kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План работы с одоренными детьми на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В плане работы с одоренными деттьми показана показаны формы и методы работы с учащимися на уроках физики, но подойдет и для всех учителей и предметов.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План работы с одоренными детьми на уроках физики»

План работы с одаренными детьми



Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости; усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по- своему.

Задачи: - предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся; - удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация); - помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).



Формы работы с одаренными детьми на уроках физики


Формы работы во внеурочное время

Формы работы в урочное время

  1. Интеллектуальные игры.

  2. Участие в олимпиадах.

  3. Предметные недели.

  4. Курсы по выбору (факультатив « Решение олимпиадных и нестандартных задач по физике)

  5. Метод мозгового штурма


  1. Элементы проблемно-развивающего обучения

  2. Информационно - коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (уроки – презентации)

  3. Элементы модульной технологии обучения

  4. Задания творческие и нестандартные (домашние экспериментальные работы )



План работы с одаренными детьми учителя физики

Наименование мероприятия

Дата проведения

Ответственный

1.

Диагностика одаренности

( 7 класс):

- учебные характеристики

- мотивационные характеристики

- лидерские характеристики


В течение года

Учитель физики, классный руководитель 7 класса

2.

Диагностика одаренности

( 7 класс)

- работа с родителями


В течение года

Учитель физики, классный руководитель 7 класса

3.

Обработка результатов

В течение года

Учитель физики

4.

Развитие и стимуляция познавательного интереса учащихся:

  • Умение учиться

  • Постановка и решение учебных проблем

  • Творческие работы

  • Исследования

  • Дидактические игры


В течение года


Учитель физики

5.

Развитие общеучебных умений самостоятельной работы:

  1. Творческие умения:

  • Уметь видеть проблему;

  • Уметь сформулировать проблему;

  • Уметь выдвинуть гипотезу

  • Уметь составить план решения проблемы, задачи

  • Уметь делать обобщения и выводы

  • Уметь систематизировать материал

  • Уметь составить доклад по теме ( на основании разных источников)

  • Уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы)

  • Уметь решить задачу

  • Уметь делать прогноз

  1. Организационно – рефлексивные умения:

  • Уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план)

  • Уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями)

  • Уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.



В течение всего периода обучения



Учитель физики







































6.

Формирование исследовательской культуры учащихся 9 – 11 классов:

  • Формирование мыслительных умений и навыков

  • Формирование умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации

  • Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи

  • Развитие исследовательских умений и навыков

В течение всего периода обучения


Учитель физики
















7.

Подготовка и проведение школьных олимпиад по физике и астрономии

По графику

Учитель физики

8.

Презентация и защита исследовательских работ по общешкольной научно – практической конференции

По графику

Учитель физики



Наличие системы работы с одаренными детьми

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Самое главное вовремя выявить талантливых детей и развивать их способности на протяжении всего процесса обучения в школе.

Система  работы с одаренными детьми

1.

Выявление одаренных детей

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты  Беннета.

2.

Развитие творческих способностей на уроках

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

3.

Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

 

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся  используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. На уроках необходимо показать учащимся, что знание математики, физики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого  проводятся беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.

Например: в 7 классе при изучении «Силы трения» прошу придумать сказку о том, что бы случилось, если бы эта сила пропала, получаются очень интересные истории. «У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно определить примерно площадь поперечного сечения проволоки?» - для 8 класса. Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные семинары.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике. Регулярно в нашей школе проводятся недели физики и математики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах, «Занимательные опыты», «Кто хочет стать отличником» и др.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.

4.

Создание условия для развития всесторонней личности.

Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант -  это 1 % способностей, а 99% потения». Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.

    Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому педагог  следит за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться,.



Примерные темы рефератов

  1. Электрификация и охрана природы.

  2. Экологическое состояние нашей планеты.

  3. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

  4. Экологически чистые источники энергии - энергия Солнца, ветра, геотермальная энергия, энергия приливов и т.д.

  5. Загрязнение атмосферы и природных вод.

  6. Акустическое загрязнение окружающей среды.

  7. Электромагнитное загрязнение окружающей среды.

  8. Физические принципы действия очистных сооружений.

  9. Транспорт и окружающая среда.

  10. АЭС и экология.

  11. Уникальное явление природы - Байкал.

  12. Экологические проблемы озера Байкал, в связи потока туристов в летнее время. И т.д.

Темы практических работ

1. Физические методы очистки воды. Местные источники загрязнения: несанкционированная свалка мусора на территории населенного пункта с.Верхние Чебеньки, вблизи источника воды - реки; загрязнение в местах купания детей - пляжи. Очистные сооружения. Проблема очистки сточных вод.

Шум и борьба с ними.

2. Роль зеленых насаждений, работа с шумометром, использование таблицы допустимых норм шума (определить источник шума в классе, в своем доме, на улице).

Можно предложить следующий ход работы: выбрать участок дороги (можно вблизи своего дома) и подсчитать количество проехавших через него автомобилей в течение определенного времени.

С помощью шумомера определить шумовой показатель каждого вида транспорта возле дома. Затем вычислить общее шумовое загрязнение.

Сделать выводы и внести свои предложения по уменьшению шумового загрязнения.

3. Борьба за чистоту воздуха. Источники загрязнения. Системы контроля воздуха. Физико-химические способы уменьшения вредных выбросов.

Набор дидактических материалов

Предложите несколько альтернативных видов энергетических установок. Ответ поясните характеристиками и по возможности с иллюстрациями.

Предложите несколько проектов экологически чистых энергетических установок, работающих на возобновляемых источниках энергии. Ответ поясните рисунками.

Почему ветровые и солнечные электростанции не получили широкого распространения не только в нашей стране, но и во всем мире?

Ответ. Ветровые и солнечные электростанции маломощны и работают нестабильно, зависят от силы ветра, солнечные "работают" только в солнечную погоду.

Каковы экологически нежелательные факторы ГЭС?

Ответ. Уже на стадии возведения гидротехнических сооружений загрязняется место строительства; затопление огромных территорий под водохранилища; местное повышение воды влияет на грунтовые воды, приводит к подтоплению, заболачиванию местности, эрозии берегов и возникновению оползней; изменяется микроклимат, как следствие, изменяются условия существования флоры и фауны; вода в хранилищах застаивается, ее течение замедляется, что приводит к замедлению водообмена и ухудшению самоочищения, а также сказывается на жизни всех живых существ, обитающих в реке и у реки.

Почему заводские трубы делают как можно более высокими?

Ответ. Чтобы выбросы не конденсировались вблизи поверхности земли, отравляя воздух.

Почему атомные и тепловые электростанции нельзя размещать вблизи друг от друга?

Ответ. Образуются кислотные дожди при взаимодействии водяного пара, выделяемого АЭС с выбросами в атмосферу тепловых станций.

Влажность воздуха в комнате составляет 50% - 70%, а температура 180. найдите количество водяного пара, содержащегося в комнате, если его размеры составляют 5 х 4 х 2,8.

И т.д.

Темы компьютерных презентаций

  1. Автомобиль и экология.

  2. Виды электростанций.

  3. Новые источники энергии.

  4. Альтернативные источники энергии.

  5. Славное море - священный Байкал.







Литература.

  1. Газета "Физика", журналы "Физика в школе", "Квант"

  2. Из материалов фестиваля педагогических идей "Открытый урок".

  3. Энциклопедия для детей. Аванта +. Техника.

  4. Энциклопедия для детей. Аванта +. Экология.

  5. Физика и экология. 7-11 классы. Сост. Г.А.Фадеева, В.А.Попова. Волгоград: Учитель, 2005.

Название используемой технологии

Классы, в к-х используется

Обоснование применения.

Имеющийся или прогнозируемый результат.

1

Применение ИКТ















Во всех классах.

-повышение мотивации учащихся

-новый уровень восприятия учебного материала

-достижение дифференциации обучения учащихся

-развитие информационной компетенции

-развитие самостоятельных умений и навыков учащихся

- повышение интереса к изучаемому предмету

-развитие компетенций

-повышается уровень компьютерных знаний

2






Технология уровневой дифференциации




Во всех классах






-применение заданий разного уровня





-развитие умения самостоятельного выполнения работы

-умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты

3

Продуктивная технология при комплексном решении задач по физике

Во всех классах

-привитие интереса к предмету

-воспитание нравственно-эстетических качеств

5

Здоровьесберегающие

Во всех классах

-Повышение эффективности урока

-Улучшение качества знаний



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
План работы с одоренными детьми на уроках физики

Автор: Насырова Гульнара Жамилевна

Дата: 14.10.2022

Номер свидетельства: 614969


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства