Просмотр содержимого документа
«Педсовет на тему: «Пути преодоления неуспеваемости школьника»»
Педсовет
Тема: «Пути преодоления неуспеваемости школьника»
Сообщение цели и темы педсовета.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего педсовета «Пути преодоления неуспеваемости школьника».
Цель педагогического совета – выявить основные неуспеваемости школьников, определить пути преодоления неуспеваемости школьника.
Я. А.Каменский считал: «Все дети способны к обучению, которое нужно приспособить к врожденным способностям ребенка, чтобы можно было применить эти способности легко и приятно». Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов. Неслучайно Я.А. Коменский посвятил ей ряд разделов своей "Великой дидактики". Прежде всего, он вслед за Аристотелем настаивал на том, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, что всех их можно учить. Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания.
Вашему вниманию предлагались вопросы для обсуждения:
1.Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости учащихся?
2. В чем взаимосвязь здоровья и успеваемости?
3.Какова роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости учащихся?
Подумайте над кроссвордом.
Для интеллектуальной разминки отгадаем кроссворд
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
Вопросы(вам дано определение, найдите определяемое слово): 1. Освоенный человеком путем упражнений способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (умения ). 2. Комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста ( возрастные особенности ).3. Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам ( способности).4. Путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, посредством которого познается предмет науки ( метод).5. Состояние полного физического, душевного и социального благополучия ( здоровье ).6. Способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным ( навык ).7. Специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание и учение ( обучение).8. Совокупность устойчивых мотивов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности ( мотивация?). 9. Принятая в учебной системе оценка знаний, поведения учащихся ( отметка).10. Побуждение к действию, толчок, активизирование деятельности (стимулирование).11. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть, узнать, понять ( интерес).
Следующим этапом нашего педсовета будет проведение деловой игры. Учителям по группам раздам схемы, вы должны в течение 5 минут записать причины неуспеваемости учащихся. Это будет ответ на первый вопрос педсовета.
У нас появилась следующая схема
Примерная схема:
Не учитываются индивидуальные особенности учащихся
Отсутствие своевременной информации о неудовлетворительной оценке
Большой объем домашних заданий
Пропуск уроков
Результаты успеваемости в 1-4 классах:
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание».
Отставание – это невыполнение требований..учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны.
Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с проблемами в их знаниях.
Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся. Разделим их на две группы:
1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;
2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.
Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников).
Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна.
К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Чего скрывать: приходится работать с такими детьми в обычном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.
Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически не успевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически неуспевающего ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек.
В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей.
Одна из форм работы с учащимися в этом случае - подготовительные консультации перед изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения этой темы. Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующее:
1. Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока,
2. Коллективный урок в сменяющихся парах: Цель - обойти как можно больше своих товарищей, а те в свою очередь дома готовят карточки с заданием.
3. Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.
4. При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и исправляются учителем, но и письменно рецензируются им в тетради. Посещая уроки учителей, проверяя рабочие тетради, администрация не увидела ни одной из перечисленных форм , уроки ведутся традиционно , устный опрос домашнего задания , авторитарное объяснение нового материала и если останется время- традиционное закрепление.
Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.
Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение.
Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету. Ученик может быть способный, ему легко учиться при желании он мог бы неплохо успевать, однако он равнодушен именно к этому предмету. Так появляется ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета. За 1 четверть с одной тройкой по предмету закончили22 учащегося.
Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.
Готовясь к педсовету, было проведено анкетирование для учащихся.
Анкетирование «Умеете ли вы учиться?» проводилось выборочно в параллели 2, 3, 4 классах (всего 147 учащихся).
Выводы: в общем по классам
хорошо развиты навыки
-готовить рабочее место в соответствии с заданием учителя
-высказываться устно в виде сообщения, доклада
- находить информацию в учебнике
недостаточно или плохо развиты навыки
- высказываться устно в виде пересказа
- высказываться устно в виде тематического ответа
- рецензировать ответы учащихся
Еще одна причина неуспеваемости - большое количество пропусков по болезни. Для некоторых неуспевающих основная причина трудностей в учении - слабое здоровье.
Анализируя вышеизложенное, предлагается рекомендация учителям в работе с неуспевающими (в буклете):
• К началу учебного года в личном журнале отразить сведения об учебных возможностях учеников. Для этого достаточно беседы с классным руководителем и собственное наблюдение.
Проанализировать отметки по смежным предметам за прошлый учебный год. Эти сведения помогут держать вызывающих опасение учеников с первого же урока под контролем.
• Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать их.
• Учить детей навыкам самостоятельной работы. Обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребенку.
• Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.
• Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.
• Организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников.
• Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
• Организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.
• Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей.
Конечно, опасность недоглядеть такого ученика, вовремя не прийти ему на помощь, не обнаружить в ученике его способности, не увидеть таланта, возможно, всегда есть. Другое дело, как мы реагируем на эту проблему. Ведь, что греха таить, мы так увлечены учебным процессом (подачи, опроса, контроля и т.д., да еще всякие нац. проекты и все прочее), что не задумываемся над тем, что правильно ли все делаем, не заглядываем в душу ребенка, не то что изучить какие-то там причины неуспеваемости. Давай знания и все тут. И так, каждый учитель по своему предмету. Дети учат (как правило ответственные дети), а какой ценой порой им достается это, мы не задумываемся. Вот отсюда и перегрузки учащихся.
Коменский сравнивает учителя с пастухом, садовником, акушером, полководцем, который стережет и охраняет «свое стадо», ухаживает за детьми.
Решение педсовета: педагог в современной школе должен стремиться выработать новую систему методов в творческой деятельности или владеть набором стандартных приемов и не быть пассивными и равнодушным к детям. В своей работе я буду стараться помогать каждому ребенку, какая бы причина неуспеваемости не была.
Кто за решения педсовета? Кто против? Кто воздержался?