kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогика сотрудничества и личностно-ориентированный подход в преподавании ИЗО как средства организации продуктивного сотрудничества детей на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В "Концепции среднего образования Российской Федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как субъекте своей учебной деятельности.

Сотрудничество понимается как взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, поэтому я придерживаюсь следующих принципов:

· ребенку нужно развиваться, чтобы развивалась личность; получение знаний должно для него стать естественным неотчужденным процессом;

· исходя из концепции развивающего обучения Эльконина-Давыдова, личность развивается в процессе обучения, следовательно, перед нами стоит задача создания новых условий для развития личности, т.е. нового способа построения учебно-воспитательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогика сотрудничества и личностно-ориентированный подход в преподавании ИЗО как средства организации продуктивного сотрудничества детей на уроках.»

Педагогика сотрудничества и личностно-ориентированный подход в преподавании ИЗО как средства организации продуктивного сотрудничества детей на уроках.

"Благо везде и повсюду зависит от соблюдения 2-х условий: первое – это правильного установления конечных целей всякого рода деятельности и второе - отыскание соответствующих средств, идущих к конечной цели"

Аристотель

В "Концепции среднего образования Российской Федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как субъекте своей учебной деятельности.

Сотрудничество понимается как взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, поэтому я придерживаюсь следующих принципов:

· ребенку нужно развиваться, чтобы развивалась личность; получение знаний должно для него стать естественным неотчужденным процессом;

· исходя из концепции развивающего обучения Эльконина-Давыдова, личность развивается в процессе обучения, следовательно, перед нами стоит задача создания новых условий для развития личности, т.е. нового способа построения учебно-воспитательного процесса.

Особенностями содержания и методики педагогики сотрудничества на сегодня являются 4 направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку;

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс;

3. Концепция воспитания;

4. Педагогизация окружающей среды.

В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей.

Я, как учитель ИЗО, являюсь в школе представителем методического объединения учителей гуманитарного цикла. Характер этой работы, предполагает плодотворное сотрудничество педагогов.

Эту работу можно сделать при одном условии – плодотворном сотрудничестве педагогов, которое выражается в согласованной работе, где каждый осознает, что он делает часть общей полезной работы. Такое взаимодействие предполагает скорректированное тематическое планирование по каждой из выше названной дисциплине, проведение меж предметных уроков, уроков погружения, учебные игры, в том числе и за пределами. Педагогика сотрудничества предполагает, как я уже сказала выше, сотрудничество детей и взрослых, в основе которого есть два субъекта одного процесса, они "сотрудники" – от слова "совместный труд", поэтому действуют вместе, являясь сотоварищами, партнерами. Это союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стать над другим.

В чем это проявляется на моих уроках ИЗО? Приведу конкретные примеры.

Зачастую ученик выступает соавтором урока. По мере прохождения учебного материала я стараюсь делить учащихся на подгруппы. Так в 6 классе при прохождении " Создание книги по искусству" учащиеся были распределены на отдельные редакции по названию разделов программы. Темы раздаются заранее, помогаю подобрать дополнительную литературу. Метод опережающего обучения срабатывает безошибочно. Когда подходит время уроков по соответствующей теме, выстраиваю урок вместе с детьми с учетом их наработок. Это может быть на разных этапах урока: предъявления новых знаний, первичного или итогового закрепления материала. Ученики продумывают и советуются со мной как лучше подать свой материал. На конференциях, играх или праздниках я стараюсь раствориться в детской среде и незаметно для учеников предоставить часто ведущую роль им.

И еще один принцип, в конце года оформляем результаты работы. В нашем совместном опыте есть игры, где каждый из них выступает в роли экскурсовода по территории Московского Кремля, Красной площади, Александровского сада и набережной. На протяжении всего курса преподавания изотворчества в среднем звене весьма полезно проводить экскурс в историю цивилизации. Дети, несомненно, согласятся с утверждением, что среди людей, живших две-четыре тысячи лет назад, были многие с недюжинным воображением. Дошедшие до нас памятники архитектуры, скульптуры, литературы неопровержимо свидетельствуют об этом. Достаточно вспомнить персонажей древних религиозных верований разных народностей, героев мифов и сказаний, легенд и поверий, эпосов и сказок, чтобы изумиться непревзойденным богатством воображения людей, живших за тысячи лет до нашего времени. В своем творчестве они пользовались разнообразными приемами создания необычных образов.
Одним из таких приемов является гиперболизация - преувеличение некоторых свойств в создаваемых образах. Примером являются мифологические персонажи .

Россия - многоконфессиональная страна. Неплохо было бы ознакомить детей с культурой ислама. Ислам, одна из крупнейших мировых религий, возникшая в 7-ом веке н. э., наложила запрет на изображение людей и животных. Поэтому воображение человека мусульманского вероисповедания стало находить выход в создании абстрактно-архитектурных форм и орнаментов. Мусульманские художники, архитекторы стали проявлять необычайную изобретательность в поисках разнообразных мотивов для орнаментов, которые использовались художниками разных народов. Бесконечно варьирующийся орнамент получил название  «арабески «, как напоминание о культуре арабского халифата, породившего его. На рисунках приведены фрагменты орнаментов (сверху вниз): древнеегипетский, древнегреческий меандр, древнегреческий акант, арабеска, русский -  «плетенка». Архитектурные  формы,  придуманные  древними  строителями, у  которых перед глазами было не так много образцов, также поражают нас взлётом мысли и воображения.

С течением времени изменялись в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи, графике) направления, стили. Главной, глубинной причиной этих изменений было желание художников творчески выразить себя, дать выход своему воображению.
Классицизм, барокко (от итальянского: странный, причудливый), рококо (от французского: мотив в виде раковины), импрессионизм (от французского: впечатление), мо¬дерн и модернизм (от французского: современный), символизм, экспрессионизм (от французского: выражение), сюрреализм (от французского: сверхреализм) - вот неполный перечень направлений развития искусства. Например, направление абстракционизма оп-арт (от английского: оптическое искусство) использует воздействие геометрических форм и цветовых контрастов на человеческий глаз.



Что дает такая работа моим ученикам? Ощущение значимости и сопричастности к общему делу каждого. Помимо глубоких знаний, идет личностное становление учащихся: у них формируются навыки общения с взрослыми и сверстниками, чувство ответственности, которое далеко не всем присуще в этом возрасте. И здесь учителю важно проявлять терпимость к детским недостаткам, оптимистическую веру в своего ученика, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию. Ребенок имеет право на ошибку, порой "проживание" личного отрицательного опыта является более значимым для его становления.

В ходе такой работы, обучая всех, ты реально можешь дойти до каждого. В этом случае. Индивидуальный подход к ученику предполагает новую трактовку: отказ от ориентировки на среднего ученика.

Осуществляя индивидуальный подход, стараешься установить личный контакт с каждым учеником. На основе смыслового общения, уровень которого, зависит от возможностей каждого ребенка, главное распознать потенциал, еще стараюсь использовать индивидуальные способности каждого, кого ты учишь. С этой целью постоянно нахожусь в поиске лучших качеств личности своих учеников, идя на очередной урок, тцательно продумываю сценарный план занятия, учитывая специфику классного коллектива и индивидуальные особенности учеников. В этом мне помогают материалы психолого-педагогической диагности личности (интересы, способности, направленность, я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов).

В результате я осознала, что в классе находятся ребята, психологический возраст которых не соответствует их биологическому возрасту. И даже в 8 классе могут одновременно сидеть дошкольник, младший школьник, подросток и старший подросток.

Тесно работая с психологической службой школы, пришла к выводу, что личностно-ориентированное обучение сегодня – это обучение, которое опирается на возрастные особенности и индивидуальные характеристики личности.

В связи с этим встает вопрос: "Как может учитель это использовать в своей работе?". Мы – практики, и порой проблемы в работе с детьми заключаются в умении применить психологические материалы в своей работе, где с других позиций описывается то, что вроде бы тебе известно. И в этом заключается проблема. Возвращаясь к тому, о чем уже упоминалось выше, хочу сказать, что невозможно дойти до личности каждого, если для всех детей, находящихся в классе одинаково давать материал. Учителю необходимо овладеть "ключом" к составлению заданий или изложению учебного материала, ориентированному на центральные психические функции, характерные определенному возрасту: дошкольника – воображение; младшего школьника – внимание и память, которые к концу возраста должны стать произвольными; младшего подростка – ассоциативное и причинно-следственное мышление, которое к концу возраста становится логическим… Учитывая, что я работаю в школе, где максимальная наполняемость класса составляет 16-20 человек и индивидуальный подход является главным принципом в работе, без помощи психологов невозможно конструировать индивидуальные программы развития учащихся и осуществлять их коррекцию. Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе и прогнозирование его развития заставляет меня искать новые технологические подходы, чтобы успешно обучать и развивать каждого своего ученика.

Я стараюсь развивать способности к самостоятельной творческой работе, которая основана на мышлении "без образца" и предполагает собственную активность ученика в ходе рождения и постановки проблемы, поиску и осуществлению ее решения. И вот здесь на смену дидактического метода приходит метод эвристический для того, чтобы ученик приобрел умение анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы. В этом случае ученик не только овладевает знаниями, но и способами приобретения знаний. Он проживает роль ученого, художника, автора и вместе с этим в его уме возникает тот самый мыслительный процесс, какой переживают профессионалы в ходе работы над своим продуктом деятельности. Сегодня необходимо подготовить будущих специалистов, готовых решать нестандартные проблемы, а начинает их готовить к жизни вместе с семьей школа. "Многое из того, что усваивает ученик, забывается, но зато остается привычка определенным образом работать над материалом. Стало быть, ценны не одни знания, а, прежде всего, способы, какими они разрабатываются" Вахтеров В.П. (1, с.155)

Итак, педагогика сотрудничества это не только плодотворное общение педагогов друг с другом, сотрудничество учителей со своими учениками, но и сотрудничество детей между собой, которым пронизаны уроки и внеклассная деятельность. Здесь очень важно, чтобы ученики перенимали и переносили образцы общения с учителями, уважали мнение и точку зрения другого и, работая в коллективе, чувствовали, что являются его частью. Долгое время в нашей стране господствовала система административной педагогики. Доктрины от этой педагогики понимают системность и комплексность воспитания механически, мечтая построить такую систему педагогических воздействий, которая охватывала бы личность со всех сторон, не оставляя никаких  «зазоров « и возможностей для отклонения от подразумеваемой заданной нормы. Подобная установка не только заведомо утопична, но и вредна, будучи объективно направлена на искоренение индивидуальности.
Динамичное общество будущего требует развитого, самостоятельного человека, которого невозможно собрать  «из унифицированных деталей. Это обязывает на всех этапах формирования личности считаться с её индивидуальными качествами, а если мы этого не делаем - дорого и хлопотно! - возникают сбои и непредсказуемые издержки. Противоположной административной педагогике в наши дни стала педагогика сотрудничества. Это не броский лозунг, а насущное требование. Педагогика сотрудничества -это педагогика, выработанная не вышестоящими инстанциями, а самими учителями-практиками. Сегодня существенно изменилась роль учителя в положении школы. Автопортрет учителя сегодня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения. Учитель (с большой буквы)- не название профессии, а личное звание человека.
Проделанная мною работа помогла мне, как учителю практику, глубже проникнуть в знания психологических процессов обучения художественному творчеству, обобщить знания, как по психологии подросткового возраста, так и психологии обучения изотворчеству, обобщены методы развития восприятия и воображения у детей 5-8 классов на уроках изотворчества. А это значит более точно найти те необходимые действия при проведении урока, более творчески подойти к планированию и организации уроков. Изученный материал поможет в дальнейшем при проведении уроков-бесед, уроков-игр по развитию восприятия и воображения на уроках ИЗО и эстетики, даст возможность наиболее точно и убедительно провести социальную и историческую ориентацию учащихся.

Я убеждена, что каждый ребёнок одарён и гениален, только нужно найти, подобрать  «ключики» к его душе, убедить его в способностях, как бы порой сложно не было. Кто знает, возможно, это будущий  Шишкин,  Репин или  Дега, а может,  перед вами - Гоген?!
Постепенно, ненавязчиво, радуясь вместе каждому, пусть совсем небольшому, успеху, ободряя в неудачах, педагог и юный художник вместе должны открывать огромный, яркий мир творчества!


 И последнее, педагогика сотрудничества предполагает также сотрудничество учеников, родителей, учителей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Божкова Наталья Васильевна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262845


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства