одного из учеников, засекают время движения от одной стены класса до другой, считают количество шагов, затем сообща выводят формулу. Эффект запоминания на порядок выше, чем если бы просто объяснить и записать формулу в тетрадях.

VÌ. Использование образно-эмоционального мышления при составлении блоков, опорных карт .

Особенности при составлении блоков для лучшего запоминания:

а) Выделение текста подчёркиванием, жирным шрифтом, курсивом, цветом. Выделяются темы, разделы, определения, правила, законы.

б) В начале строки ставится знак восклицания – на это предложение надо обратить особое внимание, запомнить, усвоить.

в) Формулы записывать в рамках, рядом – название, ниже – пояснение символов, входящих в формулу.
г) Использование в блоках цветных рисунков, схем, чертежей, сравнительных и обобщающих таблиц, логических цепочек и т.д.

VÌÌ. Эмоциональное восприятие.

Урок начинать с эпиграфа к уроку, крылатой фразы, высказывания учёного, поэта и т.д.

а) Например, астрономия, тема: «Строение Вселенной». Начать урок с эпиграфа:

Вселенной бездна звёзд полна,

Звёздам числа нет,

Бездне – дна.

М.В.Ломоносов

б) Игра « Что? Где? Когда?». Можно использовать следующие строки:

Есть у меня шестёрка слуг

Горячих, вороных,

Они вперёд меня несут,

И не догнать мне их.

Они всегда со мной, везде,

Их я вам назову:

Как? Что? Когда? Конечно, Где?

Зачем? И Почему?

в) Использование музыкального сопровождения на отдельных этапах урока (физ. пауза, время обсуждения или решения задания и т.д.).

VÌÌÌ. Эмоциональный настрой.

а) Включить в урок Весёлые предметные задачки.

б) При подведении итогов и оценивании деятельности учащихся использовать не только оценки, но, например, сделать портрет знаменитого учёного и надпись типа: «Юному гениусу от гения настоящего» и т.д.

в) При проведении уроков защиты рефератов можно использовать такой приём: после удачного выступления провожать выступающего аплодисментами.

ÌX. Словесные образы.

а) Математика. Тема: «Решение линейных уравнений». При решении необходим перенос компонентов из одной части в другую со сменой знака на противоположный. Можно использовать, например, такой образ: знак равно – это граница, чтобы перейти границу - нужна виза, значит, меняй знак.

б) Геометрия. Много определений, которые нужно запомнить. Чтобы облегчить запоминание предлагаются смешные четверостишия. Например, биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Или медиана - это такая обезьяна, которая скачет по сторонам и делит сторону пополам, или хорда - это такая морда, которая шарится по кругу и соединяет любые две точки окружности друг с другом.

У каждого учителя в арсенале найдётся немало приёмов, которые позволят оптимизировать учебный процесс. Надеюсь, что эта статья позволит учителю-предметнику систематизировать свой багаж способов построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе и применять эти приёмы и способы в своей деятельности.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе.

Автор: Курилова Наталья Викторовна

Дата: 11.10.2017

Номер свидетельства: 431840


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства