Просмотр содержимого документа
«Почему создание общественно-государственной системы воспитания является приоритетным направлением политики нашего государства?»
Почему создание общественно-государственной системы воспитания является приоритетным направлением политики нашего государства?
В связи со сложивщейся обстановкой, которая длится на протяжении 8 лет в Донецкой Народной Республике, приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Поэтому в сфере образования сейчас действуют такие концепции:
«Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики» (согласно приказу Министерству образования и науки ДНР за 17.07.2015г.)
«Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»
Современное общество Донецкой Народной Республики формирует для системы образования новый социальный заказ: ему необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, к понимание себя, своего места в обществе, к принятию ответственных решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий совершаемых действий, открытые к взаимодействию, мобильные, активные, сопричастные к судьбе Отечества. В связи с этим возрастает значимость воспитательного компонента системы образования. Предметом воспитательной деятельности становятся не только теоретические знания, различные компетенции, практические навыки, но и физическое и духовное здоровье, чувственно-эмоциональная сфера, ценностное восприятие себя и окружающего мира, стратегия поведения в социуме и конкретная просоциально ориентированная деятельность. Новое время требует от нас понимания воспитания как главного условия динамичного развития и расцвета общества.
Данные концепции призваны консолидировать усилия государства и общества, направленные на формирование гражданской, культурной, исторической и национальной идентичности подрастающего поколения Донецкой Народной Республики, последовательное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, профессионалатруженика, усиление единения общества, а так же предполагагет разработку комплекса програм, методик по организации и осуществлению патриотического воспитания, использования всего многогобразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения.
Ключевым в новой парадигме воспитания является вопрос о специфике воспитательной функции в системе образования, которая, бесспорно, является особо ценным ресурсом развития и самореализации детей. В соответствии с отечественной традицией воспитание всегда было более широким понятием, чем образование, определяющим его ценностно-мировоззренческие основания. В таком понимании образование выступает инструментом воспитания. Речь идёт не о противопоставлении этих двух взаимосвязанных и взаимодополняющих базисных социальных институтов, а об обеспечении их баланса, оптимальном взаимодействии и интеграции. «Главная цель средней школы, — подчёркивал Д.С. Лихачёв, — воспитание. Образование должно быть подчинено воспитанию. Воспитание — это в первую очередь прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере.
В последние годы в сфере воспитания наметились определённые позитивные сдвиги, усилилось внимание общества к формированию концептуальных основ воспитательной работы, её программированию, гражданско-патриотическому воспитанию, выявлению и развитию талантливых детей. Были приняты важные решения в интересах детей.
Таким образом, в соответствии с концепциями патриотического и непрерывного образования, воспитание является широкомасштабным социокультурным феноменом, уникальным институтом социализации подрастающих поколений. Это — общенациональная задача и приоритетная функция общества и государства, направленная на формирование у детей патриотизма, гражданской идентичности, традиционных отечественных норм морали. Это — системный, целостный, непрерывный процесс взаимодействия детей и взрослых, учащихся и педагогов, ребёнка и родителей, всех субъектов воспитания; оказания детям социальнопедагогической или другой поддержки, необходимой для их жизнедеятельности и самоопределения. Воспитание реализуется через общественно-государственную систему деятельности, направленную на создание необходимых условий для формирования и развития растущего человека. Стратегия призвана объединить разрозненные практики воспитания, построить единую по целям и задачам, но разнообразную по содержанию и технологиям общественно-государственную систему воспитания, ориентированную на все уровни жизнедеятельности детей. Формируется новая ситуация, которая открывает дополнительные возможности для развития различных направлений воспитания, его содержания, принципов, методов, обоснования государственного, общественного и индивидуальноличностного заказов в сфере воспитания с учётом возрастающих требований к формированию гражданских, нравственных, социальных качеств молодого человека, вступающего во взрослую, самостоятельную жизнь.
Рассмотренные концепции,подходы, на наш взгляд, будут способствовать укреплению воспитательного потенциала страны, системы образования, всех субъектов воспитания; преодолению отставания воспитательной деятельности от современных потребностей общества, повышению качества целостного процесса обучения и воспитания детей, воспитания патриотического долга, долга за свою Родину.