Просмотр содержимого документа
«План работы с одоренными детьми на уроках физики»
План работы с одаренными детьми
Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости; усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по- своему.
Задачи: - предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся; - удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация); - помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Формы работы с одаренными детьми на уроках физики
Формы работы во внеурочное время
Формы работы в урочное время
Интеллектуальные игры.
Участие в олимпиадах.
Предметные недели.
Курсы по выбору (факультатив « Решение олимпиадных и нестандартных задач по физике)
Метод мозгового штурма
Элементы проблемно-развивающего обучения
Информационно - коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (уроки – презентации)
Элементы модульной технологии обучения
Задания творческие и нестандартные (домашние экспериментальные работы )
План работы с одаренными детьми учителя физики
№
Наименование мероприятия
Дата проведения
Ответственный
1.
Диагностика одаренности
( 7 класс):
- учебные характеристики
- мотивационные характеристики
- лидерские характеристики
В течение года
Учитель физики, классный руководитель 7 класса
2.
Диагностика одаренности
( 7 класс)
- работа с родителями
В течение года
Учитель физики, классный руководитель 7 класса
3.
Обработка результатов
В течение года
Учитель физики
4.
Развитие и стимуляция познавательного интереса учащихся:
Умение учиться
Постановка и решение учебных проблем
Творческие работы
Исследования
Дидактические игры
В течение года
Учитель физики
5.
Развитие общеучебных умений самостоятельной работы:
Творческие умения:
Уметь видеть проблему;
Уметь сформулировать проблему;
Уметь выдвинуть гипотезу
Уметь составить план решения проблемы, задачи
Уметь делать обобщения и выводы
Уметь систематизировать материал
Уметь составить доклад по теме ( на основании разных источников)
Уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы)
Уметь решить задачу
Уметь делать прогноз
Организационно – рефлексивные умения:
Уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план)
Уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями)
Уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
В течение всего периода обучения
Учитель физики
6.
Формирование исследовательской культуры учащихся 9 – 11 классов:
Формирование мыслительных умений и навыков
Формирование умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации
Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи
Развитие исследовательских умений и навыков
В течение всего периода обучения
Учитель физики
7.
Подготовка и проведение школьных олимпиад по физике и астрономии
По графику
Учитель физики
8.
Презентация и защита исследовательских работ по общешкольной научно – практической конференции
По графику
Учитель физики
Наличие системы работы с одаренными детьми
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Самое главное вовремя выявить талантливых детей и развивать их способности на протяжении всего процесса обучения в школе.
Система работы с одаренными детьми
1.
Выявление одаренных детей
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Беннета.
2.
Развитие творческих способностей на уроках
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
3.
Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. На уроках необходимо показать учащимся, что знание математики, физики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого проводятся беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.
Например: в 7 классе при изучении «Силы трения» прошу придумать сказку о том, что бы случилось, если бы эта сила пропала, получаются очень интересные истории. «У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно определить примерно площадь поперечного сечения проволоки?» - для 8 класса. Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные семинары.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике. Регулярно в нашей школе проводятся недели физики и математики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах, «Занимательные опыты», «Кто хочет стать отличником» и др.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
4.
Создание условия для развития всесторонней личности.
Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения». Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому педагог следит за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться,.
Примерные темы рефератов
Электрификация и охрана природы.
Экологическое состояние нашей планеты.
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Экологически чистые источники энергии - энергия Солнца, ветра, геотермальная энергия, энергия приливов и т.д.
Загрязнение атмосферы и природных вод.
Акустическое загрязнение окружающей среды.
Электромагнитное загрязнение окружающей среды.
Физические принципы действия очистных сооружений.
Транспорт и окружающая среда.
АЭС и экология.
Уникальное явление природы - Байкал.
Экологические проблемы озера Байкал, в связи потока туристов в летнее время. И т.д.
Темы практических работ
1. Физические методы очистки воды. Местные источники загрязнения: несанкционированная свалка мусора на территории населенного пункта с.Верхние Чебеньки, вблизи источника воды - реки; загрязнение в местах купания детей - пляжи. Очистные сооружения. Проблема очистки сточных вод.
Шум и борьба с ними.
2. Роль зеленых насаждений, работа с шумометром, использование таблицы допустимых норм шума (определить источник шума в классе, в своем доме, на улице).
Можно предложить следующий ход работы: выбрать участок дороги (можно вблизи своего дома) и подсчитать количество проехавших через него автомобилей в течение определенного времени.
С помощью шумомера определить шумовой показатель каждого вида транспорта возле дома. Затем вычислить общее шумовое загрязнение.
Сделать выводы и внести свои предложения по уменьшению шумового загрязнения.
3. Борьба за чистоту воздуха. Источники загрязнения. Системы контроля воздуха. Физико-химические способы уменьшения вредных выбросов.
Набор дидактических материалов
Предложите несколько альтернативных видов энергетических установок. Ответ поясните характеристиками и по возможности с иллюстрациями.
Предложите несколько проектов экологически чистых энергетических установок, работающих на возобновляемых источниках энергии. Ответ поясните рисунками.
Почему ветровые и солнечные электростанции не получили широкого распространения не только в нашей стране, но и во всем мире?
Ответ. Ветровые и солнечные электростанции маломощны и работают нестабильно, зависят от силы ветра, солнечные "работают" только в солнечную погоду.
Каковы экологически нежелательные факторы ГЭС?
Ответ. Уже на стадии возведения гидротехнических сооружений загрязняется место строительства; затопление огромных территорий под водохранилища; местное повышение воды влияет на грунтовые воды, приводит к подтоплению, заболачиванию местности, эрозии берегов и возникновению оползней; изменяется микроклимат, как следствие, изменяются условия существования флоры и фауны; вода в хранилищах застаивается, ее течение замедляется, что приводит к замедлению водообмена и ухудшению самоочищения, а также сказывается на жизни всех живых существ, обитающих в реке и у реки.
Почему заводские трубы делают как можно более высокими?
Ответ. Чтобы выбросы не конденсировались вблизи поверхности земли, отравляя воздух.
Почему атомные и тепловые электростанции нельзя размещать вблизи друг от друга?
Ответ. Образуются кислотные дожди при взаимодействии водяного пара, выделяемого АЭС с выбросами в атмосферу тепловых станций.
Влажность воздуха в комнате составляет 50% - 70%, а температура 180. найдите количество водяного пара, содержащегося в комнате, если его размеры составляют 5 х 4 х 2,8.
И т.д.
Темы компьютерных презентаций
Автомобиль и экология.
Виды электростанций.
Новые источники энергии.
Альтернативные источники энергии.
Славное море - священный Байкал.
Литература.
Газета "Физика", журналы "Физика в школе", "Квант"
Из материалов фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Энциклопедия для детей. Аванта +. Техника.
Энциклопедия для детей. Аванта +. Экология.
Физика и экология. 7-11 классы. Сост. Г.А.Фадеева, В.А.Попова. Волгоград: Учитель, 2005.
№
Название используемой технологии
Классы, в к-х используется
Обоснование применения.
Имеющийся или прогнозируемый результат.
1
Применение ИКТ
Во всех классах.
-повышение мотивации учащихся
-новый уровень восприятия учебного материала
-достижение дифференциации обучения учащихся
-развитие информационной компетенции
-развитие самостоятельных умений и навыков учащихся
- повышение интереса к изучаемому предмету
-развитие компетенций
-повышается уровень компьютерных знаний
2
Технология уровневой дифференциации
Во всех классах
-применение заданий разного уровня
-развитие умения самостоятельного выполнения работы
-умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты
3
Продуктивная технология при комплексном решении задач по физике