Педагогические чтения "Современное занятие как основа деятельностного и личностноориентированного подходов2
Педагогические чтения "Современное занятие как основа деятельностного и личностноориентированного подходов2
В соответствии с Госстандартами образования одними из основных направлений являются эксперименты по совершенствованию структуры и содержания общего образования. На сегодняшний день основой деятельностного и личностно ориентированного образования является учебное занятие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические чтения "Современное занятие как основа деятельностного и личностноориентированного подходов2»
Муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный учебно-производственный комбинат Кировского района города Донецка»
Педагогические чтения
Организация учебно-воспитательного процесса в период внедрения новых государственных образовательных стандартов. Инновационные технологии как условие повышения качества обучения.
Подготовил
учитель трудового
обучения и технологий
Санин Е.А.
Донецк 2016
Современное занятие как основа деятельностного и личностноориентированного подходов.
Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. На первом плане стоит личность, субъект, его интересы, а предметы - на втором.
П.Ф. Каптерев
В соответствии с Госстандартами образования одними из основных направлений являются эксперименты по совершенствованию структуры и содержания общего образования . На сегодняшний день основой деятельностного и личностно ориентированного образования является учебное заннятие. Выбор проблемы обусловлен рядом факторов:
-актуальность концепции личностно ориентированного образования не вызывает сомнений. Нет, и не может быть двух школьников, не говоря о целом классе, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т. д. Для кого-то из детей средний уровень предъявляемых требований оказывается непосильным, а кто-то, наоборот, недополучает знаний и умственной нагрузки. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Таким образом, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием;
- современное образование – это личностно ориентированное образование, основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка, его отношения к предмету и возможностей его усвоения, что требует от учителя осуществления индивидуального подхода к учащимся, предвидения трудностей учебного материала для отдельных учащихся, подбора рациональных видов работ для сильных и слабых учащихся;
-развитие личности является основной целью личностно ориентированного образования.
Поэтому овладение теорией и технологией развивающего обучения становится необходимым условием успешной работы учителя. Следовательно, перед каждым из нас постоянно стоит задача создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.
Плеяда известных российских учёных (Е.В.Бондаревская, Н.В.Бордовская, Е.И.Казакова, С.В.Кульневич, Т.В.Машарова, В.В.Сериков, И.С. Якиманская и др.) направляет свои усилия на создание теоретических и методических основ личностно ориентированного образования.
Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка.Дифференциация – организация учебного процесса с учётом доминирующих особенностей групп учащихся. А вот под индивидуализацией понимается учёт личностных особенностей каждого ученика, нацеленность образовательного процесса на личность, на интересы ученика, на его склонности. В этом подходе опора делается на персональные особенности деятельности, на характеристику качеств личности, её индивидуальные свойства, т. е. принимаются во внимание особенности каждого ребёнка. Иными словами, системообразующим фактором дифференцированного подхода является различие содержания, сущности обучения, системообразующим фактором индивидуального подхода – индивидуум, личность с её особенностями. Это понимание выводит нас на необходимость осмысления с точки зрения дифференцированного подхода таких терминов, «личностно ориентированный учебный процесс», «индивидуальная образовательная программа», а с точки зрения индивидуального подхода терминов «индивидуальные склонности», «индивидуально – образовательная траектория». Практика подтверждает наличие широкого разброса индивидуальных различий учащихся и как следствие большого разброса в уровне усвоения знаний у учащихся одного и того же класса.
«Дифференциация обучения» - в моём понимании это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Отсюда следует:
- дифференцированное обучение не цель, а условие и средство развития индивидуальности;
- проектирование (технологизация) личностно ориентированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;
-только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно ориентированной системы обучения. Особенности диагностики развития личности учащихся.
Одной из приоритетных задач при личностно ориентированной организации учебного процесса я считаю выявление уровня развития учащихся. Чтобы каждому ребёнку помочь стать личностью, необходимо хорошо знать его индивидуальные возможности, склонности, интересы. Главными показателями развития личности являются психолого - интеллектуальные качества, развитие познавательной активности, сформированность самостоятельности, навыков самоанализа, развитие коммуникативных умений.
Приёмы работы
Методы организации взаимодействия учащихся друг с другом всё активнее входят в жизнь школы. Введение этих методов способствует накоплению учащимися социального опыта общения. Придерживаясь принципа целенаправленного обучения навыкам групповой работы, использовать метод обучения в сотрудничестве мне помогают следующие приёмы:
Под руководством товарища.
Приём взаимных заданий, способствующий активному развитию взаимодействия.
Временная работа в группах. Этот приём представляет собой работу учащихся в составе малых групп по выполнению небольших учебных заданий. Такими заданиями могут быть: • обмен идеями, собственным опытом; • обмен информацией, полученной из разных источников и её обсуждение; • постановка вопросов для предстоящего обсуждения; • проведение «мозгового штурма»; • выход чувств и переживаний, возникающих как реакция на происходящее в классе.
Педагогика общей заботы Создание ситуаций совместных переживаний. Используя дифференцированный подход в обучении, применяю приём подготовки заданий, допускающих несколько способов решения. Ученик решает задачу на своём уровне сложности. Использование данного приёма влечёт рост числа нестандартных решений. Активизации механизмов мышления способствует применение приёма размышления вслух, использовании активизирующих вопросов. Эти приёмы ведут к повышению уровня осмысления учебного материала. Огромную роль в достижении хороших результатов играют формы обучения: Коллективные (фронтальные) общеклассные Групповые Индивидуальные
Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений.
Литература.
1.Миндюк М.Б. Развитие творческой деятельности учащихся, в процессе обучения (из опыта работы). Киров, 1995 г.
2.Ромашко Ш.В., Винник В.М. Технология работы в разноуровневых группах. Москва, 1992 г.