план и конспект коучинг-сессии на тему "Критическое мышление и его влияние на мотивацию учащихся"
План и конспект коучинг-сессии на тему "Критическое мышление и его влияние на мотивацию учащихся"
Коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.Коучинг - это процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал. Коучинговый подход в организации встреч с коллегами максимально соответствует концепции личночтно-ориентированного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«план и конспект коучинг-сессии на тему "Критическое мышление и его влияние на мотивацию учащихся" »
Я услышал и забыл.
Я увидел и запомнил.
Я сделал и понял.
Конфуций Жить – значит иметь проблемы.
Решать их – значит расти интеллектуально.
( Гилфорд)
ПЛАН КОУЧИНГ-СЕССИИ
Тема:
Критическое мышление и его влияние на мотивацию учащихся.
Цель:
Заинтересовать участников коучинга в применении стратегий модуля «Обучение критическому мышлению» в своей профессиональной практике, оценить степень влияния стратегий критического мышления на мотивацию учащихся.
Задачи:
1. Выявить уровень компетенции участников коучинга по технологии «Критическое мышление»;
2. Расширить знания и сформировать навык практического применения стратегий и приемов критического мышления;
3. Вовлечь участников коучинга в процесс дискуссии о влиянии стратегий критического мышления на мотивацию учащихся с целью подведения их к выводу о необходимости применения данного модуля в своей педагогической практике.
Тренинг-разминка:
Игра «Венок» - участники встают в круг и поочередно берут за руку стоящего рядом, одновременно говоря ему слова благодарности или комплимент.
Формирование групп:
1.При помощи цветных стикеров в форме яблок участники делятся на 3 группы.
2.Создание правил работы в группах.
Введение в тему:
Работа в группах (постер):
1 группа - провести сравнительный анализ целей, процесса, результата школы старой формации и современной школы.
2 группа - портрет современного ученика и современного учителя для этого ученика
3 группа - причины, по которым учителям необходимо (нет необходимости) изменить свои подходы в преподавании.
Задание 1:
«Мозговой штурм»
«Корзина идей»
Обсуждение в группах, составление списка того, что известно по теме «Критическое мышление», заполнение «корзины идей»
Презентация.
Просмотр и комментарий к презентации «Стратегии критического мышления»
Физминутка:
«Бегемотик»
Задание 2:
постер
Изучение уровней учебных целей согласно таксономии Блума.(метод «Зигзаг») -
- 1группа - Знание, понимание.
- 2 группа - Применение, Анализ.
- 3 группа - Синтез, оценивание.
Задание 3:
Таксономия Блума
Распределить вопросы к сказке «Колобок» в соответствие с уровнями таксономии Блума (с помощью глаголов - опор)
Рефлексия:
стратегия «Шесть шляп мышления»
Рассмотреть тему коучинга через стратегию «Шесть шляп мышления»
Белая шляпа - это та информация о технологии «Критического мышления», которую вы сегодня получили.
Желтая шляпа - позитивные стороны влияния стратегии критического мышления на мотивацию учащихся.
Черная шляпа - возможные проблемы применеии технологии еритического мышления на практике.
Красная шляпа - эмоциональное отношение к данному модулю.
Ресурсы:
Стикеры в форме яблок, листы формата А3, цветные маркеры, материал для изучения «Таксономия Блума», презентация формата Power Point, шляпы (желтая, черная, красная).
Конспект коучинг – сессии
Тема: Критическое мышление и его влияние на мотивацию учащихся.
Задачи: 1. Выяснить уровень осведомленности участников коучинга с методами и приемами критического мышления;
2. Расширить знания о стратегиях и приемах критического мышления;
3. Вовлечь участников коучинга в процесс дискуссии о влиянии стратегий критического мышления на мотивацию учащихся с целью подведения их к выводу о необходимости применения данного модуля в своей педагогической практике.
Цель: Заинтересовать участников коучинга в применении стратегий модуля «Обучение критическому мышлению» в своей профессиональной практике, оценить степень влияния стратегий критического мышления на мотивацию учащихся.
Ход коучинга:
Слайд 1
I. Организационный момент.
Приветствие участников коучинга
Создание благоприятного эмоционального настроя: игра «Венок» - участники встают в круг и поочередно берут за руку стоящего рядом, одновременно говоря ему слова благодарности или комплимент.
II. Создание коллаборативной среды.
1.При помощи цветных стикеров участники делятся на 3 группы.
2.Создание правил работы в группах.
III. Введение в тему коучинга.
1. Вводное слово коуча:
Нашу встречу, уважаемые коллеги, мне хочется начать с поздравления вас всех с тем, что мыс вами живем в 21 веке, когда в окружающем нас мире происходят глобальные изменения. Нам есть с чем сравнить: многие из вас помнят появление первых ЭВМ, предков нашего современного компьютера; пейджеров; первых сотовых телефонов; школу, о компьютеризации которой приходилось только мечтать. Прошло, казалось бы, совсем немного времени, и все мы уже не можем обходиться при проведении уроков без таких помощников как компьютер, проектор, интерактивная доска, которые позволяют сделать процесс обучения интереснее, доступнее, нагляднее. Меняется не только окружающая нас действительность. Вместе с ней меняются школа, учителя, наши ученики, меняются их потребности в области знаний и умений.
Слайд 2
Задание 1: (5 мин. в группе + по 2 мин на презентацию = 11 мин.
работа в группах -
1 группа - провести сравнительный анализ целей, процесса, результата школы старой формации и современной школы.
2 группа - портрет современного ученика и современного учителя для этого ученика
3 группа - причины по которым учителям необходимо (нет необходимости) изменить свои подходы в преподавании.
Слайд 3
В условиях стремительно меняющегося мира первым, ключевым вопросом и для политиков в сфере образования, и для школ в целом, и для учителя в частности, является вопрос: «Что подлежит изучению учащимися в 21 веке?» и вторым, не менее значимым - «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21 веку?» В настоящее время в сфере образования общепризнанна равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся, помимо формального обладания знаниями, к практическому использованию имеющихся знаний. На нас, на учителях,
лежит обязанность подготовить конкурентоспособную личность, способную к практическому применению знаний и востребованную обществом 21 века.
Слайд 4
2. Объявление темы коучинга. Сегодня мы с вами будем обсуждать, рассуждать, изучать и применять стратегии критического мышления и их влияние на мотивацию учащихся.
Итак, тема нашей встречи: Критическое мышление и его влияние на мотивацию учащихся.
IV. Вызов
Понятие «критическое мышление» знакомо многим из вас. И прежде всего я предлагаю вам поделиться своими знаниями, и, может быть, опытом о том, что такое критическое мышление и что вам известно о данной технологии.
Слайд 5
Задание 2
- Обсуждение в группах и составление списка того, что известно по теме «Критическое мышление»
Обсудите в группах и ответьте на вопросы (составление секретарями групп списка идей)
1. Что такое «критическое мышление»?
2. Что вам известно по данной технологии?
Затем каждая группа пишет на стикерах свои идеи и заполняет «корзину идей» (возможно пояснение и обсуждение)
Слайд 6
V. Осмысление.
1. Презентация «Стратегии критического мышления»
Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам, проблемам.
Мотивация — стимулирование человека к выполнению какого-либо действия
Слайд 7
Развитие критического мышления - это «...подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире». [4]
Слайд 8
Основоположники критического мышления - Джон Дьюи , который признал . «Что направленность образовательной программы на формирование навыков мышления учеников, обеспечила бы эффективность не только ученикам, но и всему обществу»
Эдвард Глейзер, который определил, «что способность к критическому мышлению состоит из трех элементов:
- осуществление мыслительного процесса при решении проблем и вопросов, которые входят в диапазон формирования своего опыта;
- знание методов логического исследования и рассуждения;
- практические навыки в применении данных методов.
Слайд 9
Урок с применением технологии критического мышления состоит из следующих технологических этапов:
- вызов;
- осмысление;
- рефлексия.
Слайд 10
Вызов позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 19
Примеры
Мышление. Критическое, креативное. Сомневается, активизирует, анализирует. Нет предела совершенству и фантазии Идея.
Слайд 20
«Корзина идей» -позволяет выяснить все, что знают или думают ученики;
- проводится обмен информацией.
Слайд 21
«Инсерт» - чтение текста с пометками: + знакомая информация; - новая информация; ! это меня удивило; ? хочу узнать больше.
Слайд 22
«Чтение с остановками» - Читается текст (лекция) дозировано.
Непременное условие приема – найти оптимальный момент в тексте для остановки.
Слайд 23
«Толстые и тонкие вопросы» - Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.
Слайд 24
«Бортовые журналы» – обобщающее название различных приемов обучающего письма. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы. - Что мне известно по данной теме?
«Перепутанные логические цепочки» - отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке.
Слайд 26
«Зигзаг - взаимообучение.
Слайд 27
2. Физминутка «Бегемотик»
Слайд 28
3. Изучение уровней учебных целей согласно таксономии Блума.(метод «Зигзаг»
Я надеюсь, что вы отдохнули и готовы к продолжению.
Более подробно хочется остановиться на таксономии Бенджамина Блума, американского ученого, автора одноименной таксономии педагогических целей в познавательной сфере.
Слайд 29.
Таксономия Блума включает шесть этапов, предполагая поэтапное продвижение от самых низких процессов - до высоких.
Таксономия Блума представлена в виде пирамиды уровней учебных целей:
Слайд 30
Я предлагаю вам, дорогие коллеги познакомиться с этапами учебных целей таксономии Блума самостоятельно, почувствовать себя в роли учеников, изучить информацию, представить ее в виде конспекта, кластера, таблицы и т. д.,
Слайд 31
по истечение 5 минут эксперты по одной теме собираются в одну группу,
обмениваются результатами работы;
- составляют общую презентацию по теме;
- делятся результатами своей работы с другими группами (обучают);
Приводят примеры вопросов по своим уровням по таксономии Блума .
- 1группа - Знание, понимание.
- 2 группа - Применение, Анализ.
- 3 группа - Синтез, оценивание.
(В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию, приводят примеры вопросов согласно таксономии Блума.)
Слайд 32
4. Составление вопросов по таксономии Блума по сказке (с опорой на глаголы, типичные для каждого уровня) - каждая группа составляет несколько вопросов по разным уровням.
Вопросы презентуются и обсуждаются.
Слайд 33
В заключении нашего семинара я хочу познакомить вас еще с одной стратегией критического мышления «Шесть шляп мышления» , разработанной Эдвардом де Боно.
Данная стратегия представляет собой процесс параллельного мышления с разных точек зрения, позволяет сфокусировать мышление на чем-то одном из множества различных перспектив для мышления
Слайд 34
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию, которая нам уже известна или необходима.
Желтая шляпа символизирует яркость и оптимизм. Под этой шляпой вы изучаете позитивные стороны идеи, и переключаете свое внимание на поиск достоинств и пользы.
Черная шляпа это оценка – «адвокат дьявола», или почему что-то может не работать.
Красная шляпа означает чувства, догадки и интуицию.
Зеленая шляпа фокусируется на креативности; возможностях, альтернативах и новых идеях.
Синяя шляпа управляет мыслительным процессом. Это контролирующий механизм, который гарантирует наблюдение направлений всех Шести шляп.
V. Рефлексия .
1. В процессе нашего коучинг-занятия вы апробировали на собственном опыте такие стратегии критического мышления, как «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Зигзаг»(взаимообучение), таксономию Блума, стратегия «Шесть шляп мышления» поделились опытом в применении других стратегий.
Слайд 35
Я предлагаю рассмотреть тему нашего коучинга через стратегию «Шесть шляп мышления»
Белая шляпа - это та информация о технологии «Критического мышления», которую вы сегодня получили.
Желтая шляпа - позитивные стороны влияния стратегии критического мышления на мотивацию учащихся.
Черная шляпа - возможные проблемы применеии технологии еритического мышления на практике.
Красная шляпа - эмоциональное отношение к данному модулю.
Обсуждение в группах, презентация выступления каждой шляпы.
2. Притча «О ста шариках»
Спасибо вам, дорогие коллеги, за активное и плодотворное сотрудничество!
В благодарность за вашу работу предлагаю прослушать притчу.
Помните о своих родных и близких, и , несмотря на загруженность на работе , найдите время, чтобы сказать им как вы их любите и цените! Они - самое дорогое в вашей жизни!
3. Напишите, пожалуйста, свои отзывы, пожелания, предложения в отношение данного коучинга и, непосредственно, технологии критического мышления и прикрепите их на дерево пожеланий.