Переход на триместровую систему обучения в школе как принцип здоровьесбережения
Переход на триместровую систему обучения в школе как принцип здоровьесбережения
Переход на триместры способствует: сохранению и укреплению здоровья детей, снижению перегрузки обучающихся, улучшению психологического климата в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Переход на триместровую систему обучения в школе как принцип здоровьесбережения»
Переход на триместровую систему обучения в школе как принцип здоровьесбережения.
Бондарева Виктория Игоревна
МОУ школа № 2
г.о. Жуковский
В соответствии с Законом РФ « Об образовании»ст.15 п.1: «Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно».
1 сентября 2013 года МОУ школа № 2 перешла на триместровую систему организации обучения. Так как практика триместровой системы организации образовательного процесса уже достаточно распространена, переходу предшествовало изучение опыта школ, в которых обучение организовано по триместрам и ознакомление с аргументами в пользу данной системы.
Сравнивая традиционную систему и триместровую, были отмечены следующие преимущества: в отличие от четвертей (первые две четверти были по два месяца, третья – очень длинной, а четвёртая из-за большого количества выходных и праздников в мае – короткой), учебный год при триместровой системе будет делиться на три равных промежутка времени, что позволит равномерно распределить учебную нагрузку в течение учебного года. При триместровой системе организации обучения продолжительность учебного года второй и третьей ступеней общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, как и при традиционной системе, а продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) и летнего отдыха соответствует традиционной системе. Традиционная система школьных четвертей крайне нерациональна в основном – из–за длинной третьей четверти, которая приходится на период наиболее холодной погоды, короткого светового дня, эпидемиологического неблагополучия. В лексиконе школьных психологов даже появился новый термин – "синдром третьей четверти", который подразумевает ярко выраженную усталость учеников, жалобы на плохое самочувствие, головную боль, сонливость, сниженное внимание.
После введения триместровой системы в ряде школ ученые-медики НИИ гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН провели исследование, чтобы оценить влияние нового учебного плана на здоровье. Ведущий сотрудник института, кандидат медицинских наук Степанова Марина Исааковна отметила, что при обучении по новой системе дети болеют реже, чем по традиционной. Зафиксировано меньше случаев повышенной и высокой степени невротизации, психо - эмоциональное состояние обучающихся оказалось более устойчивым.
В результате перехода МОУ школа № 2 на триместровую систему организации образовательного процесса нами также было отмечено снижение заболеваемости обучающихся, что подтверждается результатами медицинских осмотров.
Результаты ежегодных медицинских осмотров обучающихся:
Сведения о болезнях
2012 – 2013 учебный год
Традиционная система
2013 – 2014 учебный год
Триместровая система
Болели простудными болезнями
57,3%
54,7%
Травмы
1,1%
1,2%
Прочие заболевания
27,2%
19,7%
Сведения о болезнях
2012 – 2013 учебный год
Традиционная система
2013 – 2014 учебный год
Триместровая система
Не болели
19,2%
22,5%
Болели 1-3 раза
78,6%
75%
4 -6 раз
2,2%
2,5%
Болели более 6 раз
0%
0 %
2012 – 2013 учебный год
Традиционная система
2013 – 2014 учебный год
Триместровая система
Болезни ЦНС
1,8%
1,3%
Пищеварительной системы
5,5%
5,3%
Снижение зрения
10,5%
9,7%
Нарушение осанки
11,46%
11%
Анализ состояния здоровья позволяет расценивать обучение в условиях равномерного чередования учёбы и каникул как здоровье сберегающее.
Кроме снижения заболеваемости, к преимуществам триместровой системы следует отнести более устойчивое психо - эмоциональное состояние обучающихся и повышение успеваемости обучающихся.
По результатам работы психолога школы было отмечено снижение числа обращений педагогов по вопросам трудностей в освоении обучающимися учебной программы, конфликтного поведения обучающихся:
2012 – 2013 учебный год
Традиционная система
2013 – 2014 учебный год
Триместровая система
Обращения учителей по вопросу трудностей в освоении учебной программы, снижения уровня учебной мотивации обучающихся
48
37
Обращений по вопросу конфликтного поведения обучающихся
31
24
Таким образом, переход на триместры способствуют: сохранению и укреплению здоровья детей, снижению перегрузки обучающихся,
улучшению психологического климата в школе, в классах и на уроках, снижению психо - эмоционального напряжения участников образовательного процесса, повышению удовлетворенности школой детей, родителей, педагогов.
Согласно результатам анкетирования обучающихся школы, проведённого после введения триместровой системы обучения 94% обучающихся ответили, что их устраивает обучение по триместрам и равномерное распределение учебной нагрузки. 97% обучающихся устраивает наличие коротких промежуточных каникул. А 69% обучающихся
считают то, что нечётное количество оценок по предметам за триместры даёт возможность выставить более объективно итоговые оценки.
Обучающиеся отмечают следующие преимущества триместровой системы:
1. Каникулы чрез пять недель дают больше времени на то, чтобы «подтянуться», ликвидировать задолженность по предметам.
2. Появляется возможность «расслабиться» в каникулы в середине триместра, чтобы набраться сил для следующей половины учебного периода.
3. То, что всегда знаешь, когда каникулы и аттестация, дает внутренний настрой, большую четкость и ясность.
Плюсы новой системы, которые отмечают учителя:
1. Переход с четвертей на триместры для педагогов означает, что одним отчетом у них будет меньше.
2. Новая система способствует увеличению накопляемости оценок у обучающихся (при традиционной системе наблюдалась низкая накопляемость оценок при одном часе в неделю), что повышает объективность выставления оценок за триместр.
3. Нечётное количество оценок по предметам даёт возможность выставить более объективно годовые оценки.
4. Переход на триместровую систему обучения способствует оптимальному сочетанию учебной работы и отдыха.
5. Каникулы в середине триместра позволяют подвести предварительные итоги.
6. Появляется возможность во время каникул заняться корректировкой планов, подведением итогов, снять напряжение учебного периода.
По мнению родителей, переход на триместровую систему обучения способствует уменьшению случаев заболеваемости детей, благодаря возможности физической и психологической разгрузки через каждые пять недель. Также для родителей стало важным увеличение числа периодов отдыха для совместных семейных занятий (путешествий, совместного труда).
У системы есть единственный недостаток, который исчезнет в случае перехода всех школ на единую систему обучения: несовпадение планирования учебной и воспитательной работы в школе с планами учреждений, в том числе и дополнительного образования, работающими по традиционной системе.
Источники: 1. Журнал "Управление начальной школой" № 12, 2009 года
М.И. Степанова, д-р мед. наук, зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, г. Москва.